Главные вкладки

    Классный час по теме:
    Сценарий внеклассного мероприятия к Дню Победы 2-4-кл. "Дети и война"

    Кручинина Лариса Юрьевна

    Ещё одно мероприятие, посвящённое детям войны. Сценарий сопровождают 2 презентации: 1-я-это фоновые фотографии во время   декламации стихов, 2-я- когда звучит  повесть - сказка И.Турчина "Крайний случай" Также прилагаются плакаты военных лет и небольшая инсценировка стихотворения "Яблоки с рекомендациями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    deti_i_voyna.zip2.65 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Басинская  СОШ»Лиманского района Астраханской области

    Сценарий классного часа, посвящённый 65-летию

    Победы в Великой Отечественной войне

    Авторы:    Кручинина  Лариса Юрьевна-

    -учитель начальных классов;

    Синченко  Ирина  Васильевна-  

    - педагог  - организатор.

    Адрес:    416403  Астраханская  область,

    Лиманский  район, с. Басы, ул. Школьная №50

    С.Басы  2010г.

    Цель: 

    Познакомить детей с литературными произведениями, рассказывающими о жизни детей    

       в годы войны;

    -познакомить с понятием –карикатура;

    -развить чувство сострадания, сопереживания к людям старшего поколения;

    -развивать гражданственность и патриотизм в детях.

    Оборудование: 

    компьютер, экран, проектор, декорации к инсценировке.

    Оформление:

     на доске плакат с названием мероприятия и датой «1941-1945», иллюстрация «Дети под бомбежкой», на боковом стенде детские рисунки, по стенам развешены плакаты на тему войны, класс украшен цветами и шарами.

    ХОД       МЕРОПРИЯТИЯ.

     

    Звучат песни военных лет.

    Учитель (на фоне презентации №2) : Ребята, сегодня наш классный час посвящен великому празднику. В этом году исполняется 65 лет победы над фашистскими захватчиками. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Длилась она почти четыре года. Много горя и страданий принесла она нашему народу.

         Мы уже много знаем о героях, о подвигах, о женщинах, которые были и на фронте и в тылу, о городах героях. А сегодня речь пойдет о детях войны. И  начнем мы словами Флора Васильева:

    «Мне на веку запомнилось немало.

    И только детство вспомнить не могу:

    Его война, как стебелек сломала

    Июньским днем за речкой на лугу…»

           (на фоне показа слайдов №3)  Дети того сурового времени по возрастной причине не участвовали в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнетом оккупации, блокадный голод, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках их матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в мешочке на шее, - все это было суровой начальной школой того поколения. Когда им не хватало тетрадок, они писали диктанты на газетах, между строк сообщений Информбюро, и они сами были похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа.

         Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками, в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской Армии, борющейся против фашистских захватчиков. Война унижала их голодом, холодом, нищетой, и в то же время война возвышала их ощущением причастности к истории, ощущением самих себя, как части великого народа, единого в своем стремлении к победе.

          Дети войны. Кто это такие? (Ответы детей). Отцы и старшие братья ушли на фронт. Вся тяжесть жизни легла на плечи женщин и стариков. А как же жили дети? (Ответы детей).

           Совершенно верно. Вместо здоровых мужиков на заводах и фабриках, на шахтах, в колхозах работали малолетние дети, много мальчишек убегало на фронт. Часть их отлавливали и возвращали домой. Часть уходили в партизаны. Дети войны очень быстро взрослели.

    Ученик:

    «Отца забрали на войну.

    …Мальчишка – шпингалет,

    Но в раз прибавило ему

    Война так много лет.

    «Так что же, мать?

    Так, значит мать,

    Я в доме голова?

    Ты начинай белье стирать,

    А я- колоть дрова!

    Ты говоришь:

    Дровец чуток

    Осталось.

    Так и быть.

    Продай слона,

    Продай свисток!

    Без них ведь можно жить!

    Продай матроску, говорю!

    Теперь не до тряпья,

    Ты только, мама,

    Не горюй!

    Не брошу я тебя!»

    Анатолий Брагин

    Учитель: Ребята, давайте вспомним литературные произведения, где главные герои – дети.

