«Дети риска» Альтернативные подходы к взаимодействию с классом
статья по теме

В настоящее время понятие «Дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.  Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дети риска»

Альтернативные подходы к взаимодействию с классом

Подготовила воспитатель:

Амелина О.П.

В настоящее время понятие «Дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии.  Учащиеся "группы риска" – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним можно отнести учащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям: Медицинские, социальные, учебно-педагогические и поведенческие.

Все участники воспитательного процесса должны уделять большое внимание здоровью ребят как физическому, так и душевному для своевременного выявления различных отклонений и их профилактики. В возрасте 10 – 13 лет организм подростка более уязвим и повышается риск соматических заболеваний, в этом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.

(обзор таблицы – 2 слайд)

Следующая группа - социальные критерии.

 В возрасте 10 -13 лет происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт. Одним из факторов, которой переводит учащегося в ребенка «группы риска» – это дисгармоничная семья. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями. Семейное неблагополучие – главная причина попадания детей в группу риска. Оно порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.

(обзор таблицы – 3 слайд)

До того, как некоторые дети из нашего класса  оказались в школе-интернате, в приемной или опекаемой семье, они находились в ситуации социально опасного положения. Пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение, устройство на квартире родителями притонов для асоциальных элементов, даже на глазах у одного из ребят произошло убийство человека - вот неполная характеристика их семейной ситуации, до того, как они как они стали воспитанниками нашей школы.

(обзор таблицы + слайды с детьми)

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление  проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В начале учебного года классные руководители совместно с социальным педагогом,  делают диагностику семей учащихся: проводим анкетирования, устанавливаем тип или категорию семьи, составляем социальный паспорт семьи, определяем уровни образования и культуры родителей, выясняем, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, падает успеваемость и качество обучения. В этот момент классный руководитель должен мобилизировать свои силы и помочь ребенку, для этого нужно привлечь дополнительных специалистов – социального педагога, психолога, инспектора.

Третий фактор риска – учебно-педагогические причины.

(обзор таблицы – 10 слайд)

Последняя фактор риска  - это неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками и взрослыми (педагогами и родителями).

Поведенческие критерии.

(обзор таблицы – 11 слайд)

Гиперактивных детей или детей с синдромом дефицита внимания невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Гиперактивность можно рассматривать как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность.

Гиперактивность влияет не только на успеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. Рекомендации психолога и тесное взаимодействие со всеми участниками воспитательного процесса может способствовать нормализации взаимоотношений педагога с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначных прогнозов.

Эти дети не могут долго играть со сверстниками, часто среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

Из анализа результатов диагностического обследования (наблюдения и изучения ребят), цель которого - выявление склонности воспитанников 4 класса к различным формам девиантного поведения, была определена «потенциальная группа риска». Из 21 человека четвероклассников в «группу риска» попадает 21 человек – 100 %.

Альтернативные подходы к взаимодействию с классом

Коррекционная педагогика выделяет Основные направления работы с такими ребятами

1. Деятельность педагогического коллектива:

– выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, правонарушениям;

– определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии;

– изменение характера личных отношений подростков со сверстниками и взрослыми;

– вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней;
– изменение условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы) с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики;
– расширять знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.

2. Индивидуально-профилактическая работа с детьми «группы риска»:

– посещать на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, организацией свободного времени, занятость в каникулярное время, подготовкой к урокам;

– изучать особенности личности ребенка, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения;

– посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростка к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;

– вовлекать подростков в общественно-значимую деятельность, объединения дополнительного образования;

– путем наблюдения, социометрических изменений и анкетирования установить положение ученика в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;
– изучить интересы, склонности и способности учеников «группы риска»;

– установить, входит ли «трудный ребёнок» в другие компании;
– привлекать детей «группы риска» к участию в культурно-массовой и спортивной работе;
– организация занятий для детей «группы риска» по саморегуляции, по развитию способностей, правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов;
– привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в школе.

3. Работа с родителями:

– просветительская работа (выпуск информационных листов- памяток, проведение бесед, дискуссий, родительских собраний, лекториев);

– психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в квартирных кражах и т.д.);
– психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями.
– привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;
– выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
– создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребёнку;
– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы Совета профилактики;
– способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности подростка.

В нашем классе работа ведется через:

  • вовлечение детей в КТД – праздники, конкурсы и пр,
  • цикл бесед по Профилактике и коррекции асоциального поведении воспитанников - «Познай себя», «Давайте жить дружно», «Честь и достоинство»? «Как избежать беды» и др.;
  • систему дополнительного образования (кружки: «Театрально-кукольный», «Алая роза», «Юный пожарный», уроки психологии «Качество ума», занятия в городской детской библиотеке), которая обеспечивает занятость воспитанников.
  • детское самоуправление (актив класса: редколлегия – Надымова Т., Манцерова В., трудовом: весь класс во время генеральных уборок, ежедневном дежурстве в спальнях, уборке территории, решение части проблем воспитанников всем классом)

Занятия ручным трудом  занимательны и полезны для общего развития детей – и тем более, способствует благоприятному взаимодействию воспитателя и ребят. Трудность заключается лишь в большом количестве детей – 20 человек. Но я нашла выход: делю ребят на две подгруппы по 10 человек (дети, которые ходят домой каждый день) и 10 человек (ночующие). С первой подгруппой занимаемся ручным трудом, а у второй подгруппы задание: подготовить доклад к классному часу или тематический рисунок карандашами, фломастерами (настольные игры, раскрашивание). Потом меняемся.

В нашем классе есть традиция изготавливать подарки к различным праздникам (8 марта для мам, новый год для всей семьи и пр) своими руками: из соленого теста, гофрированной бумаги и пр. Труд по изготовлению подарков для родителей способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать подарок, его изготовление требует определенных волевых усилий.

Часто нашим детям не удается сразу выполнить какую-либо работу; тогда под моим руководством они учатся устанавливать причины неудач. Постепенно, я стараюсь формировать  у ребят такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Чтобы помочь детям с отклоняющимся поведением мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социального педагога, учителя, психолога, в крайних случаях - психоневролога, работников правоохранительных органов – инспектора по делам несовершеннолетних.

Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

Эффективность педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».

Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...

текст выступления и презентация по теме "CИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"

Данный материал будет интересен всем педагогам, реализующим ФГОС НОО, т.к. автор делится опытом работы по системно-деятельностному подходу в обучении, о предметном содержании на принципе учебных задач...

Современнные подходы к взаимодействию педагога и родителей.

Современные приемы работы с родителями....

Доклад на Методическое объединение "Особенности осуществления индивидуального подхода во взаимодействии с учащимися коррекционной школы".

Индивидуальный подход необходим умственно отсталым учащимся, он направлен на создание благоприятных условий воспитания, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей н...

«Современные подходы к взаимодействию с родителями младших школьников в условиях модернизации начального общего образования»

Обновление нормативных требований к организации образовательного процесса.Наличие проблем  в процессе выстраивания отношений  между участниками образовательного процесса. Что мы про это...

Конспект индивидуального занятия по предмету "Речь и альтернативная коммуникация". Коммуникативное взаимодействие по теме «Домашние животные».

Конспект индивидуального занятия по предмету "Речи и альтернативная коммуникация" . Коммуникативное взаимодействие по теме "Домашние животные". Класс 4 (вариант2) "Особый ребе...

Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

     Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...