Сценарий интеллектуально – познавательного праздника в начальной школе «Нет пищи краше простой русской каши»
методическая разработка (4 класс) по теме

Целью праздника были следующие: прививать любовь детям к правильному питанию, к здоровому образу жизни, развивать кругозор,формировать навыки приготовления вкусной каши, работать над сплочением коллектива. В ходе праздника ребята узнали много нового и интересного про простую кашу, показали сценки, попробовали кашки, приготовленную родителями и получили в подарок пакетик кашки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_net_pishi_krashe_prostoy_russkoy_kashi.rar32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                            «Гимназия» г Протвино

 Сценарий интеллектуально – познавательного

праздника в начальной школе

«Нет пищи краше простой русской каши»

Подготовлен и проведен учителем начальных классов

                     Серёгиной Татьяной Ивановной

                                       2012г.

Цели:

  1. развитие познавательной активности детей;
  2. развитие памяти, внимания, мышления;
  3. расширение кругозора детей.

Оборудование:

  1. пословицы и поговорки;
  2. атрибуты для игр;
  3. каша, сваренная родителями.

Бабушка (в роли бабушки Учитель). - Проходите, гости дорогие! Много гостей – хозяину радость! Прошу всех в избу. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Ученик. Спасибо, все удобно расположились.

                Мы записку получили, сразу к Вам мы поспешили.

                Вы нас в гости приглашали, рассказать нам обещали

                Что-то очень интересное про вещь давно и всем известную.

                Никто из нас в толк не возьмет, о чем же речь сейчас пойдет?

Бабушка. Будет беседа наша о вкусной русской каше.

                Я ее уже томлю – стараюсь – угостить всех собираюсь.

        - Чем же так хороша каша, почему ее все так любят?

Ученица. Во-первых, каша – блюдо вкусное, да к тому же и сытное – съешь утром тарелочку и до самого обеда про еду не вспомнишь. Хороша каша и с маслом, и с молоком, и на гарнир, и в запеканку. Даже в начинку для пирогов годится! А еще каша очень полезна. Она дает всему телу энергию, нормализует кровообращение, хорошо влияет на пищеварение. Кто хочет вырасти большим и сильным, обязательно должен есть кашу. А знаете ли вы, что означает поговорка «Мало каши ел»?

Бабушка. - А какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

(Хороша кашка, да мала чашка.

Кашка густа, да чашка пуста.

Каша – мать наша.

Кашу маслом не испортишь.

Кто смел, тот и кашу съел.

Если ложкой не наелся, языком не налижешься.

Горе наше – гречневая каша: есть не хочется, а оставить жалко.

Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

Без хлеба да без каши ни во что труды наши.

Одними разговорами каши не сваришь.)

Бабушка. – Молодцы, пословиц много знаете,  да все к делу применяете!

Игра.

С вами мы сейчас сыграем в интересную игру.

То, из чего варим кашу, я, ребята, назову.

        А вы слушайте внимательно, отвечайте основательно.

        Если скажу верно, говорите «да» в ответ,

        Ну а если вдруг неверно, смело отвечайте «нет».

Сорока-белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить.

На рынок пошла и вот что взяла:

Парное молоко – да!                        Куриное яйцо – нет!

Крупа манная – да!                        Капуста кочанная – нет!

Соленый огурец – нет!                        Мясной холодец – нет!

Сахар да соль – да!                        Белая фасоль – нет!

Масло топленое – да!                           Рыба соленая – нет!

Лавровый лист – нет!                        Клубничное варенье – да!

Бисквитное печенье – нет!

 - МОЛОДЦЫ! Вкусная получилась каша!

Ученица. Стихотворение Э.Мошковской:

                Вот это – хорошая девочка. Зовут эту девочку Маша!

                А это ее тарелочка. А в этой тарелочке…

                Нет, не каша, нет, не каша, и не угадали!

                Села Маша, съела кашу всю, сколько дали!

                Вкусная каша, ешь, Маша. Ложку за брата Антошку!

                Ложку – за Лушку – подружку! Ложку за рыжую кошку!

                Ложку – за мышку – крошку! Ложку – за пса – Тимошку!

                Ложку – за уточку – хромоножку! За Машу – последнюю ложку!

                Вот и вся каша. Молодец, Маша!

Бабушка. – Значит, кашку сладенькую любите?

