Программа "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни"( начальная школа)
рабочая программа по теме

Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих позновательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovaniya_kultury_zdorovya.docx109.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №34 г. Владимира

                                                                    Утверждаю                  

директор школы №34 г. Владимира

______________________________

                                                                                              Семенова Е.Б.            

«______»________________________2012 г.

Программа формирования культуры здорового

 и безопасного образа жизни

(начальная школа)

Составитель:

Седова С.С.

2012г.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………3

Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

1.1. Материально-техническое обеспечение……………………………………….6

1.2. Медицинское обеспечение……………………………………………………..6

1.3. Организация и развитие школьного питания…………………………………7

1.4. Психолого-педагогическая и медико-социальная (ППМС)  служба сопровождения развития учащихся……………………………………………….10

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе……………………………………………………………………………..20

3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся……………………………………………………………………….23

3.1. Содержательная часть внеучебной деятельности учащихся начальных классов по формированию ЗОЖ «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»…..29

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы ……………………31

5. Реализация дополнительных образовательных программ………………...33

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями)...................................................................................................37

7. Оценка эффективности реализации программы…………………………...39

Приложение №1 Комплексно-целевая программа организации и развития школьного питания

Приложение №2 «Внутришкольная модель психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения развития ребенка в УВП  МОУСОШ №34 г. Владимира»

Приложение №3 Положение о службе Здоровья

Приложение №4 Положение о службе комплексного психолого –педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения в образовательном учреждении

Приложение №5 Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

Приложение №6 Описание сетевого проекта «Быть здоровым – здорово!»

Приложение №7 Тематические встречи специалистов ППМС службы с родителями  как участниками образовательного процесса  

Приложение №8 Программа приобщения родительской общественности к проблеме  рационального питания дошкольников и младших школьников

Приложение №9 «Оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения»

Приложение №10 Система оценки качества и анализа УВП с позиции здоровьесбережения

Приложение №11 Критерии и показатели оценки объектов мониторинга качества образования

Пояснительная записка

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования (далее Программа) являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно -  эпидемиологические   требования»   (зарегистрировано  в   Минюсте    РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993)
  4. Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  5. Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  7. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  8. Концепция УМК «Школа России».

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  1. неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  2. факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  3. чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  4. активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  5. особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Цель программы: реализация всех возможностей школы №34 для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  1. сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  2. научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  3. научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  4. сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  5. сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  6. дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  7. дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  8. обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  9. сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  10. сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  11. сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

1.1. Материально-техническое обеспечение

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе  функционируют 2 спортзала, оснащенных необходимым спортивным оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями СанПин. Также функционируют тренажёрный зал, кабинет ритмики, актовый зал на 100 посадочных мест, кабинеты логопеда, дефектолога, педагогов- психологов, компьютерный класс. Общее количество учебных кабинетов – 25.

Имеется спортивная площадка, оборудованная  необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. Во внеурочное время для учащихся организованы спортивные секции и кружки на базе школы. Имеется лыжная база для занятий физкультуры в зимний период времени.

1.2. Медицинское обеспечение

Школа заключила  договор об оказании медицинских услуг учащимся муниципального общеобразовательного учреждения с МУЗ Детской городской поликлиникой.

Услуги доврачебной медицинской помощи по лечебному делу, при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по педиатрии оказываются в соответствии с  санитарно-эпидимиологическим заключением № 33ВЛ 05 000М 000702.07.10 от 06.07.2010г.

Лечебно-оздоровительная работа организована следующим образом: в штате общеобразовательного учреждения медицинского подразделения имеется старшая медсестра дошкольной группы. По договору с МУЗ Детской городской поликлиникой на оказание медицинских услуг, детей обслуживают врач высшей квалификационной категории и фельдшер 1 квалификационной категории.

Ежегодно проводятся углубленные медосмотры детей в декретированные возрастные периоды (участвуют: ЛОР, окулист, невролог, хирург, ортопед, уролог, гинеколог, эндокринолог). Раз в год в школе работает бригада реабилитации из детской поликлиники. Проводится оздоровление детей с нарушениями зрения, патологией опорно-двигательного аппарата, болезнями органов дыхания. Согласно Национальному календарю прививок, учащиеся охвачены вакцинацией и профилактическими противотуберкулезными мероприятиями (реакция Манту, флюорография).

1.3. Организация и развитие школьного питания 

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Для учащихся начальной школы организовано двухразовое питание (бесплатные завтраки после 1-го урока для 1-й и 2-й смены и после 2-го урока для 1-й смены; обеды для учащихся, посещающих группы продленного дня). Приготовление завтраков и обедов осуществляется на базе школы.

С комбинатом питания « Сунгирь» заключен муниципальный контракт № 9179 от 20.12.2010 г., срок действия контракта с 01.01.2011г. по 31.01.2012 г., реквизиты: МУП Комбинат питания «Сунгирь» , г. Владимир , ул.Растопчина, д.55; ИНН/КПП 3202003074\332901001; р/сч. 40702810300000001348 в ООО « Владпромбанк» г.Владимир; к/с 3010180700000000708 ; БИК 04108708

  1. В школе создана комплексно-целевая программа организации и развития школьного питания. (см. Приложение №1)
  2. Цель: создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания, поиск новых форм обслуживания детей, увеличение охвата учащихся горячим питанием.

Основные задачи по организации питания:

  1. Обеспечение бесплатным и льготным питанием категорий учащихся, установленных администрацией города Владимира.
  2. Создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся с привлечением средств родителей (законных представителей).
  3. Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока школы.
  4. Повышение культуры питания.
  5. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.
  6. Проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.

В школе организована комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся. Школьная комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучающихся существует с 2004 года. В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами образовательного учреждения. Состав школьной комиссии утверждается приказом директора школы на каждый учебный год. Члены комиссии из своего состава выбирают председателя. Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией школы. Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц. Заседание комиссии оформляется протоколом и доводится до сведения администрации школы.

Основные направления деятельности комиссии:

  1. Оказывает содействие администрации школы в организации питания обучающихся.
  2. Осуществляет контроль:
  1. За рациональным использованием финансовых средств, выделенных на питание обучающихся.
  2. За целевым использованием продуктов питания и готовой продукции
  3. За соответствием рационов питания согласно утвержденному меню.
  4. За качеством готовой продукции.
  5. За санитарным состоянием пищеблока.
  6. За выполнением графика поставок продуктов и готовой продукции, сроками их хранения и использования.
  7. За организацией приема пищи обучающихся.
  8. За соблюдением графика работы столовой и буфета.
  1. Проводит проверки качества сырой продукции, поступающей на пищеблок, условий её хранения, соблюдения сроков реализации, норм вложения и технологии приготовления пищи, норм раздачи готовой продукции и выполнения других требований, предъявляемых надзорными органами и службами.
  2. Организует и проводит опрос обучающихся по ассортименту и качеству отпускаемой продукции и представляет полученную информацию руководству школы.
  3. Вносит администрации школы предложения по улучшению обслуживания обучающихся.
  4. Оказывает содействие администрации школы в проведении просветительской работы среди обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам рационального питания.
  5. Привлекает родительскую общественность и различные формы самоуправления школы к организации и контролю за питанием обучающихся.

Разработан и реализуется  план работы школьной комиссии по контролю за организацией и качеством питания школы, программа производственного контроля организации питания обучающихся школы на учебный год.

Задачи производственного контроля.

Контролируется:

  1. правильность оформления сопроводительной документации, правильность маркировки на продукты питания;
  2. микробиологические показатели качества и безопасности продуктов;
  3. полнота и правильность ведения и оформления соответственной документации на пищеблоке;
  4. качество мытья посуды;
  5. условия и сроки хранения продуктов;
  6. исправность холодильного и технологического оборудования;
  7. контроль личной гигиены и своевременное прохождение необходимых осмотров;
  8. дезинфицирующие мероприятия и т.д.

В программе четко определено:

  1. что контролируется и проверяется;
  2. периодичность проверок;
  3. кем проверяется, выполняется;
  4. ответственные.

        1.4. Психолого-педагогическая и медико-социальная (ППМС)  служба сопровождения развития учащихся

В школе создана психолого-педагогическая и медико-социальная (ППМС)  служба сопровождения, которая предназначена для оказания помощи учащимся, имеющим трудности в обучении, личностном и социальном развитии; а также для проектирования и обеспечения условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья ребенка, для определения причин нарушения его личностного и социального развития.

. Целями ППМС службы сопровождения   являются:                                                          

  1. содействие администрации и  педагогическому коллективу  школы в создании условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья учащихся, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса; в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребенка;
  2. оказание помощи учащимся  школы в преодолении учебных затруднений, социально-эмоциональных проблем;
  3. оказание помощи учащимся школы в выборе образовательного маршрута, профессиональном и досуговом самоопределении;
  4. содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для формирования здорового образа жизни, самореализации личности.

Задачами ППМС  службы сопровождения являются:

  1. психологический анализ социальной ситуации развития в школе, выявление основных проблем у учащихся и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  2. раннее выявление учащихся с проблемами в обучении и личностном развитии;
  3. выявление и сопровождение детей "группы риска";
  4. формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных  и психофизиологических особенностях,  резервных возможностях организма учащихся школы;
  5. разработка и реализация индивидуально и системно ориентированных программ профилактики и коррекции нарушений развития ребенка;
  6. проектирование условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического, и социального здоровья обучающихся;
  7. организация информационной поддержки учащихся, родителей, педагогов по основным направлениям деятельности ППМС службы;
  8. формирование и развитие информационно-методического и диагностического комплекса ППМС  службы сопровождения (ИМДК).

Основные направления деятельности ППМС  службы сопровождения:

а)   комплексная диагностика, обеспечивающая:

  1. исследование состояния психического и соматического здоровья, эмоционального благополучия учащихся школы, изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;
  2. выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
  3. определение "группы риска";
  4. мониторинг состояния здоровья, успешности обучения и воспитания учащихся школы с целью динамического наблюдения за их развитием;
  5. создание банка данных о психофизиологических особенностях учащихся;
  6. определение соответствия образовательной среды, социума возрастным, психофизиологическим особенностям учащихся, состоянию их здоровья, и развития;

б) профилактическая и коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление следующих проблем:

  1. трудностей в обучении;
  2. проблем в эмоционально-волевой сфере;
  3. проблем выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения;
  4.  формирования здорового образа жизни.

Коррекционная и профилактическая работа обеспечивает:

  1. обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития   возможностей организма;
  2. формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье,  здоровый образ жизни и самореализацию личности;
  3. содействие процессу развития личности учащегося, сохранению его индивидуальности на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, социального педагога и учителя дефектолога (коррекционного педагога);
  4. психолого-педагогическое и медико-социальное  сопровождение  
    (ППМС-сопровождение) детей "группы риска";
  5. ППМС - сопровождение учащихся с нарушениями в здоровье.

Консультативная деятельность предполагает оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении; в межличностных отношениях, проблемам выбора образовательного маршрута, профессионального и досугового самоопределения; формирования здорового образа жизни.

Основные направления деятельности ППМС  службы сопровождения  реализуются:

  1. в процессе работы по соответствующим системно и индивидуально ориентированным программам сопровождения;
  2. через систему индивидуальных и групповых коррекционных занятий,
  3. через индивидуальное консультирование;
  4. в работе семинаров, научно-практических конференций, психолого-педагогических консилиумов;
  5. через консультативное сопровождение;
  6. посредством ведения аналитической и прогностической деятельности.

Организация деятельности ППМС  службы сопровождения.

ППМС  службы сопровождения оказывает помощь учащимся:

  1. самостоятельно обратившимся за помощью;
  2. учащимся с проблемами в обучении, поведении, общении, выявленными специалистами центра в результате массовой диагностики;
  3. в результате обращения родителей (их законных представителей), учителей, классных руководителей, других участников образовательного процесса.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

• педагогами-психологами (2 ставки, высшая категория);

• социальным педагогом (1 ставка, 1 категория);

• учителями логопедами (2 ставки, 1 категория);

• учителем – дефектологом (1 ставка, 1 категория).

Специалисты ППМС  службы сопровождения  осуществляют комплексное непрерывное сопровождение учащихся по алгоритму.

Алгоритм

ППМС сопровождения развития ребенка

 в учебно-воспитательном процессе  

(Приложение №2 «Внутришкольная модель психолого – педагогического и медико – социального (ППМС) сопровождения развития ребенка в УВП  МБОУ «СОШ №34 г.Владимира»)

С момента поступления ребенка в  школу (в дошкольную группу «Школа будущего первоклассника», в 1 класс или на другом этапе обучения) специалисты  службы   сопровождения непрерывно наблюдают за процессом его развития, выявляя проблемы в ходе диагностики или получая сигналы о наличии трудностей в результате обращения учеников, учителей, родителей, представителей администрации.

Карта индивидуального сопровождения заводится на каждого ученика школы в момент его первого знакомства со школой и пополняется данными диагностики, проводимой на определенных этапах обучения. Однако карту сопровождения нельзя рассматривать только лишь как «копилку информации» о ребенке. Если  ученик нуждается в индивидуальной программе сопровождения, то сама программа и мониторинг ее эффективности найдут свое отражение в карте.

Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов, направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.

Поэтому в нашей школе процесс сопровождения подразделяется на несколько типов: непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное). При непосредственном сопровождении специалисты взаимодействуют напрямую с учеником. При опосредованном взаимодействии с учеником через промежуточные звенья: учитель, родитель, другой ученик, литературу. Могут быть различные виды непосредственного и опосредованного двухступенчатого и трехступенчатого сопровождения:

  1. непосредственное сопровождение: специалист – ученик (ученики) (индивидуальные и  групповые коррекционные и развивающие занятия, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправление» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия возможностей ребенка; психологическая диагностика – отслеживание психического развития конкретных детей и социально – психологического развития ученических коллективов);
  2. опосредованное двухступенчатое сопровождение ( 1 вариант): специалист – педагог – ученик (ученики);
  3. опосредованное двухступенчатое сопровождение ( 2 вариант): специалист – педагог – ученик (ученики) (консультирование педагогов по вопросам, связанных с обучением, воспитанием и психологическим развитием учащихся и ученических коллективов; психолого – педагогическое просвещение; разработка и реализация совместных программ психолого – педагогической работы с отдельными учащимися и ученическими коллективами);
  4. опосредованное двухступенчатое сопровождение (третий вариант): специалист – классный руководитель - ученик (ученики);
  5. опосредованное двухступенчатое сопровождение ( 4 вариант): специалист – родитель – ребенок (ученики) (родительская группа, плановые тематические внутриклассные и общешкольные родительские собрания; работа в консультативном режиме);
  6. опосредованное двухступенчатое сопровождение ( 5 вариант): специалист – ученик (ученики) - ученик (ученики) (работа с органами школьного самоуправления, проект «Доверенные ученики»;
  7. опосредованное трехступенчатое сопровождение (1 вариант): специалист – классный руководитель – родитель (родители) - ученик (ученики);
  8. опосредованное трехступенчатое сопровождение (2 вариант): специалист – педагоги -  ученики – ученик.

Процесс индивидуального сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих этапов:

Этапы

Цели, мероприятия

Ответственные

1.

Диагностика

Диагностический минимум

Цель: сбор первичной информации, обозначение проблемы.

 Предмет изучения: запрос родителей (законных представителей) и жалобы ребенка; данные о развитии ребенка, краткие сведения из анамнеза,  сведения об условиях развития и воспитания ребенка;  анализ ситуации социального окружения ребенка и уровня адаптации; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

Мероприятия: оформление личного дела; изучение первичной документации; знакомство вновь поступившего с правилами поведения; знакомство родителей (законных представителей) с основным содержанием, направлениями коррекционно-развивающей работы, обозначение предполагаемых результатов; заключение договора с родителями (законными представителями) на проведение диагностико-коррекционно- развивающей работы

Председатель ПМПк

Заместитель директора по УВР, кл.руководитель

2. Информационный поиск

Этап  углубленной диагностики 

Цели: выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка.

Мероприятия:

  1. заключение о состоянии здоровья;
  2. диагностика уровня социальной адаптации, бытовых навыков и умений;
  3.  углубленная диагностика психического развития,
    выявление индивидуально-психологических особенностей;  
  4. диагностика речевого развития;
  5. педагогическая диагностика, выявление трудностей
    в обучении; определение уровня
    актуального развития;  фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития; (результаты фиксируются в индивидуальной диагностической карте, «Досье Развитие»).

  Врач – педиатр, педагог -психолог,

учитель -дефектолог,

учитель - логопед,

соц. педагог, кл.руководитель

3. Проектирование коррекционно – развивающих задач

Цели: составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы.  

