Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся «Права ребенка»
методическая разработка (1 класс) по теме

Бойко Наталья Валерьевна

 

Цель: создание условий для формирования правовой культуры обучащихся

Задачи:

  • познакомить учащихся с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
  • формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;
  • создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;
  • активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию и выслушивать мнение другого;
  • способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_prava_rebenka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся  

«Права ребенка»

 

Автор: Бойко Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

МАОУ «Гимназии «Новоскул»

Возрастной контингент: 1 класс.

Великий Новгород

2012 год

Пояснительная записка.

Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся  «Права ребенка» предназначена для детей 1 класса.

Актуальность и новизна методической разработки.

Успехи на пути формирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан. Сегодня важно поднять уровень правовой культуры.

Воспитание правовой культуры предполагает формирование умений видеть ценность права и его социальную роль, правовым способом разрешать конфликты.

Задача образовательных учреждений – способствовать развитию правовой культуры и правосознания обучащихся, будущих граждан России, в процессе усвоения ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, свободах человека и способах их реализации, а главное – через получение практических навыков применения этих знаний в жизни.

Этому способствуют использование различных форм обучающей деятельности: право как учебный предмет, факультативные занятия, классные часы, общешкольные мероприятия, интеграция нескольких учебных дисциплин, участие обучающихся в деятельности учреждений дополнительного образования, реализующих образовательную программу правового воспитания. Но данная работа легко осуществляется с обучающимися средней и старшей ступени обучения. При работе с младшими школьниками  педагог должен найти такие методы и формы работы, чтобы заинтересовать младшего школьника, сделать доступным содержание правового воспитания.

Цель: создание условий для формирования правовой культуры обучащихся

Задачи:

  1. познакомить учащихся с правами детей (Конвенция о правах ребенка);
  2. формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говориться в конвенции;

  1. создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;
  2. активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей;
  3. воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию и выслушивать мнение другого;
  4. способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Педагогическая целесообразность продиктована незнанием обучающимися в полном объеме прав ребенка и имеющимися фактами нарушения ими прав своих сверстников. Встает необходимость проведения работы по расширению знаний обучающихся о своих правах и умения ими пользоваться, не нарушая права других людей.

Практическая значимость методической разработки состоит в конкретизации форм и методов, адаптации содержания  правового воспитания младших школьников, возможности ее использования всеми участниками образовательного процесса для формирования правовой культуры и коммуникативной компетенции.

Продолжительность реализации мероприятия: 40 минут.

Системой мониторинга качества методической разработки является выполнение проекта «Права ребенка».

Методический инструментарий:  форма проведения мероприятия – виртуальное путешествие в страну Правдилию, используется метод проектной деятельности, диалог.

Полученные результаты:

  1. обучающиеся познакомились с правами детей (Конвенция о правах ребенка);

  1. в ходе проектной деятельности обучающиеся сумели изобразить права ребенка в запрещающих или разрешающих знаках;
  2. во время работы в группах обучающиеся были доброжелательны,  показали умение высказывать собственное мнение и выслушивать одноклассника;

Содержательная часть: описание содержания мероприятия

- Ребята, я расскажу вам об одной удивительной сказочной стране, которая называется Правдилия. В этой стране жили люди, звери, насекомые и жили они счастливо. Потому что у каждого из них было много прав: право на счастье, право на жизнь, право на свободу, право на отдых.

Слайд 1. Страна Правдилия

 А еще в этой стране был необычный сад с цветущими растениями. К одному из них жители относились по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья». У «цветка Счастья» были необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права). Именно эти правила строго соблюдались жителями этой страны. И все бы у них было хорошо, если бы...

Слайд 2 Сад, в котором растет «Цветок счастья»

- Однажды над страной нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер, и все жители Правдилии попрятались кто куда, чтобы переждать несчастье.

Слайд 3. Над страной нависла туча, подул ветер (звук ветра)

 А когда стих ветер и туча уплыла, то все были удивлены тем, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. И наступили в стране страшные времена. Жизнь страны превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки и надеются на то, что кто-нибудь им поможет отыскать их.

Слайд 4. Сад, на «цветке Счастья» ни осталось ни одного лепестка

- Ребята, как по-вашему, нужно ли помогать людям, зверям, попавшим в беду? Почему? А сможем ли мы помочь жителям Правдилии? Я думаю,

сможем. Поможем найти лепестки «цветка Счастья», а заодно и узнаем правила этой страны.

Но для оказания помощи мы должны знать много сказок. Давайте перед путешествием возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Дети: (в хороводе)

Учитель: Итак, в Правдилию вперед.

