Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

      Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Много детей из неблагополучных семей, подведение их родителей часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.

       Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет школьник», можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

       Так как большую часть времени дети находятся в школе – интернате, то приобщение их к истокам русской народной культуры является средством формирования нравственных качеств школьника.

       В течение четырех лет духовно – нравственное воспитание являлось ведущим направлением в системе воспитательной работы педагогов нашего класса. Наш опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» был обобщен на уровне школы. Проанализировав свою работу, решили составить программу – практическую методическую рекомендацию – помогающую педагогам в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности школьника, его внутреннего мира. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma___istoki.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    «ИСТОКИ»

    Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры в условиях санаторной школы – интерната.

    Воспитатель начальных классов

    Ермохина Любовь Викторовна

    Областная санаторная школа – интернат

    г. Вязники Владимирской области

    Пояснительная записка.

      Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Много детей из неблагополучных семей, подведение их родителей часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.

       Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет школьник», можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

       Так как большую часть времени дети находятся в школе – интернате, то приобщение их к истокам русской народной культуры является средством формирования нравственных качеств школьника.

       В течение четырех лет духовно – нравственное воспитание являлось ведущим направлением в системе воспитательной работы педагогов нашего класса. Наш опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» был обобщен на уровне школы. Проанализировав свою работу, решили составить программу – практическую методическую рекомендацию – помогающую педагогам в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности школьника, его внутреннего мира.

    Актуальность и новизна

    • Вновь прибывшие дети из разных социальных условий и их адаптация
    • Проблема общения с родителями
    • Недостаточно сформированы функции общения
    • Нравственное здоровье – основа здорового образа жизни

    Цель: 
    Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей у младших    школьников

    Задачи:

    • введение краеведческого материала в образовательный процесс путем интеграции с другими предметными областями;
    • организовать  деятельность младших школьников по овладению духовно-нравственными ценностями;
    • расширить формы взаимодействия с окружающим социумом;
    •  привлекать родителей к совместной деятельности;
    •  провести мониторинг результативности по данной проблеме

    Ведущая педагогическая идея

    «Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»

                                                                                                М.А. Михайлова

    Нравственность –  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

    Основные формы  работы

    • классные часы,
    • познавательные беседы,
    • литературно-музыкальные композиции, праздничные посиделки;
    • игровые занятия, этические игры;
    • творческие викторины и конкурсы;
    • творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки;
    • лекторий для родителей.

    Методы диагностики:

    • наблюдение,
    • анкетирование,
    • интервью,
    • диагностика «Уровень воспитанности младших школьников»,
    • диагностика сферы познавательных интересов учащихся,
    • диагностика школьной мотивации.

    Перспективы работы.

    • Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей младших школьников.
    • Воспитывать чувство патриотизма через  разнообразные формы внеурочной деятельности с использованием устного народного творчества.
    • Приобщать учащихся к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
    • Пробуждать интерес и уважение к семейным традициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.

    Краткое  изложение работы по данной теме:

    1-й класс. Тема «Где родился – там и пригодился».

    Программа этого года вводит первоклассников в круг проблем последующих трёх лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.

    2-й класс. Тема «Человек и природа».

    Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

    3-й класс. Тема  «Жизнь дана на добрые дела».

    1. Мир крестьянского дома.

    Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

    2. Жизнь человека в доме и мире.

    Родовое дерево семьи.

    В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

    4-й класс. Тема «Родина… Земля отцов и дедов».

    1. «Всякому мила своя сторона».

    Многообразие культурных традиций России и культура своего края.

    2. «Жить – Родине служить».

    Образ русского человека через историю его семьи.

    3. «Родина – Отечество святое»

    История России в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история родного края.

    Освоение каждой изученной темы завершается ключевым делом, которое  проходит в форме викторины, выставки, театрализованного праздника.

    Предполагаемые результаты.

    — знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;

    — перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;

    — искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности,

    — развитие личности учащихся;

    — заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы;

    —принятие детьми ценностей народной культуры

    — степень соответствия реального облика  учащихся  образцу выпускника 1-й ступени школы.

    Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

    • педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
    • тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
    • ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа;
    •  мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.

    ПРОГРАММА  1 класс    

    Тема: «Где родился – там и пригодился»

      1 четверть. Матушка-голубушка осень.

    1. «Осень пришла, сентябрь – заревник привела».

               Вводное занятие. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя.  Экскурсия в лесопарк. Ищем приметы осени в природе, собираем природный материал. Мастерим поделки из природного материала. Вспоминаем народные игры, изученные в детском саду.

    2. «Осень пришла, октябрь – листопад во двор привела»

              Прогулки по школьному двору (ищем приметы осени). Вместе с родителями собираем пословицы и поговорки об осени; собираем корм для птиц.

       Разучиваем народную игру «Веселая капустка», используя для этого большую перемену и вечерние прогулки.

    3. Ключевое дело: «Зима спросит, что осень приносит».

                  Праздник в классе «Праздник урожая».

        Подводим итоги работы в 1 четверти, обсуждаем планы на 2 четверть.

       2 четверть. «Зима на мороз, а солнце на праздники».

    1. «Синичка – невеличка, а все же птичка» (Синицын день – 12 ноября».

    Развешиваем в школьном саду кормушки для птиц, изготовленные с родителями. Дети приносят в класс заготовленный корм для птиц.

    2. «Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать её не шутка! 

       Читаем сказки про животных, сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем дедушек, бабушек, родителей о сказках их детства. На уроках культуры библиотекарь школы знакомит со сказками разных народов о животных.

       На уроках труда и в свободное время лепим фигурки животных к выставке «Пришла коляда»

    3. «Коляда, коляда! Накануне Рождества!..».

    Слушаем рассказ об этом празднике. Читаем легенду о ёлочке. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей). Готовим вместе с родителями маски, ёлочные украшения. Участвуем в выставке поделок и конкурсе стенгазет.

    Ключевое дело: «Колядки матушки-зимы».

    Разыгрываем обряд колядования на классном «огоньке» перед родителями.

         3четверть. Родительский дом.

    1. «Человек без роду – что дерево, без корней».

    Изучаем родословную, знакомимся с традициями семьи.

    2. «Семейный сад». Выставка в классе.

    Представляем своё семейное дерево (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.

    3. «Масленицу встречаем, зиму провожаем…». Игротека на свежем воздухе.

       Разучиваем игры «Баба Яга», «Два Мороза». Саночные эстафеты. Участие в общешкольном празднике «Масленичные забавы»

    4. Ключевое дело: «Нет милее дружка, чем родима матушка».

    Собираем пословицы о матери, разучиваем их. На уроках труда и в свободное время готовим подарки для мам, бабушек. Праздничный концерт.

            4 четверть. Вязниковская земля славится умельцами.

    1. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».

    Узнаём о разных народных промыслах России.

    2. «Не затем руки даны, чтобы даром болтаться».

    Учимся рукоделию дома и на уроках труда, готовимся к выставке в классе.

    3. «Красна птица перьями, а человек уменьем».

    Экскурсия в краеведческий музей. Узнаём о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас.

    4. Ключевое дело: Итоговая выставка творческих работ .   Подведение итогов года.

    ПРОГРАММА 2 класс

     Тема «Человек и природа».

      1 четверть. Матушку – осень мы сегодня в гости просим!.

    1. «Предания старины далёкой». 

       Знакомимся с понятием народной культуры, с тем, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.

      Знакомство с осенней страницей русского народного календаря.

    2. Сядем рядком да поговорим ладком.

       Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками на осеннюю тему.

       Разучивание вариантов русской народной игры «Колечко», одной из любимых игр молодёжи на русских посиделках.

    3. Участие в школьной выставке «Природа и фантазия»

     Сбор необходимого природного материала в лесопарке.

    4. Ключевое дело: праздник с родителями «Ах, капустка, объеденье!». 

        Подведение итогов.

       2 четверть. «И вот сама приходит матушка зима». 

    1. «Снегирь прилетит – о зиме известит»  (классный час)

       Знакомимся с народными приметами, пословицами, поговорками и песнями о зиме.

       Знакомимся с зимней страничкой русского народного календаря. Разучиваем русскую народную игру «Кострома».

    2. «Сказка в гости к нам пришла».

         Библиотекарь школы знакомит детей с русскими народными сказками о жизни наших предков.

    3. «Мастерская Деда Мороза».

         Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для школьной выставки.

    4. Ключевое дело: Праздник «Никола Зимний».

           Подведение итогов.

       3 четверть «Широкая масленица…»

    1. «Зимние святки»

        Даём детям представление о празднике «Святки», о народных традициях и народном обряде.

    2. Зимние забавы.

     «Петушиные бои». Санное многоборье. Конкурс фигур из снега.

    3.  «Здравствуй, Масленица дорогая!»

       Разучивание песен, заклички, говорилки о Масленице. Собираем пословицы и поговорки о Масленице, блинах. Разучиваем русские народные игры «Золотые ворота» и «Звонарь»

       На классном часе «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» с помощью вожатых узнаем о символическом значении блинов.

    4. Ключевое дело: «Прощай, Масленка! Прощай, Зимушка!». Школьный праздник.

          4  четверть «Весна – красна».

    1. «Ой, поём! Ой, поём! Весну красную зовём!

    Разучиваем русские народные песни о приходе весны. Собираем пословицы, поговорки, загадки на эту тему.

    2. «Увидел скворца – весна у крыльца».

      Узнаем о русском народном празднике «Встреча птиц». Разучиваем  заклички о прилёте птиц. Закликаем весну.

    3. «Светлое воскресение».

    Знакомство с историей этого праздника, узнаем о его символах.

    4. Ключевое дело:

    «Светит солнышко теплей - прилетайте поскорей!»

    Проводим обряд закликания птиц. Организуем русские народные игры. По русскому обычаю загадываем желания.

