Урок технологии - 3 класс Работа с бумагой и картоном. Аппликация по мотивам русского народного орнамента
методическая разработка по технологии (3 класс) на тему

Тема: Работа с бумагой и картоном. Аппликация по мотивам русского народного орнамента.

Цели: 1 .Познакомить с орнаментами русского узора.

2.Закрепить умения учащихся работать с бумагой и картоном.

3.Формировать оценочную самостоятельность и умения составлять из      народных

орнаментов композицию в круге и квадрате.

4.Развивать творческую фантазию детей.

5.Воспитывать аккуратность, бережливость.

Оборудование: цветные круги и квадраты из картона, образцы элементов русского орнамента из цветной бумаги (листья, цветы, ягоды, веточки, бабочки и т.д.), клей, кисть для клея, линейка, карандаш, образцы орнаментального узора на предметах быта (разделочная доска, ваза, варежки и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок технологии  - 3 класс

Тема: Работа с бумагой и картоном. Аппликация по мотивам русского народного орнамента.

Цели: 1 .Познакомить с орнаментами русского узора.

2.Закрепить умения учащихся работать с бумагой и картоном.

3.Формировать оценочную самостоятельность и умения составлять из      народных

орнаментов композицию в круге и квадрате.

4.Развивать творческую фантазию детей.

5.Воспитывать аккуратность, бережливость.

Оборудование: цветные круги и квадраты из картона, образцы элементов русского орнамента из цветной бумаги (листья, цветы, ягоды, веточки, бабочки и т.д.), клей, кисть для клея, линейка, карандаш, образцы орнаментального узора на предметах быта (разделочная доска, ваза, варежки и т.д.).

План урока

  1. Организация класса. Вступительное слово.
  2. Сообщение темы урока.
  3. В водная беседа.
  4. Актуализация знаний обучающихся.
  5. Анализ объекта труда. Планирование деятельности.
  6. Практическая деятельность обучающихся.
  7. Подиум работ (анализ ошибок).
  8. Работа с портфолио обучающихся.

Ход урока

1,Организация класса. Вступительное слово.

-        Здравствуйте, ребята!

А теперь, друзья, садитесь. Всё в порядке, убедитесь? Приготовились вы в срок. Начинается урок.

2.Сообщение темы урока.

  • Сегодня на уроке мы будем работать с бумагой и картоном, выполнять аппликацию узора по мотивам русского народного орнамента. Вспомним,
  • Что такое аппликация? Как вы это понимаете? (выслушать высказывания детей).
  • А что нам говорит наш друг - толковый словарь?

З.Водная беседа.

  • Аппликация - это вид изобразительной техники, который основан на наложении, приклеивании различных деталей на материал, принятый за фон (чтение с экрана).
  • Аппликация относится к широко распространённому художественному творчеству -декоративно-прикладному искусству. Ещё с давних времён человек стремился сделать своё жилище, одежду не только удобными, но и красивыми. Каждому народу присущ свой национальный орнамент.

  • Кто из вас даст определение, что такое орнамент? (выслушать высказывания детей).
  • Давайте снова обратимся к нашему словарю.

Орнамент - в переводе с латинского означает украшение (высвечивается на экране).


4.Актуализация знаний обучающихся.

-        Ребята, посмотрите на предметы быта. Назовите их. (дети перечисляют: кувшин,
подставки, солонка, самовар, бочонок, тарелка, одежда, шкатулка, горшочек,
разделочная доска и т.д.)

  • Для чего служат эти предметы? (для продуктов, для приготовления пищи, для хранения украшений, для оформления жилья).
  • Как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у русского народа на этих предметах? (высказывания детей: природа, окружающий нас мир).
  • Нравятся вам эти вещи? Почему? (красивые, необычные по форме, яркие, красочные, с разным рисунком и т.д.)
  • Эти красивые вещи действительно не только служат нам в жизни, но люди их использовали для украшения окружающего нас мира.
  • Давайте вспомним, какие виды декоративно - прикладного искусства вы узнали на этих предметах? (Хохлома, Гжель, Полхов - Майдан, Городец).
  • Как вы думаете, что придаёт этим вещам особую красоту? (рисунок, цвет, узор...).
  • Правильно. Вещи выглядят красивыми благодаря орнаментальному узору на них.
  • Где вы встречали орнамент в жизни? ( на коврах, на вещах, на книгах, на посуде).
  • Действительно, орнаментальные узоры предназначены для украшения зданий, ковров, книг, изделий из металла, кости, древесины, камня, пластмассы и др.
  • В русском орнаменте применяют растительные элементы
  • Какие элементы вы здесь увидели? Как они расположены? ( в треугольниках..) геометрические элементы
  • Узнали геометрические фигуры? Перечислите. Как они расположены?

