Внеурочная деятельность
календарно-тематическое планирование (технология, 1 класс) по теме

Цветкова Елена Николаевна

Волшебный бумажный мир (оригами)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_zanyatost.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 г.Выборга»

                                                                         

« Бумажный волшебный мир »

(оригами)

ПРОГРАММА

дополнительного образования

для детей младшего школьного возраста(7-10лет),

рассчитана на 4 года обучения

Выборг

2011г.

 

   Программа художественно-эстетического направления.

        Пояснительная записка.

             Программа создана на основе результатов   работы по обучению учащихся начальной школы на уроках технологии (труд).
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Творческий труд на занятиях – один из методов приобщения детей к искусству и познанию природы. При постоянном общении с природой, во время работы пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Работа развивает усидчивость, терпение, настойчивость, приобщает учащихся к интересному и самобытному виду  прикладного искусства.

 Художественно-эстетическое воспитание в состоянии решить многие задачи связанные с данным процессом.  Поэтому оно не может быть второстепенным. Эта сфера воспитания дает оказывать положительное влияние на ребенка через его эмоциональную сферу деятельности. У ребенка развивается кругозор, пространственное мышление, воображение, мелкая моторика, ребенок учится не разрушать, а создавать своими руками и это пойдет с ним во взрослую жизнь.  

Значение оригами для развития ребенка

  1. Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  2. Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
  3. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
  4. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  5. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
  6. Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
  7. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
  8. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
  9. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  10. Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
  11. Развитие умения видеть красоту окружающего мира, желание творить своими руками прекрасное;
  12. Воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, усердия. Прививание навыков работы в группе, поощрение доброжелательных отношений друг к другу.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения. На занятиях у кружковцев развивается художественный вкус в области декоративно-прикладного искусства; умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, можно  использовать природные материалы соответствующего цвета и фактуры. В процессе изготовления изделий кружковцам даётся возможность самостоятельно выполнять композиционные, конструктивные и технологические задания, работать над оформлением, украшением собственных изделий.

Цель программы

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе. Стремление воспитать духовно развитого человека, развить гармоничную личность, сформировать его нравственность, через формирование его художественной культуры, творческого самовыражения и миропонимания.  

Задачи программы: 

         Обучающие

  1. Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  2. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  3. Обучение различным приемам работы с бумагой.
  4. ·  Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивающие: 
  1. Развитие у учащихся чувственное восприятие красоты, стимулирующее потребность к творческому самовыражению;

  1. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Формировать пространственное представление, художественно-образное восприятие действительности.


           Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к искусству оригами.
  2. Расширение коммуникативных способностей детей.
  3. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.           Воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности, усердия.                             Образовательные:
  1. расширить знания об окружающем мире, природе, географии;

     

Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы:

В процессе обучения возможно проведение корректировки  сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

      Возможно создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических      композиций.                                                                                                                                                                                                                              Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы  возможно использовать записи звуков живой природы и музыки.                                                                                                                            Тесное переплетение нескольких областей интересов, на занятиях кроме техники овладения оригами, дети углубляют свои познания о природе и географии.

Организационные принципы
Программа «Бумажный волшебный мир» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе.

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку, оптимальное количество детей в группе должно быть не более 10 - 15 человек.

В 1 год обучения в кружок «Бумажный волшебный мир» принимаются все желающие учащиеся начальной школы. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения.

Занятия проводятся один или два раза в неделю с 1 сентября по 30 мая.

Год
обучения

Количество часов
(академических)

Кол-во
детей
в группе

в неделю

в год

1

2

68

15

2

2

68

12

3

2

68

10

4

2

68

10

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
 групповой – организация работы в группах.
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
 и другие.

Ожидаемые результаты

  В результате обучения по данной программе учащиеся:                                                                         - научатся различать виды бумаг;
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов и формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
• Участие в районных и городских выставках.

Учебно-тематический план

                                                    1 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Формирование группы

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

2

2

4.

Знакомство с оригами

3

-

3

5.