Ученица. А на Руси в стародавние времена любили в кашу добавки различные делать. То мелко рыбешки подкрошат, то грибов, мяса или овощей. А из гречки делали необыкновенно вкусную кашу с красивым названием «Пуховая». Сейчас такая каша большая редкость – ее рецепт только старые люди помнят. Для приготовления такой каши гречневую крупу перебирали, промывали, добавляли сырое яйцо, хорошо перемешивали и подсушивали в теплой духовке, рассыпав тонким слоем на противне. Как подсохнет крупа хорошенько, сыпучей вновь станет, значит, готова для варки. Но тут еще один секрет был – готовую кашу протирали через сито и подавали с холодным молоком. Вкуснотища!

Бабушка. – А вот рисовая каша с мясом и морковью как называется?

Правильно, плов.

- А знаете ли вы, какие еще каши бывают?

Все минуточку внимания, сейчас проверим ваши знания.

У меня вот здесь крупа, да не знаю какова.

Я хочу у вас узнать: кто больше круп может назвать?

(Бабушка показывает небольшие прозрачные пакеты с разными крупами, дети их называют). Молодцы! Приз за угаданную крупу – пакетик с кашей.

Дети читают стихи.

  1. С.Маршак.

Мышка в кружечке зеленой наварила каши пшенной.

        Ребятишек дюжина ожидает ужина.

        Всем по ложке досталось. Ни крупинки не осталось!

  1. И. Токмакова.

Ну-ка, ну-ка, ну ли! Не ворчите, кастрюли!

Не ворчите, не шипите, кашу сладкую варите.

Кашу манную варите, наших деток накормите!

  1. Н. Нищева.

Маша каши перловой наварила, Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу кошке – в чашку,

Жучке в плошку, а коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам, и в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, все до крошки раздала.

  1. З. Александрова.

Каша из гречки. Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела, чтоб Оленька ела,

Кашу хвалила, на всех разделила…

Досталось по ложке гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке, синицам в окошке.

Хватило по ложке собаке и кошке,

А Оля доела последние крошки!

  1.           Витаминами полна, гречневая каша – матушка наша,

Если скушаешь ее, то захочется еще.

Витаминов в ней навалом. Я их перечислю:

Фосфор, калий и железо и, особенно, белки

Все полезны и важны, для здоровья нам нужны.

Бабушка. – Ну что ж, из чего можно кашу варить, знаете. А умеете ли вы, ребятки, правильно ее варить?

Ученик. Любую крупу нужно засыпать в кипящую, подсоленную воду. Когда сильно забурлит, уменьшить огонь до самого маленького, чтобы каша не кипела, а томилась. Крышкой надо прикрывать очень плотно, чтобы пар из кастрюльки не выходил. Подождать минут 15-20, пока каша упреет как следует. А потом и маслице сливочное добавить. Помните, как в поговорке: «Кашу маслом не испортишь». Но тут еще премудрости свои есть. Если любите рассыпчатую кашу, чтоб крупиночки отделялись, надо на 1 стакан крупы брать 2 стакана жидкости – воды или мясного бульона. А коль каша – размазня больше нравится, то жидкости в 3 раза больше следует брать. Чтоб каша получилась вкусной, варить ее лучше в кастрюле с толстыми стенками, а пока она варится, ложкой не мешать, крышку не приоткрывать!

Бабушка. – Молодец, вкусная кашка получилась! А теперь послушаем стихи про вкусную кашу.

1 ученик.         Ну и каша! Так в рот и просится!

                Нос и щеки – наелись досыта!

                Подбородку тоже досталось!

                И мизинчик попробовал малость!

                Чуточку съели лобик с макушкой,

                А остальное ушки докушали!

2 ученик.          Погляди, к твоей тарелке из лесов сбежались белки!

                Съели булку, съели кашу и глядят на дочку нашу!

                С аппетитом белки ели и Сашуньке съесть велели:

                Доченька послушала и всю кашку… скушала!

Стихотворение «Домовята и каша».

                За столом кричит Дуняша:

                «Не хочу! Не буду кашу!»

                Мама с папой:

                «Что с тобой?»

                Деда с бабой:

                «Ой-ёй-ёй!»

                Тебя с дядей:

                «Съешь, Дуняш!»

                Домовята:

                «Завтрак наш!»

                Но воротит нос Дуняша:

                «Надоела эта каша!»

