Прощание с Азбукой
классный час (1 класс) на тему

Шмакова Александра Семёновна

Цель:в игровой форме повторить и закрепить  знания по курсу   «Обучение грамоте»;

          воспитывать умение общаться, помогать друг   другу;

          создавать условия для формирования доверительных   отношений между родителями, учителями и детьми;

          способствовать раскрытию талантов у учащихся.

Оборудование: класс украшен шарами, рисунками и поделками детей, аудиокассеты с записью песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник "Прощание с Азбукой"

Цель:в игровой форме повторить и закрепить  знания по курсу   «Обучение грамоте»;

          воспитывать умение общаться, помогать друг   другу;

          создавать условия для формирования доверительных   отношений между родителями, учителями и детьми;

          способствовать раскрытию талантов у учащихся.

Оборудование: класс украшен шарами, рисунками и поделками детей, аудиокассеты с записью песен.

Ход праздника.

Под песню «Учиться надо весело» дети входят в класс.

Учитель.

Вы в школе полгода уже отучились,

Вы много успели и много узнали.

Писать и считать вы уже научились

И первые книги свои прочитали.

А верным помощником в этом вам стала

Первая главная книжка.

И первые буквы она показала

Девчонкам своим и мальчишкам.

Буквы потом сложились в слова,

Слова - в предложения и фразы.

Огромный и красочный мир тогда

Открылся, ребята, вам сразу.

Вы прочитаете хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Дорогие ребята! Уважаемые родители и гости! Мы закончили наше весёлое путешествие от А до Я, и пришло время важного события: сегодня мы прощаемся с самой главной книгой в жизни любого человека  - …
Дети. Азбука!
Учитель. Итак, праздник начинается!   Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем почти все их секреты. Сейчас мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.

1.  Мы сегодня очень рады,
    Всем ребятам, папам, мамам.
    Мы приветствуем гостей,
   Дорогих учителей.

2. Всех знакомых, незнакомых -
   И серьёзных, и весёлых.
   Первый класс, первый класс,
   Пригласил на праздник вас.

3. Букв сначала мы не знали,
   Мамы сказки нам читали.
   А теперь читаем сами,
  Подружились сказки с нами.

4. Пусть зовут нас семилетки,
   Пусть не ставят нам отметки.
   Но ведём мы дневники,
   Всё же мы ученики.

5. Любим светлый, чистый класс!
   Это раз!
  Здесь читаем мы слова.
   Это два!
   Ну, а в третьих, я Катюшке
   Сам уже пишу записки.
   И бабуля говорит:
  «Мой внучонок вундеркинд!»

6. Тому, кто хочет много знать,
    Кто хочет книги прочитать
    Про горы и долины,
    Про водные глубины,
    Про звёзды, ивы вдоль реки,
    Не обойтись без Азбуки!

 7. Я с этой книжкой первый раз
    Пришёл в свой первый светлый класс.

     Я эту книжку полюбил,

     Я в ней все буквы изучил,
    И как мне радостно сказать:
    «Умею я теперь читать!»

8. Февраль месяц за окном стоит,
    Зима  в воздухе кружится.
    А нам сегодня предстоит
    С Азбукой проститься!

Песня «Азбука».


Учитель. Первая учебная книга «Азбука» – начало всех начал. Но праздник начался, а главного гостя – Азбуки - нет. Давайте, ребята, позовём её.
Все. Азбука! Азбука! Мы ждём тебя!

Входит Азбука.

Здравствуйте, ребята!

Буковок маленьких капли-значки

Дружно сливаются в слов ручейки.

Вот ручейки эти стали рекой,

Что называется Азбукой.

А впереди простирается море,

Там, на широком и вольном просторе,

Там, в море Знаний, где волны и ветер,

Милую Азбуку помните, дети!

Прежде чем попасть в страну «Литературию», вы должны доказать, что готовы к этому. А я на вас посмотрю и послушаю.

Учитель. Докажем, ребята, что готовы к новым знаниям? Да.)

Итак, в путь.

Перед вами лежат буквы, расставьте их на свои места.

(дети читают стихи, берут букву и встают в ряд)

Буква эта – начало алфавита,

Тем она и знаменита,

А узнать её легко:

Ноги ставит широко. (А)

Вот посмотрите – кто такой,

Загородив дорогу,

Стоит с протянутой рукой,

Согнув баранкой ногу.(Б)

Палочка, рядом две ровные дужки –

Вот и готовы очки для лягушки.(В)

И подобно кочерге,

Горбит спину буква …(Г)

Вот стоит, дымок пуская,

Буква та – труба печная.