-        Обратите внимание на следующую картинку? Какой элемент используется в этом
орнаменте? Как они расположены?

  • С помощью только одних листочков можно создать такое разнообразие узоров.
  • А также в орнамент часто включают изображения зверей, птиц, насекомых.
  • Посмотрите, кого вы здесь видите? А как они расположены в этих узорах?
  • Так какую основную особенность орнамента вы заметили? (элементы расположены по порядку, в разных направлениях, чередуются, разной формы, цвета, размера, элементы повторяются и т.д.)
  • Да, основная особенность орнамента - его ритмичность, т.е. повторение одинаковых или разных элементов узора и их чередование. Орнамент широко применяют в виде полосы, квадрата, круга.
  • Каким образом расположили элементы? ( в полосках - повторение, в круге - из центра, а в квадрате - чередование по диагонали).
  • Можно выполнить узор не из центра, а по окружности. (показ на экране).

Физкультминутка.

-        А теперь тихонько встаньте, отдохнём.

Спал цветок и вдруг проснулся (повороты вправо, влево). Больше спать не захотел (наклоны вперёд, назад). Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться). Взвился вверх и полетел (взмах руками). Солнце утром лишь проснётся. Бабочка кружится, вьётся (покружиться).

-        Тихо сели.

5.Анализ объекта труда. Планирование деятельности.

-        Итак, сегодня мы будем составлять орнамент русского узора из растительных элементов.

  • Какие вы запомнили элементы растительного узора? Перечислите их. (листья, цветы, бутоны, веточки, ягоды).
  • Правильно! Вот эти элементы вы будете использовать в своём орнаменте.
  • Для работы вам нужны: элементы, узоров, фон в виде круга или квадрата, клей, кисть для клея, салфетка.


-        Вам предстоит составить свой узор в круге или квадрате.

Работу нужно выполнить очень аккуратно. В этом вам помогут линии симметрии на вашей заготовке. Элементы растительных предметов лежат у вас на партах, мы их приготовили на предыдущем уроке.

-        Перед тем, как начнёте работать, вспомните, как надо пользоваться клеем.

  1. Деталь намазываем клеем с изнаночной стороны.
  2. Клей наносим на середину детали.
  3. Кистью распределяем клей по всей детали.
  4. Берём деталь и чётко прикладываем на заготовку,
  5. Деталь прижимаем салфеткой.

  • Помните, прежде всего надо расположить на фоне заготовки узор с помощью деталей, и только потом приклеивать. Расположение элементов узора вы можете выбрать из представленных на образцах, а можете проявить свою творческую фантазию. Ещё раз обращаю ваше внимание на линии симметрии, которые помогут вам составить свой неповторимый оригинальный узор.
  • Кто будет готов, т. е. составит узор, может посоветоваться со мной.

б.Практическая деятельность обучающихся.

  • Работу будем выполнять по группам.
  • Первый вариант выполняет узор в квадрате, а 2 вариант - в круге. А ты - Маша работаешь по выбору.

Вы постараетесь на славу,

Работу выполнить немалую.

Гласит пословица не зря:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда(вместе).

-        А теперь можете начинать работу (звучит лёгкая музыка).

7.Подиум работ обучающихся (анализ ошибок).

-        Ребята, кто закончил работу, навёл порядок на парте, может поместить свою работу на
подиум.

(Дети по очереди сдают свои работы).

  • Итак, какой орнамент мы сегодня выполняли? (русский народный орнамент из растительных элементов).
  • В какой форме сделали работу? (в форме аппликации).
  • А теперь давайте оценим качество работы.
  • Какие работы вам понравились больше всего? Почему?
  • Есть ли замечания к каким - нибудь работам? (высказывания детей - в работе использовали ритмичность, чередование, яркость красок, аккуратность, симметричность).

8.Работа с портфолио обучающегося.

-        Вы молодцы, так как у каждого получился свой индивидуальный узор. Работы выполнены
аккуратно, а сейчас подойтите, возьмите свою работу и можете поместить их по желанию в
свои портфолио.

(Ребята кладут свои работы в папки).

-        Всем спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок технологии на тему: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Марийский народный орнамент".

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, ко...

Урок трудового обучения в 4 классе по теме: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Бабочка.

Учить разметке и вырезанию деталей по шаблону; самостоятельной ориентировке в задании и работе по плану....

Технология 2 класс. Тема: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мозаика из обрывных кусочков, «Ваза для сменного букета»"

Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Мозаика из обрывных кусочков, «Ваза для сменного букета»...

«Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»

laquo;Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Закладка из бумаги»...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Слон"

Презентация к уроку изобразительного искусства в 1 классе по теме: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Слон"...