     Дети читают стихи на фоне показа слайдов.

    Баллада о маленьком разведчике.

    В разведку шел мальчишка

    Четырнадцати лет.

    - Вернись, когда боишься,-

    Сестра сказала вслед.-

    Вернись, пока не поздно.

    Я говорю любя,

    Чтоб не пришлось в отряде

    Краснеть мне за тебя,

    Чтоб не пришлось услышать

    Мне шепоток ребят:

    «У этой у девчонки

    В разведке струсил брат…»

    Мальчишка обернулся:

    - Ну,  не пытай ума.

    Идти в разведку, знаю,

    Просилась ты сама.

    Мне ссориться с сестренкой,

    Прощаясь, не под стать.

    Но командир отряда-

    Он знал, кого послать.

    И командир отряда

    Решил послать меня.

    Прощай, дано мне сроку

    Всего четыре дня…

    Цвел на лесной поляне

    Туманный бересклет.

    В разведку шел мальчишка

    Четырнадцати лет.

    Отец на фронт уехал –

    Москву оборонять,

    Фашисты посадили

    За проволоку мать.

    Из опустевшей хаты,

    От милых сердцу мест

    Ушел с сестренкой вместе

    Он к партизанам в лес.

    И командир отряда

    Сказал им: - У меня

    Все будут вам соседи,

    Все будут вам родня.

    А чтоб пути открыты

    Вам были по лесам,

    Науке партизанской

    Вас обучу я сам.

    И на какое б дело

    Ни уходил отряд,

    Ждала сестренка брата,

    Искал сестренку брат.

    И вот один сегодня,

    Когда вставал рассвет,

    В разведку шел мальчишка

    Четырнадцати лет.

    А с палкой – попирашкой

    Да с нищенской сумой

    Через луга и пашни

    Такому – путь прямой.

    Ни разу не присел он

    За долгий летний день,

    И обошел немало

    Он сел и деревень.

    Везде фашистских точно

    Он сосчитал солдат,

    Чтоб командир отряда

    Не вышел наугад.

    Покинуть собирался

    Ночлег дорожный свой,

    Едва рассвет забрезжил

    На тропке полевой.

    Но говорит хозяйка:

    - пожить придется тут:

    Каратели отсюда

    На партизан идут.

    На каждом перекрестке

    Поставлен часовой;

    Кто выйдет из деревни –

    Ответит головой.

    А он сказал:- Ну, что же,

    Семь бед – один ответ…-

    В разведку шел мальчишка

    Четырнадцати лет.

    Пусть всюду по дорогам

    Поставят пушки в ряд –

    Он должен возвратиться,

    Предупредить отряд.

    От выстрелов качнулся

    Высокий частокол,

    И часовой немецкий

    Мальчишку в штаб привел.

    А в штабе сам начальник

    Скосил сердито глаз

    -Что, партизан? Повесить!

    Я отдаю приказ!

    Но если ты расскажешь

    Мне про твоих друзей,

    Сейчас же возвратишься

    Ты к матери своей…

    Среди деревни врыты

    Дубовых два столба.

    Струится у мальчишки

    Кровавый пот со лба.

    Не замедляя шага,

    Он поглядел вокруг,

    Под пыткой не заплакал,

    А тут заплакал вдруг.

    Вновь офицер подходит:

    - Что, страшно умирать?

    Скажи, о чем ты плачешь,

    И ты увидишь мать!

    - Я плачу от обиды,

    Что сидя у костра,

    «Не выдержал мальчишка»,-

    Подумает сестра.

    Ей не расскажет ветер,

    Что заметал мой след,

    Как умирал мальчишка

    Четырнадцати лет.

    Николай Рыленков.

    Баллада о банке варенья.

    Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

    И синее небо, и запах простого цветка?

    Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

    Подставили ящики, чтобы достать до станка.

    И вот неподкупной зимою военного года,

    Когда занимался над Камой холодный рассвет,

    Собрал самых лучших рабочих директор завода,

    А было рабочим – всего по четырнадцать лет.

    В усталые лица глядело суровое время,

    Но каждый в себе довоенное детство нашел,

    Как только рабочую премию – банку варенья –

    Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

    И вот над заводом над лесом, в  снегу задремавшим,

    Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

    Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

    Как будто бы не было больше на свете войны.

    …Ах, банка варенья, простое и верное средство

    Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька.

    Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,

    И синее небо, и запах простого цветка!

    Владимир Радкевич.

    Концерт.

    Сорок трудный год.

    Омский госпиталь…

    Коридоры сухие и маркие.

    Шепчет старая нянечка:

    «Господи!... До чего же артисты маленькие…»

    Мы шагаем палатами длинными.

    Мы почти растворяемся в них

    С балалайками, с мандолинами

    И большими пачками книг…

    Что в программе?

    В программе – чтение,

    Пара песен военных, правильных…

    Мы в палату тяжелораненых

    Входим с трепетом и почтением…

    Двое здесь. Майор артиллерии

    С ампутированной ногой,

    В сумасшедшем бою под Ельней

    На себя принявший огонь.

    На пришельцев глядит он весело…

    И другой – до бровей забинтован.-

    Капитан, таранивший «мессера»

    Три недели назад под Ростовом…

    Мы вошли. Мы стоим в молчании…

    Вдруг срывающимся фальцетом

    Абрикосов Гришка отчаянно

    Объявляет начало концерта.

    А за ним, не вполне совершенно,

    Но вовсю запевали внимая,

    О народной поем, о священной

    Так, как мы ее понимаем…

    В ней Чапаев сражается заново,

    Краснозвездные мчатся танки.

    В ней шагают наши в атаки,

    А фашисты падают замертво.

    В ней чужое железо плавится,

    В ней и смерть отступать должна.

    Если честно признаться, нравится

    Нам такая война…

    Мы поем…Только голос летчика

    Раздается.

    А в нем  - укор:

    «Погодите… Постойте, хлопчики…

    Погодите….Умер майор…»

    Балалайка всплеснула горестно.

    Торопливо, будто в бреду…

    …Вот и все о концерте в госпитале

    В том году.

    Роберт Рождественский.

    Девочка у рояля.

    (Посвящается детям Ленинграда)

    Стрелки непочиненных часов,

    Как трамваи неподвижно стали.

    Но спокойно, под набат гудков,

    Девочка играет на рояле.

    У нее косички за спиной.

    На диване вряд уселись куклы.

    Бомба, слышишь? В корпус угловой…

    Дрогнул пол…Коптилка вдруг потухла…

    Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,

    Заскрипели под ногой. Где спички?

    Девочка учила свой урок,

    В темноте играя по привычке.

    Так еще не пел нам Мендельсон,

    Как сейчас в тревогу. И весь дом был

    Музыкой нежданной потрясен

    В грозный час разрыва близкой бомбы.

    И на утро, в очередь идя,

    Постояла я под тем окошком.

    Ты играешь, ты жива, дитя.

    Потерпи еще, еще немножко.

    Зимовать остался Мендельсон.

    Как надежда, музыка бессмертна.

    Стали стрелки. Город окружен.

    До своих- большие километры.

    Хлеб, как пряник, съеден по пути.

    Раскладушка в ледяном подвале.

    …Но, как прежде, ровно с девяти

    Девочка играет на рояле.

    Варвара Вольтман-Спасская.

      Учитель: Ребята! И в нашем селе до сих пор живут «дети войны». Сегодня у нас в гостях Маликова Лидия Ивановна, которая в годы войны была ребенком. Как она жила в то время? Давайте спросим.   (Дети задают вопросы)

    - Где вы жили в это время?

    -Далеко ли было до фронта?

    -Учились ли вы в войну?

    -А на чем и чем писали?

    -как вы помогали взрослым?

    -Было ли у вас свободное время? Чем вы занимались тогда?

    -Голодали ли вы? А что ели?

    -Как вы узнали о победе?  И так далее…

    Учитель: Уважаемая Лидия Ивановна! Спасибо вам за то, что вы пришли к нам и рассказали так много интересного. Наши дети подготовили вам подарки. Один из них- песня. (Любая военная песня.)

    Ученик: А еще мы хотим подарить вам открытку, которую сделали сами, и инсценировку стихотворения  «Яблоки».

    Яблоки.

