Методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме:
Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

Пинтера Ирина Ивановна

 

Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком.

 

Цели урока:

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к учению, дружбе;
  • Воспитывать эстетические чувства;

Общеобразовательная:

  • Учить выделять отдельные звуки, находить ошибкоопасные места в слове;
  • Тренировать  в умении записывать слова «звуковой» записью;
  • Способствовать осознанности письма;

Развивающая:

  • Развивать речь.
  • Прививать любовь к чтению русских народных сказок;

Оздоровительная:

  • Следить за утомляемостью детей;
  • Следить за правильной осанкой детей при письме и вовремя их предупреждать;

Тип урока:Урок изучения нового материала.

Вид  урока:Урок – сказка

Методы:Наглядный, игровой, деятельностный, метод выведения общего правила.

Формы:Общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа парами.

Оборудование:книга «Мудрости», в которой находятся карточки с заданиями, презентация (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония»

Учитель начальных классов Пинтера Ирина Ивановна

Тема урока: Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком.

Цели урока:

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к учению, дружбе;
  2. Воспитывать эстетические чувства;

Общеобразовательная:

  1. Учить выделять отдельные звуки, находить ошибкоопасные места в слове;
  2. Тренировать  в умении записывать слова «звуковой» записью;
  3. Способствовать осознанности письма;

Развивающая:

  1. Развивать речь.
  2. Прививать любовь к чтению русских народных сказок;

Оздоровительная:

  1. Следить за утомляемостью детей;
  2. Следить за правильной осанкой детей при письме и вовремя их предупреждать;

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид  урока: Урок – сказка

Методы: Наглядный, игровой, деятельностный, метод выведения общего правила.

Формы: Общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа парами.

Оборудование: книга «Мудрости», в которой находятся карточки с заданиями, презентация (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2).

  1. Организационный момент

(Приложение 1)

1  слайд.

               Солнце яркое проснулось,

В гости к нам пришло с утра,

Всем ребятам улыбнулось,

Начинать урок пора.

2 слайд.

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости, посмотреть чему мы научились за это время в школе.

Учитель  Я на урок принесла книгу. (Книга Мудрости)

                  Эта книга не простая

Книгу эту не листают.

В ней увидите вы, дети,

Сказку лучшую на свете!

Учитель Ну что? Заинтересовались? А чтобы узнать, какая сказка прячется в моей книге, вы должны дружно сказать:

Любят сказку малыши,

Книжка, сказку расскажи!

II. Постановка учебных задач, целей урока.

Учитель  Что-то не появляется сказка. А вот конверт. (достаю из книги)

- В нём лежит задание.

ЗАДАНИЕ 1

3 слайд.  

Учитель:  Посмотрите на доску. Здесь записаны буквы. Назовите их.       (Т, Е, Р, Е, М, О, К)

Назовите их. На какие две группы можно разделить эти буквы?

- На какие группы можно разделить согласные звуки?

- Составьте из этих букв слово.

- Какую сказку нам принесла «Мудрая книга»

- Какая это сказка? (русская народная сказка)

- Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Здесь вы узнаете много интересного.

- Над какой темой мы работали вчера?

- Над какой темой будем работать сегодня?

(Сегодня будем продолжать учиться записывать слова  «звуковой» записью с Ь знаком.)

III. Минутка чистописания

4 слайд. 

Перед вами теремок,

Он не низок, не высок.

Он не узок, не широк

Учитель  Ребята, что такое ТЕРЕМОК?

В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ Сергея Ивановича Ожегова говорится – ТЕРЕМ – в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

5 слайд.  

Бежит Мышка – норушка

Увидела теремок и спрашивает:

- Кто – кто в теремочке живёт?

  Кто – кто в невысоком живёт?

Учитель:  Никто ей не ответил. Решила она поселиться в теремке.

Но посмотрите на двери замок. 

Чтобы открыть замок и мышка могла войти  мы должны выполнить задание.

- Откройте тетради.

Слайд 6:   

- Запишите число.

На минутке чистописания мы запишем название сказки, по которой будем путешествовать.

Придумайте и запишите предложение со словом ТЕРЕМОК.

( Стоит в поле теремок.)

- Составьте схему этого предложения.

IV. Словарная работа.

Учитель: Стала мышка жить в теремке.

Прискакала к теремку Лягушка – квакушка.

7слайд:    

- Терем – теремок. Кто в тереме живёт?

- Я мышка – норушка. А ты кто?

- А я лягушка – квакушка.  Пусти меня к себе жить.

- Выполнишь задание, пущу тебя в теремок.

Учитель: Давайте поможем Лягушке.

8 слайд:  

ЗАДАНИЕ 2 (Из книги достаю листок с загадками)

- Запишите  Словарь:

Учитель:  Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать.

1. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт

В деревне кур крадёт. (лисица)

9 слайд:   рисунок лисицы

10 слайд:   запись слова

- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

2.  Кто, позабыв тревоги

     Спит в своей берлоге? (медведь)

11 слайд:    рисунок медведя

12 слайд:   запись слова

3. По полю скачет,

    Ушки прячет.

    Встанет столбом,

    Ушки торчком. (заяц)

- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

13 слайд:   рисунок зайца

14 слайд:     запись слова

- Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

- В каком слове звуков больше, чем букв? (заяц)

- В каком слове букв больше, чем звуков? (медведь)

- Подчеркните слово медведь.

- Давайте сделаем звуковой анализ слова медведь.  

 (НА ДОСКЕ 1 УЧЕНИК) ЗАТЕМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРОВЕРЯЕТСЯ

- Что вы заметили?

- Почему вместо Ь знака мы поставили запятую?

15  слайд:    

- Почему мы записали эти слова? (эти животные встречаются в сказке)

- Как по другому можно назвать зайца, медведя, лису? (животные, звери, млекопитающие)

- Какое ошибкоопасное место  в слове животные вы увидели? (жи – ши)

- Молодцы!

Учитель:  Теперь стали жить в теремке Мышка – норушка и Лягушка – квакушка.

                 Мы помогли ей справиться с заданием и немного устали давайте отдохнём.

V. Физ. Минутка.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

16 слайд:                  

 Зарядка для глаз: Не двигая головой, наблюдайте за движением.

VI. Изучение нового материала.

Учитель:  Скачет мимо Зайчик – побегайчик. Увидел теремок и стал проситься…

17слайд:  

-  Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я Мышка – норушка.

- Я лягушка – квакушка.

  А ты кто?

- Я зайчик – побегайчик. Пустите меня к себе жить.

- Если справишься с заданием, будешь жить в теремке.

Учитель:  Нужно помочь зайчику.

- Ребята, здесь какие-то слова.

ЗАДАНИЕ 3 (Из книги достаю листок с заданием)

- Я их нечаянно выронила и они рассыпались.

18  слайд:    

Давайте из этих слов составим предложение. Серенький зайчик сидит под сосной.

- Запишите предложение.

Подчеркните  слово в котором звуков больше чем букв. (серенький)

- Сделайте звуковой анализ этого слова.

1 УЧЕНИК У ДОСКИ

19 слайд: 

- Сколько в слове букв, звуков.

- Почему?

- Теперь Зайчик скок в теремок. Стали они жить втроём.

20  слайд:    

- Идёт мимо Лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.

-  Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я Мышка – норушка.

- Я лягушка – квакушка.

- Я зайчик – побегайчик.

  А ты кто?

- А я Лисичка - сестричка. Пустите меня к себе жить.

- Выполнишь задание, будешь жить в теремке.

21 слайд:    

Откройте учебник на стр. 51 упражнение 77

ЗАДАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ЗАДАНИЮ УЧЕБНИКА

- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (шесть, семь)

- Работа по вариантам самостоятельно

1 вариант звуковой анализ слова шесть

2 вариант звуковой анализ слова семь

Взаимопроверка. На доске правильный вариант.

22 слайд: 

Учитель:  Теперь и Лисичка стала жить в теремке.  Стали они жить вчетвером.

23 слайд:    

 Прибежал Волчок – серый бочок. И спрашивает:

  Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я Мышка – норушка.

- Я лягушка – квакушка.

- Я зайчик – побегайчик.

- А я Лисичка - сестричка.  А ты кто?

- А я Волчок – серый бочок. Пустите меня к себе жить.

- Поиграешь с нами, пустим жить в теремок.

VII. Физ. Минутка.

 24 слайд:    

Вышли звери как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре –

Звери дёрнула за гири

Вдруг раздался страшный звон

Убежала звери вон!

VIII. Закрепление изученного.

25 слайд:    

Живут звери в теремке, песни распевают.

Шёл недалеко медведь, услышал песни и постучал в теремок.

26 слайд:        

 Его звери в гости и пригласили. Он полез в теремок и развалил его.

А из теремка посыпались пословицы.

27 слайд:  

 Чтобы ТЕРЕМОК животные могли построить нам надо им помочь.

IX. Работа в парах.

На каждой парте лежит карточка. (приложение 2)

- Соедините начало и конец пословицы.

28 слайд:

- О чём эти пословицы? (о труде)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Запишите любую понравившуюся пословицу.

- Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

- Составьте схему этого слова.

29  слайд:   

- Вот мы и помогли построить новый теремок для зверей.  

X. Итог урока.

- Над какой темой работали сегодня на уроке? (учились составлять схемы в словах, которых есть мягкий знак)

-  В чём была трудность?

- Над какой темой будем работать на следующем уроке?

30 слайд:    

Вот и солнце закатилось.

Сказка с нами распростилась.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чему учит эта сказка? (дружбе)

XI. Релаксация.

- С каким настроением вы закончили урок?

- С какими животными мы встретились на уроке?

- Эти животные есть в природе. И мы всегда должны о них заботиться.

31 слайд:  

- Урок окончен. 

 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Урок русского языка по теме "Написание слов с мягким знаком на конце"

Правописанию слов с мягким знаком уделяется значимое место на уроках русского языка...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Слова с разделительным мягким знаком»

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

"Написание слов с мягким знаком на конце"

Урок русского языка во 2 классе Рамзаева Т.Г....

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком

Формировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости, развивать орф...

Урок русского языка во 2 классе по программе «Гармония». Тема: «Когда командует словарь».

Урок русского языка во 2 классе по программе «Гармония». Тема: «Когда командует словарь».Цель: формирование навыка выдел...

«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»

Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умени...

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по программе "Планета знаний". Тема: Согласные звуки

Урок:   Русский язык Тема: Согласные звуки.Цель урока:Приведение в систему знаний учащихся о согласных звуках ...

Урок русского языка в 1 классе "Перенос слов"

На данном уроке показан пример использования документ-камеры на уроках русского языка по системе "Школа 2100"...

Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" ( с использованием технологии проблемного обучения)

Применение технологий проблемного обучения на практике позволяет формировать у детей такие способности как: самостоятель...