Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии (2 класс) на тему:
    Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.

    Бавина Анна Юрьевна

    Рабочая программа по технологии для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования, расчитана на 34 часа ( 1 час в неделю). Программа содержит все основные разделы. Календарно-тематическое планирование дано с указанием страниц учебника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    tehnologiya_2_klass.doc199 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка к курсу «Технология»

    Рабочая программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:

    1. с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
    2. рекомендациями Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее Примерной Программой);
    3. с положениями Основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ гимназии № 1272  (далее Образовательной программой);
    4. с возможностями учебно-методического комплекта, разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся  и их родителей.
    5. Предлагаемая программа отражает один из возможных ва риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по образовательной области «Технология».

    Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

    Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

    В авторскую программу изменения не внесены.

    Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

    Основные   методы, реализующие развивающие  идеи  курса,  продуктивные  (включают  в  себя  наблюдения,  размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

    В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

    Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

    В соответствии   с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебный предмет «Технология (Труд)» изучается во всех классах начальной школы (203 часа), тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Во 2  классе на изучение технологии (труда) отводится 1 час в неделю  

    Обучение технологии (труду) способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др.

    Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

    Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации

    Программа по технологии  для начальной школы отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.

              Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    1. формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
    2. приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
    3. овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
    4. воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
    5. развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

              Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.

              У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

    В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

    При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии)

    Описание ценностных ориентиров содержания образования.

    Личностные ценности

    Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

    Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

    Общественные ценности

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

    Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

    Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

    Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отече-ству.

          Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

    Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.

    Развивающий потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных учебных действий обоснован следующим:

    1. Ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
    2. Значением универсальных учебных действий  моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом усвоения в ходе  выполнения различных  предметных заданий по курсу. В ходе выполнения задач на конструирование учащиеся учатся  использовать наглядные схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие  выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
    3. Специальной организацией в курсе «Технология» процесса планомерно-поэтапной отработки  предметно-преобразовательной деятельности учащихся в  генезисе и развитии психологических новообразований  младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;
    4. Широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.

    Личностные результаты:

    Создание условий для формирования следующих умений:

    1. объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
    2.  уважительно относиться к другому мнению, к результатам труда мастеров;
    3. понимать исторические традиции ремёсел, уважительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    1. определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
    2. учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
    3. учиться планировать практическую деятельность на уроке;
    4. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
    5. учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
    6. работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).

    Познавательные универсальные учебные действия:

    1. наблюдать конструкции о образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
    2. сравнивать конструктивные и декоративные особенности  предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
    3. учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
    4. находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
    5. при помощи учителя исследовать конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
    6. самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

    Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене средней школы. «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т.д.

    Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:

    1. Возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы).
    2. Возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. В частности, занятия детей на уроках «Технологии» позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Работа над заданиями в рамках «Технологии» позволяют также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

    Планируемые результаты.

    Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.

    иметь представление

    знать

    уметь

    1. о роли и месте чело-века в окружающем ребенка мире;
    2. о созидательной, творческой деятель-ности человека и природе как ис-точнике его вдох-новения;
    3. о человеческой дея-тельности утили-тарного и эстети ческого характера;
    4. о некоторых про-фессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
    5. о том, когда дея-тельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.

    1. что такое деталь;
    2. что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;
    3. какое соединение деталей называется неподвижным;
    4. виды материалов (при-родные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и назначения – на уровне общего представления);
    5. последовательность из-готовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
    6. способы разметки: сги-банием, по шаблону;
    7. способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
    8. виды отделки: раскраши-вание, аппликации, пря-мая строчка и ее варианты;
    9. названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и прис-пособлений (шаблон, бу-лавки), правила работы с ними.
    1. наблюдать, сравнивать, делать прос-тейшие обобщения;
    2. различать материалы и инструменты по их назначению;
    3. различать однодетальные и мно-годетальные конструкции несложных изделий;
    4. качественно выполнять изученные операции приемы по изготовлению несложных изделий; экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборка изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
    5. использовать для сушки плоских изделий пресс;
    6. безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
    7. выполнять правила культурного поведения в общественных местах.

    под контролем учителя: рационально организовывать рабочее место в соответ ствии с используемым материалом;

    с помощью учителя: проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, кон тролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаб лон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие. При поддержке учителя и одноклассников самостоятель но справляться с доступными практическими заданиями.

    Основные виды учебной деятельности учащихся

    Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.

    С помощью учителя:

    1. выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
    2. анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
    3. осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
    4. воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
    5. планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.