Мероприятия: работа ПМПк

Председатель ПМПк,

заместитель директора по УВР.

4. Функционирование коррекционно- развивающей среды как условия реализации коррекционно – развивающей программы

Цели: реализация программы и анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

Мероприятия

  1. индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия со специалистами школы (арттерапия; музыкотерапия; игротерапия (в т.ч. компьютерная);  различные тренинги (в зависимости от проблемы);
  2. лечебно-профилактические мероприятия (ЛФК, массаж, фитотерапия, физиолечение, ароматерапия).
  3. промежуточная диагностика.

Специалисты школы.

5. Мониторинг развития ученика.

Цели: рубежная диагностика специалистами и педагогами  с целью фиксации изменений в развитии личности ребенка.

Мероприятия:

  1. оформление пакета документов;
  2. направление ребенка на ПМПК;
  3. определение образовательного маршрута,
  4. составление алгоритма дальнейшего сопровождения ребенка,
  5. внесение коррективов в ИКРП (случае необходимости),
  6. разработка программы дальнейших действий, рекомендаций,
  7. продолжение работы по реализации ИКРП.
  8. Мониторинг эффективности реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ

Директор, специалисты, зам.директора по УВР.                                          

Содержание деятельности психологической службы

МБОУ «СОШ №34» г. Владимира 

Начальное общее образование (младший школьный возраст, 7-11 лет).

Основными видами работ являются:

  1. сопровождение адаптации на новом этапе обучения,
  2.  сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в формировании «умения учиться»),
  3. сопровождение перехода на новый образовательный уровень (основное общее образование).

1. Сопровождение адаптации к школе. 

Диагностическое направление: мониторинг адаптированности ребенка к школе, определение «группы риска» (изучается степень и особенности приспособления ребенка к школе). Предметом диагностики может быть: самооценка, уровень школьной тревожности, позиция в группе сверстников, особенности мотивации, особенности познавательной сферы, уровень произвольности поведения, познавательных процессов.

Профилактическое направление: разработка и реализация профилактических программ и мероприятий, занятия с обучающимися, педагогами, родителями направленные на предотвращение ситуации дезадаптации. Профилактика возможных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по работе (взаимодействию) с детьми с целью индивидуализации подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

Коррекционно-развивающее направление: психокоррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в адаптации, в обучении. Развитие навыков поведения в группе сверстников, по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Консультационное направление: консультирование педагогов и родителей по вопросам особенностей адаптации конкретных детей; консультирование родителей по вопросам семейного воспитания (как фактора влияющего на адаптацию).

2. Участие в формировании «умения учиться».

Диагностическое направление: определение уровня сформированности общеучебных навыков.

Коррекционно-развивающее направление: коррекция нерациональных и (или) развитие недостаточных приемов учебной деятельности, которые являются общими при усвоении различных предметов; работа по развитию познавательных процессов, творческих способностей.

Консультационное направление: консультирование родителей, педагогов по вопросам формирования общеучебных навыков, учебной мотивации, самоорганизации и др.

3. Сопровождение перехода к обучению в среднем звене.

Диагностическое направление: выявление степени социально-психологической готовности детей к обучению в среднем звене (важную роль начинают играть характеристики общения и отношения к учебной деятельности).

Профилактическое направление: разработка и (или) реализация профилактических программ и мероприятий, занятия с педагогами, родителями, обучающимися направленные на профилактику возможных проблем в адаптации. Разработка рекомендаций педагогам начальной школы, родителям детей по развитию качеств необходимых для успешной адаптации в среднем звене.

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».  

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

 В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.  

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики»  тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики. 

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе.  

 Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами всей системы учебников «Школа России»,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Для укрепления здоровья детей и подростков, обучающихся в нашем образовательном учреждении, реализуется целостная программа, обеспечивающая формирование у школьников готовности к укреплению здоровья, потребности в самоопределении , самореализации и самоутверждении.

Сбалансирован режим учебы и отдыха, нормализована двигательная активность. При составлении расписания учебных занятий учитываются требования санитарно- эпидемиологических правил и нормативов  СанПиН, утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  «Санитарно -  эпидемиологические   требования»   (зарегистрировано  в   Минюсте    РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993)

Предельно допустимые норма – учебные нагрузки соблюдены. Осуществляется дозирования домашних заданий в соответствии с рекомендациями. Расписание занятий утверждено Управлением Роспотребнадзора по Владимирской области от 17.06. 2010 года, продолжительность учебной недели соответствует учебному плану. Продолжительность учебного года, каникул определяется приказом управления образования от 11.10.2010 № 1906.

Ресурсные возможности школы (образовательные, материальные, человеческие, здоровьесберегающие, социальные, управленческие)  используются в соответствии с принятым Правительством Российской Федерации постановлением «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации», определяющим одним из основных направлений - обеспечение полноценного формирования и динамичного развития здоровьесберегающей образовательной среды.

В данной работе школа руководствуется следующими нормативными документами:

  1. Положение о службе Здоровья (Приложение №3)
  2. функциональные обязанности специалистов службы СЗ и др. 
  3. Положение о комплексном психолого – педагогическом и медико – социальном сопровождении (Приложение №4)
  4. Положение о школьном медико – психолого - педагогического консилиуме (Приложение №5)

На ступени начального обучения используются учебно-методические пособия: «Все цвета кроме черного» Программа профилактики наркотизма среди младших школьников (для учащихся 2 – 4 классов)

На уроках учителя активно используют различные схемы двигательной активности: физкультминутки, зрительно-двигательные упражнения (обязательные элементы здоровьсберегающей организации урока). Для обеспечения высокой результативности учебного процесса и укрепления эмоционально-психического здоровья учащихся, учителями используются здоровьесберегающие технологии:

  1. дифференцированного и индивидуального обучения;
  2. личностно- ориентированного обучения;
  3. проблемного обучения;
  4. рефлексивного обучения;
  5. модульного обучения;
  6. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  7. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  8. техники снятия эмоционального напряжения;
  9. технология проектной деятельности;
  10. технология обучения в сотрудничестве;
  11. разнообразные игровые технологии.