Веселая геометрия

1

3

4

6.

Базовая форма «Треугольник»

2

5

7

7.

Базовая форма «Воздушный змей»

2

6

8

8.

Базовая форма «Двойной треугольник»

3

8

11

9.

Базовая форма «Двойной квадрат»

3

8

11

10.

Базовая форма «Конверт»

2

7

9

11.

Букет для мамы и бабушки в технике оригами

2

5

7

12.

Итоговое занятие

1

-

1

13.

Оформление выставочных работ

-

3

3

ИТОГО:

21

47

68

                                                   2 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

2

2

4.

Летние композиции

1

4

5

5.

Базовая форма «Треугольник»

       2

4

6

6.

Базовая форма «Воздушный змей»

2

4

6

7.

Базовая форма «Двойной треугольник»

1

2

3

8.

Базовая форма «Двойной квадрат»

2

4

6

9.

Базовая форма «Конверт»

2

4

6

10.

Базовая форма «Рыба»

4

8

12

11.

Базовая форма «Дверь»

5

10

15

12.

Цветы к празднику

-

2

2

13.

Итоговое занятие

1

-

1

14.

Оформление выставочных работ

-

2

2

ИТОГО:

22

46

68

   

                                                    3 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

-

1

2.

Беседа по охране труда

1

-

1

3.

Диагностика обученности учащихся

-

3

3

4.

Летние композиции

2

6

8

5.

Чудесные превращения бумажного листа

4

9

13

6.

Модульное оригами

5

15

20

7.

Оригами на праздничном столе

3

6

9

8.

Цветы к празднику

2

5

7

9.

Оригами - почта

1

2

3

10.

Итоговое занятие

1

-

1

11.

Оформление выставочных работ

-

2

2

 

ИТОГО:

20

48

68

                                                 4 год обучения


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Беседа по охране труда

1

-

1

2.

Диагностика обученности учащихся

-

3

3

3.

Оригами в Интернете

1

-

1

4.

Летние композиции

1

3

4

5.

Изделия из складки

2

6

8

6.

Базовая форма «Катамаран»

2

7

9

7.

Новогодние украшения

2

5

7

8.

Базовая форма «Птица»

3

9

12

9.

Цветы и вазы оригами

2

9

11

10.

Базовая форма «Лягушка»

1

3

4

11.

Творческие работы

1

4

5

12.

Итоговое занятие

1

-

1

13.

Оформление выставочных работ

-

2

2

ИТОГО:

17

51

68

Содержание программы

  1. 1 год обучения (68 часов)

Формирование группы (1 час)
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (2 часа)
Входная диагностика и итоговая диагностика. Содержание диагностической работы см. в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Знакомство с оригами (3 часа)
Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Знакомство с коллекцией бумаги. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Базовые формы:
«Треугольник» (7 часов),
«Воздушный змей» (8 часов),
«Двойной треугольник» (11 часов),
«Двойной квадрат» (11 часов),                                                                                                                  
«Конверт» (9 часов)

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).                                                          
Веселая геометрия (4часа)                                                                                                               Обобщение знаний о геометрических фигурах, знакомство с новыми фигурами. Кто такой Архимед. Знакомство с готовальней, приемы работы с линейкой. Путешествие с точкой  (игра) по геометрическим фигурам.                                       
Букет для мамы и бабушки в технике оригами (7 часов)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника).
Итоговое занятие (1час)
«Чему мы научились за год».
Оформление выставочных работ (3 часа)
Оформление выставок работ учащихся.

  1. 2 год обучения (68 часов)

Вводное занятие (1 час)
Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (2 часа)
Входная диагностика. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы см. в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции (5 часов)
Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие).  Наблюдение над формой цветка. Места обитания и роста цветов. Складывание цветов. Оформление композиций.
Базовые формы:
«Треугольник» (6 часов),
«Воздушный змей» (6 часов),
«Двойной треугольник» (3 часа),
«Двойной квадрат» (6 часов),
«Конверт» (6 часов)

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Базовые формы:
«Рыба» (12 часов),
«Дверь» (15 часов)

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Цветы к празднику  (2 часа)
Оформление поздравительной открытки.
Итоговое занятие (1 час)
«Бумажное  путешествие».
Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок.

