Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему: "В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки."
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

Интегрированный урок технологии, изобразительного искусства и музейной педагогики в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка. Роспись игрушки." 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_masterskoy_dymkovskoy_igrushki.docx50.27 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3-м классе на тему " В мастерской глиняной игрушки. Дымковская игрушка.                   Роспись игрушки."

1.Предмет: Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства.

2. Класс: 3 класс

3. Продолжительность урока: 2 урока по 45 минут

3. Вид занятия: лепка, декоративно-прикладное рисование.

4. Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.

5. Тема урока по учебно-тематическому плану: Лепка из солёного теста Дымковской игрушки.

6. Проблема урока: Что это за игрушка?

7. Изделие: Барыня

8. Номер урока по теме: данный урок является первым по теме «Путешествие в Город Мастеров».

9. Форма урока: урок изучения нового материала.

10. Использование видеоматериалов: на каждом этапе урока.

11. Цели урока:

  1. Познакомить с историей возникновения дымковской игрушки.
  2. Познакомить с особенностями дымковского орнамента.
  3. Закрепить у учащихся знания об особенностях дымковской росписи (белый фон, сочетание синего, желтого, малинового, чистых цветов), использовании геометрического узора (круг, овал, горошина, кольцо, полоски, клетки, волнистые линии).
  4. Закрепить у учащихся знания о декоративно – прикладном искусстве, скульптуре.
  5. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
  6. Прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.
  7. Формирование навыков работы с пластическими материалами, художественной росписью.
  8. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
  9. Воспитывать любовь к Родине и её истории, уважение к труду.

12. Задачи:

  1. создание художественного образа (свой оригинальный, неповторимый образец создаёт каждый ребёнок);
  2. научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России;
  3. добиться единства формы и декора (внешнее оформление не мешало форме, конструкции игрушки, а наоборот, работало на неё).

13.Оборудование и материалы:

  1. Магнитофонная запись русских народных песен.
  2. Авторская работа – презентация по теме «В  мастерской  Дымковской игрушки»;
  3. Глиняные и пластилиновые изделия;
  4. Для учителя – солёное тесто, компьютер, экран, мультимедиа проектор, стеки, гуашь, кисти, словарь Ожегова (скульптура).
  5. Для учащихся - дощечка-подставка, солёное тесто, стеки, тряпка, банка с водой, спички, заточенные и ватные палочки, салфетки, краски, кисти для рисования, салфетка,  гуашь, кисти, фольга от конфет.
  6. Стол, накрытый светлой скатертью.

14. Ожидаемые результаты:

  1. Привести имеющиеся знания детей в систему, расширить и углубить их.
  2. Повысить интерес учащихся к изучаемой теме.

15. Этапы урока:

Урок № 1.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

  1. История возникновения дымковской игрушки.
  2. Знакомство с игрушками.
  3. Словарная работа.

IV. Физкультминутка.

V. Формирование умений и навыков (продолжение работы). 

  1.  Последовательность изготовления игрушки.
  2. Повторение правил техники безопасности и личной гигиены.
  3. Самостоятельная работа учащихся (лепка игрушки).

VI. Итог урока.

Урок № 2

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

  1. Характерные цвета и узоры Дымковской игрушки.
  2. Основные и составные цвета.
  3. Обобщение знаний о Дымковской игрушке.

IV. Физкультминутка.

V. Формирование умений и навыков (продолжение работы). 

  1. Повторение правил техники безопасности.
  2. Последовательность выполнения работы.

а) Особенности росписи барыни.

б) Этапы росписи барыни.

  1. Самостоятельная работа учащихся (роспись игрушки).

VI. Выставка и оценивание работ учащихся.

Требования к работам:

  1. соблюдение пропорций;
  2. работа над мелкими деталями;
  3. общая выразительность;
  4. завершённость;
  5. аккуратность

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

Девиз урока:  “Работа хороша, если в ней польза и душа.”

Ход урока:

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и загадки,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

  1. Сообщение темы и целей урока.

Звучит народная музыка.

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Земля русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своим руками сказочную красоту.

И сегодня я хочу воспеть и восславить
Сердце доброе, щедрость и разум,
Руки искусные люда русского.

Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки.

– Вспомните, какие?

- Из чего сделаны? Где?

Вот мячик! Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь.

А вот игрушки, которые у меня в руках все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите! (Демонстрация игрушек)

Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научимся определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. Кроме Дымковских игрушек существуют ещё Тверская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. О них мы поговорим на следующих уроках. Работа хороша, если в ней польза и душа. В гости к нам пожаловала дымковская игрушка.

- Какова тема нашего урока?

Слайд 2.

Слайд 3.

Тема  урока: Дымковская игрушка.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

- Что такое декоративно-прикладное искусство? (Работа со словарём Ожегова).

Декоративно-прикладное искусство – это художественно оформленные предметы, которые человек использует в быту. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся утварь (посуда, предметы быта), мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, ювелирные изделия, витражи и многое другое. В декоративно-прикладном искусстве ярко отражаются традиции народного искусства.

Слайд 4.

1. История возникновения дымковской игрушки.

В Дымково любили песни, пляски,
В селе рождались чудо - сказки.
Вечера зимою длинные,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Наше путешествие начинается у реки Вятки.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение – слобода.

По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

Земля вятская не особо богата на урожай. А чем же славится село Дымково?
- Отгадайте загадку.

Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.

- Проверим. Так чем же славится, догадались?

Правильно, игрушками. А называют эти игрушки «дымковскими»

Все игрушки не простые, а волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки, кружочки, клеточки, полоски.
Казалось бы — простой узор, но отвести не в силах взор.

Лепили из местной красной глины. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали.

Любые вещи, а особенно игрушки, имеют свою душу.

Создавая игрушку, человек вкладывает в неё частичку своей души.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

игрушками

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

2. Знакомство с игрушками.

В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия - веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех - у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Свистулька.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Слайд 14.

Барашек-свисток,

Левый бок-завиток,

Правый рог-завиток,

На груди – цветок.

Бока крутые,

Рога золотые,

Копыта с оборкой,

На спине Егорока.

Слайд 15.

Козонька – рогатая,

Козонька – бодатая,

Бежит по дорожке,
Разминает ножки.

Слайд 16.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях, барыни, уточки, лошадки, расписные птицы.

Слайд 17.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.

Слайд 18.

Какую бы из игрушек мы не взяли в руки, видно – неповторимая дымковская. Нарядные важные барыни, няньки с детьми – это неповторимые произведения искусства.

Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь народ на ярмарке.

Слайд 19.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Слайд 20.

3. Словарная работа: скульптура. (Работа со словарем)

- А чем рисунок на бумаге отличается от вылепленных изображений? Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а вылепленное изображение «живет» в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется - … .

скульптура

IV. Физкультминутка («Под весёлые напевы»)

Под веселые напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг. И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

V. Формирование новых умений и навыков (продолжение работы).

  1. Последовательность изготовления игрушки.

1. Лепим торс с головой.

2. Лепим юбку-колокольчик. Она круглая, просторная.

3. Примазываем торс к юбке. Лепим руки, придаем им нужное положение.

4. Оформляем голову: лепим кокошник или шляпку.

5. Помните, что пряди волос, скрученные в спирали, при крепляются перед кокошником, а если вы делаете барыню в шляпке, то волосы лепим сначала, а затем надеваем шляпку.

6. Делаем оборки на кофте, юбке или фартуке . Лепим колбаску толщиной от 0,8 до 1 см и длиной примерно 10—15 см, проглаживаем пальцами или скалкой. Получаем плоскую ленту.  Затем прикладываем оборку к юбке или кофте и заглаживаем только с одной стороны, стараясь не помять деталь.

7. Выглаживаем изделие. Пальцами, смоченными в воде, мягкой губкой, тряпочкой, кисточкой заглаживаем впадины, царапины. Не берите много воды, так как от ее избытка изделие может потрескаться и развалиться.

8. Просушиваем от 4 до 7 дней (в зависимости от величины куклы)

Слайд 21.

  1. Повторение правил техники безопасности и личной гигиены.

– Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать при работе со стеком?

– Какие правила личной гигиены вы будете соблюдать при работе солёным тестом?

  1. Самостоятельная работа учащихся (лепка фигуры)

Слайд 21.

VI. Итог урока.

- С каким материалом мы сегодня работали?

- С какой игрушкой мы сегодня познакомились?

-  На какой реке находится село Дымково?

- С чем можно сравнить роспись дымковской игрушки?

- Материал, из которого изготавливают игрушку?

- Что делают мастера для того, чтобы игрушка была прочной?

- Каким узором украшены дымковские игрушки?

С солёным тестом.

С Дымковской.

На Вятке

С радугой

Глина

Обжигают на огне.

геометрическим

Урок № 2.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

  1. Характерные цвета и узоры

Как вы уже знаете, дымковские игрушки очень разнообразны. Это и уточки, и лошадки, и барышни, и всадники на конях. Стиль росписи очень яркий и красочный. Давайте рассмотрим таблицу.

– Что использовали художники для росписи игрушек?

- Какие геометрические фигуры вы видите?

- А какого цвета эти геометрические фигуры?

- Каждый цвет у народных умельцев имел свое значение. Например, белый цвет – это цвет чистоты, а красный цвет связывали с солнышком.

Обратите внимание, что каждая игрушка при расписывании имеет фон.

- На каком фоне написаны все кружочки, овалы, линии, крестики?

Белый цвет придает игрушкам яркий, нарядный и праздничный вид.

Слайд 22.

геометрические фигуры

Слайд 23.

круги, окружности, линии

Красного, синего, зеленого, желтого, черного.

На белом

2. Знакомство с основными и составными цветами

- С росписью игрушек мы познакомились. Теперь, казалось бы, можно начинать работу. Однако прежде посмотрим: краски, каких цветов стоят у нас на столе?

А какие цвета нам потребуются для росписи игрушек?

- А как же нам быть?

- Вам нужно знать, что цвета красный, желтый, синий – это основные цвета. Называются они так потому, что их нельзя получить смешиванием. Следовательно, они должны быть у художника обязательно.

- А вот наличие остальных цветов – их называют составными – не обязательно. Кстати, почему они так называются? 

- Какие это цвета и как их можно получить?

- Назовите еще раз основные цвета.

- А составные цвета?

Красная, синяя, желтая.

Красные, желтые, оранжевые, черные.

Нам нужно смешать имеющиеся у нас цвета и получить новые краски.

Слайд 24.

Их можно составить из других цветов.

Оранжевый – смешиванием красного и желтого. Зеленый – смешиванием синего и желтого. Фиолетовый – смешиванием синего и красного.

Красный, желтый, синий.

Оранжевый, фиолетовый, зеленый.

3.Обобщение знаний о дымковской игрушке.

– Из чего лепят ее?

– Какие цвета используются для создания праздничного настроения игрушки? 

– Перечислите главные элементы геометрического узора, украшающего дымку?

– В какой последовательности расписывается игрушка?

– Очень важно вовремя остановиться, не забыть оставить белое поле – игрушка будет нарядней.
– Каковы приемы раскраски?

Из глины.

Сочетание синего, желтого, оранжевого, малинового, чистых цветов.
Кружки, овалы, горошины, кольца, полоски, клетки, волнистые линии.

Лицо, далее с больших белых пятен к более темным.
Тычок, мазок, палец.

IV.Физкультминутка.

– Давайте отдохнем. Да дружно, да ладком возьмемся за работу.

– Во время занятий рукоделием русские умельцы не только работали, но и сыпали шутками, поговорками, прибаутками, пели песни. Я буду показывать предмет, а вы называть пословицу или поговорку, связанную с этим предметом. (Яблоко, веревка, хлеб, зеркало, ложка.)

Слайд 25.

V. Формирование новых умений и навыков (продолжение работы).

1.Повторение правил техники безопасности.

– Как мы называем людей, которые хорошо работают?

– Вы тоже рабочие люди, а ваша работа – это учеба. У каждого рабочего человека есть свои правила, и у нас тоже есть правила рабочего человека. Давайте вспомним эти правила:

  1. Каждый работает на своем рабочем месте.
  2. Внимательно слушать объяснение учителя.
  3. Прежде чем начать работу, правильно приготовь свое рабочее место.
  4. На уроке соблюдай тишину, не отвлекай товарища.
  5. Во время работы содержи рабочее место в порядке.
  6. Научился сам – помоги товарищу.
  7. Работать надо дружно.

Слайд 26.

  1. Последовательность выполнения работы.

а) Особенности росписи барыни.

  1. Головной убор и жакет одноцветные.
  2. Цвет орнамента на юбке такой же как на жакете и головном уборе  (это2 цвета и ещё 2 любых цвета)
  3. Лицо барышни: бровки-дугой, глаза-точки,  рот - кружок, бантик или сердечко.
  4. Румянец на щеках и цвет рта одинаковые.

Слайд 27.

б) Этапы росписи барыни.

Начинать расписывать игрушку нужно с самой светлой краски. Раскрасив одной краской все намеченные участки детали, а также отдельные элементы узоров, переходят к следующей, более темной краске и так до тех пор, пока не будет полностью раскрашена вся игрушка.

Обратите внимание на целостность цветового решения всей игрушки, на соответствие цветового решения создаваемому художественному образу. Вспомните какие цвета создают радостный, весёлый образ, а какие грустный.

Слайд 28.

3. Роспись игрушки (практическая работа).

Честь и хвала дымковским мастерицам! Я приглашаю вас с помощью волшебных кисточек, палочек оживить фигурку и расписать ее красочными узорами. На расписанную игрушку народные мастерицы нередко наклеивали ромбики и квадратики из фольги. Работы можно закрепить лаком для волос. (Эту работу делает только учитель!).

Слайд 28.

VI. Выставка и оценивание работ учащихся. 

– Сейчас мы аккуратно поставим наши работы на стол и полюбуемся ими.
– Какая игрушка получилась самой праздничной, нарядной?
– Как вы думаете, какая из работ лучше соответствует девизу урока?
Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и выбирают лучшие работы.

Слайд 29.

VII. Итог урока.

- С какими новыми понятиями вы  познакомились?

- На какой реке находится село Дымково?

– Почему игрушки называются дымковскими?

- Каким узором украшены дымковские игрушки?

- Из какого материала изготавливают дымковскую игрушку?

- Что делают мастера для того, чтобы игрушка была прочной?

- Чему вы научились на уроке? Что нового для себя узнали?

– Все вы, дети, молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости. Спасибо за урок!

На Вятке

Родина – село Дымково

Геометрические узоры

Из глины

Обжигают на огне

Слайд 30.

IX. Домашнее задание.

Посмотреть дома игрушки, рассказать о материалах, их которых они изготовлены, чем украшены. Поискать в книгах примеры игрушек народных промыслов, постараться что-нибудь узнать о самих промыслах дополнительно к тому, о чём говорилось на уроке.

Список использованной литературы:

  1. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  2. Изобразительное искусство. 3 класс; поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А. Неменской, А.С. Питерских (под ред. Б.М. Неменского)/ авт.-сост. С.Б.Дроздова. – Волгоград: Учитель, 2007
  3. http://festival.1september.ru/articles/414763/
  4. http://festival.1september.ru/articles/520464/
  5. http://www.1-kvazar.ru/u_dymka.htm Дымковская игрушка.
  6. Материалы сайта учителя изобразительного искусства Штель Т.Н. (МОУ СОШ № 1 г. Асино Томской области
  7. Фестиваль «Первое сентября». Карантаева Н.Э. «В мастерской глиняной игрушки. Роспись дымковской барышни»
  8. Фестиваль «Первое сентября». Карпова С.А., Бакунина Л.М., Рябова Е.С. «Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства в 3-м классе на тему "Дымковская игрушка"».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"

Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...

Технологическая карта к интегрированному уроку технологии - изобразительного искусства на тему: «Деревенский двор»

Технологическая картаинтегрированного урока по технологии и изобразительного искусства и с применением ИКТ. Класс: __2__.УМК«Перспективная начальная школа» Тема урока: Домашние жи...

Классный час. Тема: «В мастерской глиняной игрушки. Лепка каргопольской игрушки “Медведка”».

Данную разработку классного часа можно использовать для учеников начальной школы. В разработке содержится история возникновения каргопольской игрушки, информация о мастерах и пошаговое выполнение игру...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ. 2 класс. Тема "ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА"

Урок объединяе темы трёх предметов:Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.Окружающий мир: живая и неживая природа.Православная культура: красота рукотворная и нерукотв...

Интегрированный урок ( технология- изобразительное искусство). Тема:"Изготовление нарядной крышки шкатулки".

Цели: ·       Показать взаимосвязь занятий по изобразительному искусству и трудовому обучению.·       Закрепить умения в резании, сгиба...

Технологическая карта к интегрированному уроку технологии - изобразительного искусства на тему «Деревенский двор»

Технологическая картак интегрированному уроку технологии - изобразительного искусствана тему: «Деревенский двор»...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...