урок по теме: «Как научиться жить дружно» "Все цвета кроме чёрного"
методическая разработка (4 класс) по теме

Дети на уроке строят дом дружбы. Вклеивают в окошки свои фотографии. Подписывают внизу свою фамилию, имя.   Они выбирают себе соседей ..   На карточке, изображающей дверь, пишут класс, номер школы. Дети сами называют правила поведения в своём доме.

Цель урока: обучение навыкам поддержания дружеских отношений.

 

Задачи урока:

  • Показать особенности отношений между друзьями
  • Сформировать навыки дружеских отношений
  • Сформировать умения строить отношения с близкими друзьями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме:

 «Как научиться жить дружно»

4 класс

Цель: обучение навыкам поддержания дружеских отношений.

Задачи урока:

  1. Показать особенности отношений между друзьями
  2. Сформировать навыки дружеских отношений
  3. Сформировать умения строить отношения с близкими друзьями

Оборудование:

  1. Детали дома, окошки на каждого ребенка
  2. Фотографии каждого ребенка
  3. Плакат с пословицами
  4. Маленькие бумажные шарики
  5. Чистый лист ватмана
  6. Краски и кисти

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Вот карандаши на столе, а вот – тетрадки,

Не хочется сегодня играть в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Разминка «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».

    Детям предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

II.    Сообщение темы урока.

Учитель.

     -  Певец С. Адамо считал: «Дружба – это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять вас и уйти, исчезнуть на время».

    -  Итак, о чём мы сегодня поведем разговор?

    -  Сегодня мы не просто будем говорить о дружбе. Занятие наше пройдёт необычно. Нам предстоит открыть очень важную тайну. Но чтобы открыть эту тайну, мы должны немного потрудиться – построить домик.

III.      Работа по теме.

1.   Творческая работа.

Учитель.

  -   Представьте, что вы не ученики 4 класса, а бригада строителей.      Многие из вас наверняка видели, как строятся дома.

  -  А теперь скажите, какие материалы нужны для постройки дома?

/Отвечают дети./

Учитель.

    -  Сейчас вы получите стройматериалы для будущего дома.

/Детям выдаются детали дома./

   -  С чего начинают строить дом?

/Ответы детей./

Учитель.

  -  В основание любого здания закладывается фундамента.  А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе все здание.

/Дети на большом листе ватмана  собирают детали серого цвета. При правильном подборе деталей на каменном основании складывается слово «Дружба»/

 Учитель.

     -  На фундамент нашего домика положим бревна.

/Дети собирают бревна. Чтобы не было путаницы, бревна нумеруют с обратной стороны./

Учитель.

    -  Наш домик на половину построен. Что ещё надо достроить?

/Ответы детей и собирают крышу./

Учитель.

   -  Стройка подходит к концу. Осталось вставить окошки, дверь и расселить в доме жильцов.

1 вариант: каждый ребенок берет своё окошко и в него вклеивает свою фотографию. Подписывает внизу свою фамилию, имя.   Они выбирают себе соседей и приклеивают окна на плакат.   На карточке, изображающей дверь, пишут класс, номер школы.

По центру, на крышу  домика приклеивается табличка с адресом школы. Дом вывешивается на доску.

2 вариант: можно окна наклеить пустые, а дети наклеят фотографии в те  окна, с кем они хотели бы жить/.

Учитель.

  -  Вот и закончилась наша стройка. Посмотрите, какой у нас замечательный получился домик.

  В начале урока мы говорили с вами о тайне Мирного домика, которую  нам предстоит открыть. Скажите, какой дом можно назвать мирным?

  /Ответы детей./

Учитель.

   -  Чтобы сохранить название Мирного домика, у жильцов должны быть свои правила.

Давайте запишем эти правила.

/Дети называют правила, учитель пишет маркером на листе ватмана./

 Учитель.

   -  Ребята, вы очень трудились и построили такой замечательный домик. Даже правила свои придумали. И незаметно для себя открыли тайну.

    -  А теперь внимательно посмотрите на наш Мирный домик и подумайте: в чем же заключается тайна?

Дети.

  -  В дружбе.

Учитель.

   -  Конечно, в дружбе. Ведь только тот домик можно назвать Мирным, где живут дружные жильцы.

 -  Дом построен. Надо устроить праздник для жильцов. Раз эти жильцы дети, то мы испечем для них торт. Он должен быть красивым и аппетитным.

/Разделить детей на несколько групп. Каждая группа на листе А4 или альбомном рисует торт. Готовые рисунки прикрепляются рядом с домом./

Разминка «Спасибо за хорошую работу».

Учитель.

 -  Мы замечательно с вами поработали. Теперь встанем в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет вам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.

    Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за хорошую работу!». Оба становятся в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ребенок, берет за свободную руку  любого из них, пожимает её и говорит: «Спасибо за хорошую работу!»

    Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний человек, замкните круг и завершите церемонию безмолвным троекратным крепким пожатием рук. Этим игра завершается.

  1. Беседа о дружбе.

Учитель.

   -  Ребята, смогли бы мы с вами построить домик, если бы все время спорили и мешали друг другу?

   -  Как научиться дружить, нужно ли этому учиться?

   -  Какая бывает дружба?

      -  Послушайте об этом стихотворение А. Барто.

/Читает ученик./

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка –

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу.  Не влечет.

Учитель.

   -  А. Экзюпери писал: «Если человек уважает, только того, кто с ним схож, он уважает лишь себя одного»

   -  У кого из вас другое мнение.

  1. Закончи рассказ.

Учитель.

