Классный час на тему "Октябрята - дружные ребята!" на базе школьного музея эпохи СССР.
классный час по теме

Котегова Дина Михайловна

На этом занятии младшие школьники начинают знакомство с детскими организациями эпохи СССР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_seminare_muzeev_po_teme.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Октябрята – дружные ребята!» на базе школьного музея эпохи СССР.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация целей и задач.

Сегодня на классном часе мы с вами продолжим знакомство с нашим музеем и познакомимся с детскими организациями советского периода ( это тот период, в котором жили ваши бабушки, дедушки и родители ). Познакомимся с самой младшей детской школьной организацией – это октябрята.

  1. Легенда об октябрятах.

Легенда об октябрёнке

… В далекие-далекие таинственные времена жили такие же дети как вы – храбрые, отважные и любопытные. Они жили в чудесной стране среди зеленых лесов, синих озер и рек. Одно у них было плохо – они не могли покидать свой город, потому что дорог еще не было, только редкие тропинки, которые не уходили дальше знакомого леса. И никаких знаков, которые бы вели домой, не было…

Но однажды осенью, в октябре, когда звёзды на небе самые высокие, ночное синее небо прочертила падающая звезда. Она была совсем маленькая и упала прямо в город, на одну из площадей. Любопытные и храбрые жители с удивлением рассматривали звездочку, которая сияла теплым ярким золотистым светом. Этот свет освещал весь город и ярким лучом бил в ночное небо. Прошло много времени, жители привыкли к ночному звездному свету, а звезда за это время ни чуточки не погасла.

И тогда храбрые и любопытные дети города решили отправиться в путешествие в невиданные земли. Они разбились на несколько отрядов, и пошли каждый в свою сторону света. Каждый вечер они оглядывались назад и видели над верхушками деревьев луч звездочки, которая светилась также ярко, как раньше. Их путешествия длилось много дней. Они встречали на пути опасные испытания, тайны, загадки, приключения и, конечно, новых друзей. В пути они учились узнавать мир вокруг себя через свои собственные дела. А возвращались они в свой город на свет звезды, и тогда рассказывали другим детям интересные истории о далеких странах, и новые отряды маленьких храбрецов отправлялись в чудесные экспедиции.

Много лет спустя звезда начала гаснуть. Погасшая звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города вовсе страны мира, а храбрых отважных детей – октябрятами.

Октябренок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти по новым дорогам и узнавать много нового, справляться с трудностями, участвовать в приключениях. Его жизнь полна интересный встреч, добрых дел и открытий!..

4.Рассказ о создании групп октябрят, их правила.

А начнем мы свой рассказ с показа школьной формы советского образца, которую носили ваши родители. Показ формы. Эта форма праздничная, так как во время каких-либо праздников девочки одевали белый фартук. А каждый день носили вместо белого фартука черный. Здесь также показаны некоторые учебники того периода.

Рассказ ведет Юлочкин Юра, ученик 5в класса.

Понятие  "октябрята " возникло  в 1923—24 гг., когда в Москве стали появляться  первые группы октябрят, в которые принимались дети — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции, которая произошла в 1917 г. И как раз на момент появления термина «октябрята» им исполнилось 7 лет.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве.(руководитель государства того времени в детстве) Давайте найдем эти значки на ваших столах.. Символом группы был красный октябрьский флажок (картинка).  Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. (Картинка звезды и посчитать концы.) Сделать вывод. В звёздочки дети объединялись с учётом их пожеланий, взаимных интересов и дружеских связей. Во главе звёздочки стоял командир. Каждый октябрёнок имел постоянное поручение, которое чаще давалось на одну неделю.

Для октябрят были установлены правила: эти правила читают сами дети НАПЕЧАТАТЬ
* Октябрята — будущие пионеры.
* Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
* Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
* Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
* Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
               Каждый октябрёнок должен был соблюдать эти правила в повседневной жизни. Нарушители могли подвести своих товарищей по «звёздочке» - так назывались малые группы октябрят. Поэтому ребята ответственно относились  к этим правилам, старались жить по-октябрятски.

А сами октябрята придумали такие правила: с ними вас познакомят

учащиеся 2 кл «б» :

Правила октябрят

Правила октябрят

Мы веселые ребята,

Мы ребята октябрята.
Мы активные ребята,
Потому что октябрята!

Все привыкли мы к порядку
Утром делаем зарядку
И хотим всегда«10»
На уроках получать.

Мы прилежные ребята,
Мы ребята октябрята
Только тех, кто любит труд
Октябрятами зовут

Мы правдивые ребята
Старших всех мы уважаем,
Никогда, нигде, ни в чём
Мы друзей не подведём!

Мы читаем и считаем,
На луну слетать мечтаем.
Будем крепко мы дружить
И стране родной служить.

Мы весёлые ребята,
Мы ребята октябрята
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех!

Скажите, а на сегодняшний день эти правила можно выполнять?

А маршем октябрят стал стих О. Высотской «Октябрята», где были перечислены все те же правила, выросшие из законов и обычаев пионеров:

Мы веселые ребята,
Мы ребята-октябрята.
Так прозвали нас не зря
В честь победы Октября.
Все привыкли мы к порядку.
Утром делаем зарядку
И хотим отметку «пять»
На уроках получать…

Сейчас я прочитаю вам отрывок из рассказа Виктора Голявкина «Звездочка».