А ещё – добротный дом,

Детский садик в доме том. (Д)

Эта буква – как вилка, как грабли.

Словно, в бревне торчат три сабли. (Е)

Вот над буквой Е две точки –

Расцвели весной цветочки. (Ё).

Эта буква широка

И похожа на жука. (Ж)

На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра 3.(З)

На калитку посмотри:

На что она похожа?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок. (И)

Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится. (Й)

Капитан отставил ногу,

Поднял руку понемногу –

Приглядись: наверняка

Ты узнаешь букву…(К)

Она похожа на штаны,

А штаны нам всем нужны. (Л)

Вот качели – между тем

Здесь качаться можно всем! (М)

На этой букве, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки! (Н)

Посмотри на колесо

И увидишь эту букву. (О)

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота! (П)

Воскликнуло полено:

-Похожа буква на топор!

Расколет непременно! (Р)

Полумесяц в небе тёмном

Буквой той повис над домом. (С)

Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток? (Т)

Она – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву ту. (У)

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу. (Ф)

Если ножницы раскрыть,

Букву можно получить. (Х)

Буква есть – внизу крючок,

Точно с краником бачок. (Ц)

Если стул перевернём,

Сразу букву ту найдём. (Ч)

Посмотрите не спеша,

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё. (Ш)

А эта буква поможет нам

Чистить зубы по утрам. (Щ)

Дверь закрылась! Ай – яй – яй!

Вот он, ключик. Открывай! (Ъ)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо. (Ы)

Буква Р перевернулась –

Этим знаком обернулась. (Ь)

С на букву ту дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету  языка! (Э)

Ходит пешком

Калач с посошком. (Ю)

Азбука. Разве это все буквы?

(вбегает буква Я)

Учитель:  Всем известно буква "Я"
                В азбуке – последняя.
                А известно ли кому –
                Отчего и почему?

Дети. Неизвестно!

Учитель. Интересно?

Дети. Интересно!

Учитель. Ну, так слушайте рассказ!

Рассказчик. Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили - не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я" в строку не встала.
Взбунтовалась буква "Я":

Буква Я:
– Я, – сказала буква "Я", –
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буква Ф.  Фу-ты, ну-ты! – фыркнул "эф",
                От обиды покраснев.

Буква С.  Срам! – сердито "эс" сказало.

Буква В. "Вэ" кричит:  «Воображала!»

Буква П. Проворчало "пэ":
             – Попробуй, потолкуй с такой особой!

Рассказчик. "Я" затопала ногами.

Буква Я. Не хочу водиться с вами!
              Буду делать всё сама,
              Хватит у меня ума!

Рассказчик. Буквы тут переглянулись,
                   Все буквально улыбнулись,
                   И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

– Хорошо! Идём на спор.

Буква А. Если сможешь в одиночку
               Написать хотя бы строчку – 
               Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.  Чтобы я да не сумела?
                Я ж не кто-нибудь, а "Я"!

Рассказчик. Буква "Я" взялась за дело:
                      Целый час она пыхтела,
                      И кряхтела,  и потела –
                      Написать она сумела
                      Только: "Я – я – я – я – я!"

Буква Х. Как зальётся буква "ха":
               – Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!

Буква О. "О" от смеха покатилось!

Буква А. "А" за голову схватилось!

Буква Б. "Б" схватилось за живот...

Рассказчик. Буква "Я" сперва крепилась,
                   А потом как заревёт:

Буква Я.  Я, ребята, виновата!
               Признаю вину свою!
               Я согласна встать, ребята,
              Даже после буквы "Ю".

Буква Ю.  Что ж, – решил весь алфавит, –
                 Если хочет, пусть стоит.
                Дело ведь совсем не в месте,
               Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик. Буква "Я" всегда была
                   Всем и каждому мила,
                   Но советуем, друзья,
                   Помнить место буквы "Я"!


9. Ты эти буквы заучи.

    Их три десятка слишком,

    А для тебя они – ключи

    Ко всем хорошим книжкам.

    В дорогу взять не позабудь

    Ключей волшебных связку.

    В любой рассказ найдёшь ты путь,

    Войдёшь в любую сказку.

    Прочтёшь ты книги о зверях,

    Растеньях и машинах.

    Ты побываешь на морях

    И на седых вершинах.

    Тебе чудесные края

    Откроет путь от «А» до «Я».

Песня «Азбука» (Улица Сезам).

 Учитель: Вот все буквы перед вами
                Каждый может их назвать.
                А теперь нам надо с вами,
                В слово буквы все собрать.
ДРУЖБА, ДЕТСТВО, ШКОЛА, АЗБУКА

Азбука. Молодцы, ребята! А знаете ли вы, сколько в русском языке звуков? (42), а букв? (33)
- Буквы мы пишем, а звуки?
- Все звуки в речи делятся на две большие группы. Какие?
- А что вы про них знаете?

10. Ежедневно по утрам

     Заниматься надо нам.

     Мы с доски не сводим глаз,

     И учитель учит нас.

11. Ель, топор, лопата, руки-

      В каждом слове ищем звуки.

      Звуки эти разные-

      Гласные, согласные.

12. Воздух свободно идёт через рот,
     Нет препятствий разных.
     Голос участвует, голос зовёт -
     Звук получается гласный.

13. Гласные тянутся в песенке звонкой,
     Могут заплакать и закричать.
     Могут в кроватке баюкать ребёнка,
     Но не желают свистеть и ворчать.

14. А согласные согласны
     Шелестеть, шептать, скрипеть,
     Даже фыркать и шипеть,
     Но не хочется им петь.

15.Вот какие разные

      Бывают те согласные-

     Звонкие, глухие-

     Вот они какие!

16.Мягкие, как в слове нёс,

     Твёрдые, как в слове нос,

     Долгие и нет-

     Вот какой секрет!

Учитель. А сейчас давайте покажем Азбуке и нашим гостям, чему мы научились. Итак, начнём конкурсную программу. Работать будете в группах.

1 задание.

Мы находимся в Переулке Слов. Поиграем в игру «Наборщик».

Из слова ГРАМОТЕИ составьте другие слова. (мир, море, Рим, том, тема, март, мера, рот, тигр,гром)

2 задание.

Сейчас мы находимся на Площади Предложений. Вам нужно из слов собрать пословицу:

Возьми книгу в руки – не будет скуки.

Корень ученья горек, а плод сладок.

Не говори – не умею, а говори – научусь!

3 задание.

Мы с вами пришли в Сквер Сказок. По трём словам узнайте сказку и расскажите её:

Бабка, колобок, лиса.

Лиса, журавль, кувшин.

Машенька, медведь, пирожки

4 задание.

А сейчас мы находимся  на Улице Звуков и Букв. Вам нужно к звуковым схемам подобрать соответствующие слова. (лес, пальто, деньки, книга, шкаф, ёжик)

5 задание.

Азбука.

Молодцы, ребята, мне понравилось, как вы работаете. У вас осталось последнее задание, и я вам помогу. За моим городом протекает река Речь, вам нужно её перейти.

А перейти через реку вам помогут шарики, в которых находятся тексты. Вы должны прочитать их выразительно и тогда окажитесь на том берегу:

Спала кошка на крыше. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Пришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку прочитала сказку. Мама была очень рада.

Помню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила эту штуку.

Появляется Баба-Яга.

Баба-Яга. Ой! Куда это меня занесло. Что у вас тут – праздник? Какие дети нарядные и, наверное, очень умные. А попробуйте мои задания выполнить! Если выполните – улечу к себе в лес. А не выполните –

заканчивайте свой праздник! Для начала отгадайте мои загадки:

1. Стоит весёлый, светлый дом,
  Ребят проворных много в нём.
  Там пишут и считают,
  Рисуют и читают. (школа)

2. То я в клетку, то в линейку,
   Написать по ней сумей-ка!
   Можешь и нарисовать…
   Что такое я? (тетрадь)

3. Отгадай что за вещица
   Острый клювик, а не птица,
   Этим клювиком она
   Сеет, сеет семена.
   Не на поле, не на грядке,
   На листах твоей тетрадки. (ручка)

4. Пишет он, когда диктуют,
   Он и чертит, и рисует,
  А сегодня вечерком
  Он раскрасит мне альбом. (карандаш)

5. В этой узенькой коробке
  Ты найдёшь карандаши.
  Ручки, перья, скрепки, кнопки -
  Что угодно для души. (пенал)

Баба-Яга. Ух, какие умные тут дети!  Что, засиделись малыши? Каждый встань и попляши.

Танец маленьких утят.