    Дом украшали синие наличники,

    И сад вокруг качало ветерком.

    Дед Парамон за фрукты брал наличные,

    А нам всегда грозил дробовиком.

    По жадности овчарок не держал он.

    И только вечер - выходил в дозор.

    А яблонная тучная держава

    Наваливалась прямо на забор.

    Мать мне всегда наказывала строго:

    Куплю ведь яблок, только попроси.

    Но к Парамону позабудь дорогу,

    Ведь искалечит…Боже упаси…-

    А сад, который дед стерег и холил,

    Все набирался силы у земли…

    Но к нам однажды в солнечную школу

    Солдат в бинтах кровавых привезли.

    И мне она запомнилась надолго –

    Обычная картина той поры:

    Шли женщины из нашего поселка,

    Несли сюда нехитрые дары.

    Та – молоко, та- огурцы в лукошке,

    А та – медку в стакане и табак.

    И мне тогда сказал дружок Алешка:

    - Им яблоки полезны знаешь как…-

    Я помню ночь, задумчивую, тихую,

    В белесой дымке спал запретный сад.

    И было слышно, как кузнечик тикает,

    Как яблоки на веточках висят.

    Я подтянул сползающие брюки.

    Откуда ждать карающей беды?

    А яблони совали прямо в руки

    Тяжелые прохладные плоды.

    Но Парамон не спал. Раздвинув ветви,

    Уже ловил меня он на прицел.

    И грянул гром. Хлестнул свинцовый ветер.

    И только чудом я остался цел…

    А матери не ведали про это,

    Хотя от всех невзгод нас берегли…

    Четыре бело-розовых ранета

    Мы в госпиталь наутро принесли…

    Ах, сколько было солнечных улыбок!

    Тянулись руки к прелести земной.

    Приподнимая памяти завесу,

    Я различаю душ людских родство.

    Когда-то Прометей украл у Зевса

    Огонь. Но разве это воровство?

    Геннадий Серебряков.

    Учитель: Ребята, сегодня мы с вами услышали много стихов о детях той Великой войны, побеседовали с Лидией Ивановной, которая была в то время таким же, как вы ребенком. Посмотрели инсценировку.

    Теперь мы знаем – тяжело было детям в военное время. Как вы думаете, каково было немецким детям? (ответы детей).

    Учитель: Правильно. Им тоже было не сладко. Ведь они были не виноваты, что взрослые развязали эту войну. Давайте вспомним повесть- сказку И.Туричина «Крайний случай».

       На фоне презентации №4 идет пересказ повести.

    Учитель: Ребята, почему краюха хлеба  не высохла и сохранила тепло и запах? (ответы детей).

    Как вы думаете, прав ли был Иван, когда отдал драгоценную краюху немецкой девочке?

    (Ответы детей).

    И вот наступил долгожданный день-9 мая 1945 года .день Победы! Наконец-то кончились все мученья. Впереди-мирная жизнь!

    Маленькие дети станут взрослыми. Но никто и никогда не забудет той страшной войны.

    Так какой вывод мы можем сделать из того, что мы с вами сегодня узнали? Для чего мы провели такой классный час? (Ответы детей).

    Конечно, ребята! Нам тоже нельзя забывать, сколько людей погибло во имя того, чтобы наша жизнь была мирной и счастливой.

    Мы должны быть благодарны тем людям, которые пережили то страшное время и  до сих пор живы.Поклонимся им!

    Я надеюсь, что наше мероприятие помогло вам взглянуть по другому на ваших друзей, на родных, на самого себя, и тогда вы увидите, что вокруг вас мир, в котором вы живете сейчас, и в котором вам жить, когда вы повзрослеете, МИР – которому нужны ваше внимание, ваше сострадание, ваша защита.

     «В жизни всегда есть место подвигу!»

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Н.В. Свиридов           «Венок Славы»- антология художественных произведений о  

                                              Великой Отечественной  войне.  (Том 9).  

    2 В.Я.. Вакуленко         «Лирика 40-х годов» - сборник стихотворений о войне.

    3. В.Акаткин                 «Была война» - сборник стихотворений   о войне.

    4. А.Н.Владимирский. «Час мужества» - поэзия периода Великой Отечественной войны.