- Попробуйте закончить рассказ:

       Я не знаю, есть ли у меня друзья, или это только приятели, и одноклассники. Я хотел бы, чтобы мой друг…

  1. Стихи читают дети.

Учитель.

   -  Послушайте стихи П. Синявского «Если все вокруг подружатся».

/Читают дети./

  1. Ветерок с березкой шепчется.

На траве блести роса.

Нам с тобой земля - волшебница

Снова дарит чудеса.

  1. Если песня в небе кружится –

Веселей звенит листва.

Если все вокруг подружится

Будет больше волшебства.

  1. Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

  1. Если песня в небе кружится -

Веселей, звенят сады.

Если все вокруг подружатся –

Будет больше красоты.

  1. Пусть цветы возьмутся за руки

И сойдутся в хоровод,

Пусть планета цвета радуги

Никогда не отцветет.

  1. Если песня в небе кружится –

Веселей, звенит заря.

Если все вокруг подружатся –

Улыбнется вся земля.

Учитель.

   -  Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе или классе, если все вокруг подружатся?

/Ответы детей./

Учитель.

Если дружбой

Дорожить,

Можно спорить и

Дружить,

И не вспыхнет

Ссора

Из любого спора!

                      В. Орлов.

  1. Работа в тетради.

Учитель.

      -  А теперь закрепим наши знания, поработав в тетради на стр. 20-23.

Задание 1.

Прочитай и подчеркни причины, из-за которых чаще всего возникают ссоры.

Задание 2.

 Как ты поступишь, если тебе что-то не понравится во время игры? Выбери подходящий для тебя ответ и обведи его зелёным карандашом.

Задание 3.

Прочитай отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» и ответь на вопросы.

/Дети выполняют самостоятельно./

  1. Работа с пословицами.

Учитель.

    -  Ребята, чем сильны люди?

Дети.

   -  Дружбою.

Учитель.

   -  Правильно! О дружбе сложено много пословиц.

Задание: на плакате записаны 24 пословицы. Вам необходимо эти пословицы разбить на 5 групп. Каждая группа имеет название. Выберите пословицы соответствующие этим названиям.

Люди дружбою сильны

Группы

Пословицы

1

Люди дружбой сильны

  1. Нет друга – так ищи, а нашёл – так береги.
  2. Всякий избирает друга по своему нраву.
  3. Все за одного – один за всех.
  4. Для дружбы нет расстояний.
  5. Без беды друга не узнаешь.
  6. Какову дружбу заведёшь, такову и жизнь проживёшь.
  7. Других не суди, на себя погляди.
  8. Дружба как стекло разобьешь – не сложишь.
  9. Друг познаётся в беде.
  10. Крепкую дружбу и топором не разрубишь
  11. Веника не сломаешь, а прутья по одному все переломаешь.
  12. Каковы дружки – таковы и пирожки.
  13. Легко друзей найти да трудно сохранить.
  14. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
  15. Старый друг лучше новых двух.
  16. Кто других не уважает, тот сам не заслуживает уважения.
  17. Не тот тебе друг, кто в глаза льстит, а тот тебе друг, кто заочно добро творит.
  18. Дружный табун и волков не боится.
  19. Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
  20. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  21. Друг в нужде – истинный друг.
  22. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  23. Лучше явный враг, чем фальшивый друг.
  24. Дружбу помни, а зло забывай.

2

В единении сила

3

Скажи мне кто твой друг – я скажу кто ты

4

Береги дружбу – она бесценный дар

5

Как узнать друга

IV.   Итог урока.

Учитель.

-  Прочитайте пословицу на доске.

«Дерево сильно корнями, а человек – друзьями».

      -  Как вы понимаете эту пословицу?

 

Игра «Ежик»

     Учитель просит, передавая ежика из рук в руки по кругу, рассказать о том, как они себя чувствуют. /Ёжика  можно изготовить из яблока и зубочисток/.

 

V.  Домашнее задание.

Тетрадь с. 22 ,задание 3;

 Показать небольшую сценку-диалог  «Настоящая дружба».

Один человек верит в дружбу, а другой – нет. Надо прийти к общему мнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие из тематического цикла по УМК "Все цвета, кроме чёрного". "Учусь сопротивлятся давлению и говорить "нет"

Занятие из цикла "Все цвета, кроме чёрного". Предложенное занятие формирует у учащихся навыки сопротивления давлению со стороны окружающих, развивает умение говорить "нет" в критической для жизни ситу...

Внеклассное занятие по УМК "Все цвета, кроме чёрного"

"Все цвета, кроме чёрного" в нашем учебном заведении проводится как факультатив. Работа по этому комплекту направлена на достижение следующих результатов: полученные знания позволяют детям понять, поч...

Урок "Кто твой друг" по курсу "Все цвета, кроме чёрного".

Предложенный урок учебно-методического комплекса "Все цвета, кроме чёрного" разработан для проведения в 4-м классе по теме "Учусь общаться". Он направлен на формирование навыков общения, а так же спос...

Конспект занятия по УМК «Все цвета, кроме черного» 4 класс. Тема: «Как научиться жить дружно».

С целью формирования у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков составлено занятие по д...

Планирование занятий по УМК "Все цвета, кроме чёрного"

Планирование занятий в 3 и 4 классе по УМК "Все цвета, кроме чёрного"...

Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного"

Рабочая программа "Все цвета, кроме чёрного" плюс разработка одного занятия...

Рабочая программа к УМК "Все цвета кроме чёрного" 2 класс

рабочая программа к УМК "Все цвета. кроме чёрного", составленная на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой....