Урок по программе "Разговор о правильном питании"
классный час (1 класс) по теме

 

Познавательное внеклассное занятие содержит целую сеть межпредметных связей (окружающий мир, литературное чтение, музыка)  с включением краеведческого материала, элементов учебно-исследовательской    работы;

Занятие вписывается  и  в текущий учебный процесс, и в дополнительное образование, и в систему воспитательной работы.

Его особенностями  являются:

- соответствие требованиям новых ФГОС;  

- активное включение родителей в совместную деятельность;

- использование исследования как ведущего метода для мотивации учебной деятельности и в качественном освоении новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_zanyatiya.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon scenariy_zanyatiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход занятия

На классной доске пословицы: «Каша- мать наша», « Про кашу не забудешь –здоровым будешь»

1. Организационный момент

Занятие начинается с речевки, направленной на положительную мотивацию к изучению нового материала:  

                                           Я сегодня удалец!

                                           Я сегодня молодец!

                                           Все сумею, все смогу

                                           И другому помогу! (дети говорят хором)

Учитель:

_ Здравствуйте,  ребята!   Я рада вас  всех сегодня  видеть  такими бодрыми, веселыми!

2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы занятия.

Учитель:

- Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из художественных произведений, вспомните, откуда они взяты, и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем занятии.

1) Сорока-белобока по полю летала,

Зерна собирала, печку топила,

Кашу варила, деток созывала,

Кашей угощала  (русская народная потешка)

2) Раз, два, три-  горшочек, вари.

И горшочек варил вкусную кашу. (сказка братьев Гримм «Горшок каши»)

3) – А нет у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить (русская народная сказка «Каша из топора»)

Учитель:

-  Что объединяет  все эти произведения? (во всех отрывках художественных произведений говорится о каше)

- Верно!  

 Далее дети самостоятельно формулируют тему занятия:

- Будем сегодня на занятии говорить о каше.

 Называют учебные задачи, которые они  поставили перед собой перед изучением нового знания.

- Хочу узнать, почему каша полезна для питания.

- Хочу узнать, какие бывают каши.

- Хочу узнать,  как и из чего можно приготовить кашу.

3.Открытие нового знания.

Учитель:

- Ребята, к нам сегодня к нам на занятие пришли тетя Нина, Катя и Бусинка ( в роли тети Нины выступает мама  Макаровой Маши, в роли Кати и Бусинки ученицы 5 класса  Чипизубова Маша и Игумнова Юля).

Тетя Нина:

- Здравствуйте, ребята! Я узнала, что сегодня на занятии вы ведете разговор о каше.

Скажите, а зачем нам нужны каши? Почему их необходимо есть?

(Ответы детей)

- Правильно, молодцы! Каш а - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными,  хорошо учиться в школе.

А что вы еще знаете о кашах?

(Дети выступают с небольшими сообщениями о каше)

1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

 4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали                                                                 дома букетами  гречихи  и  просили  святую  Акулину,  чтобы она дала богатый  урожай.    5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить                            кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про     несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

 6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров          называли      кашеварами.

Тетя Нина:

- Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.  Про кашу наш русский народ  придумал много пословиц и поговорок. Давайте прочитаем некоторые. (Читает пословицы , помещенные на классной доске).

- Какая из них вам больше понравилась? Почему?

-- А кто знает, в какое время  суток лучше есть кашу? (на завтрак)

- Верно. Каша – самый подходящий  продукт для завтрака. Она содержит нужное количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся » организмом.

- А какие каши вы знаете? (гречневая, рисовая, овсяная, пшенная…)

- Отчего зависит названия каши (от названия крупы).

(Тетя Нина показывает крупы: ячневую, рисовую. манную, гречневую, перловую, пшенную, овсяную. Дети  называют вид крупы и какую кашу их нее можно приготовить.  Рассматривают зерна, трогают их на ощупь, делятся своими впечатлениями.)

4.Применение нового знания.

