сценарии для начальной школы
методическая разработка (2, 4 класс) на тему

Егорова Антонина Петровна

Это страшное слово-блокада... Сколько лет мы учим стихи, читаем воспоминания блокадников, но боль не уходит, и каждое новое поколение детей должно помнить, какой ценой завоёван мир, в котором мы живём. В нашей школе  из года в год эта тема очень глубоко изучается, дети много смотрят, читают, посещают школьный музей, в этом году сценарий посвящён детям войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada-16.docx27.22 КБ
Файл konkurs_instsenirovannoy_pesni.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника, посвящённого снятию блокады.

                                 ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                           « ДЕТИ ВОЙНЫ.»

ЧТЕЦ(:на фоне Гимна великому городу)

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока

-,Ни утешать людей не надо,

Их радость слишком велика

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась

На праздничный салют с тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут...

 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, прозвучал торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.

Звуки салюта.

Ученик:

С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград - свой город.

Чтец:

- В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту,
Безжалостный, губительный охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, –
ЧТЕЦ:
- БЛОКАДА! Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
чтец:
- Звучат сирены, метронома звук,

Тревожит память дней и ночей блокадных,
Тем людям выпало без счёта адских мук,
И хоронить своих родных без слов парадных.

УЧЕНИК. 8 сентября гитлеровские войска окружили Ленинград с суши. Город оказался в кольце. Началась 900-дневная блокада города на Неве. Тогда же немцы осуществили первый налет на город.

(Слышатся разрывы снарядов)

УЧЕНИК:Это был страшный налет. Впервые в городе рвались бомбы. В этот день немцы разбомбили Бадаевские склады – самые большие склады продовольствия города. Долго полыхал огонь и в воздухе висел черный дым. Говорили, что сахар там плавился и пропитал землю. В самое страшное время голода люди ходили на место Бадаевских складов, собирали землю. Она была сладкой. Эту землю варили. Получалась сладкая жженая патока. В городе начался голод.

Звук метронома

УЧЕНИК:. Но город жил и боролся.У станков трудились женщины и  подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие.

Чтец:

Тот, кто меня слушает, должен понять,

Что это серьёзное дело:

Мальчишка, как ты, не хотел умирать,

А чтобы рабочий паёк получать,

Вставал он к станку неумело.

Рядом стояли такие ж, как он.

Но дело не только в краюхе,

А в братстве, и в чести, ив духе.

УЧЕНИК:Дети тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.


исп. Песня» мальчишки у стен ленинграда.»

Ученик:

В городе не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт:Истощённые голодом, обессиленные ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой было -41, за водой ходили к Неве.

Ученик:

Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали низкие: рабочие в день получали 250 г хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие – по 125 г хлеба.

Ученик:

Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было всё, что можно было съесть. Сейчас «голодные пайки» блокады выставлены как экспонаты в  Музее истории Ленинграда.

ученик. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище ...? .

чтец

«Однажды мама нашла на улице луковицу-настоящую луковицу! мы её съели с подсолнечным маслом, это было так вкусно! мы смеялись от радости.-вот бы каждый день находить луковицы-сказала мама.»

Чтец:

Наш сосед-столяр подарил нам с мамой плитку столярного клея и научил, как варить из него студень .Мы с мамой наварили много, много. Хочешь ещё?-спросила мама.Но я не хотела, потому что от этого студня всё время тошнило и болел живот.

Чтец.

Мы были серыми, как соль

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась

Просили, плача: «Мама, хлеба!»

И мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

безжалостное слово «Нет!»

Ученик:
У всех, кто выжил, был добрый ангел-хранитель.
Он был молодым и старым, знакомым и незнакомым.
И он помогал задаром, по братским блокадным законам.
Но чаще был ангел мамой, свой хлеб отдававшей мамой,
Бессмертной блокадной мамой.

Чтец:

-Чёрное дуло блокадной ночи...
Холодно, 
холодно, 
холодно очень...
-Вставлена вместо стекла 
картонка...
Вместо соседнего дома – 
воронка...
-Поздно.
А мамы всё нет отчего-то...
Еле живая ушла на работу...
-Есть очень хочется... 
Страшно...
Темно...
-Умер братишка мой... 
Утром...
Давно...
-Вышла вода... 
Не дойти до реки...
Очень устала...
Сил уже никаких... 
-Ниточка жизни натянута тонко...
А на столе –
на отца похоронка... 

. 2-й чтец:

Каждый год, в день рождения своей матери, наша соседка приходит на Пискарёвское кладбище и кладёт на её могилу сто граммов чёрного хлеба. Во время Блокады Ленинграда эти бесценные граммы, означавшие для людей жизнь, мать отдавала дочери. Умерла сама, но спасла от смерти девочку. И вот теперь, спустя много лет, дочь возвращала ей не просто символический поёк. Она приносила к могиле память о своём огромном человеческом долге, свою ничем не восполнимую боль, низкий, до земли поклон, своё, быть может, обещание делать и поступать так, чтобы трагические страницы прошлого никогда не повторялись.

Исп. Песня:»мама не плач».
Мама, не плачь! Папа вернется.
Встанет над городом солнце, смолкнут сирены в ночи

Мама, не плачь! Мы будем вместе.
Больше не станем известий, грустных читать у свечи.
Мама, не плачь! Не надо бояться.
Просто могли потеряться папины письма в зиме.
Мама, не плачь! Папа не плачет.
Зло он когда-нибудь спрячет. Мир будет жить на Земле!
Мама, не плачь! Мама, я знаю,
Хищников черные стаи нас никогда не найдут.
Мама, не плачь! Мама, не надо.
Мама, я верю – Блокаду наши солдаты прорвут.
Мама, не плачь! Я же с тобою.
Хочешь, секрет я открою? Скоро не будет войны.
Мама, не плачь! Девятого, в среду

Город узнает победу, город дождётся весны!

Ученик:Всю блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: город жив! Сердце его бьётся!

Звук метронома.

УЧЕНИК: «Во время осады и голода Ленинград жил напряженно – духовной жизнью… В осажденном Ленинграде удивительно много читали. …Читали в землянках и дотах, читали на батареях. Охапками брали книги у умирающих библиотекарш и в промерзлых квартирах, лежа, при свете коптилок читали».

Ученик Гордым вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе; местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды… многие ленинградские дети учились. Александр Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, несмотря ни на что… »

ЧТЕЦ:

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Ручками пишут и мелом:
(Вместе)«Нам не нужна ВОЙНА!».

Исп. Песня солнечный круг.
Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

припев
Тише солдат, слышишь солдат,
Люди пугаются взрывов.
Тысячи глаз в небо глядят -
Губы упрямо твердят:

припев.
Против беды, против войны
Станем за наших мальчишек.
Солнце навек, счастье навек -
Так повелел человек
припев:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!


ученик

вся советская страна помогала ленинградцам .По Ладожскому озеру везли в Ленинград тонны продовольствия, лекарства, боеприпасы, обратными рейсами увозили детей и стариков.

Ученик:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

 Звучит Отрывок песни о Ладоге.

.

            ЧТЕЦ:

              Вы памятник"Детям блокады" видали?",-
              Стоит у дороги из камня "Цветок".
              Он-символ трагедии, символ печали,
              Непрожитых жизней, надежд и тревог.
             Тела истоншались, глаза потухали,
              И смех оборвался, и голос умолк.
              Он-память погибшим, он-Гимн пережившим
              Весь ужас тех страшных "девятисот"    

             Сердца замирали в надежде и страхе,
             Недетские горести выпали им-
             И тем, кто не выжил,и тем,кто остался.
             Он-памятник мёртвым и память живым.
             /.
            .Уж/.стали седыми блокадные дети,
             Прошло лихолетье,а сердце болит;
             И памятник зтот на постаменте
             Живым об ушедших забыть не велит.

  ИСП. ПЕСНЯ Дети войны»

               Чтец:

                   У дороги жизни шепчутся берёзы,

                   Седину лохматит дерзкий ветерок.

                   Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                   Плачет вместе с вами каменный цветок.

                   Сколько их погибло, юных ленинградцев?

                   Сколько не услышит грома мирных гроз?

                   Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                   чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!

                   Чтобы снова на земной планете

                    Не повторилось той поры,

                    Нам нужно, чтобы наши дети

                    Об этом помнили, как мы

.

                    Нам наше прошлое свято и дорого.

                    Гордость победами - горечь утрат...

                    Вечная память защитникам города,

                    Вечная слава защитникам города,

                    Вечная слава тебе, Ленинград!

ДАвайте же склоним головы перед ленинградцами и защитниками города, не дожившими до наших дней. Вечная память! Объявляется минута молчания

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди.

ВСТРЕЧАЛ ПОБЕДУ Ленинград!

ЗВУЧИТ ГИМН ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ.



Предварительный просмотр:

                 Конкурс инсценированной песни-2016 год.

С презентацией.

. мальчики:

-Это страшное слово война…( на фоне вокализа)

-Как несовместимы  женщина и война.

- На войне сражались не только мужчины, но и женщины.

- Они были медсестрами, врачами, разведчиками, связистами, снайперами,    летчицами.

- Девчонки прибавляли себе годы, чтобы их взяли на фронт.

- Многих солдат от смерти спасли добрые нежные женские руки.

Девочки (выходят по одной):

1-я : У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите, девочки, вам ещё рано на фронт».

2-я Нам по 16 лет было, но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы уже шли к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

3-я: А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А еще духи взяла. Думала, ненадолго еду, война скоро кончится.

4-я: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит. Подходит ко мне: «Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте делать-то будешь? Может, вернешься к маме, подрастёшь?  А мамы у меня тогда уже не было.

Мальчик: Пушки грохочут, пули свистят

Ранен осколком снаряда солдат.

Девочка: Шепчет сестренка:

 «Давай поддержу. Рану твою я перевяжу».

Мальчик: Все позабыла: опасность и страх, вынесла с боя его на руках…

Песня «Маленькая Валенька

Девочки:( на фоне вокализа)

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь,

В мир приходит женщина, что очаг беречь,
в мир приходит женщина, чтоб любимой быть,
в мир приходит женщина, чтоб дитя родить
,

в мир приходит женщина, чтоб цветам цвести,
в мир приходит женщина, чтобы мир сберечь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Прощай, начальная школа!"

Сценарий для выпускного праздника в начальной школе в виде программы телепередач...

Сценарий "Прощай начальная школа"

В этом материале вы найдете интересные стихи и сценки из жизни учеников                                                              Сценарий                                «Прощай, начальная школа!» ...

Сценарий праздника "Начальная школа, прощай!"

Современный сценарий для праздника " Начальная школа, прощай!" , в котором есть и стихи, и переделанные песни о школе на популярные мелодии, и сценки из школьной жизни ....

сценарий "Пощай начальная школа"

Материал предназначен для прздника "Прощания с начальной школой"....

Сценарий выпускного. Начальная школа.

Позади ещё один выпуск из начальной школы. Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника, который прошел в нашей школе....

Сценарий "Прощай, начальная школа!"

сценарий выпускных 4 классов...

Сценарий "Прощай, начальная школа!"

Сценарий, посвященный окончанию 4 класса....