                Мама с папой:

                «Нагоняй!»

                Деда с бабой:

                «Ай-яй-яй!»

                Тетя с дядей:

                «Стыд и срам!»

Домовята:

                «Ням-ням-ням!»

                Удивляется Дуняша:

                «А куда пропала каша?»

                Мама с папой:

                «Кто же мог?»

                Деда с бабой:

                «Ох-ох-ох!»

                Тетя с дядей:

                «Глянь, глазища!»

                Домовята:

                «Вкуснотища!»

                Стала умницей Дуняша:

                «По утрам варите кашу!»

                Мама с папой:

                «Чудеса!»

                Деда с бабой:

                «Ах, краса!»

                Тетя с дядей:

                «Молодец!»

                Домовята:

                «Наконец!

                Ух, как ест, вот это дело!

                Ложкой вправо, ложкой влево;

                Проучили, будет знать!

                Быстро в щелку под кровать».

Бабушка. – Пока мы стихи читали, кашка моя поспела! Сейчас будем угощаться.

(Бабушка угощает детей кашей с вареньем.)

                Угощайтесь, гости званые, гости званые – желанные!

                Прошу, не стесняйтесь, кашкой сладкой угощайтесь!

Ученик.        Каша Ваша замечательная, очень вкусная, питательная:

                И крупинчатая, и рассыпчатая, и душистая, и маслянистая!

                С клубничным вареньем – просто объеденье!

                Организм насыщает, руки силой наполняет.

Бабушка. – А мы сейчас посмотрим, какими сильными вы стали, поев каши.

Игры – аттракционы.

  1. «Петухи».
  2. «Перетяжки».

Бабушка. – А теперь, ребята, отгадайте загадку: без чего кашу не съесть?

Правильно, без ложки!

Ученик.         Маленький Тимошка сидел у окошка,

                Деревянной ложкой ел кашу понемножку:

                Ложечку за папочку, ложечку за мамочку,

                Ложечку за дедушку, ложечку за соседушку,

                Ложечку за кошку, за собачку ложку.

Бабушка.         Рядом с вами посижу, сказку вам я расскажу.

                Сказку русскую, старинную, не короткую, не длинную,

                А такую, что в самый раз: как от меня и до вас.

                Сказка тоже в тему нашу:

                «Как варил солдатик кашу».

Инсценировка сказки «Как солдат кашу варил».

Главные герои: бабушка в роли ведущего, старуха и солдат.

Бабушка.         Возле леса, на опушке, жила в домике старушка.

                Но старушка, вот дела, очень жадная была.

                От нее, как говорится, зимой снега не добиться.

                По дороге столбовой со службы шел солдат домой.

                Видит – на лесной опушке дом стоит, а в нем старушка.

                Все хлопочет у печи – выпекает калачи.

                На пороге сидит кошка. Постучал солдат в окошко.

Солдат.          Как, хозяюшка, дела? Много булок напекла?

                Очень долгим был мой путь. Пустишь, бабка, отдохнуть?

Старуха.        Что ж, оставайся погостить, прости, нечем накормить.

Солдат.         Нет харчишек? Не беда! Мне нужна одна вода.

                Могу тебя я научить как кашу с топора варить.

                Неси скорей топор сюда, клади в котел – в нем есть вода.

                Котел мы на огонь поставим, а в нем кипеть топор оставим.

                Чтоб мягче стал топор немножко, к нему добавим соли ложку.

                Неси, бабуля, соль сюда, да побыстрей, кипит вода.

Бабушка.         И солдатик продолжает, в котле ложкою мешает:

Солдат.         Эй, крупы б еще сюда, была бы вовсе красота!

Бабушка.         Бабка пыжиться не стала, гречку быстренько достала.

                Засыпают в котел гречку, задвигают глубже в печку.

                Плотно крышечкой прикрыли…

Солдат.         Бабка, масло-то забыли! И не спорь со мной напрасно,

                Не испортит кашу масло!

Бабушка.         Каша полчаса варилась, все кипела, да томилась.

                Наконец, готова кашка.

Солдат.         Эй, бабуля, неси чашки!

Бабушка.         Бабка кашу, знай, наяривает, да солдата все похваливает.

Старуха.         Ай, да, каша хороша! Не таясь, поет душа!

                Лучше каши не видала, отродяся не едала!