Соблюдение обучающимися здорового образа жизни.

           Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется с учетом состояния физического, психологического и социального здоровья каждого учащегося по соответствующим учебным программам. В УВП отмечается физическая активность учащихся.

           Исходя из концептуальной идеи создания адаптивной школы, педагогический коллектив использует как  внешнюю, так и внутреннюю дифференциацию, реализуя при этом принцип личностно – ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса.  

           Педагогический коллектив трудится над профилактикой здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающего режима.

           Углубление понимания учащимися здорового образа жизни предполагает активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

  С целью реализации здоровьесберегающих технологий, учебно-воспитательный процесс строится на основе следующих  принципов:

  1. непрерывности и преемственности;
  2. субъект-субъектных взаимоотношений (учащийся, родитель, учитель являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах);
  3. соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  4. комплексного, междисциплинарного  подхода.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  

1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (опираясь на уровни гигиенической рациональности урока, используют все учителя);

2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников, опирающиеся на:

  1. правильную организацию урока;

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне; во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Постановка вопросов является: показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности; проявлением и тренировкой познавательной активности; показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.                  

  1. использование различных каналов восприятия;
  2. учет зоны работоспособности учащихся;
  3.  Распределение интенсивности умственной деятельности (Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока распределяется следующим образом:


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап.

Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.

Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап.

Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

3) психолого-педагогические технологии здоровьесбережения:

Техники снятия эмоционального напряжения предполагают использование  игровых технологии, игровых обучающих программ, позволяющих решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

         Учителя особое внимание на уроке уделяют созданию благоприятного психологического климата, так как одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

           Учителя школы также уделяют на уроке внимание вопросам охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни. Это позволяет не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

    Среди здоровьесберегающих технологий учителя выделяют технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Возможности применения информационных технологий: 

  1. Использование обучающих программ.
  2. Использование электронных словарей и энциклопедий.
  3. Тесты.
  4. Разные виды контроля.
  5. Разные виды проверки и разные способы проверки (самопроверка и консультация)

В школе существует внутришкольная локальная сеть, имеется школьный сайт (на Едином образовательном портале); лингафонного кабинета нет. В школе в образовательном процессе используются 4 интерактивных доски и 2 мультимедийных проектора. Имеется передвижная лаборатория с 30 нетбуками.

Доля учебных изданий, соответствующих Федеральному перечню учебников, – 100%. В общеобразовательном учреждении имеется библиотека. Общее количество единиц хранения фонда библиотеки – 19018 экземпляров.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

3.1. Содержательная часть внеучебной деятельности учащихся начальных классов по формированию ЗОЖ 

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Занятия проводит доктор Пилюлькин

Клуб «В гости к Мойдодыру»:

Дружи с водой.

Чтоб глаза видели.

Какого ухода требуют уши.

И о коже надо заботиться.

Приятного аппетита.

Крепкие- крепкие зубы.

Спокойной ночи.

Клуб «В гости к Мойдодыру»:

Руки и ноги тебе ещё пригодятся.

Держи осанку!

Как уберечься от простуды.

Что нужно знать о лекарствах.

Праздник

 «Как стать Неболейкой?»

Клуб «Румяные щеки»:

Как живет организм?

Наши органы.

Признаки болезни.

Болезни грязных рук.

Порезы, ссадины и царапины. Диспут «Что может человек?»

Смотрим телевизор.

Клуб «Неболейка»:

Уроки семьи … (Пригласить родителей,  дети которых редко болеют, с советами о ЗОЖ) Конкурс полезных советов «Здоровье – главное богатство».

Как одолеть болезнь?

Как настроение?

Конкурс газет «Правила здорового образа жизни».

Полезные и вредные привычки:

Встреча со школьным врачом: «Полезные и вредные привычки»

Конкурс рисунков «Полезные привычки – наши друзья»

Практикум «Как поступить в данной ситуации?»

«Драться или не драться?»

«Плохой поступок «за компанию»?

«Если тебе предложили сигарету?»

«Ты оказался в дурной компании!»

Родительское собрание

«Без простуд»

«Культура семейная и культура физическая».

«К здоровому образу жизни».

Игротерапия: Вспомним забытые игры. Подвижные перемены. Дни здоровья.

Организация встреч с тренерами ДЮСШ, мастерами спорта. Проведение с их помощью соревнований:

«Веселые старты»

«Мама, папа, я – спортивная семья».

«Старты надежд»

«Вперед, мальчишки!»

Зимние забавы. Спортивный праздник «Быстрые санки»

Будь здорова душа: Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире».

Тест «Ты – сова или жаворонок?»

Тест «Как ты к себе относишься?»

Тест «Доволен ли ты собой?»

Тест «Ты и твой характер»

Методика незаконченных предложений:

Мне нравится…

Я хочу…

Я боюсь …

Мне тревожно…

Час откровения:

Не поддавайся унынию, всегда будь готов к новой радости. Научись радоваться успехам одноклассников.

Никогда никому не завидуй.

Злые чувства – враг здоровья души.

Опасная сладость злых чувств. Как оберегать свою душу от дурного.

Этические беседы:

Будь непримирим к грубости

Недопустимость кличек и прозвищ

Не будь равнодушным

Ты против лжи, нечестности!

Проект «Олимпийское движение»

Родительская конференция. День защиты детей.

