Творческое и интеллектуальное развитие младших школьников.
методическая разработка по теме

Кравченко Елена Владимировна

« Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей!» К. Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Корыхновская начальная общеобразовательная школа»

Творческое и интеллектуальное развитие младших школьников.

В учебной деятельности для ученика главным является её результат:

 новое знание, общение с одноклассниками и учителем, успешное выполнение проверочных работ. Если при этом обеспечивается радостная и счастливая жизнь в школе, то ничего не будет мешать решению главной задачи учебно - воспитательного процесса: развитию творческих   и интеллектуальных способностей ребёнка.

Роль учителя: включить школьников в систему отношений, обеспечивающих позитивный результат.

 Отношения  должны включать 3 основных компонента:

  1. Эмоции (объект, на который направлено отношение, должен быть эмоционально - привлекательным);
  2. Знания в определённой области;
  3. Побуждение действовать в этой системе отношений.

Константином Дмитриевичем Ушинским это сформулировано так:

« Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей!»

Педагог должен стремиться к развитию отношений сотрудничества, заботы и взаимопомощи, при которых ученики охотно включаются в деятельность, ибо принуждение в учебном труде не приносит желаемых результатов. Только осмысленная, целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся обеспечивает реализацию учебно-воспитательного процесса.

Процесс сотрудничества больше похож не на традиционное обучение, когда один выступает в роли всезнающего, а другой – не знающего ничего, а на встречу людей, одинаково заинтересованных в освоении нового опыта. Эта ситуация требует изменения позиций учителя и учащихся, их роли и места в совместной деятельности.

    Необходимо помнить о 4-х основных правилах организации совместной деятельности, благодаря выполнению которых учитель будет принят школьниками как сотрудник:

  1. Идентификация с учениками, предполагающая не панибратство, а реальное соучастие, когда учитель не рядом с учениками, а вместе с ними и чуть впереди них.
  2. Согласование на всех этапах организации учебной деятельности.
  3. Реальное обеспечение условий добровольного включения в учебный процесс через внутреннее принятие школьниками учебных задач.
  4.  Осознанный запрет на преподнесение готового учебного содержания до тех пор, пока школьники не поймут, что без учителя им новое содержание не освоить.

Т.е ученики должны совместно с учителем «добывать знания», а не получать их в готовом виде.

Реализация этих правил возможна при гуманном отношении педагога к учащимся, выраженная формулой Шалва Александровича Амонашвили «Ребёнок может всё».

Нужно от отношений:  субъект – объект, перейти к отношениям; субъект-субъект.

Условия маленьких школ, где учитель работает с небольшой группой учащихся, дают больше возможностей педагогу быть вместе с детьми, а не над ними. У каждого ребёнка есть возможность высказать своё мнение, быть услышанным. Ребёнка поддерживают, подбадривают, он чувствует себя уверенным, учится ценить себя. В такой атмосфере  ученик легче усваивает знания, развивается. Ребёнок открыт, он ничего не боится.

В нашей школе работают две молоденькие учительницы: Тимофеева Любовь Александровна и Фёдорова Надежда Васильевна. Недостаток педагогического опыта не мешает, а, наоборот, способствует совместной деятельности, педагогике сотрудничества. Дети любят своих педагогов, не боятся признаться, если что-то  даётся им с трудом. Наши  педагоги почти весь год учатся, не считаясь с личным временем. С сентября по декабрь каждую субботу проходили курсы повышения квалификации  учителей начальных классов в г. Вышнем Волочке.  С февраля месяц курсы учителей информатики для учителей начальных классов в г. Вышнем Волочке. В данный момент будут проходить курсы учителей начальных классов по новым образовательным стандартам. Тимофеева Любовь Александровна прошла курсы «Основы религиозных культур и светской этики».  

Тема по самообразованию  Фёдоровой  Надежды Васильевны «Развитие вычислительных навыков на уроках математики с использованием информационных технологий».

Большое внимание уделяет устному счёту, на каждом уроке проводит математические разминки, где использует логические задачи.

Тема по самообразованию  Тимофеевой Любовь Александровны- «Выработка навыков скоростного чтения». Все ученики школы осмыслено, выразительно, бегло читают, хорошо пересказывают прочитанное, нет ни одного ученика который не выполнил бы норм по технике чтения. Им приходится очень много заучивать песен, стихотворений, сценок, так как все до одного они участвуют во всех общешкольных праздниках.. Но делают ребята это с удовольствием.

 

  В школе работает Группа продлённого дня. Проблемы молодых специалистов всегда может восполнить опытный педагог, работающий в группе, поэтому в классе у учителя высвобождается время  для выполнения творческих видов работы: логических задач, занимательных упражнений. В связи с  увеличением максимальной нагрузки в начальных классах до 25 часов появилась возможность заниматься с детьми по индивидуальным программам и в большей мере развивать интеллектуальные способности ребят.

 Программа деятельности группы продлённого дня также направлена на развитие творческих и интеллектуальных способностей ребёнка.

Основные задачи программы:

  1. Формировать у детей  потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;
  2. Формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребёнка;
  3. Формировать творческое воображение, любознательность;
  4. Развивать познавательный интерес, самостоятельность;

В группе продлённого дня дети  так же получают разностороннее развитие.

 В нашей школе коллектив очень творческий. Каждый педагог имеет свои увлечения и конечно старается увлечь ребёнка.

Педагоги в своей работе используют всевозможные журналы, газеты, методическую литературу. Часто на уроках используют компьютер. Каждый класс оснащён одним компьютером с подключением к локальной сети Интернет.  Педагоги после уроков занимаются с ребятами на компьютере помимо 1 часа информатики в 4 классе.  Очень жаль, что наша школа не имеет возможности приобрести  больше компьютерной техники, интерактивную доску, даже  интерактивную приставку, которые в большей мере использовались бы на уроках.  

Педагоги для своего развития много работают  в локальной сети, для поиска информации.

 В школе собран огромный материал для проведения предметных недель и олимпиад.

Второй плюс маленькой школы:

Во внеклассной творческой работе участвуют все учащиеся, будь то художественная самодеятельность или кружки по интересам. Все дети хотят рисовать. Не у всех получается, как говорится, нет способностей, но детям об этом не говорится, а работа направляется хоть на маленький, индивидуальный результат. У нас вся школа в данный момент увлечена работами в технике «модульное оригами». Каждый ученик знает, что такое модуль и как его сложить, умеет делать несколько видов модулей. А началось всё в группе продлённого дня. Воспитатель обнаружил, что дети с трудом овладевают техникой письма, у многих некрасивый почерк, проблемы с памятью. Выяснилось, что многим детям трудно работать с ножницами, бумагой. А так как одна из целевых программ ГПД –

« Художественная деятельность»- то начали с развития тонкой моторики рук (всем известна взаимосвязь развития тонкой  моторики рук и интеллекта, развития речи и т.д.) От одномодульных фигурок из бумаги в Группе продлённого дня доросли до объёмных творческих работ в кружке. Имеется программа кружка «Модульное оригами», рассчитанная на 2 года. А если работы детей  мы начнём выставлять в локальной сети интернет на сайте «Страна мастеров», то надеемся, что интерес детей повысится. Уже планируется такая работа.

 

В этом году наша школа не принимала участие в конкурсе  по проектной деятельности. Это объясняется многими причинами. Педагогов необходимо  было самих обучить по данному виду деятельности. Но это не значит, что наша школа не ведёт работу в данном направлении.  В данный момент школа принимает участие в международном конкурсе семейных проектов (уже вышла на второй тур) по изучению и охране деревьев. «Возьми дерево в свою семью» Учредителями конкурса являются: Ландшафтный Арборетум Миннесоты, Ботанический сад Тверского госуниверситета, Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород». Результаты 1 тура конкурса были подведены в конце 2010 года. Школа получила номинацию «Самый научный проект». И мы надеемся,  что второй тур данного конкурса пройдёт также удачно. Программа летней работы имеет направление на  один из видов деятельности – это исследовательская.

  Нашим детям комфортно в школе, они не хотят уходить домой, Сами просят позаниматься с ними русским языком или английским, сделать поделки или порисовать . Они купаются в любви и заботе. Они уверены в себе. Это ли не результат работы школы, если на вопрос прохожего: «Как ты учишься?», первоклассник отвечает:    « Учитель говорит, что я  профессор!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 4 классе по теме: "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника""

В разработке родительского собрания представлены анкеты для учащихся и родителей, тестирование и памятки для учащихся....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Статья Создание условий для повышения творческого и интеллектуального потенциала младших школьников при использовании ИКТ на уроках.

В своей статье  я делюсь своим опытом для повышения развития творческого и интеллектуального потенциала младших школьников. В последнее время дети не хотят учиться, как добиться того, чтобы кажды...

"Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития."

1. Общая характеристика познавательной деятельности детей с ЗПР Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточн...

« Формирование познавательной активности, творческих и интеллектуальных способностей младших школьников» ( из опыта работы)

самая важная   и главная цель любого педагога - вооружить умением учиться, а не дать ему как можно больший багаж знаний.  Начальная школа — важнейший этап в процессе общего о...