"Если с другом вышел в путь..."
план-конспект урока (1 класс) по теме

Шуст Марина Сергеевна

Внеурочное занятие в рамках ФГОС НОО о взаимоотношениях людей, о дружбе и товариществе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если с другом вышел в путь…

Цели:

- формировать и расширить представления детей о взаимоотношениях людей, о дружбе и товариществе, способность формулировать нравственные суждения.

Воспитательные задачи:

- развивать умения поддерживать дружеские (товарищеские) отношения, показать ценность и необходимость товарищества и дружбы, воспитывать доброжелательность;

- формировать умения равноправного взаимодействия; содействовать формированию дружного классного коллектива.

 - воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном;

- способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

- развивать эстетические и духовно-нравственные способности;

- воспитывать у детей чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Оборудование:

- музыкальное сопровождение;

- фонограммы песен «Если с другом вышел в путь…», «Улыбка»;

- мультимедийный проектор;

- выставка книг о дружбе;

- памятка «Основные законы дружбы»;

 - Ромашка качеств, присущих настоящему другу; стенд пословиц о дружбе;

- творческие работы обучающихся

Подготовительная работа:

- написание сказок о дружбе, друзьях;

- подборка пословиц, поговорок, стихотворений о дружбе.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Слайд №1

Вот и прозвенел звонок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь!

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

II.Постановка темы и цели занятия

 Ребята, прочитайте предложение на экране (слайд №2):

Твоя доброта –  улыбка твоя.

Какие слова, как вы думаете, здесь главные?

Доброта…. Что означает это слово? (высказывания детей)

- Это все хорошее, доброе, красивое.

- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Какого человека можно назвать добрым? (высказывания детей)

- Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, который готов в трудную минуту прийти на помощь.

- Добрый человек любит природу и бережёт её.     

- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

- Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми.

Но ведь добрый человек всегда улыбается и дарит свою улыбку окружающим людям. Подготовленный ученик читает стихотворение.

Ты улыбкой, как солнышко брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот…

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья та сердитая речь

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

Ведущий: Давайте и мы с вами улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям.  Слайд №3

Улыбка, ребята, имеет эффект зеркала: улыбнись и ты увидишь улыбку!

2 октября – Всемирный   день улыбки.

А вы знаете, что, оказывается, с улыбки начинается дружба. Об этом даже в песне поётся, подскажите мне, в какой песне и кто поет. Слайд №4

Звучит песня “Улыбка», дети поют хором 1 куплет (припев исполняют с движениями – танцевальная минутка).

Учитель: Во многих  песнях поётся о дружбе. Давайте вспомним их.

Я иду и пою обо всём хорошем.

И улыбку свою я дарю прохожим.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги!

Нам любые дороги дороги!

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот – трудно.

Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.

Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,

Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

Если с другом вышел в путь - веселей дорога.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот, что значит настоящий друг.

- Скажите, о чем мы будем с вами говорить, что будем обсуждать?

- Мы поговорим о дружбе, о том, как важно уметь дружить, дорожить дружбой, быть хорошим другом.

III. Работа над темой занятия

А что такое дружба? (Подготовленные ученики читают стихотворения)

Что такое дружба?

Это совесть чистая

И душа открытая -

Так считают исстари.

Что такое дружба?

Дружба – это равенство.

А дружить без равенства

Никому не нравится.

Что такое дружба?

Если станет туго,

То во всём, как на себя,

Положись на друга.

Что такое дружба?

Крепкая опора

Вместе верные друзья

Могут сдвинуть горы.

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Ведущий: А какое чувство вы испытываете, когда встречаете своего друга?

Дети: (отвечают). Радость.

А кого вы можете назвать другом?

Друг – это и любимая книга.

Друг – это мама, которая всегда тебя приласкает.

Друг – это школьный учитель, который ведёт по дорогам Знаний.

Друг – это старенький плюшевый медвежонок, который выслушивает тебя, когда бывает плохо.

Физкультминутка

Прыгнем повыше, хлопнем в ладоши,
            Ножками топнем: топ-топ – день хороший!
           Яркий погожий сегодня денек:
           Играем все вместе – хлоп-хлоп и топ-топ!

Викторина “Кто с кем дружит?”

Посмотрите на экран (слайды 6,7,8,9) и скажите, кто с кем дружит?

Добрая Белоснежка и ……. (Семь Гномов).

Забавные бурундучки Чип и …… (Дейл).

Добрый Малыш и ……. (Карлсон).

Доверчивый Буратино и …… (Пьеро, Мальвина).

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка.)

Смешной мишка Вини-Пух и … (Пятачок.)

Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили-не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: петух, кот, пес, осел.)

Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? (Герда.)

Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: “я самый больной в мире человек”. Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: “Друг спас жизнь друга”. Какое лекарство дал Малыш Карлсону? (Малиновое варенье.)

Герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка и Галя – решили подружиться. Как они это сделали? (Решили построить Дом Дружбы, а пока его строили – все подружились.)

Работа в группах по четыре человека. «Лишняя» пословица. У каждой группы в конверте есть слова, из которых нужно составить пословицу

-  Прочитайте пословицы. Объясните смысл пословиц. Найдите лишнюю.

•   Нет друга - ищи, а нашел - береги. (У каждого человека должен быть друг, которым нужно дорожить, нужно бережно относиться к друзьям)

•   У страха глаза велики. (Лишняя, эта пословица о трусости, страхе. Когда человек боится, ему многое кажется, а что на самом деле происходит, он не видит. Остальные пословицы о дружбе.)

•   Друг денег дороже. (В жизни ничего нет дороже друзей.)

•   Старый друг, лучше новых двух. (Каждый человек в течение своей жизни находит новых друзей, но он не должен забывать старых.)

•   Настоящий друг познается в беде. (Друг должен быть с тобой не только в радости, но и в горе. Настоящий друг всегда приходит на помощь.)

Один за всех – и все за одного.

Ведущий: Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Пословицы и поговорки о дружбе.

Нет друга – ищи, а нашёл, береги.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Друзья познаются в беде.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

Сам погибай, а товарища выручай.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Дружба, как стекло: разобьешь – не сложишь.

Друг познается в несчастье.

Без друга в жизни туго.

Проектная работа.

Ведущий: Ребята, недаром я сказала, что главная дружба начинается в семье. Именно в семье мамы читают вам первые сказки, рассказы о дружбе. У вас было задание сочинить сказку о дружбе, друзьях.

(Два проекта сказки – Клевцова Дарья и Маючий Дмитрий)

У меня есть тоже верные друзья, сегодня они пришли к нам в гости и хотят стать и вам друзьями. Для вас они приготовили сюрприз. 5класс показывает инсценирование сказки «Зайкина избушка»

-  Скажите, а кто настоящий друг зайчика?

Давайте будем к тому стремиться

Чтоб нас любили

И зверь и птица

И доверяли, повсюду нам

Как самым верным

Своим друзьям!

Работа в группах «Ромашка дружбы»

Ведущий: Выберите те качества, которые вы хотите видеть в своем друге (верность, уравновешенность, вежливость, аккуратность, доброта, миловидность, отзывчивость, честность, внимание, бескорыстие, заботливость, откровенность).

Дети: выбирают карточки.

Ведущий: Остались те качества, которые вы бы не хотели видеть в своем друге (равнодушие, пустословие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть).

Ведущий: Если у вас есть друг, берегите дружбу с ним, цените ее. Друга легко потерять, гораздо труднее его найти. А если нашел, то береги.

(Мой друг добрый, верный, преданный, терпеливый, всегда придет на помощь, никогда не подведет)

Ведущий: Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Попробуйте сами сформулировать правила или законы дружбы.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ

  1. помогай другу в беде
  2. умей с другом разделить радость
  3. не смейся над недостатками друга
  4. останови друга, если он делает что-то плохое
  5. умей принять помощь, совет, не обижайся на критику
  6. не обманывай друга
  7. умей признать свои ошибки, помириться с другом
  8. не предавай своего друга
  9. относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

Основные законы дружбы.

Один за всех, и все за одного.

Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

Радуйтесь вместе с друзьями.

В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

Берегите друзей, ведь друга потерять легко.

Старый друг лучше новых двух.

Физкультминутка «Листочки»

Мы листочки - мы листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели

Игра “Паутинка”.

Ведущий: Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сказать своему другу что-то доброе.

Клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью постепенно разрастающейся паутины.

- Зачем мы сплели такую паутину? Что вы чувствуете?

После этого снять паутинку.

          Подведение итогов занятия. Рефлексия деятельности.

Упражнение “Закончи предложение”.

Участникам предлагается закончить предложение, текст которого написан на слайде:

- “Настоящий друг – это тот…”

- “Друзья всегда…”

- “Я могу дружить с такими людьми, которые…”

- “Со мной дружат потому, что…”

Ведущий: Ребята, нам часто в жизни приходится делать выбор: с кем дружить, с кем не дружить; кто настоящий друг, а кто нет. Чтобы встретить в жизни верного отзывчивого друга, нужно идти дорогою добра. 

- Спешите делать добро! Старайтесь каждый день приносить людям пользу! А вот что вам желает Кот Леопольд «Ребята, давайте жить дружно!»