    ПРОГРАММА 3 класс

     Тема  «Жизнь дана на добрые дела»

     1 четверть. Изба без четырёх углов не ставится.

    1. Экскурсия на улицу Киселёва.

       Дети закрепляют знания о рубленном доме и его составных частях (срубе, крыше, крыльце, наличниках, ставнях). Узнают о деревянной избе, её значении (резьба дом молодит, делает его нарядным). Размышляем над пословицей «Хорошая работа два века живет».

    2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в краеведческий музей.

    3. Конкурс рисунков «Домик в деревне».

    4. Ключевое дело: «К потолку пускает пар наш красавец самовар…»

    «Праздник русской кухни» классный огонек.

    2 четверть «Работа да руки – надёжные в людях поруки».

    1. «Каков мастер, таково и дело».

       Экскурсия во Мстёрский музей лаковой миниатюры. Дети знакомятся с произведениями народно-прикладного творчества местных мастеров (вышивки, кружева, полотенца, произведения живописи местных художников).

    2. Конкурс рисунков «Вышиваю полотенце…»

    3. «Дом построим – будем жить». Классный час.

       Узнаём об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

    3. Ключевое дело: «Рождественская выставка»

       3 четверть. Жить всем вместе лет до двести.

    1. «Хозяев знаем, по имени величаем». Классный час.

       Знакомимся с терминами родства, обрядами и обычаями взаимоотношений.

    2. «Вся семья вместе – так и душа на месте». 

       Урок этической грамматики. Знакомимся с внутренним строем большой семьи. 

    3. Урок этической грамматики: «Семейно-бытовые обряды».  

       Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

    4. Ключевое дело: «Это все – моя семья…». 

       Семейная игра – викторина. 

    4 четверть «Где потешки поют – там весело живут».

    1.  «Где скоморохи – там праздник, веселье».

       Узнаём о скоморохах – странствующих актёрах. Разучиваем небылицы, потешки.

    2. «Приходите в гости к нам»

       Узнаём о русских посиделках, о том, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

    3. «Вот и воскресенье подошло, пушистую вербочку на крыльях принесло». 

       Узнаём об обрядах и обычаях Вербного воскресенья.  

    4. Ключевое дело: «А у наших у ворот развеселый хоровод»

       Инсценируем небылицы, потешки. Разыгрываем хороводно-игровую песню «Ворон».

    Подведение итогов года.

    ПРОГРАММА 4 класс

    Тема: «Родина… Земля отцов и дедов»

     1 четверть. Всякому мила своя сторона.

    1. «Городок, что над Клязьмою… Вязники». 

       Знакомимся с историей города.

    2. Экскурсия по городу.

       Знакомимся с историческими местами города.

    3. «Ума палата». Экскурсия в краеведческий музей.

       Узнаем имена известных людей. 

    4. Ключевое дело: «Что? Где? Когда?». Викторина

        2 четверть. «Жить – Родине служить».

    1. Клуб интересных встреч. «Моя семья в истории Отечества». 

    2. Творческая мастерская. «Моя семья в истории страны». 

       Фоторепортажи, рисунки, сочинения, рассказы об истории фамилий и т.д. 

    3. «Родословное дерево». Выставка творческих работ в классе.

    4. Ключевое дело: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Праздник.

       3 четверть. «Родина…  Отечество святое»

    1. «Золотое кольцо России». Заочное путешествие, просмотр фильма.

    2. Устный журнал  «Где мы были – мы не скажем, что узнали – мы покажем».

    3. Ключевое дело: Игра «Поле чудес». Тема: «Глобус крутится, вертится»

     4 четверть.  «Моя Малая Родина».

    1. Экскурсии во Владимир, Муром, Мстёру.

      Посещение музеев, знакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Посещение культовых сооружений (соборов, храмов, церквей).

    2. Заочное путешествие по другим городам Владимирской области (сообщения детей).

    3. Ключевое дело: Игра – викторина «Золотое колесо».

    Литература:

    1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова.
    2. Программа духовно – нравственного развития и воспитанияв образовательной системе «Школа 2100». Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева.
    3. Азбука нравственного воспитания.  И.А. Каиров, О.С. Богданова.
    4. Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа.  Л.В. Кокуева.
    5. Нетрадиционные праздники в школе.  С. Шмаков.
    6. Игровые методики.  Н. Е. Щуркова.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Приобщение мл. школьников к истокам русской народной культуры как важная составляющая часть воспитания

     Необходимость обращения к  истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна.  Не секре...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны

    Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности...

    Буклет "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через культуру православия"

    Роль православной культурыГосударству нужны законопослушные граждане. Они формируются на базе православной культуры.Обще...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через творчество

    Методическая разработка "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через творчество"...

    «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

            О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскол...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через спецкурс «Славянская культура»

         Духовность и нравственность являются  важнейшими, базисными характеристиками личности. Дух...

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через театрализованную деятельность.

    В данном материале представлена методическая система по духовно-нравственному воспитанию младших школьников через театра...