«Посиделки у самовара"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 

Познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая,

                расширять кругозор учащихся.

Способствовать приобщению к традициям русской народной          культуры .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik.docx1006.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Сценарий  внеклассного мероприятия

«Посиделки у самовара"

 

Цель:

Познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая,

                расширять кругозор учащихся.

Способствовать приобщению к традициям русской народной          культуры .

Задачи:

Образовательные:

  • проследить путь развития обряда чаепития,
  • обучать навыкам этикета, поведения за столом,
  • познакомить с традициями русского гостеприимства,
  • совершенствовать умение работать в группах.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческих способностей учащихся,
  • обогащать словарный запас детей,
  • совершенствовать навык выразительной речи.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к народной культуре,
  • укреплять семейные традиции,
  • организовывать семейный досуг,

                        пропагандировать здоровый образ жизни

Оборудование·       

               ·         изображения  самоваров,

               ·         выставка рисунков на тему «Мы за чаем не скучаем».

·          выставка самоваров, заварочных чайников, чайников, чайных пар, посуды с     росписью, подносы, вазы,

·         расшитые полотенца, салфетки, скатерти, фартуки, прихватки, половички,

·         столы с угощениями, самоварами, посудой

·         призы для конкурса, реквизит,

·         самовар горячий с чаем, выпечка        

ТСО:

 ·         музыкальный центр,

 ·         фотоаппарат.

                                                   Ход мероприятия.

Звучит песня " Самовар".

Ведущий: Здравствуйте, мои друзья! Приглашаю к чаю я!

                  Мы не просто чай попьем, Мы узнаем всё о нём

                  Где, когда и почему? Чай прославился в миру!

Настя: Очень часто за событиями

                И за сутолокой дней

                Старины своей не помним,

                Забываем мы о ней.

                И хоть более привычны

                Нам полёты на Луну,

                Вспомним русские обычаи,

                Вспомним нашу старину.

Музыка, выходит скоморох.

 Илья: 

 Все готово к празднику,                      

 Так чего ж мы ждем?
 Мы веселой песенкой
 Праздник свой начнем.

Песня "Чайный праздник" ( на мотив песенки " Голубой вагон")

Ведущий:

  • Гости в дом – радость в дом!
  • Гости в дом – самовар на стол!
  • Самовар на стол – пора беседу вести.
  • А беседа наша о чае. Что пить будем – о том говорить будем.

Галя:                    Чай горячий, ароматный,

И на вкус весьма приятный,

От недуга исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит ЧУДО – ЭЛИКСИР.

Ведущий: Чаепитие уже очень,  давно стало традицией русского гостеприимства.  А кто нам скажет, что такое чай?

Галя:  Чай - это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. А также у чая очень мягкий неповторимый аромат, ни с чем несравнимый вкус.

Ведущий:     Хорошо, а какая страна является родиной чая? (Ответы детей)

Ведущий:  Правильно, Китай. Если верить легенде, это было за много веков до нашей эры. Однажды китайский император, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, долго плутал среди  горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с чистой родниковой водой. Попробовав получившийся настой, император, был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав всего несколько глотков, он тут же ощутил прилив сил. Это было первое в мире чаепитие.

- А как же чай попал в Россию?

Ведущий:  Это историческое для России событие произошло в 1638 году. А вот как это было. ( Драматизация силами детей.) На сцене трон, а на нём надпись «Царь». Открывается надпись «1638 год. Михаил Фёдорович Романов»  музыка

Царь:

Вы послы мои, идите,

К Алтын-хану попадите,

Одарите соболями.

Чёрно – бурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захватите непременно.

Ведущий:

Послы с приказом согласились

И с поклоном удалились.

музыка

Царь же стал, как всем понятно,

Ожидать послов обратно.

Дни и месяцы прошли…

Возвращаются послы.

музыка

Царь их кормит и поит,

И ответ держать велит.

Царь:

Чем ответил Алтын – хан?

Что же мне прислал он в дар?

Послы:

Рома:     В чужих странах мы бывали,

                Много дива повидали,

                Посетили Алтын – хана.

Илья: Вроде всё в нём без изъяна.

            Но с чудинкой он, однако…

            Вот смотри подарок, на-ка!

