Кл час в 1, классе
план-конспект урока (1 класс) по теме

 

-Я- Гражданин

- формировать у детей представление о необходимости соблюдения гражданского долга;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками, таким образом, развивая коммуникативные способности детей; 
- помочь детям осознать его значимость в развитии и процветании России; 
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину 
 

- Сегодня мы с вами проведем необычный урок, но очень важный для каждого из вас. Прочитайте тему урока. Я достойный гражданин своей страны!

Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Родине, о том, что мы все являемся гражданами своей страны?

Гражданин — это человек, постоянно проживающий на территории государства и обладающий правами и обязанностями этого государства.


 Я могу быть маленьким,

Могу быть большим,

Могу быть толстеньким,

Могу быть худеньким,

Но это совсем не важно

Главное, что я такой,

Какой я есть.

 


Сегодня мы должны понять свою значимость в развитии своей страны, что значит быть гражданином своей страны.

 Постановка проблемного вопроса 
- На прошлых занятиях мы побывали во многих уголках нашей страны. Но, где бы вы ни находились, вас всегда тянет домой, Как часто мы слышим громкое, звучное слово -Родина. А что связано с этим понятием , как понимаете значение этого слова?

Чтение стихов о Родине

 Пролетят весна и лето. 
Станет солнечной листва. 
Озарятся новым светом 
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит. 
Льется с неба синева. 
Пусть всегда живут на свете 
Мама, Родина, Москва!
(Л. Олифирова)

 

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)

 


Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово РОДИНА. 


 Актуализация опорных знаний. 
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? ( Россия)
- Какой главный город нашей страны?(Москва)
- Правильно, Москва столица нашей страны.
( Учитель обозначает флажком на карте город Москва)
- А теперь попробуйте заменить слово страна словом обозначающим одно и то же. Можно сказать Россия страна и государство.

- Давайте представим, как мы с вами, отправившись в открытый космос на космическом корабле, увидим очертание нашего государства. У каждого государства свои границы.


(Обращение к карте, учитель обводит по карте границы красным).


- Итак, каждое государство имеет свои границы,
- На протяжении всей  истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн , флаг

. (Учитель демонстрирует символику Российской Федерации) 

. Работа над новым материалом.


Игра


Я предлагаю вам поиграть в слова. Составьте слова, которые являются близкими по значению к слову Родина. 
род, родство- семейная группа, государство заинтересована, чтобы создавались семьи, рождались такие замечательные ребятишки, как вы, вы - будущее России.
- Без кого не может существовать государство? (Без людей)
- Давайте сейчас заселим нашу страну людьми

.
( Дети берут человечков и наклеивают на карту, которая висит на доске).

 Теперь это непросто люди - -народ это граждане своего государства, то есть как мы их можем назвать? РОССИЯНЕ 
- Вы, ребята, говорили, что Родина это то место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина это дом, в котором живем  Родина это и наши предки, наши мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя.

 слайд о родных просторах


А теперь представьте (включается музыка) знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, береза распустившая свои листочки под окном школы. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Вот шмель, колдующий над бутоном цветка. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Мы любим свою землю, потому что не можем без запаха родных цветов, без красоты природы! Это Родина моя!

- Посмотрите, ребята, что у меня в руках.

(учитель показывает свидетельство о рождении)

- Что в нем записано, кто знает?
- Да, это важный документ говорит не только о факте своего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданином какой страны вы являетесь?
- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? 
- Да, имеет. Человек когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может , но в это время его права отстаивают его родители. А теперь подумайте , ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права?

   ( Право учиться)
- Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции. Конституция это Основной Закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. В Конституции  записаны права и обязанности граждан по отношению к своему государству. У вас есть право на образование, на медицинское обслуживание, на отдых, на неприкосновенность. Вы обязаны, хорошо учиться, охранять природу, любить и уважать своих родителей.

 Для того, чтобы все люди в нашей стране соблюдали Конституцию, один раз в 4 года граждане России избирают руководителя страны.
- Кто настоящее время президент нашей страны?
- Скоро в нашей стране произойдут выборы нового президента. В выборах участвуют все граждане РФ, которые достигли 18 лет это их право!
- Ребята, а какими качествами должен обладать президент?

Ученик: Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья!

- Ребята, скажите, а человек имеет только права?
( Нет, есть и обязанности.) 
- А какая ваша обязанность?
( Соблюдать законы.)
- Ребята, как вы думаете , зачем нужны законы?
( Что бы был порядок. Не будет закона , будет много преступлений ) .
- А в какой стране вам бы хотелось жить?


Ученица: В какой бы я хотела жить в стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда!
- Правильно. Без закона, не будет порядка, без закона каждый будет творить , что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

. Подведение итогов урока
Проверка заданий
..- Какими качествами должен обладать гражданин?
- Вот молодцы! Что нового вы узнали сегодня на уроке
(о своих правах и обязанностях)
- А ваша какая главная обязанность?
( Хорошо учиться)
- А право?
( Бесплатно учиться)

- Ребята, так кто такой гражданин?
( Гражданин это человек проживающий в любом государстве и исполняющий права и обязанности )
- Молодцы, вижу вы усвоили сегодняшний материал

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...