Учитель:

- А сейчас, ребята, откройте, пожалуйста, рабочие тетради «Разговор о правильном питании» на странице 28 и найдите задание 2.

- Отгадайте и напишите из каких растений, зерен и круп  получились манная, пшенная , гречневая, овсяная и пшеничная каша.

(Дети выполняют задание в тетради , затем идет проверка работы)

Динамическая пауза

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»).

5.  Знакомство с материалом о пользе овсяной каши.

Учитель:

Уважаемая тетя Нина,  совсем недавно мы с ребятами выявляли,  каким кашам они отдают предпочтение, и выявили, что любят:

Перловую-14 человек

Пшенную-18 человек

Овсяную- 8 человек

Гречневую-  19 человек

Манную- 17 человек.

Тетя Нина:.

- Я очень рада, что в вашем классе не забывают про ароматную кашку! Но меня огорчает, что немногие ребята любят овсяную кашу.  А ведь овсянка на Руси ценилась с древних времен. Современные ученые ценят эту кашу не меньше, рекомендуя ее каждому, кто хочет быть здоровым. Овсянку не зря назвали кашей «Геркулес». Название словно говорит нам: «Если ты будешь есть кашу «Геркулес», то станешь таким же здоровым, сильным, выносливым и быстрым, как знаменитый Геракл».

Очень полезна овсянка и школьникам. Те ученики, которые постоянно употребляют овсянку, хорошо учатся, у них хорошая память. Овсяная каша укрепляет зубы и кости. И даже улучшает настроение!

- А из чего же варят овсяную кашу? (из овсяных хлопьев). Тетя Нина показывает детям овсяные хлопья, зерна овса.  Дети рассматривают зерна овса, изучают их на ощупь, обращают внимание на их форму, запах.

- Ребята, а вы знаете, что в нашем селе много полей, на которых выращивается овес? Папы Вити, Коли и Саши работают на этих полях, выращивают и убирают овес. Поэтому мы обязательно должны знать все об этой зерновой культуре.

 6. Проведение мини-исследования в группах.

Учитель:

Ребята, а сейчас  мы с вами проведем настоящее  исследование об  овсяной каше. В этом нам помогут наши помощники: Катя и Бусинка (в роли Кати и Бусинки ученицы 5 класса).

Работа будет осуществляться по командам:  команда  Кати и команда Бусинки.

Каждой команде дается задание.

Команда Кати:  расставить в правильной последовательности картинки последовательного превращения зерна овса в овсяную крупу. (Дети получают предметные картинки)

Команда Бусинки: картинки последовательного превращения зерна овса в овсяную крупу;

  (Дети получают на карточках описание действия приготовления овсяной каши. Нужно расположить карточки в правильной последовательности).

7. Представление результатов.

Во время выступления ребята команды  Кати  движениями и голосом  имитируют действия и шум работающих трактора, комбайна, высыпающегося зерна из кузова машины,  переработки зерна установками на заводе. Команда Бусинки показывают на практике, как нужно приготовить овсяную кашу.

Тетя Нина:

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Вот теперь я надеюсь, что вы полюбите овсяную кашу! 

Учитель:

- Ребята, ваши родители тоже очень хотят, чтобы вы росли здоровыми и  сильными, хорошо учились и радовали их своей хорошей учебой. Поэтому они сделали для вас  сюрприз! Вас ждет горячая, вкусная, овсяная каша с изюмом, бананом!  

- Что нужно сделать перед тем , как сесть за стол, ребята?

Дети:

- Помыть руки с мылом.

Учитель:

- Правильно, молодцы! Моем руки, и за стол!

(Дети проходят в школьную столовую и угощаются овсяной кашей. )

8. Подведение итогов. Обобщение.

- Ребята, помните,  когда мы с вами проводили опрос, кому какая каша нравится, то овсянку предпочитали всего 8 человек. А теперь ваше мнение изменилось?

Дети:

-Да, нам всем понравилась овсяная каша, мы даже брали у поваров добавки.

- А мне понравилась овсяная каша с бананами!

- Я буду маму всегда просить, чтобы она мне варила такую кашу, хочу быть таким же сильным, как Геркулес!

Учитель:

-  А давайте споем об овсяной каше песню!  (Исполняется песня на мотив песни «Плакала девчонка»)

  1.На плите в кастрюле каша кипела.

      Всех ребятишек угостить хотела.

 Овсяная, овсяная каша желанная.

                                                         Вкусная, нежная  каша полезная.

     2.Кушай, кушай, Маша, овсяную  кашу.

                       Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.

                                                         Овсяна , овсяная каша желанная.

                                                         Вкусная, нежная  каша полезная

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

-  Выполнили ли мы, ребята, те задачи, которые поставили перед собой в начале занятия?

Дети:

- Да. Мы узнали, почему каша полезна для питания и какие бывают каши. Теперь мы сумеем приготовить овсяную кашу.

Учитель:

- Я попрошу вас закончить следующие предложения:

 Я понял (а), что…

Я узнал (а)….

Мне было интересно…

Я теперь буду…

10. Домашнее задание.

Учитель:

- Ребята, я хочу вам предложить, чтобы вы дома сочинили небольшую сказку или стихотворение про кашу. А родители вам в этом  помогут.

                         Использованная литература:

1.Безруких..М.М., Т.А.Филиппова,  Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.

2.Безруких,.М.М., Т.А.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-72 с.

3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб. -1995.- 168с.

4. В. М. Ковалев   Русская кухня: традиции и обычаи. – Москва, «Советская Россия», 1990 -  234 с.

  5.Л.А. Обухова,  Л.А.,Лемяскина, Н.А.. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.-  «ВАКО», 2004.

   



Предварительный просмотр:

Ход занятия

На классной доске пословицы: «Каша- мать наша», « Про кашу не забудешь –здоровым будешь»

1. Организационный момент

Занятие начинается с речевки, направленной на положительную мотивацию к изучению нового материала:  

                                           Я сегодня удалец!

                                           Я сегодня молодец!

                                           Все сумею, все смогу

                                           И другому помогу! (дети говорят хором)

Учитель:

_ Здравствуйте,  ребята!   Я рада вас  всех сегодня  видеть  такими бодрыми, веселыми!

2. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы занятия.

Учитель:

- Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из художественных произведений, вспомните, откуда они взяты, и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем занятии.

1) Сорока-белобока по полю летала,

Зерна собирала, печку топила,

Кашу варила, деток созывала,

Кашей угощала  (русская народная потешка)

2) Раз, два, три-  горшочек, вари.

И горшочек варил вкусную кашу. (сказка братьев Гримм «Горшок каши»)

3) – А нет у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Коли нет ничего, можно и из топора кашу сварить (русская народная сказка «Каша из топора»)

Учитель:

-  Что объединяет  все эти произведения? (во всех отрывках художественных произведений говорится о каше)

- Верно!  

 Далее дети самостоятельно формулируют тему занятия:

- Будем сегодня на занятии говорить о каше.

 Называют учебные задачи, которые они  поставили перед собой перед изучением нового знания.

- Хочу узнать, почему каша полезна для питания.

- Хочу узнать, какие бывают каши.

- Хочу узнать,  как и из чего можно приготовить кашу.

3.Открытие нового знания.

Учитель:

- Ребята, к нам сегодня к нам на занятие пришли тетя Нина, Катя и Бусинка ( в роли тети Нины выступает мама  Макаровой Маши, в роли Кати и Бусинки ученицы 5 класса  Чипизубова Маша и Игумнова Юля).

Тетя Нина:

- Здравствуйте, ребята! Я узнала, что сегодня на занятии вы ведете разговор о каше.

Скажите, а зачем нам нужны каши? Почему их необходимо есть?

(Ответы детей)

- Правильно, молодцы! Каш а - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными,  хорошо учиться в школе.

А что вы еще знаете о кашах?

(Дети выступают с небольшими сообщениями о каше)

1. Каша – одно из самых распространенных русских блюд, второе после щей. Само слово «каша» означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

2. Каша – любимое кушанье среди русских людей. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно застолье не обходилось без каши. Даже на царских пирах каша занимала почетное место.

 4. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали                                                                 дома букетами  гречихи  и  просили  святую  Акулину,  чтобы она дала богатый  урожай.    5. У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить                            кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про     несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь».

 6. Каша являлась основной горячей пищей для солдат. А солдатских поваров          называли      кашеварами.

Тетя Нина:

- Молодцы, вы много интересного рассказали о каше.  Про кашу наш русский народ  придумал много пословиц и поговорок. Давайте прочитаем некоторые. (Читает пословицы , помещенные на классной доске).

- Какая из них вам больше понравилась? Почему?

-- А кто знает, в какое время  суток лучше есть кашу? (на завтрак)

- Верно. Каша – самый подходящий  продукт для завтрака. Она содержит нужное количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим «проснувшимся » организмом.

- А какие каши вы знаете? (гречневая, рисовая, овсяная, пшенная…)

- Отчего зависит названия каши (от названия крупы).

(Тетя Нина показывает крупы: ячневую, рисовую. манную, гречневую, перловую, пшенную, овсяную. Дети  называют вид крупы и какую кашу их нее можно приготовить.  Рассматривают зерна, трогают их на ощупь, делятся своими впечатлениями.)

4.Применение нового знания.

Учитель:

- А сейчас, ребята, откройте, пожалуйста, рабочие тетради «Разговор о правильном питании» на странице 28 и найдите задание 2.

- Отгадайте и напишите из каких растений, зерен и круп  получились манная, пшенная , гречневая, овсяная и пшеничная каша.

(Дети выполняют задание в тетради , затем идет проверка работы)

Динамическая пауза

Вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие! (показать «силу»).

5.  Знакомство с материалом о пользе овсяной каши.

Учитель:

Уважаемая тетя Нина,  совсем недавно мы с ребятами выявляли,  каким кашам они отдают предпочтение, и выявили, что любят:

Перловую-14 человек

Пшенную-18 человек

Овсяную- 8 человек

Гречневую-  19 человек

Манную- 17 человек.

Тетя Нина:.

- Я очень рада, что в вашем классе не забывают про ароматную кашку! Но меня огорчает, что немногие ребята любят овсяную кашу.  А ведь овсянка на Руси ценилась с древних времен. Современные ученые ценят эту кашу не меньше, рекомендуя ее каждому, кто хочет быть здоровым. Овсянку не зря назвали кашей «Геркулес». Название словно говорит нам: «Если ты будешь есть кашу «Геркулес», то станешь таким же здоровым, сильным, выносливым и быстрым, как знаменитый Геракл».

Очень полезна овсянка и школьникам. Те ученики, которые постоянно употребляют овсянку, хорошо учатся, у них хорошая память. Овсяная каша укрепляет зубы и кости. И даже улучшает настроение!

- А из чего же варят овсяную кашу? (из овсяных хлопьев). Тетя Нина показывает детям овсяные хлопья, зерна овса.  Дети рассматривают зерна овса, изучают их на ощупь, обращают внимание на их форму, запах.

- Ребята, а вы знаете, что в нашем селе много полей, на которых выращивается овес? Папы Вити, Коли и Саши работают на этих полях, выращивают и убирают овес. Поэтому мы обязательно должны знать все об этой зерновой культуре.

 6. Проведение мини-исследования в группах.

Учитель:

Ребята, а сейчас  мы с вами проведем настоящее  исследование об  овсяной каше. В этом нам помогут наши помощники: Катя и Бусинка (в роли Кати и Бусинки ученицы 5 класса).

Работа будет осуществляться по командам:  команда  Кати и команда Бусинки.

Каждой команде дается задание.

Команда Кати:  расставить в правильной последовательности картинки последовательного превращения зерна овса в овсяную крупу. (Дети получают предметные картинки)

Команда Бусинки: картинки последовательного превращения зерна овса в овсяную крупу;

  (Дети получают на карточках описание действия приготовления овсяной каши. Нужно расположить карточки в правильной последовательности).

7. Представление результатов.

Во время выступления ребята команды  Кати  движениями и голосом  имитируют действия и шум работающих трактора, комбайна, высыпающегося зерна из кузова машины,  переработки зерна установками на заводе. Команда Бусинки показывают на практике, как нужно приготовить овсяную кашу.

Тетя Нина:

- Молодцы! Хорошо справились с заданием! Вот теперь я надеюсь, что вы полюбите овсяную кашу! 

Учитель:

- Ребята, ваши родители тоже очень хотят, чтобы вы росли здоровыми и  сильными, хорошо учились и радовали их своей хорошей учебой. Поэтому они сделали для вас  сюрприз! Вас ждет горячая, вкусная, овсяная каша с изюмом, бананом!  

- Что нужно сделать перед тем , как сесть за стол, ребята?

Дети:

- Помыть руки с мылом.

Учитель:

- Правильно, молодцы! Моем руки, и за стол!

(Дети проходят в школьную столовую и угощаются овсяной кашей. )

8. Подведение итогов. Обобщение.

- Ребята, помните,  когда мы с вами проводили опрос, кому какая каша нравится, то овсянку предпочитали всего 8 человек. А теперь ваше мнение изменилось?

Дети:

-Да, нам всем понравилась овсяная каша, мы даже брали у поваров добавки.

- А мне понравилась овсяная каша с бананами!

- Я буду маму всегда просить, чтобы она мне варила такую кашу, хочу быть таким же сильным, как Геркулес!

Учитель:

-  А давайте споем об овсяной каше песню!  (Исполняется песня на мотив песни «Плакала девчонка»)

  1.На плите в кастрюле каша кипела.

      Всех ребятишек угостить хотела.

 Овсяная, овсяная каша желанная.

                                                         Вкусная, нежная  каша полезная.

     2.Кушай, кушай, Маша, овсяную  кашу.

                       Станешь, станешь, Маша, и сильней и краше.

                                                         Овсяна , овсяная каша желанная.

                                                         Вкусная, нежная  каша полезная

9. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

-  Выполнили ли мы, ребята, те задачи, которые поставили перед собой в начале занятия?

Дети:

- Да. Мы узнали, почему каша полезна для питания и какие бывают каши. Теперь мы сумеем приготовить овсяную кашу.

Учитель:

- Я попрошу вас закончить следующие предложения:

 Я понял (а), что…

Я узнал (а)….

Мне было интересно…

Я теперь буду…

10. Домашнее задание.

Учитель:

- Ребята, я хочу вам предложить, чтобы вы дома сочинили небольшую сказку или стихотворение про кашу. А родители вам в этом  помогут.

                         Использованная литература:

1.Безруких..М.М., Т.А.Филиппова,  Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя. – Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2007 г.

2.Безруких,.М.М., Т.А.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании», Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-72 с.

3. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб. -1995.- 168с.

4. В. М. Ковалев   Русская кухня: традиции и обычаи. – Москва, «Советская Россия», 1990 -  234 с.

  5.Л.А. Обухова,  Л.А.,Лемяскина, Н.А.. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. М.-  «ВАКО», 2004.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"

С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...

«Воспитание культуры здорового питания детей в семье и школе посредством реализации программы «Разговор о правильном питании».

Современный человек живет в быстро меняющемся природном и социальном мире, поэтому важна ответственность за жизнь и здоровье каждого члена общества, что отмечено в Конституции РФ, основах законодатель...

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

Разработка урока по живому миру "Правильное питание"

Урок по изучению нового материала. Урок составлен посредством разнообразных форм и методический приемов. Применены фронтальный опрос и работа с карточками, учащиеся проводили простейшие опыты и делали...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ М.М.БЕЗРУКИХ «РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ»

В статье раскрывается опыт работы по реализации программы М.Безруких "Разговор о правильном питании"...