Главные вкладки

    Классный час (3 класс) на тему:
    Классный час "Блокадный Ленинград"

    Астафьева Елена Владимировна

     

    В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать нашим детям о том страшном времени. Родители зачастую даже не задумываются над тем, что требуется сохранить те ниточки памяти, которые пока еще связывают наше поколение с поколением уже ушедших воинов-освободителей.

    Все это заставляет искать такие формы и методы воспитания современных детей, которые дадут им не только знания, но и воздействую на их сознание, покажут им важность сохранения в памяти страниц истории нашей Родины.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Kopiya_Blokadnyy_Leningrad_na_konkurs.doc1.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    Блокадный Ленинград

    (Классный час, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.)

    Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

    Задачи:

    1. Познакомить ребят с понятием блокада;

    2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе литературного произведения;

    3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

    Оборудование:

    1. Литературное произведение: Богданов Н. «Бессмертный горнист».

    2. Мультимедийная презентация Power Point 2007.

    3. Приложения №1, №2, №3, №4.

     

    Рассказ учителя:

     

    Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

    Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

    Что может быть страшнее, чем война?!

    Лишь слезы да страдания несет она.

    И счастье разбивает у людей,

    Любимых разлучает и друзей.

    Сегодня мы будем говорить об очень страшном событии ВОВ – это блокада города Ленинграда. Но сначала немного истории.

    На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

    Ужасную участь готовил Гитлер городу Ленинграду (нынче Санкт-Петербург). Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

    «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

    Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

    Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. 8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью блокирован с суши немецкими войсками. Началась блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней. Что такое 900 дней – это почти три года мучений, голода, холода, бомбежек, обстрелов, смерти.

    Блокада - обложение неприятеля (города, порта, целой страны) военными силами с целью отрезать его от морских или сухопутных сношений (воен.). Ушаков Д. Н.

    «Толковый словарь русского языка»

     [image]

    На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.

    На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

    Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

    С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы продовольствия. Рабочие получали в день хлеба по 250 граммов, а служащие и дети по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из жмыха, целлюлозы, обойной пыли, ржаной муки низкого качества. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

    Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

    Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

    Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

    Но город не сдался врагу. Город выжил в страшном вражеском кольце, потомучто все его жители, все его защитники сделали невозможное.

    Мы чашу горя выпили до дна.

    Но враг не взял нас никаким измором

    И жизнью смерть была побеждена

    И победили человек и город! (Суслов В.)

    Вывод (делают дети, составляется схема «Блокада»):

     [image]

    Давайте подведем итог моему рассказу. Что же такое блокада? Какие несчастья принесла блокада жителям Ленинграда?

     

    Чтение художественного произведения:

     

    Как же выживали люди в это страшное время? Чем они занимались? Как жили дети в это время? Что с ними со всеми происходило?

    На эти вопросы нам помогут ответить книги и фотографии того времени. Мне очень хочется сегодня познакомить вас с книгой Николая Богданова «Бессмертный горнист». Я прочитаю вам это произведение. При чтении мы будем делать остановки, размышлять, смотреть документальные кадры, иллюстрации из книги. (См. Приложение 1)