С подноса скидывают покрывало, горка  чая с  надписью «Чай».

Музыка

Ведущий:

Как увидел царь-отец

Что принёс ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И посла хотел повесить.

Царь:

Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеётся хан над нами!

Ах, насмешник он какой!

На него пойду войной!

Музыка

Ведущий:

Но, смягчившись на сей раз,

Слугам дал такой наказ:

Чудо-листья заварить .

Да боярам подносить.

Царь:

Чтоб не страшно было вам,

Перву чашу выпью сам.

Ведущий:

Глотнул раз … Потом второй …

Вкус понравился

Царь: Крутой.

Ведущий:

Царь-то наш дивиться чуду.

Царь:

Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

Ведущий: Так чай завоевал свое первое признание в России.

Но чай был доступен только богатым людям.      

Для бедных же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Давайте об этом послушайте частушки, которые были написаны более ста лет назад.

Частушки

1.Раз прислал мне барин чаю

   И велел его сварить, 

   А я отроду не знаю, 

  Как проклятый чай варить.

2.Взял тогда налил водички, 

   Всыпал чай я весь в горшок

   И приправил перцу, луку 

   Да петрушки корешок.

3.Разлив варево  по плошкам,               

   Хорошенько размешал.     

  Остудив его немножко, 

  На господский стол подал.

4. Гости с барином плевались,

    Сам он ажно озверел

    И, отправив на конюшню.

   Меня выпороть велел.

5. Долго думал, удивлялся:

   Чем же мог не угодить?

  А потом-то догадался,

  Что забыл я посолить.

Ведущий:  У нас “чайная страна”, и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Совсем немногие знакомы с традициями чаепития. Чаепитие – это одна из тропинок к здоровому образу жизни.

Настя:

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.

 Илья:

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.

 Ведущий:

Чтобы получить удовольствие от чашки чая нужно его правильно заварить . Как это сделать ?  

Конкурс «Завари чай»

Участникам (командам) предлагается набор карточек, на которых написаны этапы процедуры заваривания чая. Необходимо как можно быстрее разложить карточки в правильной последовательности.

Музыка " Иван-чай"

А. Засыпать в заварочный чайник чай из расчета 0,5–1 ч.л. на стакан.

Б. Накрыть чайник полотенцем (салфеткой) на 5–7 минут.

В. Ополоснуть заварочный чайник кипятком.

Г. Налить в чайник доверху кипятка.

Д. Залить чайник на 1/3 объема кипятком.

Е. Разлить заварку в стаканы примерно на 1/3 объема стакана.

Ж. Долить в стакан кипятка, добавить по вкусу сахар, молоко, лимон.

Правильная последовательность приготовления чая: В, А, Д, Б, Г, Е, Ж.

  Оценить правильность выполнения задания

Музыка

 Ведущий: -Давайте послушаем доктора Пилюлькина.

Доктор Пилюлькин:  Чай- это богатейшая аптека, чайный лист содержит многие полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают этот неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зелёном чае в 10 раз больше, чем в чёрном. Благодаря стольким витаминам чай повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение, усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почётных мест

Рецепты лечения чаем.

- Народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколько минут.

- При воспалении глаза промывают охлажденным крепко заваренным чаем.

- маска из заварки разглаживают мелкие морщинки, задерживает появление новых;

- залив спитой чай кипятком, дав настояться, сполоснуть настоем волосы, которые станут шелковистыми, а светлые и каштановые приобретут золотистый оттенок;

  Ведущий: А сейчас мы с вами поиграем. Призами для вас будут бублики, ведь издавна на Руси традиционно к чаю подавали бублики и баранки.

Конкурс “Загадок”:

Черненько, горяченько,
а все любят.
(Чай).

Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит.
(Чайник).

Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар).

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(Самовар).

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
(Сахарница).

Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
(Пирог).

 Маленькое, сдобное                              Цветом жёлт и ароматен,

Колесо съедобное.                                 В чай кладут и чай приятен,

Я одна тебя не съем,                              Только очень кислый он,

Разделю ребяткам всем.                         А зовут его  … (Лимон)

               (Бублик)

Что на сковородку наливают,                                                                                      Вчетверо сгибают,                                

Да в сметану макают? (Блин)              

Ведущий: Отгадайте загадку.