Баба-Яга. Молодцы!  Нет, всё запутаю, всё перепутаю! Сказки вы читаете, а названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим:
«Снежная принцесса» - «Снежная королева»
«Желтая кепочка» - «Красная шапочка»
«Илья–царевич и серый волк» – «Иван–царевич и Серый волк»
«Мальчик и Карлсон» – «Малыш и Карлсон»
«Гадкий цыплёнок» - «Гадкий утёнок»
«Спящая бабушка» – «Спящая красавица»
«Стойкий железный солдатик» - «Стойкий оловянный солдатик»
«Сказка о рыбаке и рыбачке» - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель. Мы не только умеем отгадывать названия сказок, но знаем и их героев. Хочешь проверить?
Баба-Яга. Конечно, хочу. У меня и загадки есть.  Ну, готовы? Назовите  сказочного героя.

1. Всех на свете он добрей,
  Лечит он больных зверей.
  И однажды из болота,
  Вытащил он бегемота.
  Он известен, знаменит
  Добрый доктор…(Айболит)

2. Бабушка девочку очень любила,
   Шапочку красную ей подарила,
   Девочка имя забыла своё,
   Вы подскажите, как звали её?
                                             (Красная Шапочка)

3. Он дружок зверям и детям,
   Он живое существо,
   Но таких на белом свете
   Больше нет ни одного.
   Потому что он ни птица,
   Ни тигрёнок, ни лисица,
   Ни котёнок, ни щенок,
   Не волчонок, не сурок.
   И известна всем давно
   Эта милая мордашка
   Он зовётся….(Чебурашка)

4. Выше крошки, ниже кошки,

    Спит в кроватке-скорлупе.

    Из цветов её сапожки,

    И венок на голове. (Дюймовочка)

5. Хлоп – и тыква появилась,

   Вдруг в карету превратилась.

   Топ – и туфельки нашлись,

   По размеру ей пришлись. (Золушка)

6. Он леталка и каталка,

    И вареньеобъедалка.

   Друг его – Малыш под крышей,

   Сам живёт чуть-чуть повыше. (Карлсон)

Баба Яга: Проведу ещё игру «Сколько слогов?»

(На столе лежат цифры. Баба  Яга  называет слова: бабушка, Яга, пол, велосипед, зонтик, баранка, стол, библиотека, компьютер, песня, праздник.  Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству слогов в слове.)

Учитель. Видишь, Баба-Яга, ты ребят не провела.

Баба Яга. Выполняю своё обещание – ухожу. До свидания!

Звучит музыка, появляется Буратино. 


Буратино. Ой, куда я попал? Ой, мамочки, опять эта школа! (хлопает себя по лбу)  Я ведь в цирк собирался!
Учитель. Буратино, здравствуй! Ты как раз вовремя, у нас праздник. Наши дети изучили всю грамоту, теперь они умеют читать и как раз сегодня прощаются со своим первым учебником.
Буратино.  Вот, здорово! Значит, и я сейчас

распрощаюсь со своей Азбукой, ух, как она мне надоела! (подкидывает вверх и ловит свою азбуку).
Ура! Ребята, а вы чего все сидите, как приклеенные, ведь праздник же, давайте веселиться!

(подбегает к сидящим детям, поднимает их с места). 
Вставайте, вставайте, я сейчас вам танец классный покажу, он вам непременно понравится.
Тётенька
(обращается к учителю), подержите, пожалуйста, мою книжку.

Танец Буратино и детей.

Азбука. Буратино, мне кажется, ты слишком торопишься со мной расстаться, вот возьми свой учебник, открой на любой странице и прочти нам…
Буратино. Тётенька, да вы чего? Я его ни разу ещё не открывал, я до школы ещё не дошёл, у меня дела поважнее были, чем ваша школа, я сейчас вам такое расскажу…
Учитель. Буратино, о твоих приключениях мы все давно наслышаны, похоже, что ты так и не исправился, хотя  обещал папе Карло хорошо учиться, а сам до сих пор в цирке пропадаешь?
Буратино. Ну, всё, я влип! Ну ладно, я пошёл, мне пора…(пытается уйти, Азбука его удерживает)
Азбука. Нет, дорогой наш Буратино! Мы уйдём с тобой вместе. Пока не выучим все  буквы, не научишься читать, я тебя от себя никуда не отпущу. Зато как обрадуется
этому бедный папа Карло!
(Буратино в ужасе смотрит на Азбуку)
Буратино. (шёпотом спрашивает детей)  Ребята, а кто это?
Ой, мамочки мои! Всё, я пропал!
(К Буратино подходят 3 детей и утешают его)
Дети:
- Не бойся, миленький Буратино, это совсем не страшно!
- Даже наоборот – очень интересно!
- Не бойся, мы тебе поможем!
Учитель. Молодцы, ребята! А теперь ещё поиграем. Нужно выделить звук, который  повторяется в данном стихотворении.