                Как же это может быть, чтоб кашу с топора варить?

Солдат.         В этом есть один секрет и от жадности рецепт.

                Только надо постараться самой в этом разобраться.

Старуха.         Что мы зря с тобой сидим? Мы топор когда съедим?

Солдат.         Да топор же не сварился, лишь немного уварился.

                Можно им дрова рубить, а потом еще варить.

                Кипяти его ты чаще, и не будет каши слаще!

Бабушка.         Бабка очень удивилась, даже кашей подавилась:

Старуха.         Не знаю, как благодарить, буду каждый день варить!

Бабушка.         А солдат лишь улыбнулся, в сапоги свои обулся,

                Призвал Бога на подмогу и отправился в дорогу.

                Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Бабушка. – А теперь посмотрите и послушайте сказку с вашими любимыми героями: со Степашей, Хрюшей и Филей. А называется она «В гостях у Степаши и каши».

Сценка «В гостях у Степаши и каши».

Степашка (весело напевает себе под нос)

                С добрым утром! С добрым утром!

                Пусть погода будет чудной!

                Пусть веселым будет день…

Из-за левой кулисы выходит только что проснувшийся Хрюша.

Хрюша (подхватывает)        

                Пусть к нам приплывет тюлень!

Степашка

Привет!

Хрюша (зевая)

Привет, Степашка! Что делаешь?

Степашка

Да вот – варю на завтрак кашу!

Степашка достает пачку геркулеса, засыпает крупу в кастрюлю и начинает перемешивать ложкой.

Хрюша (разочарованно)

Опять?!

Степашка

И что с того?

Хрюша (возмущенно)

                Вчера! Сегодня! Завтра!

                И как тебе не лень!?

                Своею кашей завтрак

                Ты портишь каждый день!

Степашка

Не порчу, а спасаю!

Хрюша

                Не трать напрасно сил –

Себя, насколько знаю,

Спасать я не просил!

Хрюша заглядывает в кастрюлю.

Хрюша (капризно)

                Овсянку есть не стану!

                Пусть лучше лошадь ест!

Степашка протягивает Хрюше пустую пачку.

Степашка (назидательно)

                Но это не овсянка,

                А каша «Геркулес» -

                Совсем другое дело!

Хрюша бросает пачку на пол. Степашка накладывает кашу в тарелку и протягивает Хрюше.

Хрюша (капризно)

Не буду! Не хочу! Мне каша надоела!

Степашка ставит тарелку на стол, зачерпывает кашу ложкой и пытается накормить Хрюшу как маленького.

Степашка (уговаривая)

Попробуй хоть чуть-чуть!

За Филю!

Хрюша отрицательно мотает головой.

Степашка

За Мишутку!

Хрюша отрицательно мотает головой.

Степашка

Хоть за меня!

Хрюша

                        Ни в жизнь!

                И за себя не буду!

(уворачиваясь)

                Сказал же, отвяжись!

Степашка накладывает кашу себе в тарелку, садится за стол и начинает есть.

Степашка

В сто раз вкусней вчерашней!

Хрюша

Не правда! Врешь-врешь-врешь!

Степашка (обиженно)

                Пока не съешь всю кашу,

                Гулять ты не пойдешь!

Степашка встает из-за стола и уходит из комнаты.

Хрюша

                А так уже не честно!

                Наказывать? За что?

                Ну, ладно, съем – не тресну!

Хрюша решительно берет ложку, замахивается ей на кашу, но потом снова бессильно кладет на стол.

Хрюша (со вздохом)

                Помог бы что ли кто…

Из-за кулис выходит Филя.

Филя (принюхиваясь)

Как пахнет аппетитно!

Привет!

Хрюша (радостно)

Привет, привет!

Хрюша пододвигает свою тарелку к Филе.

Хрюша

Вот! Ешь! Полезно! Сытно!

Филя берет ложку и начинает есть Хрюшину кашу, но вдруг останавливается.

Филя

А ты не хочешь?

Хрюша

Нет!

Филя начинает с аппетитом кушать.

Филя

Напрасно! Очень вкусно!

Хрюша берет со стола и с восторгом разглядывает пустую тарелку.

 Хрюша (радостно)

                Ты просто молодец!

                Ура! В тарелке пусто –

                Мучению конец!

                Свобода!

В комнату возвращается Степашка.

