Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

      Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Много детей из неблагополучных семей, подведение их родителей часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.

       Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет школьник», можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

       Так как большую часть времени дети находятся в школе – интернате, то приобщение их к истокам русской народной культуры является средством формирования нравственных качеств школьника.

       В течение четырех лет духовно – нравственное воспитание являлось ведущим направлением в системе воспитательной работы педагогов нашего класса. Наш опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» был обобщен на уровне школы. Проанализировав свою работу, решили составить программу – практическую методическую рекомендацию – помогающую педагогам в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности школьника, его внутреннего мира. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma___istoki.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    «ИСТОКИ»

    Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры в условиях санаторной школы – интерната.

    Воспитатель начальных классов

    Ермохина Любовь Викторовна

    Областная санаторная школа – интернат

    г. Вязники Владимирской области

    Пояснительная записка.

      Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Много детей из неблагополучных семей, подведение их родителей часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.

       Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет школьник», можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

       Так как большую часть времени дети находятся в школе – интернате, то приобщение их к истокам русской народной культуры является средством формирования нравственных качеств школьника.

       В течение четырех лет духовно – нравственное воспитание являлось ведущим направлением в системе воспитательной работы педагогов нашего класса. Наш опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» был обобщен на уровне школы. Проанализировав свою работу, решили составить программу – практическую методическую рекомендацию – помогающую педагогам в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности школьника, его внутреннего мира.

    Актуальность и новизна

    • Вновь прибывшие дети из разных социальных условий и их адаптация
    • Проблема общения с родителями
    • Недостаточно сформированы функции общения
    • Нравственное здоровье – основа здорового образа жизни

    Цель: 
    Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей у младших    школьников

    Задачи:

    • введение краеведческого материала в образовательный процесс путем интеграции с другими предметными областями;
    • организовать  деятельность младших школьников по овладению духовно-нравственными ценностями;
    • расширить формы взаимодействия с окружающим социумом;
    •  привлекать родителей к совместной деятельности;
    •  провести мониторинг результативности по данной проблеме

    Ведущая педагогическая идея

    «Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»

                                                                                                М.А. Михайлова

    Нравственность –  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

    Основные формы  работы

    • классные часы,
    • познавательные беседы,
    • литературно-музыкальные композиции, праздничные посиделки;
    • игровые занятия, этические игры;
    • творческие викторины и конкурсы;
    • творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки;
    • лекторий для родителей.

    Методы диагностики:

    • наблюдение,
    • анкетирование,
    • интервью,
    • диагностика «Уровень воспитанности младших школьников»,
    • диагностика сферы познавательных интересов учащихся,
    • диагностика школьной мотивации.

    Перспективы работы.

    • Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей младших школьников.
    • Воспитывать чувство патриотизма через  разнообразные формы внеурочной деятельности с использованием устного народного творчества.
    • Приобщать учащихся к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
    • Пробуждать интерес и уважение к семейным традициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.

    Краткое  изложение работы по данной теме:

    1-й класс. Тема «Где родился – там и пригодился».

    Программа этого года вводит первоклассников в круг проблем последующих трёх лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.

    2-й класс. Тема «Человек и природа».

    Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

    3-й класс. Тема  «Жизнь дана на добрые дела».

    1. Мир крестьянского дома.

    Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

    2. Жизнь человека в доме и мире.

    Родовое дерево семьи.

    В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

    4-й класс. Тема «Родина… Земля отцов и дедов».

    1. «Всякому мила своя сторона».

    Многообразие культурных традиций России и культура своего края.

    2. «Жить – Родине служить».

    Образ русского человека через историю его семьи.

    3. «Родина – Отечество святое»

    История России в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история родного края.

    Освоение каждой изученной темы завершается ключевым делом, которое  проходит в форме викторины, выставки, театрализованного праздника.

    Предполагаемые результаты.

    — знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;

    — перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;

    — искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности,

    — развитие личности учащихся;

    — заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы;

    —принятие детьми ценностей народной культуры

    — степень соответствия реального облика  учащихся  образцу выпускника 1-й ступени школы.

    Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

    • педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
    • тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
    • ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа;
    •  мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.

    ПРОГРАММА  1 класс    

    Тема: «Где родился – там и пригодился»

      1 четверть. Матушка-голубушка осень.

    1. «Осень пришла, сентябрь – заревник привела».

               Вводное занятие. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя.  Экскурсия в лесопарк. Ищем приметы осени в природе, собираем природный материал. Мастерим поделки из природного материала. Вспоминаем народные игры, изученные в детском саду.

    2. «Осень пришла, октябрь – листопад во двор привела»

              Прогулки по школьному двору (ищем приметы осени). Вместе с родителями собираем пословицы и поговорки об осени; собираем корм для птиц.

       Разучиваем народную игру «Веселая капустка», используя для этого большую перемену и вечерние прогулки.

    3. Ключевое дело: «Зима спросит, что осень приносит».

                  Праздник в классе «Праздник урожая».

        Подводим итоги работы в 1 четверти, обсуждаем планы на 2 четверть.

       2 четверть. «Зима на мороз, а солнце на праздники».

    1. «Синичка – невеличка, а все же птичка» (Синицын день – 12 ноября».

    Развешиваем в школьном саду кормушки для птиц, изготовленные с родителями. Дети приносят в класс заготовленный корм для птиц.

    2. «Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать её не шутка! 

       Читаем сказки про животных, сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем дедушек, бабушек, родителей о сказках их детства. На уроках культуры библиотекарь школы знакомит со сказками разных народов о животных.

       На уроках труда и в свободное время лепим фигурки животных к выставке «Пришла коляда»

    3. «Коляда, коляда! Накануне Рождества!..».

    Слушаем рассказ об этом празднике. Читаем легенду о ёлочке. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей). Готовим вместе с родителями маски, ёлочные украшения. Участвуем в выставке поделок и конкурсе стенгазет.

    Ключевое дело: «Колядки матушки-зимы».

    Разыгрываем обряд колядования на классном «огоньке» перед родителями.

         3четверть. Родительский дом.

    1. «Человек без роду – что дерево, без корней».

    Изучаем родословную, знакомимся с традициями семьи.

    2. «Семейный сад». Выставка в классе.

    Представляем своё семейное дерево (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.

    3. «Масленицу встречаем, зиму провожаем…». Игротека на свежем воздухе.

       Разучиваем игры «Баба Яга», «Два Мороза». Саночные эстафеты. Участие в общешкольном празднике «Масленичные забавы»

    4. Ключевое дело: «Нет милее дружка, чем родима матушка».

    Собираем пословицы о матери, разучиваем их. На уроках труда и в свободное время готовим подарки для мам, бабушек. Праздничный концерт.

            4 четверть. Вязниковская земля славится умельцами.

    1. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».

    Узнаём о разных народных промыслах России.

    2. «Не затем руки даны, чтобы даром болтаться».

    Учимся рукоделию дома и на уроках труда, готовимся к выставке в классе.

    3. «Красна птица перьями, а человек уменьем».

    Экскурсия в краеведческий музей. Узнаём о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас.

    4. Ключевое дело: Итоговая выставка творческих работ .   Подведение итогов года.

    ПРОГРАММА 2 класс

     Тема «Человек и природа».

      1 четверть. Матушку – осень мы сегодня в гости просим!.

    1. «Предания старины далёкой». 

       Знакомимся с понятием народной культуры, с тем, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.

      Знакомство с осенней страницей русского народного календаря.

    2. Сядем рядком да поговорим ладком.

       Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками на осеннюю тему.

       Разучивание вариантов русской народной игры «Колечко», одной из любимых игр молодёжи на русских посиделках.

    3. Участие в школьной выставке «Природа и фантазия»

     Сбор необходимого природного материала в лесопарке.

    4. Ключевое дело: праздник с родителями «Ах, капустка, объеденье!». 

        Подведение итогов.

       2 четверть. «И вот сама приходит матушка зима». 

    1. «Снегирь прилетит – о зиме известит»  (классный час)

       Знакомимся с народными приметами, пословицами, поговорками и песнями о зиме.

       Знакомимся с зимней страничкой русского народного календаря. Разучиваем русскую народную игру «Кострома».

    2. «Сказка в гости к нам пришла».

         Библиотекарь школы знакомит детей с русскими народными сказками о жизни наших предков.

    3. «Мастерская Деда Мороза».

         Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для школьной выставки.

    4. Ключевое дело: Праздник «Никола Зимний».

           Подведение итогов.

       3 четверть «Широкая масленица…»

    1. «Зимние святки»

        Даём детям представление о празднике «Святки», о народных традициях и народном обряде.

    2. Зимние забавы.

     «Петушиные бои». Санное многоборье. Конкурс фигур из снега.

    3.  «Здравствуй, Масленица дорогая!»

       Разучивание песен, заклички, говорилки о Масленице. Собираем пословицы и поговорки о Масленице, блинах. Разучиваем русские народные игры «Золотые ворота» и «Звонарь»

       На классном часе «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» с помощью вожатых узнаем о символическом значении блинов.

    4. Ключевое дело: «Прощай, Масленка! Прощай, Зимушка!». Школьный праздник.

          4  четверть «Весна – красна».

    1. «Ой, поём! Ой, поём! Весну красную зовём!

    Разучиваем русские народные песни о приходе весны. Собираем пословицы, поговорки, загадки на эту тему.

    2. «Увидел скворца – весна у крыльца».

      Узнаем о русском народном празднике «Встреча птиц». Разучиваем  заклички о прилёте птиц. Закликаем весну.

    3. «Светлое воскресение».

    Знакомство с историей этого праздника, узнаем о его символах.

    4. Ключевое дело:

    «Светит солнышко теплей - прилетайте поскорей!»

    Проводим обряд закликания птиц. Организуем русские народные игры. По русскому обычаю загадываем желания.

    ПРОГРАММА 3 класс

     Тема  «Жизнь дана на добрые дела»

     1 четверть. Изба без четырёх углов не ставится.

    1. Экскурсия на улицу Киселёва.

       Дети закрепляют знания о рубленном доме и его составных частях (срубе, крыше, крыльце, наличниках, ставнях). Узнают о деревянной избе, её значении (резьба дом молодит, делает его нарядным). Размышляем над пословицей «Хорошая работа два века живет».

    2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в краеведческий музей.

    3. Конкурс рисунков «Домик в деревне».

    4. Ключевое дело: «К потолку пускает пар наш красавец самовар…»

    «Праздник русской кухни» классный огонек.

    2 четверть «Работа да руки – надёжные в людях поруки».

    1. «Каков мастер, таково и дело».

       Экскурсия во Мстёрский музей лаковой миниатюры. Дети знакомятся с произведениями народно-прикладного творчества местных мастеров (вышивки, кружева, полотенца, произведения живописи местных художников).

    2. Конкурс рисунков «Вышиваю полотенце…»

    3. «Дом построим – будем жить». Классный час.

       Узнаём об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

    3. Ключевое дело: «Рождественская выставка»

       3 четверть. Жить всем вместе лет до двести.

    1. «Хозяев знаем, по имени величаем». Классный час.

       Знакомимся с терминами родства, обрядами и обычаями взаимоотношений.

    2. «Вся семья вместе – так и душа на месте». 

       Урок этической грамматики. Знакомимся с внутренним строем большой семьи. 

    3. Урок этической грамматики: «Семейно-бытовые обряды».  

       Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

    4. Ключевое дело: «Это все – моя семья…». 

       Семейная игра – викторина. 

    4 четверть «Где потешки поют – там весело живут».

    1.  «Где скоморохи – там праздник, веселье».

       Узнаём о скоморохах – странствующих актёрах. Разучиваем небылицы, потешки.

    2. «Приходите в гости к нам»

       Узнаём о русских посиделках, о том, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

    3. «Вот и воскресенье подошло, пушистую вербочку на крыльях принесло». 

       Узнаём об обрядах и обычаях Вербного воскресенья.  

    4. Ключевое дело: «А у наших у ворот развеселый хоровод»

       Инсценируем небылицы, потешки. Разыгрываем хороводно-игровую песню «Ворон».

    Подведение итогов года.

    ПРОГРАММА 4 класс

    Тема: «Родина… Земля отцов и дедов»

     1 четверть. Всякому мила своя сторона.

    1. «Городок, что над Клязьмою… Вязники». 

       Знакомимся с историей города.

    2. Экскурсия по городу.

       Знакомимся с историческими местами города.

    3. «Ума палата». Экскурсия в краеведческий музей.

       Узнаем имена известных людей. 

    4. Ключевое дело: «Что? Где? Когда?». Викторина

        2 четверть. «Жить – Родине служить».

    1. Клуб интересных встреч. «Моя семья в истории Отечества». 

    2. Творческая мастерская. «Моя семья в истории страны». 

       Фоторепортажи, рисунки, сочинения, рассказы об истории фамилий и т.д. 

    3. «Родословное дерево». Выставка творческих работ в классе.

    4. Ключевое дело: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Праздник.

       3 четверть. «Родина…  Отечество святое»

    1. «Золотое кольцо России». Заочное путешествие, просмотр фильма.

    2. Устный журнал  «Где мы были – мы не скажем, что узнали – мы покажем».

    3. Ключевое дело: Игра «Поле чудес». Тема: «Глобус крутится, вертится»

     4 четверть.  «Моя Малая Родина».

    1. Экскурсии во Владимир, Муром, Мстёру.

      Посещение музеев, знакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Посещение культовых сооружений (соборов, храмов, церквей).

    2. Заочное путешествие по другим городам Владимирской области (сообщения детей).

    3. Ключевое дело: Игра – викторина «Золотое колесо».

    Литература:

    1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова.
    2. Программа духовно – нравственного развития и воспитанияв образовательной системе «Школа 2100». Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева.
    3. Азбука нравственного воспитания.  И.А. Каиров, О.С. Богданова.
    4. Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа.  Л.В. Кокуева.
    5. Нетрадиционные праздники в школе.  С. Шмаков.
    6. Игровые методики.  Н. Е. Щуркова.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через уроки окружающего мира (по УМК"Перспекивная начальная школа"

    Данная статья укажет на те темы и разделы в предмете "окужающий мир" по УМК "Перспективная начальная школа", которые позволяют в наибольшей степени воспитать у младшего школьника духовно-нравственные ...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через спецкурс «Славянская культура»

    Духовность и нравственность являются  важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание    представляет собой процесс компле...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны

    Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через театрализованную деятельность.

    В данном материале представлена методическая система по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через театрализованную деятельность клубного объединения....

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

    О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

    Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

    О духовно - нравственном воспитании младшего школьника  через приобщение к чтению....

    Буклет "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через культуру православия"

    Роль православной культурыГосударству нужны законопослушные граждане. Они формируются на базе православной культуры.Обществу нужны порядочные люди, профессионалы своего дела. Они растут на ниве правос...

    Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

    Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.

    Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...