               «Цветок Счастья там» живет.

                Должны мы многое узнать

                И лепесток там отыскать.

                Нам будут в этом помогать

               Герои разных сказок.

               По извилистой дорожке

               Шли по миру чьи-то ножки.

               Вдаль глядя, широкими глазами,

               Шли ребята знакомиться с правами.

               Знать должны и взрослые, и дети

             О правах, что защищают нас на свете.

Учитель: А вот и первая сказка.

Слайд 5. Отрывок видеофрагмента из сказки «Кот, лиса и петух»)

- Вспомнили сказку? Как она называется? Кто просит о помощи в этой сказке? Что вы можете сказать про лису? Какая она? Почему она так поступила? Что ею нарушено?

Лиса нарушила право. Но какое же? Как это узнать?

Ответы детей.

Учитель: Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность и свободу. Вот, оказывается какое право, нарушила лиса – плутовка. Право петуха на жизнь и свободу. Давайте вернем «цветку Счастья» лепесток, чтобы жители Правдилии снова могли соблюдать право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Слайд 6. На «цветке счастья» появился красный лепесток»

Учитель: Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь»). И у каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Учитель: А к нам спешит другая сказка.

Слайд 7. Иллюстрация избушки, из которой доносится слова: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»

Учитель: Так кто же это? Правильно, - это лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Слайд 7 (а). На слайде появляется плачущий зайчик.)

Учитель: Мы знаем о заюшкином горе. Давайте вернем следующий лепесток на цветок «Счастья». Какое право зайчика нарушила лиса?

Ответы детей.

Учитель: Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь». Оказывается, лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища. А мы с вами возвращаем в страну Правдилию право на неприкосновенность жилища.

Слайд 8. «Цветок счастья» с двумя лепестками

Ребята, вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»).

Учитель: Давайте отправляемся на встречу к новой сказке.

Слайд 9. Видеофрагмент сказки «Золушка»

Учитель: Ребята, а какое право Золушки нарушила мачеха?

Ответы детей

Учитель: Правильно! Это право на отдых. Каждый человек имеет право на отдых. Вот и еще один лепесток мы вернули в страну Правдилию

Слайд 10. «Цветок счастья» с тремя лепестками.

Учитель: А нас с вами ждет следующая сказка.

Слайд 11. Иллюстрация из сказки «Буратино», на которой Буратино обменял свою азбуку на билет в театр.

Учитель: Каким правом не воспользовался Буратино?

Ответы детей.

Учитель: Каждый человек имеет право на образование. И теперь, с нашей помощью и жители страны Правдилии снова имеют это право.

Слайд 12. «Цветок счастья» с четырьмя лепестками.

Учитель: Давайте дальше путешествовать по сказкам.

Слайд 13. Видео фрагмент из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Учитель: Какое право Аленушки нарушено в этой сказке?

Ответы детей

Учитель: Вспомните, в каких еще сказках нарушалось право на жизнь героев? («Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»).

Теперь право на жизнь есть у каждого жителя страны Правдилии.

Слайд 14. На «цветке Счастья» 5 лепестков.

Учитель: Путешествие продолжается и следующая сказка «Лягушка путешественница»

Слайд 15. Иллюстрация из сказки «Лягушка путешественница».

Учитель: Каким правом воспользовалась лягушка в этой сказке? Кто помог лягушке воспользоваться своим правом?

Ответы детей

Учитель: Каждый имеет право  на свободное перемещение. Мы возвращаем это право в страну Правдилию.

Слайд 16. На «цветке Счастья» 6 лепестков.

Учитель: а нас ждет еще одна сказка.

Слайд 17. Иллюстрация к сказке «По щучьему веленью»)

Какое право нарушил офицер, ударив Емелю по щеке?

Ответы детей.

Учитель: Каждый имеет право на защиту от жестокого обращения. Прав ли был Емеля, велев дубинке поколотить народ? Какое право нарушил Емеля?

Ответы детей.

Учитель: Это право на защиту от жестокого обращения. Мы помогли вернуть в страну Правдилию очень важное право – право на защиту  от жестокого обращения.

Слайд 18. На «цветке Счастья» 7 лепестков

Учитель:  Ребята, мы собрали все лепестки, давайте вернем их «цветку Счастья». Теперь в стране Правдилии снова воцарись порядок и спокойствие.

