Главные вкладки

    Рабочая программа (4 класс) по теме:
    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа вежливых ребят"

    Плотникова Ольга Викторовна
    Рабочая программа курса "Школа вежливых ребят" предназначена для реализации духовно - нравственного направления внеурочной деятельности в 1 классе в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Shkola_vezhl_rebyat.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №3

    Рассмотрено ШМО:                        Согласовано:                                  Утверждено:

    Руководитель:                                 Зам. директора по УВР                 Директор СОШ №3

    Ступаченко М.В.                             Нещерет Т.Л.                                   Литвинова И.Н.

    « __»  ______  2008 г.                    « __»  ______  2008 г.                     « __»  ______  2008 г.

                            Рабочая  программа

                                                 курса 

               «Школа вежливых наук»                          

    ( внеучебная деятельность )

                             1 класс                                 

    Учитель: Плотникова О.В.

    Пояснительная записка

        Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации  федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности .

      Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

      На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 66 часов в год.

        Содержание предполагает решение следующих задач:

    • обучение навыкам общения и сотрудничества;
    • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
    • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
    • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

     

       Основные разделы программы:

    • я среди людей;
    • речевой этикет;
    • культура поведения;
    • в мире сказок.

    Воспитательные идеи программы:

    • Старайся делать добро!
    • Бойся обидеть человека!
    • Люби и прощай людей!
    • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
    • Познай мир и себя!
    • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

      Ожидаемые результаты:

    • обогащение личного опыта общения детей;
    • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
    • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

    Используемая литература:

    • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
    • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
    • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
    • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
    • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
    • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
    • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

     ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.

                        Тематическое планирование курса

    Раздел программы

    № п/п

    Тема занятия

    Содержание, методические приемы

    Кол-во часов

    Дата

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Я среди людей

    (14 час)

    1-3

    Кто я и как выгляжу?

    Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

    3

    4,5

    Что в нашем имени?

    Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

    2

    6,7

    Плохо одному

    Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

    2

    8-10

    Товарищи и друзья

    Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

    3

    11, 12

    Как завоевывать друзей

    Правила общения с товарищами и друзьями.

    2

    13

    Бескорыстие в дружбе

    Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

    1

    14

    Верность слову

    Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация:     можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

    1

    Речевой этикет

    (15 час)

    15,16

    Что такое этика и этикет

    Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

    2

    17, 18

    Роль мимики, жестов и позы в общении

    Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

    2

    19, 20

    О вежливых словах и их применении.

    Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

    2

    21 -23

    Правила знакомства, представления и обращения

    Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

    3

    24, 25

    Правила приветствия и прощания

    Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

    2

    26, 27

    Правила извинения и просьбы

    Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

    2

    28, 29

    Правила благодарности и отказа

    Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

    2

    Культура поведения

    (27 час)

    30, 31

    Отношение к старшим

    Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

    2

    32, 33

    Отношение к учителю

    Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

    2

    34, 35

    Отношение к малышам

    Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

    2

    36, 37

    Как вести себя в школе, на переменах

    Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

    2

    38, 39

    Правила поведения в столовой, за столом

    Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

    2

    40, 41

    Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

    Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

    2

    42, 43

    Искусство делать подарки

    Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

    2

    44, 45

    Как правильно разговаривать по телефону

    Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

    2

    46,47

    Правила поведения в общественном транспорте

    Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

    2

    48, 49

    Как вести себя в общественных местах

    Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

    2

    50,51

    Правила поведения в театре и кино

    Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

    2

    52, 53

    Поведение в библиотеке и музее

    Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

    2

    54

    Как вести себя в Храме

    Знакомство с правилами поведения

    в Храме.

    1

    55, 56

    Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

    Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни..

    2

    В мире сказок

    (8 час)

    57,58

    Добро и зло в сказках

    Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

    2

    59- 61

    Сказки – волшебство, чудо и правда

    Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

    3

    62- 64

    Сказка – ложь, да в ней намек

    Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

    3

    Итоговые занятия

    (2 час)

    65, 66

    Что мы узнали и чему научились

     Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

    Праздник вежливых ребят

    1

    1


    Комментарии