    5. В.С.Бурков                «Летописцы победы».

    6. - Илья  Туричин        «Крайний случай» - повесть – сказка.

    -

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

    Большое стихотворение читают несколько учеников.

    В инсценировке «Яблоки» одежда у артистов очень простая: штаны и рубаха на выпуск, мальчики выступают босиком.

    Госпиталь обозначаем белым халатом и косынкой с красным крестом у медсестры и весь в бинтах раненый.

    Декорации дома с садом и забором могут быть у каждого свои, в зависимости от возможностей.

    Инсценировку смотрите в приложении.

    Все слайды мы разделили на несколько частей для удобства.

     ПРИЛОЖЕНИЕ

    I    Инсценировка:

     

    Сцена 1.

    На импровизированной сцене декорация дома, забора. Из-за забора видны ветки яблони, усыпанные плодами. Рядом с забором старик продает яблоки.(Женщины подходят к нему и покупают яблоки.)

     

    Сцена 2.

    Ветви раздвигаются и видно ствол ружья. На авансцене появляются мать и сын.

    Мать наказывает строго:

    -Куплю ведь яблок, только попроси…

    Но к Парамону позабудь дорогу,

    Ведь покалечит… Боже упаси…

     Мать уходит, сын подходит ближе к забору, смотрит на яблоки, вздыхает, и махнув рукой, убегает.

    Сцена 3.

     Декорации госпиталя. Медсестра бинтует раненого. Идут женщины с корзинками, банками, мешочками, ставят все возле раненого. Он их благодарит.

    - Спасибо, родные.

    На авансцене появляются два мальчика:

    -Им яблоки полезны, знаешь как…

    (Мальчики крадутся к забору, заглядывают, прячутся, чтобы Парамон их не увидел.

    Из кустов появляется Парамон и стреляет. Мальчишки рвут яблоки и убегают.

    Сцена 4.

    Радостные ребята несут яблоки в госпиталь. Раненый протягивает руки. Мальчишки отдают яблоки:

    - Вот мы вам яблок принесли.

    -Спасибо за прелесть вам земную.

    Сцена 5.

    Мальчишки идут вдоль забора, смотрят на яблоки и говорят.

    -Знаешь, наверное, мы совершили плохой поступок, украв эти яблоки. Может, лучше было бы купить? Но как радовались солдаты! Ради этого стоило украсть.

    - когда-то Прометей украл у Зевса огонь. Но разве это воровство? (мальчишки грозят кулаками в сторону сада и убегают.

    II    плакат  «Дети под  бомбёжкой» для оформления  доски.

    III     Плакаты, которые висят в классе на боковых стенах:


       

     


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие к празднику Победы "Прошла война, прошла беда..."

    Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся начальной школы. Несет огромное воспитательное значение. Показывает все ужасы войны. Положение детей во время войны. Недопущение такой беды снова....

    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы

    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы проводится ежегодно в нашей школе. Цель этого мероприятия: патриотическое воспитание, прививать чувство любви к Родине...

    мероприятие к Дню Победы "Нас песня к победе вела"

    В сценарии идёт описание происхождения песен тех далёких лет....

    Открытое внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы "Живая легенда"

         Открытое внеклассное мероприятие  «Живая легенда» проводилось  с целью воспитания чувства патриотизма у учащихся;  посвящён героям...

    Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню Победы «Поклонимся великим тем годам!»

    В работе образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения.  Важная составляющая процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. ...

    Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне «Кто вы, дети войны?»

    Целью мероприятия является расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гор...

    Сценарий Тематического мероприятия, посвященного Дню Победы "Чтобы помнили ..."

    Воспитание чувства любви и уважения к Родине, сопричастности            к её светлым и трагическим страницам; патриотизма,...

    Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню Победы

    Презентация содержит творческие работы учащихся, подготовленные ко Дню Победы....

    Внеклассное мероприятие посвященное Дню победы

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1  с.Октябрьское»    ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ ПОБЕДЫ...

    «Мы рождены не для войны…» (Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы)

    Цель: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.Задачи:·        Формировать интерес к изучению  героического прошлого  своей страны и родног...