Главные вкладки

    Классный час по теме:
    Сценарий внеклассного мероприятия к Дню Победы 2-4-кл. "Дети и война"

    Кручинина Лариса Юрьевна

    Ещё одно мероприятие, посвящённое детям войны. Сценарий сопровождают 2 презентации: 1-я-это фоновые фотографии во время   декламации стихов, 2-я- когда звучит  повесть - сказка И.Турчина "Крайний случай" Также прилагаются плакаты военных лет и небольшая инсценировка стихотворения "Яблоки с рекомендациями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    deti_i_voyna.zip2.65 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Басинская  СОШ»Лиманского района Астраханской области

    Сценарий классного часа, посвящённый 65-летию

    Победы в Великой Отечественной войне

    Авторы:    Кручинина  Лариса Юрьевна-

    -учитель начальных классов;

    Синченко  Ирина  Васильевна-  

    - педагог  - организатор.

    Адрес:    416403  Астраханская  область,

    Лиманский  район, с. Басы, ул. Школьная №50

    С.Басы  2010г.

    Цель: 

    Познакомить детей с литературными произведениями, рассказывающими о жизни детей    

       в годы войны;

    -познакомить с понятием –карикатура;

    -развить чувство сострадания, сопереживания к людям старшего поколения;

    -развивать гражданственность и патриотизм в детях.

    Оборудование: 

    компьютер, экран, проектор, декорации к инсценировке.

    Оформление:

     на доске плакат с названием мероприятия и датой «1941-1945», иллюстрация «Дети под бомбежкой», на боковом стенде детские рисунки, по стенам развешены плакаты на тему войны, класс украшен цветами и шарами.

    ХОД       МЕРОПРИЯТИЯ.

     

    Звучат песни военных лет.

    Учитель (на фоне презентации №2) : Ребята, сегодня наш классный час посвящен великому празднику. В этом году исполняется 65 лет победы над фашистскими захватчиками. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Длилась она почти четыре года. Много горя и страданий принесла она нашему народу.

         Мы уже много знаем о героях, о подвигах, о женщинах, которые были и на фронте и в тылу, о городах героях. А сегодня речь пойдет о детях войны. И  начнем мы словами Флора Васильева:

    «Мне на веку запомнилось немало.

    И только детство вспомнить не могу:

    Его война, как стебелек сломала

    Июньским днем за речкой на лугу…»

           (на фоне показа слайдов №3)  Дети того сурового времени по возрастной причине не участвовали в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, блокадный голод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках их матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в мешочке на шее, - все это было суровой начальной школой того поколения. Когда им не хватало тетрадок, они писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и они сами были похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа.

         Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской Армии, борющейся против фашистских захватчиков. Война унижала их голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала их ощущением причастности к истории, ощущением самих себя, как части великого народа, единого в своем стремлении к победе.

          Дети войны. Кто это такие? (Ответы детей). Отцы и старшие братья ушли на фронт. Вся тяжесть жизни легла на плечи женщин и стариков. А как же жили дети? (Ответы детей).

           Совершенно верно. Вместо здоровых мужиков на заводах и фабриках, на шахтах, в колхозах работали малолетние дети, много мальчишек убегало на фронт. Часть их отлавливали и возвращали домой. Часть уходили в партизаны. Дети войны очень быстро взрослели.

    Ученик:

    «Отца забрали на войну.

    …Мальчишка – шпингалет,

    Но в раз прибавило ему

    Война так много лет.

    «Так что же, мать?

    Так, значит мать,

    Я в доме голова?

    Ты начинай белье стирать,

    А я- колоть дрова!

    Ты говоришь:

    Дровец чуток

    Осталось.

    Так и быть.

    Продай слона,

    Продай свисток!

    Без них ведь можно жить!

    Продай матроску, говорю!

    Теперь не до тряпья,

    Ты только, мама,

    Не горюй!

    Не брошу я тебя!»

    Анатолий Брагин

    Учитель: Ребята, давайте вспомним литературные произведения, где главные герои – дети.

     Дети читают стихи на фоне показа слайдов.

    Баллада о маленьком разведчике.

    В разведку шел мальчишка

    Четырнадцати лет.

    - Вернись, когда боишься,-

    Сестра сказала вслед.-

    Вернись, пока не поздно.

    Я говорю любя,

    Чтоб не пришлось в отряде

    Краснеть мне за тебя,

    Чтоб не пришлось услышать

    Мне шепоток ребят:

    «У этой у девчонки

    В разведке струсил брат…»

    Мальчишка обернулся:

    - Ну,  не пытай ума.

    Идти в разведку, знаю,

    Просилась ты сама.

    Мне ссориться с сестренкой,

    Прощаясь, не под стать.

    Но командир отряда-

    Он знал, кого послать.

