Методическая разработка по чтению (1 класс) по теме:
Урок по чтению : Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.

Хомяченко Елена Александровна

 

Тип урока: Изучение нового материала.
Цель:познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Буквы Ю, ю.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Диксонская средняя общеобразовательная школа»

Урок по чтению

Звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.

 

1 класс

        Учитель начальных классов

Хомяченко Елена Александровна

Г.п. Диксон

2011г.


Тема: звуки [у], [й’у]. Буквы Ю, ю.

Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими два звука, формировать умение читать выразительно, правильно, бегло понимать текст, быстро ориентироваться по тексту. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления, фонетического слуха, расширять кругозор.

Оборудование: касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков,

проектор, компьютер, учебник «Азбука» часть 2.

Ход урока

  1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,

начинается урок.

  1. Актуализация знаний. (6 мин)

- А начинается наш урок с повторения.

  1. Игра "Звуковая эстафета» (2мин.)

Описание игры: Учитель показывает букву, а соседи по парте, произносят соответствующие звуки (один называет твёрдый согласный, другой - мягкий);

- Молодцы!

 Следующая игра называется  «Кто быстрее составит слово?» (4мин)

Оборудование: предметные картинки, касса букв, карточки с графическими обозначениями звуков.

 Описание игры. Учитель показывает предметную картинку и предлагает детям составить слово-название предмета и звуковую схему-модель этого слова. Соседи по парте договариваются между собой, кто какую часть задания будет выполнять, и работают: один из фишек выкладывает схему, второй из букв набирает слово под ней. Побеждает пара, которая раньше других выполнит задание.

  1. Постановка темы и целей урока.(2 мин.)

Педагог: «Отгадайте загадку».


Я в июне, и в июле,
Что бы ни случилось вдруг,
Вместе с мамой уезжаю.
А куда? На ... (юг).

- На какую букву начинается слово отгадка?

Д.- букву Ю.

-Назовите тему нашего урока?

Д.- Тема нашего урока - буква Ю.

- Какую цель мы поставим себе на уроке?

Д.- Познакомиться с буквой Ю, научиться читать слоги и слова с буквой Ю.

  1. Новая тема. (7мин.)

Знакомство со звуками [у], [й’у], которые обозначаются буквами Ю, ю.

(По картинке КЛЮЧ.)  (2мин)
(Схема слова не делится на слоги. В слове не ставится ударение. Схема закрашена не полностью. Звук [у] закрашен красным цветом.)
Педагог обращается к детям: «Что это? (Ключ.) Произнесём это слово и хорошо потянем гласный звук. ([Кл’-у-у-уч]) Какой слышим звук? ([у-у-у].) Как произносится согласный звук, который составляет с ним слог-слияние? (Он звучит мягко [л’].) Как читались согласные звуки, когда за ними следовал гласный [у]? (Твёрдо.) Вот эту проблему мы сегодня и будем решать».

Звуко-буквенный анализ слова и определение слоговой структуры. Работа со звуковой схемой. (2мин)
Педагог:
 «Произнесите слово ещё раз и скажите, сколько в нём слогов. (В этом слове один гласный звук, значит, один слог.) Составим схему и подтвердим ту необычную ситуацию, которая у нас получилась». Один ученик выходит к доске.

Знакомство со звуком [й’у], который обозначается буквами Ю, Ю. (По картинке ЮБКА.) (1мин)
(Схема делится на слоги. Ставится ударение на первый слог, схема закрашена не полностью. Звук [й’у] закрашен зелёно-красным цветом.)
Педагог: «Произнесём слово медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем звуки. Особенно самые первые. ([й’у б к а]. Произнесите первый слог. ([й’оу б ].) Какие звуки слышите? ([й’] и [у].) Вот ещё одна проблема возникла у нас на уроке. Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой? Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносит слово ЮБКА.) Какая буква просится для обозначения звуков ([й’] и [у])? (Буква ю, она может обозначать сразу два звука [й’] и [у].)

- В каких случаях это происходит?»

Д.-Когда буква ю стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й’] и [у]. Например: Юра, Юг.)