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.
(Самовар )

- Как же выглядел самовар раньше?

Подставка с ножкой и жаровней, крышка, тулово с трубой-тягой, краном и ручкой. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки (короткие обрубки дерева) или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев, поджигали их лучиной (тонкой длинной щепкой от сухого полена), раздували огонь (часто-сапогом), и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. О самоваре сочиняют стихи, так его любят на Руси.

Вера:  Посидеть за самоваром рады мы наверняка.                                                          Ярким солнечным пожаром у него горят бока.                                                             Самовар гудит, шумит, только с виду он сердит.                                                                      К потолку пускает пар.                                                                                                               Наш красавиц – самовар.                                                                                                                         Юля:  Самовар пыхтит, искрится –                                                                                                 Щедрый, круглый, золотой,                                                                                                   Озаряет наши лица                                                                                                                         Он своею добротой.                                                                                                                     Ведущий: - В наши дни самовар считается таким же традиционным сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.

С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

Многие народы увековечили чаепитие в пословицах, присказках, которые мы с вами вспомним.  

Русская: «Чай пить — не дрова рубить».

«Выпей чайку — позабудешь тоску».

«За чаем не скучаем — по три чашки выпиваем».

«Чай не пить — на свете не жить».

«С чая лиха не бывает».

«Чай пить – приятно жить».

«Выпей чайку – позабудешь тоску».

«Устал – пей чай; жарко – пей чай; хочешь согреться – пей чай»!

«Если чай не пьёшь, где силы берёшь»?

Например, японская: «В хорошей посуде и чай вкуснее».

Китайская: «Выпьешь чаю — прибавятся силы».

Турецкая: «Не спеши пить чай — язык обожжешь».

Туркменская: «Пей чай — удовольствие получай».

Конкурс “Веселые художники”. Музыка( Мария Мордасова " Русский чай")

Участвуют 2 команды .

Ведущий:

Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник с завязанными глазами. Рисуйте по очереди:

  • 1-й участник – основную часть;
  • 2-й участник – ручку;
  • 3-й участник – носик;
  • 4-й участник – крышку;

 В исполнении детей звучит песня «Пых -  пых, самовар» слова: Юрий Энтин. музыка: Давид Тухманов

Диана:  

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Но пришла пора прощаться

До свидания, друзья!

Всем спасибо за вниманье, 
За игру, стихи и смех.

Дети хором:

Говорим мы: “До свиданья!”,
Снова в гости ждем вас всех.

 

 

 

 Дополнительные игры.

Печем блины

Участники делятся на команды. Каждая команда получает листы бумаги и образец «блина» — бумажный круг диаметром 15 см. За определенное время участники команд должны вырезать из бумаги как можно больше таких же «блинов». Побеждает та команда, которая «напекла» их больше.

Заварим чай

Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.

 Пей чай –не скучай

Ведущий по очереди вручает участникам конкурса по одной баранке и произносит фразу: «Пей чай». Участник должен продолжить ее подобранной рифмой. Например, пей чай — не скучай, пей чай — не серчай, пей чай — удовольствие получай и т. д. Тот, кто смог придумать рифму, забирает баранку себе. Побеждает в конкурсе тот, кто собрал больше всех баранок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Данное мероприятие знакомит учащихся с историей появления чая в России, с правилами приема гостей, традициями русского чаепития, сервировкой стола и угощениями на чаепитии....

внеурочное мероприятие " Семейные посиделки у самовара"

внеурочное мероприятие для учащихся и родителей...

внеклассное мероприятие "Посиделки у самовара"

Подборка стихов, песен по теме...

«Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства»

История и национальные традиции России...

Внеклассное мероприятие. Праздник "Посиделки у самовара"

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...

Сценарий внеклассного мероприятия. Праздник "Посиделки у самовара".

Цель: познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся. Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры, возрождать традиции внутрисемейной этик...

Внеклассное мероприятие - семейные посиделки "У самовара"

Данное мероприятие проходит в виде праздника совместно с родителями. Учащиеся узнают много нового и интересного о чае, его истории и чайных традициях разных народов....