    И командир отряда

    Решил послать меня.

    Прощай, дано мне сроку

    Всего четыре дня…

    Цвел на лесной поляне

    Туманный бересклет.

    В разведку шел мальчишка

    Четырнадцати лет.

    Отец на фронт уехал –

    Москву оборонять,

    Фашисты посадили

    За проволоку мать.

    Из опустевшей хаты,

    От милых сердцу мест

    Ушел с сестренкой вместе

    Он к партизанам в лес.

    И командир отряда

    Сказал им: - У меня

    Все будут вам соседи,

    Все будут вам родня.

    А чтоб пути открыты

    Вам были по лесам,

    Науке партизанской

    Вас обучу я сам.

    И на какое б дело

    Ни уходил отряд,

    Ждала сестренка брата,

    Искал сестренку брат.

    И вот один сегодня,

    Когда вставал рассвет,

    В разведку шел мальчишка

    Четырнадцати лет.

    А с палкой – попирашкой

    Да с нищенской сумой

    Через луга и пашни

    Такому – путь прямой.

    Ни разу не присел он

    За долгий летний день,

    И обошел немало

    Он сел и деревень.

    Везде фашистских точно

    Он сосчитал солдат,

    Чтоб командир отряда

    Не вышел наугад.

    Покинуть собирался

    Ночлег дорожный свой,

    Едва рассвет забрезжил

    На тропке полевой.

    Но говорит хозяйка:

    - пожить придется тут:

    Каратели отсюда

    На партизан идут.

    На каждом перекрестке

    Поставлен часовой;

    Кто выйдет из деревни –

    Ответит головой.

    А он сказал:- Ну, что же,

    Семь бед – один ответ…-

    В разведку шел мальчишка

    Четырнадцати лет.

    Пусть всюду по дорогам

    Поставят пушки в ряд –

    Он должен возвратиться,

    Предупредить отряд.

    От выстрелов качнулся

    Высокий частокол,

    И часовой немецкий

    Мальчишку в штаб привел.

    А в штабе сам начальник

    Скосил сердито глаз

    -Что, партизан? Повесить!

    Я отдаю приказ!

    Но если ты расскажешь

    Мне про твоих друзей,

    Сейчас же возвратишься

    Ты к матери своей…

    Среди деревни врыты

    Дубовых два столба.

    Струится у мальчишки

    Кровавый пот со лба.

    Не замедляя шага,

    Он поглядел вокруг,

    Под пыткой не заплакал,

    А тут заплакал вдруг.

    Вновь офицер подходит:

    - Что, страшно умирать?

    Скажи, о чем ты плачешь,

    И ты увидишь мать!

    - Я плачу от обиды,

    Что сидя у костра,

    «Не выдержал мальчишка»,-

    Подумает сестра.

    Ей не расскажет ветер,

    Что заметал мой след,

    Как умирал мальчишка

    Четырнадцати лет.

    Николай Рыленков.

    Баллада о банке варенья.

    Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

    И синее небо, и запах простого цветка?

    Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

    Подставили ящики, чтобы достать до станка.

    И вот неподкупной зимою военного года,

    Когда занимался над Камой холодный рассвет,

    Собрал самых лучших рабочих директор завода,

    А было рабочим – всего по четырнадцать лет.

    В усталые лица глядело суровое время,

    Но каждый в себе довоенное детство нашел,

    Как только рабочую премию – банку варенья –

    Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

    И вот над заводом над лесом, в  снегу задремавшим,

    Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

    Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

    Как будто бы не было больше на свете войны.

    …Ах, банка варенья, простое и верное средство

    Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька.

    Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,

    И синее небо, и запах простого цветка!

    Владимир Радкевич.

    Концерт.

    Сорок трудный год.

    Омский госпиталь…

    Коридоры сухие и маркие.

    Шепчет старая нянечка:

    «Господи!... До чего же артисты маленькие…»

    Мы шагаем палатами длинными.

    Мы почти растворяемся в них

    С балалайками, с мандолинами

    И большими пачками книг…

    Что в программе?

    В программе – чтение,

    Пара песен военных, правильных…

    Мы в палату тяжелораненых

    Входим с трепетом и почтением…

    Двое здесь. Майор артиллерии

    С ампутированной ногой,

    В сумасшедшем бою под Ельней

    На себя принявший огонь.

    На пришельцев глядит он весело…

    И другой – до бровей забинтован.-

    Капитан, таранивший «мессера»

    Три недели назад под Ростовом…

    Мы вошли. Мы стоим в молчании…

    Вдруг срывающимся фальцетом

    Абрикосов Гришка отчаянно

    Объявляет начало концерта.

    А за ним, не вполне совершенно,

    Но вовсю запевали внимая,

    О народной поем, о священной

    Так, как мы ее понимаем…

    В ней Чапаев сражается заново,

    Краснозвездные мчатся танки.

    В ней шагают наши в атаки,

    А фашисты падают замертво.

    В ней чужое железо плавится,

    В ней и смерть отступать должна.

    Если честно признаться, нравится

    Нам такая война…

    Мы поем…Только голос летчика

    Раздается.

    А в нем  - укор:

    «Погодите… Постойте, хлопчики…

    Погодите….Умер майор…»

    Балалайка всплеснула горестно.

    Торопливо, будто в бреду…

    …Вот и все о концерте в госпитале

    В том году.

    Роберт Рождественский.

    Девочка у рояля.

    (Посвящается детям Ленинграда)

    Стрелки непочиненных часов,

    Как трамваи неподвижно стали.

    Но спокойно, под набат гудков,

    Девочка играет на рояле.

    У нее косички за спиной.

    На диване вряд уселись куклы.

    Бомба, слышишь? В корпус угловой…

    Дрогнул пол…Коптилка вдруг потухла…

    Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,

    Заскрипели под ногой. Где спички?

    Девочка учила свой урок,

    В темноте играя по привычке.

    Так еще не пел нам Мендельсон,

    Как сейчас в тревогу. И весь дом был

    Музыкой нежданной потрясен

    В грозный час разрыва близкой бомбы.

    И на утро, в очередь идя,

    Постояла я под тем окошком.

    Ты играешь, ты жива, дитя.

    Потерпи еще, еще немножко.

    Зимовать остался Мендельсон.

    Как надежда, музыка бессмертна.

    Стали стрелки. Город окружен.

    До своих- большие километры.

    Хлеб, как пряник, съеден по пути.

    Раскладушка в ледяном подвале.

    …Но, как прежде, ровно с девяти

    Девочка играет на рояле.

    Варвара Вольтман-Спасская.

      Учитель: Ребята! И в нашем селе до сих пор живут «дети войны». Сегодня у нас в гостях Маликова Лидия Ивановна, которая в годы войны была ребенком. Как она жила в то время? Давайте спросим.   (Дети задают вопросы)

    - Где вы жили в это время?

    -Далеко ли было до фронта?

    -Учились ли вы в войну?

    -А на чем и чем писали?

    -как вы помогали взрослым?

    -Было ли у вас свободное время? Чем вы занимались тогда?

    -Голодали ли вы? А что ели?

    -Как вы узнали о победе?  И так далее…

    Учитель: Уважаемая Лидия Ивановна! Спасибо вам за то, что вы пришли к нам и рассказали так много интересного. Наши дети подготовили вам подарки. Один из них- песня. (Любая военная песня.)

    Ученик: А еще мы хотим подарить вам открытку, которую сделали сами, и инсценировку стихотворения  «Яблоки».

    Яблоки.

    Дом украшали синие наличники,

    И сад вокруг качало ветерком.

    Дед Парамон за фрукты брал наличные,

    А нам всегда грозил дробовиком.

    По жадности овчарок не держал он.

    И только вечер - выходил в дозор.

    А яблонная тучная держава

    Наваливалась прямо на забор.

    Мать мне всегда наказывала строго:

    Куплю ведь яблок, только попроси.

    Но к Парамону позабудь дорогу,

    Ведь искалечит…Боже упаси…-

    А сад, который дед стерег и холил,

    Все набирался силы у земли…

    Но к нам однажды в солнечную школу

    Солдат в бинтах кровавых привезли.

    И мне она запомнилась надолго –

    Обычная картина той поры:

    Шли женщины из нашего поселка,

    Несли сюда нехитрые дары.

    Та – молоко, та- огурцы в лукошке,

    А та – медку в стакане и табак.

    И мне тогда сказал дружок Алешка:

    - Им яблоки полезны знаешь как…-

    Я помню ночь, задумчивую, тихую,

    В белесой дымке спал запретный сад.

    И было слышно, как кузнечик тикает,

    Как яблоки на веточках висят.

    Я подтянул сползающие брюки.

    Откуда ждать карающей беды?

    А яблони совали прямо в руки

    Тяжелые прохладные плоды.

    Но Парамон не спал. Раздвинув ветви,

    Уже ловил меня он на прицел.

    И грянул гром. Хлестнул свинцовый ветер.

    И только чудом я остался цел…

    А матери не ведали про это,

    Хотя от всех невзгод нас берегли…

    Четыре бело-розовых ранета

    Мы в госпиталь наутро принесли…

    Ах, сколько было солнечных улыбок!

    Тянулись руки к прелести земной.

    Приподнимая памяти завесу,

    Я различаю душ людских родство.

    Когда-то Прометей украл у Зевса

    Огонь. Но разве это воровство?

    Геннадий Серебряков.

