Классный час, посвященный Александру Невскому для 1 класса.
классный час (1 класс) на тему

Данный материал содержит сведения о жизни и деятельности великого князя Александра Невского, стихи и музыкальные отрывки  по теме, а также предлагаются виды работ, доступные первоклассникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chasposvyashchennyy_aleksandru_nevskomu.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный Александру Невскому

 (1 класс).

Цели: 1. образовательные: познакомить с историческим героем Александром Невским;

           2. развивающие: развивать интерес к изучению исторического пошлого нашей страны;

          3. воспитательные: воспитывать чувство уважения  и благодарности к великим предкам, способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.

Оборудование: репродукция портрета Александра Невского

                           Разрезанные на части картинки с портретом А.Невского

                           Фонограмма отрывка из оперы М.Глинки «Вставайте, люди добрые…»

                           Листы с рисунками богатырей для раскрашивания.

                           

Ход занятия:

  1. Громко прозвенел звонок,

Начинается урок!

Первый урок в вашей жизни. А начнем мы его с привычного для вас занятия: собрать мозаику (дети собирают картинку на партах).

-Что у вас получилось?

 (открывается доска с портретом А. Невского)

-Кто это? (читающий ребенок читает подпись под портретом)

-Что знаете о нем? ( ответы детей)

2.    На протяжении 7 месяцев страна выбирала «Имя России». И вот стало известно, кого россияне считают самой знаковой фигурой в истории государства. Им стал Великий князь Александр Невский. Почему же из огромного количества имен людей , прославивших Россию, выбрали именно его, мы сегодня и узнаем.

    Сегодня я хочу рассказать вам о событиях, которые происходили на Руси очень-очень давно (7,5 веков назад). Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма. В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром.

    В 3 года его посадили на коня. Княжеские воины обучили его владеть оружием и он быстро овладел этим мастерством. В древнем соборе Преображенья его посвятили в воины. В те времена мальчиков сразу учили защищать себя и других, воспитывали защитниками своей земли. Чуть позже, когда маленький Александр подрос, его обучили грамоте. Он много читал по древнерусски и по гречески о походах своего тезки великого полководца Александра Македонского. И не просто читал: палочкой на снегу или просто на земле чертил планы сражений Македонского, стрелками обозначал удары войск и прикидывал, как бы он стал действовать в бою. Пристрастие к военному делу не была прихотью. Оно было насущной необходимостью и передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла!    Спустя некоторое время он стал править в Новгороде.

       Каждое имя имеет смысл.

- Кто знает, что обозначает имя Александр? (защитник людей).

- А у нас в классе есть мальчики с этим именем?

Свое имя юный Александр оправдал. Сделавшись князем, он всегда старался защищать свой народ от врагов. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу реки Невы  15 июля 1240 года над шведами.

Рассказ 1 старшеклассника:

      Шведский король собрал сильное войско и послал его завоевать русские земли . Очень испугались новгородцы, никак они не надеялись с малым войском отбить сильного врага. Но князь  Александр Невский  сказал: «Нас немного, а враг силен. Но не в силе бог, а в правде.» По легенде, шведский командующий Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву  и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю.»

(Звучит фонограмма из оперы М.Глинки «Вставайте, люди добрые…»

Александр сам выступил навстречу шведам. Его войско скрытно приблизилось к врагу, внезапно напали на него и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять свое оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу  в лицо. Самоотверженно сражались русские воины, но только к вечеру одолели врага . Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Было ему в ту пору 20 лет.

Рассказ 2 старшеклассника:

       У Руси было очень много врагов. Только русские расправились со шведами, как на Новгород немцы пошли, тоже хотели завоевать. Уж весна наступила, лед на реках и озерах стал не крепким. Встретились русское и немецкое войско на Чудском озере. Начался тот бой  и был этот бой 18 апреля 1242 года. Именно 767 лет назад был этот бой. Немецкие рыцари были вооружены очень хорошо, но трудно было устоять на льду коням с рыцарями в тяжелом вооружении и доспехах стальных. Стали они проваливаться под лед.

Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.

...И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.

По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.

Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.

Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули,
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми
Немало пойманных господ.
Впервые пятками босыми
Прилежно шлепая об лед...

Закончилась битва, многие враги погибли, часть из них попала в плен. Оставшимся в живых врагам он сказал: «Идите и скажите во всех краях, что Русь жива! Пусть приезжают к нам с миром. Но кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоять будет земля русская!»

     Всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению Руси от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу, сохранил Русь и православную веру. Перед смертью он принял монашество. «Зашло солнце земли русской, - говорили на Руси.

Умер Александр Невский в Городце, возвращаясь из Золотой Орды, был похоронен во Владимире. Он был канонизирован русской церковью и причислен к лику Святых. В конце XIII века было составлено «Житие Александра Невского», в котором он показан как идеальный князь-воин, защитник Русской земли от врагов.

      В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией.  В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из самых высших наград Российской империи. В СССР в 1942 году был учрежден орден Александра Невского для офицеров Красной армии.

Крестным знаменьем пред битвой

Троекратно осеняясь,-

Меч в руке, уста с молитвой,-

Побеждал великий князь!

Закрывали тучи солнце…

Кровь струилась по траве…

Бил он рыцарей-тевтонцев.

Бил он шведов на Неве.

Сотни лет прошли с той были,

Многие ушли – как дым…

А вот князя не забыли –

Он великим стал святым!

3. Итог беседы:

- С каким героем познакомились?

- Кто такой Александр Невский?

- Почему его прозвали Невским?

-Какие события происходили на Руси во время правления Александра Невского

-Какие государственные награды носят имя Александра Невского?

- Какие черты характера вам понравились в Александре Невском?

4.А теперь давайте на память о нашем классном часе раскрасим рисунки с богатырями.