    С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

    С помощью учителя

    1. осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
    2. оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
    3. обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

    С помощью учителя:

    1. моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
    2. определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.

    Содержание учебного предмета (34 часа).

    Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).

    Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.

    Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

    Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

                Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

               Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды  (общие представления).

                Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

                Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

                Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

                Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.

                Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

                Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.

    Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).

                Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.

                Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

                 Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

                Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.

                 Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

                 Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

    Конструирование и моделирование (9 часов).

                   Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

                   Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств

                  По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

    Использование информационных технологий    (практика   работы   на  компьютере)

    (2 часа).

                  Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

    Контроль и оценка планируемых результатов

    Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

    1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
    2. Текущий:
    1. прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
    2. пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
    3. рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
    4. контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
    1. Итоговый контроль   в формах
    1. тестирование;
    2. практические работы;
    3. творческие работы учащихся;

    Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

    Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

    1. качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
    2. степень самостоятельности;
    3. уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

    Предпочтение отдаётся  качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

    Учебно-методическая литература для учителя

    Автор, год издания

    Название пособий

    Вид пособия

    1

     «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2010.

    Методическое пособие для учителя

    Пособие для учителя

    2

     «Технология. Ступеньки к мастерству»   М.: «Вентана - Граф, 2011

    «Технология. Ступеньки к мастерству»

    Учебник для 2 класса

    3

     «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2011.

    Рабочая тетрадь к учебнику  

    «Технология. Учимся мастерству»

    Рабочая тетрадь по технологии

    4

    Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

    Сборник программ

    5.

    Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

    Пособие для учителя

    6.

    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

    Пособие для учителя

    Учебная литература для учащихся

    Автор, год издания

    Название пособий

    Вид пособия

    1

     «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2011.

    «Технология. Ступеньки к мастерству»

    Учебник для 2 класса

    2

     «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева,  М.: «Вентана - Граф, 2011.

    Рабочая тетрадь к учебнику  

    «Технология. Учимся мастерству»

    Рабочая тетрадь по технологии


    Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам

     

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Разметка:

    - на глаз (свободным рисованием);

    - сгибанием,

    - по шаблону,

    - по трафарету 

    Разметка:

    - с помощью чертежных инструментов (плоские формы),

    - копирование

    (через копировальную бумагу,  с помощью кальки).

    Разметка:

    -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки),

    - по масштабной сетке.

     

     

     

     

    Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.

    Использование освоенного для выполнения творческих проектов.

    Выделение детали из заготовки:

    - отрывание;

    - резание ножницами

     

    Выделение детали из заготовки:

     

    Выделение детали из заготовки:

    - резание макетным ножом

    Формообразование

    - сгибание,

    - складывание,

    - сминание,

    - скручивание

     

     

    Сборка изделия:

    -склеивание

     

    Сборка изделия:

    сшивание (прямая строчка и ее варианты)

    Сборка изделия:

    - с помощью проволоки;

    - щелевые замки;

    - сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки)

    Сборка изделия:

    - сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).

     

    Отделка:

    - раскрашивание;

    - аппликация;

    - рисование и др.

    Отделка:

    - вышивка;

    -блестки;

    - бусины и др.

    Отделка:

    -   пуговицы,

    -   кнопки и др.

     

    Календарно – тематическое планирование уроков технологии во 2 классе

    № урока

    Дата

    Учебная тема

    Вид работы

    Характеристика деятельности учащихся

    1

    Приспособления первобыт-ного человека к окружающей среде. Природа и человек.

    Учебник с. 6 - 9

    Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить».

    1. Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
    2. умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.

    При помощи учителя:

    1. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
    2. при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
    3. организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
    4. исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
    5. оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
    6. обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

    2

    Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла.

    Учебник с. 10 – 13

    Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося) «Чайная посуда»

    3

    Профессии ремесленников. Разделение труда. Как рабо-тали ремесленники-мастера.

    Учебник с. 14 – 19

    Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося)

    «Кондитерские изделия к чаю»

    4

    Свойства материалов. Каж-дому изделию свой материал.

    Учебник с. 20 - 22

    Простейшее исследование материалов.

    Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты.

    При помощи учителя:

    1. Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
    2. анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
    3. осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
    4. воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
    5. планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи;
    6. осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
    7. обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.

    5

    Назначение инструментов. Каждому делу – свои инст-рументы.

    Учебник с. 23 - 25

    Простейшее исследование инструментов.

    Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток»

    6

    Введение в проектную дея-тельность. От замысла к изделию.

    Учебник с. 26 - 29

    Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного»

    1. Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
    2. умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.

    При помощи учителя:

    1. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
    2. при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
    3. организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
    4. исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
    5. оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
    6. обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

    7

    Введение в проектную дея-тельность. Выбираем конст-рукцию изделия.

    Учебник с. 30 - 33

    Изготовление поздравительной открытки по шаблону.

    8

    Введение в проектную дея-тельность. Что такое компо-зиция.

    Учебник с. 34 - 37

    Аппликация из деталей по шаблону «Поднос»

    9

    Введение в проектную дея-тельность. Симметрично и несимметрично.

    Учебник с. 38 - 42

    Композиция из симметричных деталей.

    10

    Технологические операции. Разметка деталей.

    Учебник с. 42 - 49

    Аппликация из цветной бумаги во выбору учащегося «Открытка с сюрпризом» (с. 45) или «Фигурки животных из кругов» (с. 49)

    При помощи учителя:

    1. Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
    2. анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
    3. осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
    4. воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
    5. планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи;
    6. осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
    7. обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.

    11

    Технологические операции. Отделение детали от заго-товки.

    Учебник с. 50 - 53

    Обрывные аппликации «Берёзка»

    12

    Технологические операции. Сборка изделий.

    Учебник с. 54 - 58

    Игрушки – подвески (по выбору учащегося) «Клубничка, ёлочка и грибок»

    13

    Технологические операции. Отделка изделий.

    Письменная проверочная работа.

    Учебник с. 59 - 62

    Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески»

    14

    Технологические операции. Разметка с помощью чер-тёжных инструментов.

    Учебник с. 63 - 66

    Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки.

    15

    Линии чертежа. Почему инженеры и рабочие пони-мают друг друга.

    Учебник с. 67 - 70

    Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа.

    16

    Чтение чертежа. Учимся читать чертежи и выполнять разметку.

    Учебник с. 71 - 73

    Тренировка в построении геометрических фигур на основе чертежа.

    17

    Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

    Учебник с. 74 - 75

    Практическая работа в разметке прямоугольника.

    Цветок из бумаги

    18

    Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

    Учебник с. 76 - 78

    Практическая работа в разметке прямоугольника.

    Домино.

    19

    Разметка прямоугольника с помощью угольника.

    Учебник с. 79 - 82

    Практическая работа в разметке прямоугольника.

    Поздравительная открытка.

    20

    Разметка деталей циркулем. Как разметить деталь круглой формы.

    Учебник с. 83 - 85

    Практическая работа в разметке деталей круглой формы.

    21

    Радиус окружности. Чертёж окружности. Как начертить окружность нужного размера?

    Учебник с. 86 - 88

    Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка»

    22

    Новогодний проект «Мастерс-кая Деда Мороза»

    Изготовление новогодних игрушек по выбору учащихся.

    23

    Происхождение натуральных тканей и их свойства. Как появились натуральные ткани.

    Учебник с. 90 - 96

    Помпон из ниток на основе кольца.

    1. Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
    2. умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.

    При помощи учителя:

    1. Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
    2. при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
    3. организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
    4. исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
    5. оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
    6. обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

    24

    Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка.

    Учебник с. 97 - 100

    Игрушки из помпона (по выбору учащегося).

    25

    Технологические операции обработки тканей. Особен-ности работы с тканью.

    Учебник с. 101 - 103

    Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

    26

    Технология изготовления швейных изделий.

    Учебник с. 104 - 108

    Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»

    27

    Строчка прямого стежка и её варианты.

    Учебник с. 108 - 111

    Игрушки из меховых шариков.

    28

    Разметка строчек.

    Письменная проверочная работа.

    Учебник с. 112 - 116

    Подушечка для иголок.

    29

    Транспортные средства. Ма-кеты и модели.

    Учебник с. 118 - 121

    Игрушки из спичечных коробков.

    При помощи учителя:

    1. Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
    2. моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого);
    3. конструировать объекты с учётом их технических и художественно – декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу;
    4. участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
    5. осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
    6. обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.

    30

    Виды соединения деталей конструкции. Как соединяют детали машин и механизмов.

    Учебник с. 122 - 123

    Изготовление изделия, в котором детали имеют подвижное соединение (нитки, проволока).

    31

    Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины.

    Учебник с. 124 - 126

    Работа с конструктором «Лего» - изготовление автомобиля.

    32

    Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и космосе.

    Учебник с. 127 - 128

    Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты.

    33

    Техника в жизни человека. История развития транспорта. В водной стихии.

    Учебник с. 129 - 130

    Рисование по замыслу «Корабль будущего»

    34

    Урок обобщения и закреп-ления знаний. Из истории технологий.

    Учебник с. 132 - 135