  1. 3 год обучения (68 часов)

Вводное занятие (1 час)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (3 часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы см. в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции (8 часов)
Лесные цветы (калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы, сказки  и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
Чудесные превращения бумажного листа (13 часов)
Закладки. Открытки. Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами (20 часа)
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». Аппликация  «В лесу на поляне».
Оригами на праздничном столе (9 часов)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Цветы к празднику (7 часов)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами – почта (3 часа)
Различные виды конвертов для писем.
Итоговое занятие (1 час)
Оригамская сказка о четырех братьях.
Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам и бабушек».

  1. 4 год обучения (68 часов)

Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (3 часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы см. в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Оригами в Интернете (1 час)
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Летние композиции (4 часа)
Легенды о цветах (ромашка и хризантема). Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.
Изделия из складки (8 часов)
Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Базовая форма «Катамаран» (9 часов)
Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Новогодние украшения (7 часов)
Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Базовая форма «Птица» (12 часов)
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Цветы и вазы оригами (11 часов)
Игольчатая астра. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида».
Базовая форма «Лягушка» (4 часа)
Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
Творческие работы (5 часов)
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
Итоговое занятие (1 час)
Сочинение-эссе «Оригами в моей  жизни».
Оформление выставочных работ (2 часа)
Оформление тематических выставок.

Способы предъявления и объяснения материала

Предлагаемый курс занятий по обучению оригами рассчитан на 3 этапа (4 года обучения). В процессе обучения постепенно возрастает уровень сложности выполняемых детьми работ. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами.

На 1 этапе (1 год обучения) все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Это первая большая работа в 1 год обучения. Каждое изделие (рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба) делается на отдельном занятии. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ.
Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок. На этом занятии следует обратить внимание детей на то, что на синий фон сначала приклеивается желтая заготовка для песчаной отмели, а затем на нее приклеивают зеленую лужайку, поэтому прямоугольник желтого цвета для изготовления песчаной отмели надо взять большего размера, чем зеленый для лужайки. Можно дать шаблоны прямоугольников или предложить детям готовые заготовки желтого и зеленого прямоугольников, из которых они сами вырежут лужайку и отмель любой формы.
По желанию дети могут добавить в композицию дополнительные маленькие острова или лист кувшинки, на которые можно приклеить насекомых. Прежде чем разрешить ученикам приклеивать детали аппликации, нужно проверить, красиво ли они расположили их на плоскости листа, и оказать детям необходимую индивидуальную помощь.

2 этап обучения включает в себя 2-й и 3-й годы обучения. На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время дети более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в свои альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы.

На втором году обучения детям предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Например, схемы для уроков, посвященных созданию композиции «Дачный поселок» из книги: Афонькин С.Ю. «Уроки оригами в школе и дома». Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия. Например, схемы изготовления водорослей в композиции «Аквариум» или схемы изготовления модулей для «Ветки с игрушками».

На третий год обучения увеличивается количество самостоятельных работ, выполняемых детьми. Обучение оригами приобретает прикладное значение, так как темы занятий направлены не только на обучение складыванию, но и на применение изделий оригами в повседневной жизни. Занятия темы: «Чудесные превращения бумажного листа» учат детей оформлять подарки, «Оригами на праздничном столе – как сделать приглашения на праздник и красиво оформить стол и т.д.

На 3 этапе (4-й год обучения) школьникам становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Дети работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Составляют инструкционные карты отдельных изделий. Учатся создавать и зарисовывать свои изделия. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся. Впервые в программе появляется новый раздел: «Оригами в Интернете». Представленные на них выставки лучших изделий, выполненных в технике оригами, помогут учащимся в выполнении собственных творческих работ, которые на этом этапе обучения могут уже иметь ярко выраженный индивидуальный характер.
Завершается обучение написанием сочинения-эссе «Оригами в моей жизни».