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Заключительное слово учителя:

Перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Я решила вам подарить осенние рамочки,  в которые вы можете наклеить фотографию своего друга или нарисовать его портрет

Литературоведческий этап Чтение и сочинение чистоговорок

-  Прочитайте чистоговорки и сочините свои по образцу.

Уг-уг-уг - у меня есть друг.

Им-им-им - мы давно с ним дружим.

Ать-ать-ать - мы вместе любим играть.

Игра «Найдите рифму» Подберите рифму к словам «друг», «дружба». (Друг - вдруг, круг, лук, плуг, много рук... Дружба - служба...)

Беседа. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг» («Моя подруга»), по пословице «Человек без друзей - что дерево без корней». Рисование друга, подруги

Скажите: кто такой друг? Много ли у вас друзей? Дерево может обойтись без корней? Для чего нам нужны друзья? Ни один человек не может обойтись без друзей, точно так же как дерево не может обойтись без корней, оно просто погибнет. У каждого человека должен быть друг, который бы помогал ему, поддерживал в сложных жизненных ситуациях. Это человек, с которым мы всегда можем поделиться своими впечатлениями, рассказать о своих горестях и радостях.

Речевая задача: напишите небольшой рассказ о том, как может выручить вас из беды ваш друг и какими качествами он должен быть наделен.

4.  Чтение сочинений-миниатюр. Проверка выполнения речевой задачи

Примерные тексты сочинений

Человек без друзей — что дерево без корней Мою самую лучшую подругу зовут Варя. Мне нравится ее честность, правдивость, аккуратность. Варя скромна, требовательна к себе

и другим, не боится сказать в глаза правду. Она всегда помогает мне с домашним заданием, объясняет мне то, что я не поняла. Однажды перед классным вечером я случайно запачкала свое платье. Варя спросила у мамы разрешения и с радостью одолжила мне свое платье. Она всегда приходит мне на помощь. Варя настоящий друг.

Мой друг

Моего друга зовут Андрей. Он живет в моем подъезде, но на этаж выше. Он учится в третьем классе. Ему девять лет. У него рыжие волосы. Я часто гуляю с ним.

Мой друг - Алеша, ему одиннадцать лет, он учится в шестом классе. Он очень добрый и знает много игр. Каждые выходные он приходит ко мне в гости. Мы катаемся на велосипедах или играем в футбол, баскетбол, волейбол. Нам очень весело вдвоем.

Песенка из передачи "Мы идем играть" (Теленяня)

Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть!

Скачут ножки по дорожке – раз, два, три;
Видишь радугу на небе – посмотри;
Мячик круглый, звон огромный, трали-вали бом;
Ласковое солнышко на небе голубом!

Припев:
Прыгнем повыше, хлопнем в ладоши,
Ножками топнем: топ-топ – день хороший!
Яркий погожий сегодня денек:
Играем все вместе – хлоп-хлоп и топ-топ!

Раз, два, три, четыре, пять – та-ра-ра;
Веселится на полянке детвора;
Высоко плывут по небу облака,
А наша чудо-песенка не кончилась пока!

Припев.

Лингвистический этап

Эмоциональная речевая разминка

-  Прочитайте выразительно пословицу «Друг познается в беде» (читаем пословицу три раза; сначала выделяем голосом слово «друг», потом выделяем голосом слово «познается», далее - «в беде»).

«Дерево дружбы»

- Ребята, перед вами дерево, но на нём совсем нет листьев. Как вы думаете, почему? Потому что все листья у вас. Давайте каждый прикрепит его на дерево.

 У нас получилось «Дерево дружбы». Посмотрите, какое оно мощное, крепкое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по туристическо -краеведческой работе. Игра - путешествие "если с другом вышел в путь".

Цель игры - повышение интереса к истории и природе родного края. Назначение игры - развитие познавательного интереса младших школьников в области краеведения и туризма. Авторы работы - учителя начальн...

Классный час "Если с другом вышел в путь".

Разработка классного часа....

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ «ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ!»

Игра – путешествие «Если с другом вышел в путь!». Тема игры: Искусство Н.К.Рериха....

Внеклассное мероприятие "Если с другом вышел в путь"

Внеклассное мероприятие проводится среди 3 - 4 классов по правилам дорожного движения. В форме путешествия по станциям...

Речевая конференция «Если с другом вышел в путь…»

Отчётное мероприятие по речевым навыкам для детей с нарушенным слухом...

"Если с другом вышел в путь""

Самоанализ занятия по теме: «Если с другом вышел в путь …». В условиях реформирования современной российской школы возрастает интерес к коммуникативной сущности образования как...