«Зарничка»

Конкурс «Здоровье и дружная семья».

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  1. введение 3 часа урока физической культуры;
  2. полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  3. рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  4. организацию занятий по лечебной физкультуре;
  5. организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  6. организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  7. организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  8. регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Основные общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной работы:

  1. работа спортивных и туристских секций;
  2. спортивно-интеллектуальные игры «Все о здоровье», «Это страшное слово: пожар!»;
  3. спортивно-интеллектуальный   марафон «Здоровые дети - здоровая страна»;
  4. веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  5. школьная спартакиада; 
  6. военно-спортивная игра «Зарница»;
  7. спортивные праздники  «Богатырская наша сила», «Масленица», «Веселые старты»;  
  8. Конкурсы «Спортсмен года», «Спортивный класс»,
  9. Конкурс на лучшую физическую паузу на уроке;
  10. Конкурс «Самый здоровый класс!»
  11. «Зимние игры на свежем воздухе».
  12. олимпиада по ЗОЖ;
  13. проведения Дней Здоровья в конце каждой четверти в различной форме;
  14. летний спортивно-оздоровительный лагерь.

5. Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

  1. здоровьеформирующие программы факультативных курсов:
  1. программа «Взаимодействие с «особыми» детьми» - это изложение  тренинговой работы с педагогами. Всего в программе предусмотрены занятия по трём темам («Взаимодействие с тревожными детьми», «Взаимодействие с агрессивными детьми», «Взаимодействие с гиперактивными детьми»).
  2. программа «Будь внимательным»   (СДВГ);
  3. коррекционно-развивающая программа для учащихся начальных классов «Большое путешествие»;
  4. программа психологической поддержки и развития одарённых детей;
  5. программа формирования психологического здоровья у младших школьников «Тропинка  к  своему- Я» (автор  О.В.   Хухлаева)  Цель -  обеспечить  формировнаие психологического здоровья детей, а также выполнение возрастных задач развития.
    Программа  рассчитана  на  весь   период  пребывания  детей   в   начальной   школе   и предполагает    включение    всех    младших    школьников    в    еженедельные    занятия психологией.
  1. целевые программы:
  1. «Адаптация и преемственность в УВП»;  
  2. «Образование – право для всех (психологическое сопровождение детей инвалидов)»;
  3. «Психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение развития учащихся классов коррекционного – развивающего обучения»;
  4. «Профессиональное здоровье педагогов»;
  5. программа  повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей «Навстречу друг другу»;  
  6. «Неблагополучная семья»; «Проект «Без мамы»;
  7. «Здоровье – категория педагогическая».
  1. Профилактические и развивающие программы, направленые на предупреждение и преодоление  проблем у уч-ся школы:
  1. «Секреты успешной учебы». Программа профилактики учебных затруднений, направленная на развитие общеучебных навыков.
  2. «Учись учиться». Программа профилактики учебных затруднений, направленная на развитие устной и письменной речи учащихся, предупреждение логопедических проблем, развитие познавательных процессов. Программа реализуется логопедом и психологом.
  3. «Преемственность. Адаптация».  Программа профилактики и коррекции  учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем в период перехода учащихся на новый этап обучения.
  4. «Дружный класс. Без агрессии». Программа, направленная на преодоление социально-эмоциональных проблем и профилактику агрессивного поведения.
  5. «Город разных точек зрения». «Остров Дружбы». Программы профилактики и  преодоления социально-эмоциональных проблем, направленные на развитие социальных навыков учащихся начальной школы и подростков.
  6.  «Здоровье». Программа укрепления здоровья и формирования культуры здорового образа жизни.  

С целью сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики и коррекции девиантного поведения, употребления ПАВ, профилактики неврозов считаем одной из самых важных составляющей в своей деятельности  участие в тематических месячниках  («Профилактика вредных привычек», «Профориентация», «Профилактика правонарушений и семейного неблагополучия», «Безопасность детей», «Операция «досуг»)

  1. сетевой проект «Быть здоровым – здорово!» (wiki.Владимир) позволяет  повышать мотивацию школьников к здоровому образу жизни, популяризировать ценности физической культуры и спорта. (Приложение №6)

Главная цель проекта «Быть здоровым – здорово!» - повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающих, а учителей к внедрению здоровьеразвивающей педагогики.

Задачи проекта «Быть здоровым – здорово!»:

• воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей;

• развитие субъектного, ответственного отношения школьников к своему здоровью;

• повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

• формирование у школьников устойчивой мотивации к отказу от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков;

• овладение умениями противостоять негативному давлению социума;

• привлечение внимания школьников к физической активности, как составной части здорового образа жизни;

• освоение учащимися знаний о здоровом питании.

Программа проекта вовлекает школьников разных возрастов и физических возможностей в увлекательные события, конкурсы и акции, сосредоточенные вокруг центральной темы проекта – темы здорового образа жизни.

Главным в этом проекте является освоение учениками методов проектной деятельности, исследовательской работы, «обучение в сотрудничестве». В процессе обучения у учащихся формируется целостное представление о своём организме и сохранении его здоровья.

Во время проекта учащиеся определяют направление работы, знакомятся с различными материалами по теме, отбирают материалы исследования. Каждый учащийся выбирает одно из направлений. В ходе проекта учащиеся проводят исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет), наблюдения, социологические опросы, анализируют результаты, формулируют выводы, дают рекомендации.

Результаты своих исследований оформляют в виде презентации, буклета, плаката, коллажа, информационного стенда, заключения социологического опроса, памяток, реферата, сайта и др.

Итогом проекта является проведение следующих мероприятий:

•научно-практическая конференция "За здоровый образ жизни"

•конкурс плакатов и коллажей "Быть здоровым - здорово!"

•презентация информационного стенда «Здоровье как стиль жизни»

•презентация проектов «Умеем ли мы быть здоровыми?», «Сохрани себя сам»

•судебный процесс над «компьютерным фанатом»

•оранжевая акция здоровья

•спортивный праздник «Мы выбираем спорт»

•тренинг: «Могу ли я сказать: нет!» (тренинг с психологом)

•творческая игра «Маршруты здоровья»

•заключительное занятие акции «12 дней здоровья» под девизом «Быть здоровым – просто!»

•проведение турпохода, похода выходного дня - «Поход за здоровьем»

•викторина «Я - правильный юзер»

•классный час «Мы то, что мы едим!»

•круглый стол «Еда без вреда»

•КВН на тему «Здоровый образ жизни»

•смотр «Самый здоровый класс»

•уроки здоровья по параллелям классов,

•родительские собрания.

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы педагогов и специалистов ППМС службы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает следующие виды деятельности:

  1. осуществляют консультирование родителей по проблемам воспитания, обучения и развития ребенка (приложение№ 7);
  2. организуют информационную поддержку (предоставление материалов инфотеки МОУСОШ № 34) родителям учащихся;
  3. регулярно выступают на родительских собраниях;
  4. координируют сотрудничество педагогов и родителей в рамках реализации индивидуально и системно ориентированных программ сопровождения;
  5. проводят родительско – педагогические советы;
  6. реализуют целевую программу «Неблагополучная семья» и проект «Без мамы»;
  1. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  2. проводят семинары для родителей «Преодоление конфликтов»,  «Здоровое питание школьников», тренинг "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка" (автор В.Е. Агафонова).

Цели:

  1. Способствовать разрешению противоречий, возникающих между родителями и детьми;
  2. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  3. Лучше узнать друг друга, чтобы уметь понимать друг друга;
  4. Познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений: “ребенок – взрослый”;
  5. Развитие у учащихся чувства благодарности и уважения к родителям, и укрепление дружеских семейных отношений;
  6. Создание благоприятной атмосферы общения;
  7. Сплочение коллектива учащихся и родителей.
  1. работает родительский клуб «Тепло семейного очага».

В школе разработана программа приобщение родительской общественности к проблеме  рационального питания дошкольников и младших школьников. (Приложение №8) Данный проект направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и младших школьников через организацию рационального питания в семье и школе.

  1. Оценка эффективности реализации программы

В ходе опытно – экспериментальной работы ОУ по теме «Школа Здоровья» с целью создания механизмов построения образовательной среды, обеспечивающей каждому ребенку условия для получения общего образования на уровне своих возможностей, для сохранения и укрепления физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса был скорректирован блок критерий оценки здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательной деятельности по показателям (Приложение №9 «Оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения»):

1 группа показателей - оценка невротических расстройств, вегетативных нарушений и астенических состояний учащихся (анкетный опрос родителей);

2 группа показателей - оценка физического развития  учащихся (инструкция по оценке физического развития детей);

3 группа показателей - оценка показателей заболеваемости учащихся

(инструкция по оценке показателей заболеваемости учащихся);

4 группа показателей - оценка физической подготовленности  учащихся

(в соответствии с постановлением правительства РФ № 916от 29.12.01 «об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи») Инструкция по оценке физической подготовленности детей;

5 группа показателей - комплексная оценка состояния здоровья (распределение детей на группы здоровья)

6 группа показателей - оценка сформированности здорового образа жизни учащихся (Инструкция по оценке сформированности здорового образа жизни учащихся)

Базовая психолого-педагогическая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в школе

№ блока

Название блока

Содержание работы

1

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

  1. состояние и содержание здания и помещений школы и околошкольного пространства в соответствии с гигиеническими нормативами;
  2. оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  3. наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;
  4. наличие и необходимое оснащение школьной столовой;
  5. организация качественного питания;
  6. необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

2

Рациональная организация учебного процесса.

  1. соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и вне учебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;
  2. использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);
  3. введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов:
  4. строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);
  5. рациональная и соответствующая требованиям организация уроков, в том числе физической культуры, и снятий напряжений с помощью упражнений  активно-двигательного характера в начальной школе и пятом классе;
  6. индивидуализация и дифференциация обучения (учет индивидуальных особенностей развития, работа по индивидуальным программам в старших классах).

Реализация этого блока создаст условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, снимая при этом чрезмерное функциональное напряжение и утомление. Этот блок, как правило, декларируется, но практически не реализуется.

3

Организация физкультурно-оздоровительной работы.

  1. введение 3 урока физической культуры;
  2. полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
  3. организацию занятия по ЛФК;
  4. организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком в начальной школе и среднем звене;
  5. организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональном разгрузке и повышению двигательной активности;
  6. создание условий и организацию работы спортивных секций;
  7. регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

4

Образование учащихся в области здоровья.

  1. включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;
  2. лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  3. проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;
  4. создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

5

Образование и взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в области здоровья.

Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленной на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья:

  1. лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;
  2. приобретение необходимой научно-методической литературы;
  3. привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.);
  4. организация общественного Совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей;
  5. выбор приоритетных направлений деятельности.
  6. взаимодействие школы и всего социума в деле охраны здоровья.

6

Психолого-педагогический и медицинский мониторинг состояния здоровья школьников и педагогов

  1. организация и проведение:
  2. мониторинга состояния профессионального и личностного здоровья педагогов;
  3. мониторинга состояния психологического здоровья школьников по следующим параметрам: школьная готовность, адаптация, тревожность, психологическая комфортность и т.п.;
  4. педагогического мониторинга состояния здоровья школьников по следующим компонентам здоровья: физическому, психическому, духовно-нравственному;
  5. медицинского мониторинга состояния здоровья школьников;
  6. регулярный анализ и обсуждение на педсоветах с учетом этических норм данных о состоянии здоровья школьников, доступность общих сведений по классу для каждого педагога;
  7. регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.

7

Профилактическая и восстановительная работа

  1. использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, оздоровительных процедур, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
  2. привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства, умение работать с хронически больными детьми, просвещение педагогов и родителей;
  3. разработка системы мер по вопросам профилактики алкоголизма, токсикомании, наркомании, табакокурения, жестокости и насилия; стрессоустойчивого поведения учащихся и педагогов в жизнедеятельности ОУ; полового и сексуального просвещения;
  4. консультации психолога и других специалистов по вопросам сохранения и укрепления индивидуального здоровья учащихся, профессионального и личностного здоровья педагогов;
  5. приоритетное использование интерактивных методов работы: тренингов, психотерапевтических и баллинтовских групп, клубных дискуссий, совместных проектов взрослых и детей и т.п., т.к. по мнению Л.М.Митиной «…ценности и жизненные смыслы, как основы личностного здоровья, не могут передаваться тем же путем, что знания, умения, навыки, путь их освоения лежит, прежде всего, через переживание».

Апробированы информационно-диагностические технологии  мониторинга в образовательно-оздоровительном направлении:

- первичная диагностика факторов риска,  (текущая и хроническая заболеваемость учащихся);

-  школьная среда;

- факторы внешней среды;

- психологическое и социальное здоровье.

Разработан инструментарий мониторинга, включающий следующий дидактический материал: «Паспорт школы», «Паспорт класса».

С целью обеспечения функционирования комплекса мер здоровьесбережения в ОУ созданы модель Службы здоровья и модель выпускника «Школы здоровья». Внедрена в практику административной работы система оценки качества и анализа УВП с позиции здоровьесбережения. (см. Приложение №10)

Для систематизации оценки состояния здоровья детей младшего школьного возраста, комплексной системы оценки здоровьесберегающей деятельности ОУ выстроены критерии и показатели оценки объектов мониторинга качества образования. (см. Приложение №11)

Содержание компетентности здоровьесбережения в начальной школе

Компоненты компетентности

Младший  школьный возраст

Знания

  1. знает названия важнейших органов человека и их предназначение; имеет представление о строении и функции полости рта, зубов, о значимости питания для сохранения здоровья зубов, о причинах и стадиях развития кариеса, имеет общие сведения о строении организма мальчика (девочки);
  2. знает правила личной гигиены, специфической гигиены, гигиенические требования к постели и нательному белью;
  3. знает о вреде переедания, правила хранения основных продуктов в домашних условиях, наиболее общие правила по технике безопасности в процессе приготовления пищи;
  4. знает наиболее распространенные продукты-аллергены знает о вредных последствиях воздействия табачного дыма, алкоголя на организм человека, на умственные способности, память, мышление, спортивные успехи, что такое пассивное курение и как его избежать
  5. знает дорожные знаки, основные дорожные «ловушки»; знает правила безопасного обращения с бытовыми электро- и газовыми приборами, с огнем, препаратами бытовой химии

Опыт и умения

  1. ежедневно соблюдает правила личной и общественной гигиены,
  2. умеет по простейшим рецептам приготовить пишу, правильно пережевывает и глотает пищу, определяет качество продуктов, основываясь па своих сенсорных ощущениях; может оказать доврачебную помощь при порезах, синяках, занозах, носовом кровотечении, при укусах насекомых, при повреждении и инфицировании глаз, при отравлениях
  3. автоматизированы навыки соблюдения правил транспорта, перехода улиц различного типа, перекрестков, регулируемых светофором и нерегулируемых, навыки прогнозирования развития ситуации на дороге
  4. располагает тремя моделями поведения в экстремальных ситуациях: «зови на помощь», «уходи из ситуации», «принимай меры по самоспасению»
  5. знает номера телефонов служб экстренной помощи и умеет их вызывать

Ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности

  1. разделяет мнение, что здоровье важно для его личной жизнедеятельности
  2. позитивное отношение к себе
  3. разделяет мнение, что алкоголизм и зависимость от лекарственных препаратов - это трудноизлечимые болезни
  4. разделяет мнение, что восприимчивость к наркотическим веществам - индивидуальное свойство человека, и путь к зависимости может быть очень коротким

Эмоционально-волевая регуляция

•    проявляет  заботу  и осуществляет уход за больными старшими.

•    с удовольствием организовывает и  проводит  уборку  помещения (дома, в классе)

•    не   нравится,   когда окружающие ребенка люди курят и принимают алкоголь

•    осознает    необходимость      регулярного посещения    стоматолога

•    имеет   собственную позицию    в    выборе питания,

•    способен отказывать

Готовность

•    стремится   ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, водные  закаливающие процедуры

•    с охотой занимается спортивной   деятельностью со сверстниками

•    самостоятельно  следует   правилам  личной, специфической и общественной  гигиены

•    стремится зимой ходить на лыжах (начиная с 40 и более мин); зимой кататься с горки на санках, летом — плавать.

•    интересуется      знаниями по здоровьесбережению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»

Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе...

Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС (план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни).

Данная разработка содержит план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни в начальной школе....

Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"

Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в начальной школе»

Я считаю, что необходимо еще в начальном звене научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность, дарованную нам. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу  начина...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами проектной деятельности учащихся начальной школы

Формирование здоровья ребёнка в школьном возрасте в значительной мере зависит от того, какая работа ведётся в школе. В работе можно увидеть новые приёмы и методы....

Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»

Разработка программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в начальных классах «Ступеньки к здоровью»...