Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
рабочая программа на тему

  Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Много детей из неблагополучных семей, подведение их родителей часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.

   Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет школьник», можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

   Так как большую часть времени дети находятся в школе – интернате, то приобщение их к истокам русской народной культуры является средством формирования нравственных качеств школьника.

   В течение четырех лет духовно – нравственное воспитание являлось ведущим направлением в системе воспитательной работы педагогов нашего класса. Наш опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» был обобщен на уровне школы. Проанализировав свою работу, решили составить программу – практическую методическую рекомендацию – помогающую педагогам в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности школьника, его внутреннего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma___istoki.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«ИСТОКИ»

Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры в условиях санаторной школы – интерната.

Воспитатель начальных классов

Ермохина Любовь Викторовна

Областная санаторная школа – интернат

г. Вязники Владимирской области

Пояснительная записка.

  Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяют внимания детям. Много детей из неблагополучных семей, подведение их родителей часто противоречит нормам морали. Вне стен школы ребята часами смотрят фильмы – триллеры, играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.

   Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в котором живет школьник», можем и должны сегодня мы – школа и педагоги. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источники добра и красоты, которые всегда спасали человечество.

   Так как большую часть времени дети находятся в школе – интернате, то приобщение их к истокам русской народной культуры является средством формирования нравственных качеств школьника.

   В течение четырех лет духовно – нравственное воспитание являлось ведущим направлением в системе воспитательной работы педагогов нашего класса. Наш опыт работы по теме «Духовно – нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры» был обобщен на уровне школы. Проанализировав свою работу, решили составить программу – практическую методическую рекомендацию – помогающую педагогам в реализации воспитательного процесса, т. е. действий, направленных на развитие личности школьника, его внутреннего мира.

Актуальность и новизна

  • Вновь прибывшие дети из разных социальных условий и их адаптация
  • Проблема общения с родителями
  • Недостаточно сформированы функции общения
  • Нравственное здоровье – основа здорового образа жизни

Цель: 
Создание условий для развития духовно-нравственных ценностей у младших    школьников

Задачи:

  • введение краеведческого материала в образовательный процесс путем интеграции с другими предметными областями;
  • организовать  деятельность младших школьников по овладению духовно-нравственными ценностями;
  • расширить формы взаимодействия с окружающим социумом;
  •  привлекать родителей к совместной деятельности;
  •  провести мониторинг результативности по данной проблеме

Ведущая педагогическая идея

«Нельзя прерывать связь времен и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси праздников»

                                                                                            М.А. Михайлова

Нравственность –  это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Основные формы  работы

  • классные часы,
  • познавательные беседы,
  • литературно-музыкальные композиции, праздничные посиделки;
  • игровые занятия, этические игры;
  • творческие викторины и конкурсы;
  • творческие работы: поделки, книжки-малышки, рисунки;
  • лекторий для родителей.

Методы диагностики:

  • наблюдение,
  • анкетирование,
  • интервью,
  • диагностика «Уровень воспитанности младших школьников»,
  • диагностика сферы познавательных интересов учащихся,
  • диагностика школьной мотивации.

Перспективы работы.

  • Продолжить работу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей младших школьников.
  • Воспитывать чувство патриотизма через  разнообразные формы внеурочной деятельности с использованием устного народного творчества.
  • Приобщать учащихся к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ко всему тому, что они создали.
  • Пробуждать интерес и уважение к семейным традициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.

Краткое  изложение работы по данной теме:

1-й класс. Тема «Где родился – там и пригодился».

Программа этого года вводит первоклассников в круг проблем последующих трёх лет: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.

2-й класс. Тема «Человек и природа».

Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.

3-й класс. Тема  «Жизнь дана на добрые дела».

1. Мир крестьянского дома.

Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.

2. Жизнь человека в доме и мире.

Родовое дерево семьи.

В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.

4-й класс. Тема «Родина… Земля отцов и дедов».

1. «Всякому мила своя сторона».

Многообразие культурных традиций России и культура своего края.

2. «Жить – Родине служить».

Образ русского человека через историю его семьи.

3. «Родина – Отечество святое»

История России в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история родного края.

Освоение каждой изученной темы завершается ключевым делом, которое  проходит в форме викторины, выставки, театрализованного праздника.

Предполагаемые результаты.

— знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;

— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;

— искреннее, без принуждения, участие во всех видах деятельности,

— развитие личности учащихся;

— заинтересованность детей и родителей жизнью класса и школы;

—принятие детьми ценностей народной культуры

— степень соответствия реального облика  учащихся  образцу выпускника 1-й ступени школы.

Для изучения результативности возможно использование различных методик, разработанных для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

  • педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
  • тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
  • ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа;
  •  мини-сочинения, рисунки, рассказывающие о самых ярких впечатлениях школьной жизни.

ПРОГРАММА  1 класс    

Тема: «Где родился – там и пригодился»

  1 четверть. Матушка-голубушка осень.

1. «Осень пришла, сентябрь – заревник привела».

           Вводное занятие. Понятие о народной культуре. Узнаем, каким наши предки видели мир вокруг себя.  Экскурсия в лесопарк. Ищем приметы осени в природе, собираем природный материал. Мастерим поделки из природного материала. Вспоминаем народные игры, изученные в детском саду.

2. «Осень пришла, октябрь – листопад во двор привела»

          Прогулки по школьному двору (ищем приметы осени). Вместе с родителями собираем пословицы и поговорки об осени; собираем корм для птиц.

   Разучиваем народную игру «Веселая капустка», используя для этого большую перемену и вечерние прогулки.

3. Ключевое дело: «Зима спросит, что осень приносит».

              Праздник в классе «Праздник урожая».

    Подводим итоги работы в 1 четверти, обсуждаем планы на 2 четверть.

   2 четверть. «Зима на мороз, а солнце на праздники».

1. «Синичка – невеличка, а все же птичка» (Синицын день – 12 ноября».

Развешиваем в школьном саду кормушки для птиц, изготовленные с родителями. Дети приносят в класс заготовленный корм для птиц.

2. «Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать её не шутка! 

   Читаем сказки про животных, сравниваем, ищем общее. Расспрашиваем дедушек, бабушек, родителей о сказках их детства. На уроках культуры библиотекарь школы знакомит со сказками разных народов о животных.

   На уроках труда и в свободное время лепим фигурки животных к выставке «Пришла коляда»

3. «Коляда, коляда! Накануне Рождества!..».

Слушаем рассказ об этом празднике. Читаем легенду о ёлочке. Разучиваем колядки, учимся величать всю семью (хозяина и хозяйку дома, их детей). Готовим вместе с родителями маски, ёлочные украшения. Участвуем в выставке поделок и конкурсе стенгазет.

Ключевое дело: «Колядки матушки-зимы».

Разыгрываем обряд колядования на классном «огоньке» перед родителями.

     3четверть. Родительский дом.

1. «Человек без роду – что дерево, без корней».

Изучаем родословную, знакомимся с традициями семьи.

2. «Семейный сад». Выставка в классе.

Представляем своё семейное дерево (можно семейные фотографии). По желанию можно провести экскурсию в этом саду.

3. «Масленицу встречаем, зиму провожаем…». Игротека на свежем воздухе.

   Разучиваем игры «Баба Яга», «Два Мороза». Саночные эстафеты. Участие в общешкольном празднике «Масленичные забавы»

4. Ключевое дело: «Нет милее дружка, чем родима матушка».

Собираем пословицы о матери, разучиваем их. На уроках труда и в свободное время готовим подарки для мам, бабушек. Праздничный концерт.

        4 четверть. Вязниковская земля славится умельцами.

1. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».

Узнаём о разных народных промыслах России.

2. «Не затем руки даны, чтобы даром болтаться».

Учимся рукоделию дома и на уроках труда, готовимся к выставке в классе.

3. «Красна птица перьями, а человек уменьем».

Экскурсия в краеведческий музей. Узнаём о мастерах и умельцах, о том, что было ранее и сохранилось сейчас.

4. Ключевое дело: Итоговая выставка творческих работ .   Подведение итогов года.

ПРОГРАММА 2 класс

 Тема «Человек и природа».

  1 четверть. Матушку – осень мы сегодня в гости просим!.

1. «Предания старины далёкой». 

   Знакомимся с понятием народной культуры, с тем, как жили наши предки, каким видели мир вокруг себя.

  Знакомство с осенней страницей русского народного календаря.

2. Сядем рядком да поговорим ладком.

   Знакомство с малыми жанрами русского фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками, загадками на осеннюю тему.

   Разучивание вариантов русской народной игры «Колечко», одной из любимых игр молодёжи на русских посиделках.

3. Участие в школьной выставке «Природа и фантазия»

 Сбор необходимого природного материала в лесопарке.

4. Ключевое дело: праздник с родителями «Ах, капустка, объеденье!». 

    Подведение итогов.

   2 четверть. «И вот сама приходит матушка зима». 

1. «Снегирь прилетит – о зиме известит»  (классный час)

   Знакомимся с народными приметами, пословицами, поговорками и песнями о зиме.

   Знакомимся с зимней страничкой русского народного календаря. Разучиваем русскую народную игру «Кострома».

2. «Сказка в гости к нам пришла».

     Библиотекарь школы знакомит детей с русскими народными сказками о жизни наших предков.

3. «Мастерская Деда Мороза».

     Готовим украшение класса, подарки, костюмы для новогоднего праздника, поделки для школьной выставки.

4. Ключевое дело: Праздник «Никола Зимний».

       Подведение итогов.

   3 четверть «Широкая масленица…»

1. «Зимние святки»

    Даём детям представление о празднике «Святки», о народных традициях и народном обряде.

2. Зимние забавы.

 «Петушиные бои». Санное многоборье. Конкурс фигур из снега.

3.  «Здравствуй, Масленица дорогая!»

   Разучивание песен, заклички, говорилки о Масленице. Собираем пословицы и поговорки о Масленице, блинах. Разучиваем русские народные игры «Золотые ворота» и «Звонарь»

   На классном часе «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны» с помощью вожатых узнаем о символическом значении блинов.

4. Ключевое дело: «Прощай, Масленка! Прощай, Зимушка!». Школьный праздник.

      4  четверть «Весна – красна».

1. «Ой, поём! Ой, поём! Весну красную зовём!

Разучиваем русские народные песни о приходе весны. Собираем пословицы, поговорки, загадки на эту тему.

2. «Увидел скворца – весна у крыльца».

  Узнаем о русском народном празднике «Встреча птиц». Разучиваем  заклички о прилёте птиц. Закликаем весну.

3. «Светлое воскресение».

Знакомство с историей этого праздника, узнаем о его символах.

4. Ключевое дело:

«Светит солнышко теплей - прилетайте поскорей!»

Проводим обряд закликания птиц. Организуем русские народные игры. По русскому обычаю загадываем желания.

ПРОГРАММА 3 класс

 Тема  «Жизнь дана на добрые дела»

 1 четверть. Изба без четырёх углов не ставится.

1. Экскурсия на улицу Киселёва.

   Дети закрепляют знания о рубленном доме и его составных частях (срубе, крыше, крыльце, наличниках, ставнях). Узнают о деревянной избе, её значении (резьба дом молодит, делает его нарядным). Размышляем над пословицей «Хорошая работа два века живет».

2. «Худо тому, у кого пусто в дому». Экскурсия в краеведческий музей.

3. Конкурс рисунков «Домик в деревне».

4. Ключевое дело: «К потолку пускает пар наш красавец самовар…»

«Праздник русской кухни» классный огонек.

2 четверть «Работа да руки – надёжные в людях поруки».

1. «Каков мастер, таково и дело».

   Экскурсия во Мстёрский музей лаковой миниатюры. Дети знакомятся с произведениями народно-прикладного творчества местных мастеров (вышивки, кружева, полотенца, произведения живописи местных художников).

2. Конкурс рисунков «Вышиваю полотенце…»

3. «Дом построим – будем жить». Классный час.

   Узнаём об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

3. Ключевое дело: «Рождественская выставка»

   3 четверть. Жить всем вместе лет до двести.

1. «Хозяев знаем, по имени величаем». Классный час.

   Знакомимся с терминами родства, обрядами и обычаями взаимоотношений.

2. «Вся семья вместе – так и душа на месте». 

   Урок этической грамматики. Знакомимся с внутренним строем большой семьи. 

3. Урок этической грамматики: «Семейно-бытовые обряды».  

   Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды, связанные с принятием ребёнка в дом, семью.

4. Ключевое дело: «Это все – моя семья…». 

   Семейная игра – викторина. 

4 четверть «Где потешки поют – там весело живут».

1.  «Где скоморохи – там праздник, веселье».

   Узнаём о скоморохах – странствующих актёрах. Разучиваем небылицы, потешки.

2. «Приходите в гости к нам»

   Узнаём о русских посиделках, о том, как строились взаимоотношения между девушками и парнями.

3. «Вот и воскресенье подошло, пушистую вербочку на крыльях принесло». 

   Узнаём об обрядах и обычаях Вербного воскресенья.  

4. Ключевое дело: «А у наших у ворот развеселый хоровод»

   Инсценируем небылицы, потешки. Разыгрываем хороводно-игровую песню «Ворон».

Подведение итогов года.

ПРОГРАММА 4 класс

Тема: «Родина… Земля отцов и дедов»

 1 четверть. Всякому мила своя сторона.

  1. «Городок, что над Клязьмою… Вязники». 

   Знакомимся с историей города.

2. Экскурсия по городу.

   Знакомимся с историческими местами города.

3. «Ума палата». Экскурсия в краеведческий музей.

   Узнаем имена известных людей. 

4. Ключевое дело: «Что? Где? Когда?». Викторина

    2 четверть. «Жить – Родине служить».

1. Клуб интересных встреч. «Моя семья в истории Отечества». 

2. Творческая мастерская. «Моя семья в истории страны». 

   Фоторепортажи, рисунки, сочинения, рассказы об истории фамилий и т.д. 

3. «Родословное дерево». Выставка творческих работ в классе.

4. Ключевое дело: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Праздник.

   3 четверть. «Родина…  Отечество святое»

1. «Золотое кольцо России». Заочное путешествие, просмотр фильма.

2. Устный журнал  «Где мы были – мы не скажем, что узнали – мы покажем».

3. Ключевое дело: Игра «Поле чудес». Тема: «Глобус крутится, вертится»

 4 четверть.  «Моя Малая Родина».

1. Экскурсии во Владимир, Муром, Мстёру.

  Посещение музеев, знакомимся с преданиями и легендами об истории этих городов. Посещение культовых сооружений (соборов, храмов, церквей).

2. Заочное путешествие по другим городам Владимирской области (сообщения детей).

3. Ключевое дело: Игра – викторина «Золотое колесо».

Литература:

  1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова.
  2. Программа духовно – нравственного развития и воспитанияв образовательной системе «Школа 2100». Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева.
  3. Азбука нравственного воспитания.  И.А. Каиров, О.С. Богданова.
  4. Духовно – нравственное воспитание на культурных традициях своего народа.  Л.В. Кокуева.
  5. Нетрадиционные праздники в школе.  С. Шмаков.
  6. Игровые методики.  Н. Е. Щуркова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

О духовно - нравственном воспитании младшего школьника  через приобщение к чтению....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.

Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...

Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"

Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...