Степашка

Здравствуй, Филя!

(Хрюше строго)

Доел ты или нет?

Хрюша

Доел! Смотри!

Хрюша вручает Степашке пустую тарелку.

Филя

Но ты не…

Хрюша (Филе шепотом)

Не выдавай секрет!

(Степашке громко)

Все было вкусно очень!

Степашка

Могу добавки дать!

Хрюша (в ужасе)

Не надо!

Филя

Он не хочет!

Степашка

Тогда пошли гулять!

Хрюша, Филя и Степашка уходят из комнаты. Плита и стол исчезают. На втором плане комната сменяется парком.

Из-за правой кулисы выходят Степашка и Филя. Хрюша плетется позади.

Степашка

Давайте в той аллее

Найдем пиратский клад!

Филя

Нет, лучше кто быстрее

До речки и назад!

Все трое бросаются бежать и скрываются за левой кулисой. Через некоторое время из-за правой кулисы выбегает Степашка и радостно прыгает посреди сцены.

Степашка (радостно)

Я первый! Первый! Первый!

Ура!

Прибегает Филя.

Филя

А я второй!

Филя (удивленно)

А Хрюша где?

Степашка (со вздохом)

Наверно,

Уже ушел домой!

Он бегает так быстро,

Что нам и не догнать!

Из-за кулис появляется уставший Хрюша и падает на край ширмы.

Хрюша (тяжело дыша)

Ох! Еле дотащился!

Степашка (торжествуя)

И если хочешь знать,

Последним!

Хрюша (в растерянности)

Быть не может!

(испуганно)

А я не заболел?

Да что со мной?

Филя

Похоже,

Ты мало каши съел!

Хрюша

Как так?

Степашка

В ней наша сила!

Филя

Кто мало каши ест

Тот слаб!

Хрюша (умоляюще)

Степашка! Филя!

Несите «Геркулес»!

Перловку! Гречку! Манку!

Хоть ложку! Хоть чуть-чуть!

Я съем все без остатка!

Я буду! Я хочу!

Степашка уходит и возвращается с кастрюлей каши. Он ставит ее на край ширмы. Хрюша достает ложку и начинает есть прямо из кастрюли.

Хрюша

                Хочу быстрей всех бегать

                И прыгать высоко!

                Хочу, чтоб все победы

                Давались мне легко!

                И если вы, ребята,

                Хотите не отстать,

                Отказываться надо

                От каши перестать!

Ученик.    Кашку скушали, сказки послушали.

                 Очень весело играли, сто потешек рассказали,

                 Даже с ложками сплясали, но немножко все устали.

                 Пришла пора нам, братцы, домой всем отправляться.

Спасибо, бабушка, за Ваш рассказ занимательный, очень познавательный.

Теперь мы кашу всегда с большим удовольствием будем кушать.

Бабушка. Ладушки, ладушки, где были?

Дети. У бабушки!

Бабушка. Что ели – пили?

Дети. Кашку варили. Бабушка добренькая, кашка сладенькая. Спасибо! До свидания!

Бабушка. До свидания, мои хорошие! Приходите еще ко мне в гости. Хоть живу одна в избушке, я не жадная старушка! Каждому из вас я хочу подарить пакетик кашки.

           Любят взрослые и дети каши вкусные, поверьте.

           Если скушаешь ты кашу, станешь ты добрей и краше.

                                     Кушайте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон в начальной школе

Данный Марафон знаний проводился в начальной школе в форме соревнований между классами внутри параллелей. Школьный марафон знаний дает возможность каждому ученику продемонстрировать приобретенные обще...

Внеурочная деятельность: интеллектуальная игра для начальной школы "Планета Знаний"

Интеллектуальная игра для 4 команд - учащихся начальной школы. Развитие коллективных навыков, взаимоподдержки, взаимовыручки....

Космический рейс (спортивно-интеллектуальная игра для начальной школы)

Командная игра для детей начальной школы, приурочена к Дню космонавтики...

Сценарий интеллектуального конкурса "Ученик начальной школы"

Сценарий интеллектуального конкурса "Ученик начальной школы"...

Сценарий открытого мероприятия в начальной школе "Богатыри земли русской..."

Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать своих героев.У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда ...

Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).

Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....

Праздник в начальной школе "Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики"

Праздник в начальной школе "Мы теперь не просто дети, мы теперь- ученики"...