Примерное тематическое планирование занятий

  1. 1 год обучения

Тема

1.

Формирование группы.  

2.

Беседа по охране труда.

3-4

Диагностика обученности учащихся.

5-7

Знакомство с оригами. Знакомство с коллекцией бумаги. Знакомство с инструкционными картами. Условные обозначения, термины и приемы.

8-11

Веселая геометрия:

-страна «Геометрия»: знакомые и новые геометрические фигуры;                                      -жители страны «Геометрия»;                                                                                               -путешествие с Точкой по стране «Геометрия»;                                                                 - путешествие с Точкой по стране «Геометрия».                                                                

12-18

Базовая форма «Треугольник»:                                                                                - знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”;     - котёнок и собачка; “Домашние и дикие животные”                                                                                                              - яхта и пароход;                                                                                                                     - композиция «Кораблики в море»;                                                                                      - синица и снегирь;                                                                                                                 - композиция «Птицы в лесу».

19-26

Базовая форма «Воздушный змей»:                                                                            - знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей”;                                                                                                                           - кролик и щенок,                                                                                                                   - курочка и петушок;  (беседа : “Деревенская изба” )                                                                                                         - композиция «Домашние птицы на лужайке»;                                                                  - ворона,                                                                                                                                   - сказочная птица;
- сова.
                                                       

27-37

Базовая форма «Двойной треугольник»:                                                                         -знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”;                                                                                                             - рыбка и бабочка;                                                                                                                    -ёжик;  (беседа: “Осень в лесу” )                                                                                                                                    -грибок;                                                                                                                                   - головастик и жук;   (беседа: “Обитатели водоемов”)                                                                                                              -дерево;                                                                                                                                    -композиция «В лесу на полянке».

38-48

Базовая форма «Двойной квадрат»:                                                                          - знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной квадрат”;                                                                                                            -жаба;  (беседа: “Земноводные и пресмыкающиеся”)                                                                                                                         - композиция «Островок в пруду»;                                                                               - яхта;                                                                                                                                       -композиция «На море»;                                                                                                        - коллективная работа «Зоопарк». (беседа: “Охрана редких и исчезающих животных. Красная книга”)

49-57

Базовая форма «Конверт»:                                                                                                     - знакомство с инструкционной картой для складывания б\ф “конверт”;            - пароход и подводная лодка;                                                                                                -парусный кораблик;                                                                                                                              -композиция «В море»;                                                                                                                 - волшебный цветок.

58-64

Букет для мамы и бабушки в технике оригами:                                                                   - открытка «Букет гвоздичек»;                                                                                                 -  подснежник;                                                                                                                         - бутоны роз;                                                                                                                                   - композиция «Букет роз».

65

«Чему мы научились за год».

66-68

Оформление выставочных работ.

  1.         2 год обучения

Тема.

1.

Вводное занятие.  

2.

Беседа по охране труда.

3-4

Диагностика обученности учащихся.

5-9

Летние композиции:                                                                                                               - колокольчики;
-подсолнух;

-ромашка;
-каллы;                                                                                                                                    -оформление выставки.

10-15

Базовая форма «Треугольник»:                                                                                - работа  с инструкционной картой для складывания б\ф “треугольник”;          -птица счастья;
-голубь;                                                                                                                                         -композиция «Голубь мира».
-домик с крыльцом и домик с трубой.
-домик с верандами, деревья и травы.