Слайд 19. Страна Правдилия (слайд 1)

Оказывается все права, о которых мы говорили имеете и вы. Все эти и многие другие права занесены в очень важный документ «Конвенция о правах ребёнка» Среди прав, перечисленных в Конвенции по правам ребенка,  есть, например, такие права, как право на доступ к информации, право на сохранение своей индивидуальности, право свободно выражать свои взгляды и мнения, право свободно выражать свои взгляды и мнения и другие.

 Для того чтобы вам было легче запомнить эти права, их изобразили на знаках запрещающих и разрешающих.

Учитель: Рисовать и петь, учиться.

                 Если заболел – лечиться.

                 Это разрешается.

Слайд 20.  Иллюстрации дети учатся, дети поют, дети рисуют, ребенок у врача

Учитель:   Вот в углу стоит мальчонка,

                   Плачет, надрывается.

                   Бить, наказывать ребенка

                   Строго запрещается.

Слайд 21. Иллюстрация ребенок плачет в углу. Зачеркнута красным цветом

Учитель: С мамой дети должны жить,

                 Ей цветы всегда дарить –

                  Это разрешается.        

                  Эта грань обозначает:

                  Мать с ребенком разлучают.

                   Это запрещается.

Слайд 22. Иллюстрации: ребенок дарит маме цветы, мать с ребенком разлучают – перечеркнута красным цветом.

Учитель: Этот трудится ребенок.

                Мало у него силенок,

                Ноги подгибаются.

                 В детстве тяжкая работа  

                Запрещается.

Слайд 23. Иллюстрация - тяжелый труд ребенка- перечеркнута красным цветом.

Учитель: Вместе дружно в мире жить,

                С разными детьми дружить –

                 Это разрешается.

Слайд 24. Иллюстрация  дружба детей.

Учитель: сейчас я вам предлагаю работу над проектом на тему «Права ребенка». Вам необходимо изобразить права ребенка в рисунках: разрешительных или запрещающих.

Работа в группах над проектом.

Защита проектов.

Подведение итогов занятия.

Учитель: Мы сегодня потрудились на славу: помогли жителям страны Правдилии вернуть свои права, узнали много о правах ребенка, выполнили  и защитили  проекты  на тему «Права ребенка». Я вас благодарю за работу.

Слайд 25. Счастливые дети.

Учитель:

Права  ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

До встречи, добрые друзья.

Заключение.

Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. К сожалению, как отмечают многие исследователи и собственные педагогические наблюдения, сами дети не имеют достаточно полного представления о своих правах. Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть система образования, т.к. именно в в этот момент, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний.

Проведение мероприятия подтвердило актуальность проблемы, вызвало оживленный интерес обучающихся, обозначило необходимость продолжения

работы в системе, что и было реализовано в дальнейших мероприятиях по воспитанию правовой культуры.

Рекомендации : эффективность мероприятия повысится при участии не только детей, но и их  родителей.

Библиография: перечень использованной литературы

  1. Конвенция ООН о правах ребенка

2. Маленьким детям – большие права: учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка/ Мячина Д.К. [и др.]. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 144с.

3. Правовая неотложка [Текст]: методическое пособие/ И.Р.Филатова, Е. М. Чигвинцева. – Ижевск, 2007. – 44с. – (Практикум. Выпуск 7)

4. Ты имеешь право / ред.-сост. Л.И.Жук. – Минск, Красико – Принт, 2003. – 128с. – (Праздник в школе)

5. Дела школьные/ под ред. А. Б. Малюшкина, Е. А.Романовой. – М., 2004. – (Серия «Праздник в школе»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Кроссворды по предмету: "Физическая культура" для учащихся начальной школы

Данная методическая разработка может служить хорошим заданием для совместного досуга детей и родителей....

программа воспитания правовой культуры младших школьников

программа разработа для младших школьнтков, обучающихся в заведениях интернатного типа. В разработке представлены разные формы работы по воспитанию правовой культуры младших школьников. В приложении п...

Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....

Методическая разработка мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. Музыкально-литературная композиция "Женщина и война" учителя музыки ГБОУ гимназия №209 Центрального района Санкт-Петербурга "Павловская гимназия" Н.А. Ягудиной

Необходимость таких мероприятий очень нужна и важна! Мы должны воспитывать в детях патриотическое созание, чувство гордости за свою страну, уважение к старшему поколению,  уважение к подвигу ЧЕЛО...

Проблемы воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах

Описаны нравственные ценности и проблемы связанные с ними, на различных возрастных этапах: дошкольников, школьников (младшее звено, среднее звено), подростков....

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников через здоровый образ жизни.

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьниковчерез здоровый образ жизни....

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) и православной культуры

Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы православной культуры» к теме «Икона» после  проведенияэкскурсий в храмы Сычевск...