    Учитель: Ребята, сегодня мы с вами услышали много стихов о детях той Великой войны, побеседовали с Лидией Ивановной, которая была в то время таким же, как вы ребенком. Посмотрели инсценировку.

    Теперь мы знаем – тяжело было детям в военное время. Как вы думаете, каково было немецким детям? (ответы детей).

    Учитель: Правильно. Им тоже было не сладко. Ведь они были не виноваты, что взрослые развязали эту войну. Давайте вспомним повесть- сказку И.Туричина «Крайний случай».

       На фоне презентации №4 идет пересказ повести.

    Учитель: Ребята, почему краюха хлеба  не высохла и сохранила тепло и запах? (ответы детей).

    Как вы думаете, прав ли был Иван, когда отдал драгоценную краюху немецкой девочке?

    (Ответы детей).

    И вот наступил долгожданный день-9 мая 1945 года .день Победы! Наконец-то кончились все мученья. Впереди-мирная жизнь!

    Маленькие дети станут взрослыми. Но никто и никогда не забудет той страшной войны.

    Так какой вывод мы можем сделать из того, что мы с вами сегодня узнали? Для чего мы провели такой классный час? (Ответы детей).

    Конечно, ребята! Нам тоже нельзя забывать, сколько людей погибло во имя того, чтобы наша жизнь была мирной и счастливой.

    Мы должны быть благодарны тем людям, которые пережили то страшное время и  до сих пор живы.Поклонимся им!

    Я надеюсь, что наше мероприятие помогло вам взглянуть по другому на ваших друзей, на родных, на самого себя, и тогда вы увидите, что вокруг вас мир, в котором вы живете сейчас, и в котором вам жить, когда вы повзрослеете, МИР – которому нужны ваше внимание, ваше сострадание, ваша защита.

     «В жизни всегда есть место подвигу!»

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Н.В. Свиридов           «Венок Славы»- антология художественных произведений о  

                                              Великой Отечественной  войне.  (Том 9).  

    2 В.Я.. Вакуленко         «Лирика 40-х годов» - сборник стихотворений о войне.

    3. В.Акаткин                 «Была война» - сборник стихотворений   о войне.

    4. А.Н.Владимирский. «Час мужества» - поэзия периода Великой Отечественной войны.

    5. В.С.Бурков                «Летописцы победы».

    6. - Илья  Туричин        «Крайний случай» - повесть – сказка.

    -

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Большое стихотворение читают несколько учеников.

    В инсценировке «Яблоки» одежда у артистов очень простая: штаны и рубаха на выпуск, мальчики выступают босиком.

    Госпиталь обозначаем белым халатом и косынкой с красным крестом у медсестры и весь в бинтах раненый.

    Декорации дома с садом и забором могут быть у каждого свои, в зависимости от возможностей.

    Инсценировку смотрите в приложении.

    Все слайды мы разделили на несколько частей для удобства.

     ПРИЛОЖЕНИЕ

    I    Инсценировка:

     

    Сцена 1.

    На импровизированной сцене декорация дома, забора. Из-за забора видны ветки яблони, усыпанные плодами. Рядом с забором старик продает яблоки.(Женщины подходят к нему и покупают яблоки.)

     

    Сцена 2.

    Ветви раздвигаются и видно ствол ружья. На авансцене появляются мать и сын.

    Мать наказывает строго:

    -Куплю ведь яблок, только попроси…

    Но к Парамону позабудь дорогу,

    Ведь покалечит… Боже упаси…

     Мать уходит, сын подходит ближе к забору, смотрит на яблоки, вздыхает, и махнув рукой, убегает.

    Сцена 3.

     Декорации госпиталя. Медсестра бинтует раненого. Идут женщины с корзинками, банками, мешочками, ставят все возле раненого. Он их благодарит.

    - Спасибо, родные.

    На авансцене появляются два мальчика:

    -Им яблоки полезны, знаешь как…

    (Мальчики крадутся к забору, заглядывают, прячутся, чтобы Парамон их не увидел.

    Из кустов появляется Парамон и стреляет. Мальчишки рвут яблоки и убегают.

    Сцена 4.

    Радостные ребята несут яблоки в госпиталь. Раненый протягивает руки. Мальчишки отдают яблоки:

    - Вот мы вам яблок принесли.

    -Спасибо за прелесть вам земную.

    Сцена 5.

    Мальчишки идут вдоль забора, смотрят на яблоки и говорят.

    -Знаешь, наверное, мы совершили плохой поступок, украв эти яблоки. Может, лучше было бы купить? Но как радовались солдаты! Ради этого стоило украсть.

    - когда-то Прометей украл у Зевса огонь. Но разве это воровство? (мальчишки грозят кулаками в сторону сада и убегают.

    II    плакат  «Дети под  бомбёжкой» для оформления  доски.

    III     Плакаты, которые висят в классе на боковых стенах: