Главные вкладки

    План-конспект урока по технологии (4 класс) на тему:
    Работа с бумагой. Макет средневекового замка.

    Коновалова Лилия Сергеевна

    Урок трудового обучения в 4 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    maket_srednevekovogo_zamka.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА  

    ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

    4 КЛАСС

    ТЕМА: «РАБОТА С БУМАГОЙ.

    ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТА

    СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАМКА»

    СОСТАВИЛА: УЧИТЕЛЬ

    НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    КОНОВАЛОВА Л.С.  

    г. Тарко-Сале

    2011 – 2012 учебный год

    ПЛАН – КОНСПЕКТ

    УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 4-ОМ КЛАССЕ

    ТЕМА УРОКА: «РАБОТА С БУМАГОЙ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТА СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАМКА»

    ЦЕЛЬ УРОКА:

    а) Познакомить с архитектурой средневековья, формировать умение работать с бумагой, инструкцией и чертежом;

    б) Развивать композиционное творческое мышление, умение работать в группах;

    в) Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

    ОБОРУДОВАВИЕ УРОКА

    Для учителя: телевизор, DVDпроигрыватель, компьютер, медиапроектор, аудиозапись «музыка средневековья».

    Для учащихся: Картон, цветная бумага, клей, ножницы, коробки для мусора.

    Зрительный ряд: Технологическая карта, иллюстрации рыцаря, турнира, замка, макет замка, образцы готовых конструктивных элементов, словарные слова на карточках, флажки с названиями рыцарских орденов, план – памятка.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    Дети заходят в класс под музыку, рассаживаются по группам (5-6 человек).

    II. Введение в тему. Проверка готовности к уроку.

    «Ребята, вы зашли под очень красивую и необычную музыку и это не случайно. Сегодня мы отправимся на много – много лет назад, в средние века. Но прежде, давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Нам понадобятся альбомные листы, цветная бумага, клей, линейка, простой карандаш, ножницы.

    Вспомните, какие правила безопасной работы с этим инструментом вы знаете (передаем кольцами вперед, не оставляем на столе в раскрытом состоянии).

    III. Знакомство с новой темой.

    Вводная беседа.

    «Итак, мы отправляемся в средние века, времена рыцарей                            .( Слайд 1) Скажите, кого в давние времена так называли (Конного воина в доспехах). Любимым развлечением рыцарей были турниры                             (Слайд 2)

    А что такое турнир? (Военные

    состязания в силе и ловкости, которые устраивали короли и знатные люди. На них собиралось много зрителей, порой из нескольких стран).

    Просмотр видеозаписи «Фрагмент турнира».

    Давайте заглянем ненадолго на один из них.

    3. Рассказ учителя «Устройство средневековых замков»

    Такие турниры проходили внутри больших комплексов – замков (Слайд 3), в которых не только жили рыцари, но и укрывались вместе со  своей семьей и поданными от врагов.

     Поэтому замок                                   тех времен представлял собой внушительное зрелище.

    Строили его на высоком холме или скале вначале из дерева, а затем стали сооружать из камня. Высота стен достигала 15 метров (примерно высота пятиэтажного дома) и толщина стен до 5 метров. (Слайд 4)

    Замки окружали широким рвом с водой. Как вы думаете для чего? (Чтобы нельзя было сделать подкоп). Через ров был перекинут подъемный мост: на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях.

    Над массивом широких стен в вечном дозоре застыли островерхие башни. Над всеми высилась башня гораздо выше и надежнее остальных с редкими узкими окошками – бойницами. Эту башню называли – донжон.                                       Дом хозяина замка.

    Крепостные башни в основе своей похожи друг на друга, но двух одинаковых не найти. Каждую строили с учетом ее места и назначения. Замок представлял собой цельное сооружение, т.к. его можно было обойти по кругу, по внутренним переходам.

    IV. Создание игровой ситуации. Постановка проблемного вопроса.

     Сегодня на уроке, ребята, вы побываете в роли средневековых мастеров. Для этого оденьте волшебные повязки и произнесите волшебное заклинание.

    Работаем с бумагой в группах. Вам необходимо изготовить макет средневекового замка. Как вы думаете, что вам для этого понадобится? (Рассмотреть изображение замка, из каких элементов он состоит, как их изготовить) Каждая группа мастеров изготовит замок для рыцаря определенного ордена (тевтонского, ливонского, госпитальерского).

    Анализ конструктивных элементов замка.

    Давайте рассмотрим изображение замка. (Слайд 5)

    Что вы можете сказать о конструкции его основных частей? Какие геометрические фигуры они напоминают?

    Сравните общий вид замка с его планом. Что вы можете сказать?

    На плане видно, что замок имеет форму семиугольника, но может иметь и форму пятиугольника и восьмиугольника и т.д. в зависимости от количества сторожевых башен.

    Все ли условные обозначения плана вам понятны?

    Давайте рассмотрим чертежи основных конструктивных элементов замка. На технологической карте представлены чертежи следующих конструктивных элементов: круглой башни с крышей, круглой башни с карнизом, четырехугольной башни с крышей, четырехугольной башни с верхней площадкой, крепостных ворот и участков крепостных стен. (Слайды 6,7,8, 9)

    Основание башен вы вычерчиваете по размерам, указанным на чертеже, а крышу и окна по шаблонам.

    С условными обозначениями чертежа вы уже знакомы. В каких единицах указаны размеры на чертеже? (в мм).

    Инструктаж работы.

    Работа с планом – памяткой.(Слайд 10)

    Вся работа будет состоять из следующих этапов:

    Проектирование.

    На этом этапе вы в каждой группе выбираете «главного архитектора», который будет следить за ходом работы и помогать другим. Затем составляете на альбомном листе план своего замка. Распределяете в группе, кто какой элемент будет разрабатывать и берете соответственно названия нужный конверт (конверты подписаны).

    Подготовка деталей.

    Используя инструкцию и шаблоны из конверта, каждый изготавливает конструктивный элемент.

    Сборка конструктивных элементов.

    Выполняйте в соответствии с составленным планом, соединяя башни друг с другом при помощи участков крепостной стены. (Слайд 9)

    Физ. минутка. Давайте подготовимся к работе. Встаньте и повторяйте за мной (слова сопровождаются движениями):

            Нам построить замок нужно,

            Вместе, собранно и дружно.

            Элементы вырезаем,

            А затем соединяем.

            Украшаем и потом,

            Посмотрите он – готов!

    Итак, за работу, удачи!

    Самостоятельная работа учащихся.

    Изготовление учащимися макетов замков в группах в соответствии с планом – памяткой.

    -Чтобы вы почувствовали себя мастерами средневековья, вашу работу будет сопровождать музыка тех времен. (Звучит музыка фоном).

    За семь минут до звонка начинаем сборку замка.

    Презентация и анализ выполненных работ.

    (За две минуты до звонка).

    Группы выставляют на выставку готовые замки, в середину замка ставят флажок с названием рыцарского ордена.

    Верно ли собран комплекс замка? Все ли соответствует плану? Правильно ли собраны все конструктивные элементы? Насколько удачно декорированы? (если декорировать не успели – домашнее задание к следующему уроку подготовить необходимый материал, будем декорировать).

    Оценивание работ.

    Итог урока

    Справились ли мы с намеченным планом? Все ли удалось? Что узнали нового, интересного?

    Спасибо за урок! (Слайд 12)

    РЫЦАРЬ

    ТУРНИР

    ЗАМОК

    ДОНЖОН