  1. Игра «Поймай букву» (2 мин)

Оборудование: Текст из учебника «Азбука» с. 47

Описание игры: Дети сначала читают текст, а затем начинают просматривать его по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Один ученик называет слова, где буква Ю обозначает 1 звук, другой – где буква Ю обозначает 2 звука.

- В каких случаях это происходит?

  1. Физминутка (2мин)

Раз, два, три, четыре-

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре-

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире-

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре-

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку.

  1. Гимнастика для глаз

  1. Закрепление. (10мин)

1. Игра-ребус. Работа с нетбуками (3мин)

Педагог: 

«Послушайте загадки:

  1. Назовите самую кислую ягоду (Клюква)

  1. Плетусь по стенам, очень вьючь

А называют меня …. (плющ)

  1. Мальчика узнаю я, без особой муки.

Потому, что надевает вместо юбки…(брюки)

 Отыщите среди рисунков отгадку. К каждой отгадке-рисунку подберите схему.»

2. Работа со слогами.(3мин)
Педагог: «Прочитайте слоги в таблице. С любым из слогов составьте слово. Произнесите его и объясните, какие звуки обозначает в вашем слове буква ю».

[ню] [рю] [сю] [лю] [вю] [тю] [бю]

[юн] [юр] [юс] [юл] [юв] [ют]

Педагог: «Присоедините слоги [лю, рю, тю, юл] к определённым слогам и получите слова. (2мин)

  1. Игра «Мы присядем». (2мин)
    (Игра на дифференциацию на материале прямых и обратных слогов.) 
    Педагог: «Прочитайте слоги: ню, пю, рю, вю, шю, гю, сю, юш, юр, юл, ют, юк, юв. Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твёрдости согласного звука на кресло или на тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твёрдым согласным звуком».
  1. Физминутка (1мин)
  1. Гимнастика для глаз
  1. Закрепление (5 мин)

Педагог: «Назовите предметы на сюжетной картинке, в названиях которых звуки обозначаются буквой ю. Укажите, какие звуки обозначает каждая буква ю. (люстра, брюки, утюг — ([у]). Юбка — [й’у].)

Педагог просит детей самостоятельно составить рассказ по сюжетным картинкам.

 Далее педагог предлагает прочитать текст (для читающих детей.)  Азбука с.48
Озаглавьте текст».

  1. Рефлексия ( 1мин)

- С какой буквой мы сегодня работали?

- Что мы узнали о ней?

-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

  1. Посмотрите на экран и выберите смайлик, который вам больше подходит:

Первый смайлик говорит о том, что вам было легко на уроке,

Второй - нужна была помощь учителя,

Тритий - было сложно.

Список литературы:

  1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте.1 класс" УМК В.Г. Горецкого «Русская азбука» (серия «Школа России»);
  2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
  4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. – методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Урок по чтению "Звуки З, З’. Буквы З,з."

Цель урока:-  знакомство с  новой  буквой  и звуками  основного этапа обучения.Задачи урока:Пре...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе "Согласные звуки drupal_ф drupal_ф`. Буквы Ф,ф". УМК "Развивающая система Занкова".

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе на тему "Согласные звуки drupal_ф drupal_ф`. Буквы Ф,Ф" +презентация....

Урок обучения грамоте. Звуки д, д. Буквы Д,д.

Образовательная система: «Школа 2100».Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука»Тип урока: ур...

Урок обучения грамоте. Согласные звуки (к) (к), буквы К к

Урок обучения грамоте. Согласные звуки (к) (к), буквы К к...

Урок по обучению грамоте по теме "Буквы Гг, звуки Гг"(на тат.языке)

 Аннотация к уроку.Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой Г г " 1 класс Самигуллина Ляйсан Зиннуровна «Мет...

Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"

На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Методическая разработка по литературному чтению(обучение грамоте) Тема. Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к 1 класс, «Школа России»

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность...

Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ

 Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуа...

урок обучения грамоте "Непарные по глухости - звонкости звонкие согласные звуки и их буквы" по УМК "Гармония"

Урок направлен на решение главной задачи урока: закрепить понятия: звонкие, глухие, парные, непарные согласные. Материал...