План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
Урок развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Траскевич Марина Валерьевна

 

Сегодня перед школой стоит задача чрезвычайной важности – добиться того чтобы каждого ученика вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но человеком – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя.

Урок развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"преследует следующие цели:

систематизирование  знаний учащихся о типах текста;
подготовка  к написанию сочинения с элементами описания;
развитие внимания, мышления, речи, памяти, творческих способностей;
развитие умения  работать в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_rechi.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

Цели:

  1. систематизирование  знаний учащихся о типах текста;
  2. подготовка  к написанию сочинения с элементами описания;
  3. развитие внимания, мышления, речи, памяти, творческих способностей;
  4. развивать умение  работать в парах.

Оборудование:

 Тексты о снежинке , слова-сравнения и слова-действия, характеризующие снежинку на карточках, картинки и фотографии зимы и снежинки, музыкальное произведение "Вьюга и вальс снежинок", снежинки для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Посмотрите за окно. Какая сегодня прекрасная погода. Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок? Сегодня на уроке вам пригодятся ваши наблюдения.

2. Введение в тему урока.

- Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрыла серебром.

- О какой царице идет речь? (зима)

- Нравится ли вам зима? Чем?

- Как её описывают? (белоока, белолица)

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему сравнивают с белым?

- Почему именно на тройке? (зимние месяцы)

- О каком серебре говорится? (снег)

- Что такое снег?

Снег - это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.

- Из чего он состоит? (снежинки)

- Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.

3. Работа с текстами. 

Ознакомьтесь с текстами.

Чтение вслух.

- Какова тема текстов? (снежинка)

- Что узнали из первого текста? (почему снежинка белого цвета)

- Какой тип текста? (рассуждение)

- Почему? (рассуждение на тему почему снежинка белая)

- Что узнали из второго текста? ( как образуется снежинка)

- Какой тип текста? (повествование)

- Почему? (рассказывается о том, как образуется снежинка)

- Что узнали из третьего текста? (описание полета снежинки)

- Какой тип текста? (описание)

- Почему? (описание полета, сравнение снежинки со звездой, цветком, пушинкой)

- Вы заметили, что последний текст выделен цветом. У кого текст выделен голубым цветом - будете искать слова, с которыми сравнивается снежинка. У кого зеленым - слова, которыми можно заменять слово падает.

Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.

(Слова-сравнения: звезда, цветок, пушинка.Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят.)

Физминутка.

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

4. Наблюдение и слушание.

- Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.

- А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта "Снежинка". (чтение стихотворения учителем)

- Какие слова - описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)

- Какая еще может быть снежинка? (слова добавляются к уже помещенным на доске)

- Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.

- Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?

- Композиторы в своей музыке передали то, что увидели при помощи звуков.

- Что такое вьюга? Какая будет музыка?

Слушание музыки "Вьюга и вальс снежинок".

5. Написание сочинения-миниатюры.

- Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.

- Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение)

Что такое миниатюра?

Написание сочинений. Зачитывание нескольких работ.

6. Итог урока.

- Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?

7. Рефлексия.

Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!

- Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Интегрированный урок в 3 классе по русскому языку и окружающему миру

Тема урока по русскому языку:"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах"Тема по окружающему миру...

Библиотечный час "Семь чудес России"

                  Данный библиотечный час знакомит учащихся  с семью ч...

Конспект внеклассного мероприятия в 4 классе. «Турнир знатоков русского языка»

 Данное внеклассное мероприятие позволяет повторить и закрепить знания по русскому языку, способствовать развитию п...

Классный час "Кубань-красавица на века делами славится"

Разработка Всекубанского единого классного часа 25.05.2013 г. для 1 класса....

Конспект открытого урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю о...

Папка классного руководителя.

Материал для классных руководителей....

Игра - путешествие по творчеству Г. Х. Андерсена

Данная игра - путешествие способствует воспитанию устойчивого интереса к книге; развитию интереса к чтению; знакомс...

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Данная викторина  познакомит учащихся  с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом);  &...

Инструкция

Инструкция на тему «Профилактика негативных ситуаций во дворе, на улице, дома, в общественных местах», проведённая 30...