       «-Видал?- Вовка распахнул пальто. На груди у него была красная звёздочка. –Я теперь октябрёнок! По-октябрятски жить буду!- Вовка сиял от счастья.

-Как это по-октябрятски жить?

-Эх ты! Нужно знать октябрятские правила. Ведь я будущий пионер. Понятно? Это значит весело жить, трудиться, помогать старшим. Быть честным.

 -А ещё что?

-…Хорошо учиться, любить школу, быть дружным, петь, рисовать.

-А мне можно по-октябрятски жить?

-Видишь ли, - сказал Вовка, - как сказать… Я думаю, что, конечно, можно. Вот, например, я подмёл пол сегодня. И ты вполне можешь это сделать.

-Конечно, могу.

-Ну вот, - продолжал спокойно Вовка, - ты можешь, конечно, это сделать. Но ты можешь этого и не делать. А мне нельзя. Я октябрёнок.

Я завидовал Вовке.  Он такой счастливый. Ещё бы! У него звёздочка! Он октябрёнок!…»

                 Таким образом, быть октябрёнком в первую очередь означало, быть хорошим, честным человеком, помогать людям. Этому нас учат и сейчас, только нет «звёздочек», а есть малые творческие группы. Нет атрибутики – значков, флажков; но есть другие формы: за успехи в учёбе или мероприятиях мы получаем наклейки, жетоны или что-то другое.

А теперь давайте сделаем подарок нашему музею – символ октябрят. Что это? (ВЫРЕЗАТЬ звездочку и наклеить портрет Ленина в детстве).

Физпауза. Каждая «звёздочка» образует из ленты звезду.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. А вожатыми октябрят были пионеры.  Ежегодно 16—22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят.

Скажите, а какое самое главное качество было у октябрят? Дружба. А теперь давайте споём пеню «Дружба».

Следующая организация, в которую принимали детей – пионеры.

Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют до сих пор во многих странах.

О пионерах вам расскажут ученики 5 кл Смирнов Витя и Сокорев Сережа.

Вожатыми октябрят были пионеры. В пионеры принимали детей с 3 класса.

 У пионерских отрядов должны были быть — пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук и значок, горн, барабан. У каждого отряда был свой флаг.

Отрядный флаг — символ чести и сплоченности пионеров. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсии, трудовые дела. На марше флаговый идет непосредственно за вожатым и впереди горниста и барабанщика.

Горн созывает пионеров. Горнист должен уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы.

Назначение барабана — сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда  должен уметь  исполнять «Марш», «Дробь».

Приветствие пионеров — салют. Пионер отдает салют, находясь в строю и вне строя.

Пионерское знамя - красное полотнище, на котором изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!».

Пионерские горн и барабан. Эти названия появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана – это призыв к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Значок пионеров выглядел так: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!".

Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.

Пионерский галстук - символ принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Галстук завязывался специальным узлом. Носили его по торжественным, праздничным дням.

Вступая в ряды пионеров дети произносили Пионерскую клятву, в которой торжественно обещали перед лицом своих товарищей: горячо любить свою Родину; и всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.

Законы пионеров Советского Союза: 

Пионер предан Родине.
Пионер равняется на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.
Пионер лучший в учебе, труде и спорте.
Пионер  - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.
Пионер  - товарищ и вожатый октябрят.
Пионер  - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Не малый вклад во время ВОВ внесли пионеры. Рискуя своей жизнью, пионеры помогали партизанам, выполняли сложные задания: переходили через линию фронта, чтобы донести сведения о вражеских войсках, участвовали в боях, гибли, как и их взрослые товарищи. 

Они наравне со взрослыми помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи, продолжали работать на полях, собирать утиль-вещи, негодные к употреблению, но годные в качестве сырья для переработки, полезные отбросы, напр. тряпье, кости, стекло, старая обувь, бумага и т. п.  и пр.

Итог.

О чем говорили на занятии?

Что нового узнали?

Какие правила октябрят запомнили?

Символ октябрят.

Молодцы! Спасибо за урок!

                               

                                 

                                                     

                           

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Октябрята- дружные ребята"

В октябре проводится неделя октябрят, где дети вспоминают правила и готовятся в торжественной линейке. "Октябрята- дружные ребята" - это внеклассное мероприятие с детьми, цель которого создание...

презентация "Концепция развития музея эпохи СССР"

цели и задачи концепции развития музея;принципы обеспечения образовательной деятельности современного музея ОУ....

школьный музей эпохи СССР

презентация школьного музея эпохи СССР на базе школы №384...

У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)

Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края.  Содержание работы:1.     История создания школьного музея2....

Классный час на базе школьного музея. "Край наш родной..."

Ознакомление с историей возникновения и развития села Горицы Кимрского района Тверской области и окрестностей,получение представления об исторических событиях, происходивших на территории села,знакомс...

Живой урок на базе Краеведческого музея в г. Воронеже

Технологическая карта урока, проведённого на базе Краеведческого музея в необычной форме - форме "Живого урока", когда обучающие, получивщие определённые сведения научного характера на уроке...

Час общения на базе школьного музея "Моя малая Родина"

Данная разработка поможет расширить знания учащихся о своей малой Родине, сформулирует потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли, воспитание чувства гордости к своей м...