16-21

Базовая форма «Воздушный змей»:                                                                            - работа  с инструкционными картами для изготовления б\ф “воздушный змей”;                                                                                                                          - лебеди (2 способа);  (беседа: “Водоплавающие птицы”)                                                                                                            -лягушка;      (беседа: “Земноводные и пресмыкающиеся”)                                                                                                                                        - улитка, рыбка;                                                                                                                        -аппликация «У озера» .                                                                                                                        

22-24

Базовая форма «Двойной треугольник»:                                                                         -работа  с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной треугольник”;                                                                                                              - тропическая рыбка;                                                                                                              -аппликация «Оригамская сказка».                                                                                                         

25-30

Базовая форма «Двойной квадрат»:                                                                          - знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “двойной квадрат”;                                                                                                                     - золотая рыбка;
-краб;                                                                                                                                        -аппликация «На морском дне».
                                                                                                         

31-36

Базовая форма «Конверт»:                                                                                                     - работа с инструкционной картой для складывания б\ф “конверт”;                    -рыбка-бабочка;
-водоросли и камешки;
-композиция «Аквариум».      

37-48

Базовая форма «Рыба»:                                                                                                       - знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “рыба ”;                                                                                                            
-царевна-Лебедь;
-композиция «Закат солнца над лебединым озером»;
-пингвин (2 способа);
-композиция «Пингвины на льду»;                                                                                      -аппликация «Антарктида»; (беседа: “Северный и южный полюса”)
-оформление выставки.

49-63

Базовая форма «Дверь»:                                                                                                       - знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “дверь ”;        -мышь и поросёнок;
-бурёнка;
-композиция «В деревне»;                                                                                                     -аппликация «На даче»;
-рыбка-вуалехвостка;
-композиция « Декоративные рыбки».
                                                                                                     

64-65

Цветы к празднику:                                                                                                                - поздравительная открытка «Роза».

66

Итоговое занятие «Бумажное путешествие».

67-68

Оформление выставочных работ.

        

  1.         3 год обучения

Тема

1.

Вводное занятие.  

2.

Беседа по охране труда.

3-5

Диагностика обученности учащихся.

6-13

Летние композиции:                                                                                                             -калужница;
-ландыш;
-сон-трава;
-оформление выставки «На лесной полянке»;                                                                   - урок-игра - изготовление моделей с подвижными элементами по выбору.                                                                                                        

14-26

Чудесные превращения бумажного листа:                                                                          - сказочный цветок (мозаика из 6 модулей);
-простые коробки (2 варианта);
-коробка с крышкой из квадратного листа бумаги;
-коробки для подарков (базовая модель);
-коробки для подарков (различные варианты).

27-46

Модульное оригами:                                                                                                             -бусы для елки;                                                                                                                           -новогодняя гирлянда;
-разноцветная звезда из 4 деталей;
-звезда из 8 модулей;
звезда из 16 модулей;
-ветка ели;
-новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками»;
-аппликацмя «В лесу на поляне»;
-оформление класса к Новому году.

47-55

Оригами на праздничном столе:                                                                                              - правила этикета, приглашение – открытка  с летящей птицей и рамочка для карточки гостя;                                                                                                                      - салфетка «Веер»;                                                                                                                               -салфетка для столового серебра,                                                                                                 -салфетки «Лилия» и «Петушиный гребень»;                                                                       - стаканчик для салфеток и квадратная коробочка  (вазочка) с декоративными углами.

56-62

Цветы к празднику:                                                                                                              - василёк и гвоздика;
-композиция «Букет цветов»;
-японская ваза для цветов;
-объемные тюльпаны;
-объемные колокольчики;
-оформление выставки «Цветы для наших мам».                                                                                                              

63-65

Оригами – почта:                                                                                                                    - солдатский треугольник и прямоугольное письмо;
-датское и английское письмо.

66

Итоговое занятие. Оригамская сказка о четырех братьях.

67-68

Оформление выставочных работ.

  1.         4 год обучения

Тема

1.

Беседа по охране труда.

2-4

Диагностика обученности учащихся.

5

Оригами в Интернете.

6-9

Летние композиции:                                                                                                              -хризантема;                                                                                                                            -сложная ромашка.

10-17

Изделия из складки:
-гвоздика и роза.
-цветок в уголок. Декоративная композиция.
-китайская ваза;                                                                                                                       - компьютерная презентация «Цветочные композиции».

