Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Супруненко Елена Викторовна

Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Pobeda_deda.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

« Победа деда – твоя победа !»

Открытый урок к 65 – летию победы «Сирень 45 года»

2 а класс

Елена Викторовна Супруненко

Учитель начальных классов

Г. новороссийск

 

Цель урока: формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своего народа.

 

Задачи урока: дать информацию о происходящих событиях в городе-герое Новороссийске во время ВОВ; подчеркнуть значимость и важность героических событий в установлении связей между поколениями людей; сформировать у детей уважительное отношение к историческим памятникам своей малой Родины.

 

Оборудование: зрительный и литературный ряд – фотографии о войне 1941-1945годов, журналы, книги: "Новороссийск" презентация « Мы помним и любим наш город».; интердоска.; рисунки детей, фотографии прадедушек-героев войны.

План урока

 

1. Вызов.

Все готовы на урок?

Он сегодня необычный,

Подвигу народа посвящён !

2. Вводная беседа.

Учитель:

Шестьдесят пять лет назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

Мы сейчас с вами составим кластер.

Кластер:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему .

Каковы этапы работы при составлении кластера?

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Учитель на доске пишет :

Что вы знаете о войне?

Ответы детей записываются .Например:

- война началась в 1941 году;

- дети тоже воевали;

- Новороссийск –город-герой;

Учитель продолжает беседу:

Новороссийск стал несокрушимым бастионом на пути врага. Более года он был ареной ожесточённых сражений. 365 дней в районе цементного завода "Октябрь" стояли насмерть советские воины, выполняя приказ Родины: "Ни шагу назад!". Там проходила самая южная точка советско-германского фронта.

Рубеж обороны города впоследствии обозначил памятник-ансамбль "Линия обороны". 40-метровая балка-стрела, перекинутая через шоссе, символизирует неприступную скалу, ставшую на пути оккупантов, а 4 исполинские руки, сжимающие автоматы, олицетворяют боевую мощь советского народа. А рядом изрешеченный тысячами пуль и снарядов немой свидетель великого подвига - остов железнодорожного вагона, ставший памятником. Исключительную храбрость в боях за Новороссийск проявили герои Малой земли, те, кто в суровую вьюжную ночь с 3 на 4 февраля 1943 г. высадились на небольшой клочок земли, который отстаивали в течение 225 дней до полного разгрома фашистских войск в городе. Демонстрируются старинные фотографии сражений.

Стихотворение читают дети:

ВЕТЕР ВОЙНЫ (Неизвестным солдатам Великой Отечественной войны - посвящается)

Как было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый, война.

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

Порой слышны, на поле боя,

Через десятки мирных лет:

«Прикрой меня! - прикрою Коля!»

И вспыхнет вдруг ракеты свет.

А Коля, в этом тихом поле,

Лежит, не встанет никогда…

Лишь горький ветер, нам порою,

Напомнит страшные года.

Сегодня мало кто заплачет

Придя к могилам той войны,

Но это все-таки не значит

Что позабыли Колю мы.

Мы помним, помним это горе.

Осталась в памяти война,

И Русское, родное, поле

Приносит ветром имена.

 

3. Осмысление:

Просмотр презентации о победе и войне.

"Кубик", данный прием используется на этапе осмысления.

Положительные стороны приема "Кубик":

- позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;

- создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;

- создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

 

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

 

Учитель задаёт вопросы, бросая кубик:

  1. Какой цвет у войны?

  2. Сравни дни войны и наше время?

  3. Что напоминает нам о войне в нашем городе ?

  4. Страшна ли война для народа?

  5. Что бы ты сделал, чтобы не было войны?

  6. Приведи примеры о подвигах детей,имена героев нашего городе?

У кого дедушка воевал на войне?

Послушайте стихотворение «Мой дед»

Учащиеся читают стихи:

"СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ!

Главный праздник — это День Победы, -

Говорил отвоевавший дед.

Но и я, войны той не изведав,

Соглашаюсь: дня важнее нет.

Потому с Победой поздравляю

Я не только тех, кто воевал,

Но и каждого, кого встречаю,

За кого дед жизнью рисковал.

Поклонимся же низко тем, кто положил свою жизнь на алтарь отечества, почтим минутой молчания их память.

Учащиеся читают стихотворение.

Сирень сорок пятого года

Как будто бы и не было войны

Цвела сирень во всех садах России.

И как салют победный этот цвет

Под небом ясным к солнцу возносила.

А раны рваные истерзанной земли,

Стыдливо прячась, под травой скрылись.

И над травой к небесной синеве

Сиреневые кисти устремились.

Цвела сирень среди счастливых лиц

Встречавших и вернувшихся живыми-

К победным поездкам поездам десятки женщин девиц

Охапками цветы те приносили.

4 . Рефлексия:

Учитель:

4 года шла война – это 1418 дней и ночей! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей. Вдумайтесь в эти цифры, если каждому из погибших объявить минуту молчания, страна будет молчать 34 года!

Война закончилась,

Но песней опалённой

Над каждым домом

До сих пор кружит,

И не забыли мы,

Что много миллионов

Ушли в бессмертье,

Чтобы нам с тобою жить.

Давайте составим сенквейн.

Например в Японии придумали вид стихотворного изьяснения "Сенквейн".Это пятистишье в котором

1.Существительное.

2.Прилагательное.

3.Действие существительного.

4.Роль этого существительного.

5.Синоним существительного.

Получалось так,что первая и последняя строки были связаны между собой по определённому смыслу.Вот пример.

Вот так, склонившись

Над низким столиком с книгой,

Изойду любовью

И время до самой смерти

Скоротаю.

Составляем по вопросам сенквейн.

- Что самое страшное в мире для людей?

ВОЙНА

- Какая война?

Жестокая , трудная ,страшная

- Что надо делать, чтобы не было войны?

Дружить , любить ,не воевать

- Какой призыв вы бы сказали о войне ?

- Нет войне, да миру !

- Что должно быть на земле, чтобы люди жили счастливо ?

МИР!

Учитель:

Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.

2-й чтец: Мир – это утро, полное света и надежд.

3-й чтец: Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.

4-й чтец: Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

5-й чтец: Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся.

Вместе: Хорошо быть счастливыми!

Resource id #478

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности "Победа деда - твоя победа"

Урок разработан с применением приёмов развития критического мышления на уроке....

Творческая работа ученика "Победа деда - моя победа".

Данное сочинение "Победа деда- моя победа"  писал мой сын,  ученик 3 "А" класса МБОУ СОШ №2 Проценко Николай.  Коля является победителем муниципального конкурса школьных сочинений "Побе...

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Победа деда - моя победа» (к 65-летию победы в Великой Отечественной войне)

Цели:расширять исторические знания детей; воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству;привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;воспитание уважени...

"Победа деда - моя Победа"

Внеклассное мероприятие для 4 класса "Война"...

Победа деда-моя Победа!

Победа деда-моя Победа! Тема: Победа деда- моя победа Цели: познакомиться с героями кубанской земли; развивать в детях любовь к родному краю и ко всей нашей Родине; развивать любознательности , и...

Проект «Вклад моей семьи в Победу» или «Наши деды ковали Победу»

Вместе с детьми приняли участие в проектах.Участники:  Салтыкова Анастасия,     Гасилины Софья и Ксения, Фокина АринаГазета «Московский комсомолец. Урал» от 1-8 апреля 2015 г. статья Га...