1. Утром на траве росою
  Эта буква заблестит,
 А под вечер на крылечке,
 Рядом громко зарычит. /Р/

2. Эта буква на морозе,
  Как оса ужалить может.
  Ну, а в  мае на берёзе
 Жук её узнать поможет. /Ж/

3. С этой буквой добрым утром
  Долгою дорогой в дом
   День за днём назло недугам,
   Даже под  дождём идём. /Д/

4. Эту букву паровоз
  На своей трубе привёз
  Губы вытяни в трубу
  И получишь букву /У/.

5. Эта буква бодрым шагом
  В бой идёт под барабан.
  И бодает буква букву
 Будто баловник баран. /Б/

Дети поют частушки. 

1. Мы собрали пап и мам,
   Но не для потехи.
   Мы сегодня рапортуем
   Про свои успехи.

2. Мы в нарядах нынче новых,
    И у всех счастливый вид.
    Ведь сегодня мы досрочно,
    Изучили алфавит.

3. Тридцать три родных сестрицы,
    Писаных красавицы,
    На одной живут странице
    И повсюду славятся.

4. К нам сейчас они спешат,
   Славные сестрицы,
   Очень просят всех ребят
   С ними подружиться!

5. А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ
   Прикатили на еже.
   Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О
   Дружно вылезли в окно!

6. Пэ, Эр, Эс, Тэ, У, Эф, Ха
   Оседлали петуха.
   Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я-
   Все теперь мои друзья!

7. Разбудите меня ночью,
   В самой серединочке.
   Расскажу вам алфавит
   Без одной запиночки.

8. Тыщу слов в минуту нынче
   Как машинка я строчу.
   Я любую вашу книжку,
   Одним махом проглочу.

Хором:  Мы простимся с Азбукой
              И рукой помашем.
              И спасибо десять раз
              Дружно хором скажем.

Азбука. Молодцы, первоклассники!
             Вы прочли Азбуку до корки,
             Вам по чтению пятёрки!
            Позади нелёгкий труд
            Слогового  чтения.
            Вам сегодня выдают  Удостоверения
            В том,  что Азбуку прочли!
           Полный курс наук прошли!
           И теперь без передышки
           Вы прочтёте любые книжки.

Вручение Удостоверений.

17. Мы прочтём любые книжки,
     Разберёмся в словаре.
    Потому что всюду буквы,
    Те же, что и в Азбуке.

18. Под Российским небосводом
     Книгу любят и хранят.
     Пусть же крепнет с каждым годом,
     Дружба книги и ребят!

19. Мы хотим сказать тебе спасибо!
     Мы тебя за всё благодарим!
     Говорим тебе мы  до свидания!
     Здравствуй! – новой книге говорим!

Азбука. За вас я, ребята, абсолютно спокойна. Вы многому научились, немало узнали. Я вам уже не нужна, поэтому все свои силы направлю на то, чтобы хоть немножко дать ума этому молодому человеку. (показывает в сторону Буратино) 
Думаю, что ему общение со мной не помешает. Прощайте, ребята! Успехов вам в дальнейшей учёбе!
(уходят)
Учитель. Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы  были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».

20. Спасибо, мамочка, тебе
    За все заботы обо мне.
    За то, что в школу я хожу,
    За книгу, что в руках держу.
    Я эту книгу полюбил,
    Я в ней все буквы изучил.
    И как мне радостно сказать:
    Умею я теперь читать!
(хором)

 Слово предоставляется  родителям.

Учитель.

Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошёл.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Ярмарка русской АЗБУКИ Сценарий праздника прощания с Азбукой

Подробный сценарий праздника с играми, конкурсами, сценками, песнями. Материал можно использовать для урока-обобщения, для классного огонька, а также для мероприятия в параллели (для первых клас...

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!

Цели:развитие познавательной активности и творческих способностей детей, развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками, развивать мыслительные операции в ходе игры;воспитание у учащихся и...

Сценарий выступления 1 класса «Азбука сказочных героев» на празднике «Прощание с азбукой»

Выступление класса составлено в стихотворной форме, на каждую букву - свой литературный герой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Открытое внеклассное мероприятие "Прощание с сазбукой"...