18-26

Базовая форма «Катамаран»:                                                                                          - знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “катамаран”; - модульное оригами;                                                                                                                        -закладки;
-орнамент из модулей.
                                                                                                           

27-33

Новогодние украшения:                                                                                                        -звезда из 8 модулей;
-двухцветная звезда из 8 модулей;
-объемная ёлка;
-бумажный конструктор: игрушки из модулей. (беседа: “Виды транспорта”, “Профессии, связанные с транспортом”)

34-45

Базовая форма «Птица»:                                                                                                       - знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “птица ”;        - журавлик на гнезде; . (беседа: “Птицы весной”)
-японский журавлик;
-журавлик, машущий крыльями;
-праздничный журавлик;  (беседа “Мир в детских руках!”)
-ваза «Два журавля».
 

46-56

Цветы и вазы оригами:
-игольчатая астра;                                                                                                                 -космея;
-высокая ваза для цветов;
-объемный нарцисс;
-ваза для цветов «Пирамида»;
-крокус с листом;
-фуксия;
-ваза-кашпо «Четыре замка».

57-60

Базовая форма «Лягушка»:                                                                                                   - знакомство с инструкционными картами для изготовления б\ф “лягушка ”;        
-ирис;                                                                                                                                        -творческая работа.

61-65

Творческая работа:
-мой сад оригами;
-оформление выставки творческих работ.

66

Итоговое занятие
-сочинение-эссе «Оригами в моей жизни».

67-68

Оформление выставочных работ.

Список оборудования и материалов,
необходимых для занятий оригами

  1. Учебные столы и стулья
  2. Выставочные стенды
  3. Инструкционные карты,
    демонстрирующие
    процесс складывания изделия
  4. Схемы складывания изделий
  5. Журналы и книги по оригами
  6. Альбом для лучших работ
  7. Конверты для незаконченных работ
  8. Белая бумага
  9. Цветная бумага тонкая
  10. Цветная бумага плотная
  11. Двухсторонняя цветная бумага
  12. Цветной картон
  13. Коробки для обрезков
    цветного картона
  1. Линейки
  2. Треугольники
  3. Простые карандаши
  4. Цветные карандаши
  5. Стирательные резинки
  6. Фломастеры
  7. Трафареты с кругами
  8. Клеенки и резинки для
    крепления клеенки к столам
  9. Ножницы
  10. Клей ПВА
  11. Кисточки для клея
  12. Бумажные салфетки
  13. Коробочки для мусора
  14. Фонотека

й стороны, экономический и социальный кризис дал почву для формирования у людей чувства незащиДиагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм оригами
• 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).
• 2 год обучения – умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».
• 3 год обучения – умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
• 4 год обучения – умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь
инструкционными картами и схемами

• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
• 2 год обучения – умение сделать изделие по инструкционной карте.
• 3 год обучения – умение сделать несложное изделие по схеме.
• 4 год обучения – умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• 1 год обучения – умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
• 2 год обучения – умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.
• 3 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
• 4 год обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.

Примечание: во время вводной диагностики
(в начале каждого учебного года)
этот параметр не оценивается.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.

  в провинции, в отдалённых от центра районах

Литература,

на основе которой составлена программа и
примерное тематическое планирование занятий:
 

  1. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. М, «Аким», 1995
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
  6. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  7. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998
  8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
  9. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

Литература,

которую  можно использовать при подготовке к занятиям:

Выгонов В.В. “Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели”. М.: Первое сентября, 2002

Долженко Г.И.“100 оригами” . Ярославль: Академия холдинг, 2003.

Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003

Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003

Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003

Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003

Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004

“Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001

“Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993

“100 игрушек из бумаги”. С.-Пб.: Дельта. Кристалл, 2000

“Снежинки. Вырезалочка”. М.: Омега, 2002

“Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй.”. Перевод с немецкого Н. Лебедевой . М.: Олма-Пресс, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....