Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    Программа "Одарённые дети"

    Калиниченко Галина Александровна

    Актуальность настоящей Программы заключается в необходимости обеспечить условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    programma_odaryonnye_deti.doc88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Петропавловка»

    «Одаренные дети»

    Нельзя кого-либо изменить,
    передавая ему готовый опыт.
    Можно лишь создать атмосферу,
    способствующую развитию человека

    К.Роджерс

    I. Характеристика проблемы

    Актуальность настоящей Программы заключается в необходимости обеспечить условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявления скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. В районе сложилась система работы с одаренными детьми – через предметные олимпиады, районные интеллектуальные игры и соревнования. Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

    Система развивающего обучения

    1. Принцип деятельности;
    2. принцип непрерывности;
    3. принцип целостного представления о мире;
    4. принцип психологической комфортности;
    5. принцип вариативности;
    6. принцип творчества.

    В школе используются следующие технологии обучения:

    1. Технология педагогических мастерских;
    2. Проектное обучение;
    3. Модульная технология;
    4. Технология полного усвоения;
    5. Проблемное усвоение.

    Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся.

    В школе традиционными стали следующие мероприятия: предметные олимпиады, конференции, предметные недели.


    II. Пояснительная записка

    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми учащимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.

    Анализ участия учащихся  школы  в различных конкурсах, смотрах, районных,  областных и всероссийских олимпиадах показывает, что в коллективе имеется довольно значительная категория одаренных детей. Вместе с тем, возможности и способности творческих учащихся не всегда в полной мере удается реализовать.

    Работа педагогического коллектива школы позволила более отчетливо увидеть и данную проблему: невозможно только средствами и возможностями урока развивать творческий потенциал личности. Целенаправленная и систематическая работа с одаренными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

    III. Цели и задачи программы

    Основной целью настоящей программы является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей.

    Задачи:

    1. Разработка научно-методической базы, диагностических и дидактических материалов для выявления, развития способностей и образования одаренных детей.

    2. Осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и по обеспечению реализации программы.

    3. Ознакомление педагогических работников с современным состоянием проблемы детской одаренности, новейшими подходами к ней и методами диагностики работы с одаренными детьми.

    4. Создание соответствующих условий, учебно-методической базы для работы с одаренными детьми.

    5. Обеспечение социальной, правовой и психологической поддержки одаренных детей.

    IV. Направления реализации программы

    1. Выявление одаренных детей

    1.1.     Проведение диагностики на школьном уровне.

    1.2.     Создание и ежегодная актуализация школьного банка данных об одаренных детях.

    1.3.     Разработка системы «портфолио», учитывающей достижения учащихся в различных сферах учебной деятельности и дополнительного образования.

    2.    Образование и развитие способностей одаренных детей

    2.1.     Разработка и введение в школе учебных программ и планов для углубленного изучения отдельных предметов, для преподавания курсов по выбору и элективных курсов, факультативных и кружковых занятий для одаренных учащихся, разноуровневых дидактических материалов.

    2.2.     Внедрение и совершенствование личностно-ориентированной системы образования.

    2.3.     Внедрение новых активных методов обучения, индивидуальных форм обучения одаренных детей.

    3.    Подготовка методической и информационной базы для работы с    

           одаренными детьми


              3.1.     Разработка и внедрение методик диагностики одаренности ребенка в разных возрастах.

    3.2.     Разработка развивающих материалов для работы с одаренными детьми.

    4. Подготовка родителей одаренных детей к взаимодействию

    с образовательным учреждением


    4.1.     Разработка информационных блоков для родителей детей разного возраста, подготовка видеоматериалов, компьютерных сайтов.

    4.2.     Организация родительского всеобуча по проблемам раннего выявления и развития одаренности в условиях семьи, взаимодействия семьи и школы в решении этой проблемы.

    4.3.     Поддержка создания в школе организационных мероприятий с одаренными детьми, привлечение их родителей для участия в различных областях образования и развития.

    5. Подготовка кадров для работы с одаренными детьми

    5.1.     Создание условий обучения педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

    5.2.     Участие педагогов в районных, областных семинарах, целевых краткосрочных курсах по проблеме работы с одарёнными детьми.

     

    V. Мероприятия

    по реализации целевой программы

    «Одаренные дети»

    № п/п

    Основные мероприятия

        Сроки   проведения 

    Ответственные

    Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся.

    август

    учителя-предметники совместно с классными руководителями

    Составление плана работы с одаренными детьми.

    Сентябрь

    Зам. директора по УВР

    Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы Формирование списка одаренных детей.

    Сентябрь

    Кл. руководители, учителя –предметники, руководители МО.

    Организация и проведение 1 тура школьной олимпиады

    Октябрь-ноябрь

    Зам. директора по УВР

    Участие  в районных предметных  олимпиадах школьников.

    декабрь

    Зам. директора УВР руководители МО.

    Анализ итогов олимпиады школьников.

    декабрь

    Зам. директора по УВР

    руководители МО.

    Участие в районных, областных,  всероссийских конкурсах

    В течение года

    Руководители МО.

    Учителя -предметники

    Конференция «Нет границ в познании мира»

    Начало оформления творческих работ

    Январь-февраль


    декабрь

    Зам. директора по УВР


    Руководители проектов

    Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований и методике защиты исследовательских работ

    Начало января

    Зам. директора по УВР Руководители проектов

    Творческие мастерские.

    В течение года

    Руководители МО.

    Оформление портфолио всех школьников.

    В течение  года

     

    Кл. руководители.

    Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети».

    В течение  года

     

    Зам. директора по УВР руководители МО.

    Предметные недели

    В течении года, по графику

    Руководители МО.

    Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней

    В течение года

    Зам. директора по УВР

    Директор школы

    Работа спортивных секций

    В течение года

    Зам.директора по УВР

    Работа кружков.

    В течение года

    Зам.директора по УВР

    Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей

    В течение года

    Учителя - предметники.

    Создание в учебных кабинетах банка дидактических материалов повышенного уровня сложности.

    В течение года

    Учителя – предметники.

    Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одаренными детьми.

    В течение года

    Библиотекарь

    Итоги работы с одаренными детьми в 2012-2013 учебном году. Задачи на следующий год.

    Май

    Зам. директора по УВР

    Слет отличников и хорошистов

    Май

    Зам. директора по УВР –

    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:



    - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    - принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    - принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    - принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;
    - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    Условия успешной работы с одаренными обучающимися



    - Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
    - Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
    - Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

    Включение в работу с одаренными обучающимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:



    - учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
    - учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
    - учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
    - учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

    Учитель должен быть:



    - увлечен своим делом;
    - способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
    - профессионально грамотным;
    - интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
    - проводником передовых педагогических технологий;
    - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
    - знатоком во всех областях человеческой жизни.

    Формы работы с одаренными обучающимися:



    - творческие мастерские;
    - групповые занятия по параллелям классов с сильными обучающимися;
    - факультативы;
    - кружки по интересам;
    - занятия исследовательской деятельностью;
    - конкурсы;
    - интеллектуальный марафон;
    - научно-практические конференции;
    - участие в олимпиадах;
    - работа по индивидуальным планам;
    - сотрудничество с другими школами, ВУЗами

    Программа состоит из отдельных подпрограмм. Специфика подпрограмм основывается на следующих критериях:
    - возрастной критерий;
    - своеобразие способностей одаренного ребенка (математические, географические и т.д.);
    - специфика форм работы с одаренными детьми и обучающимися (интеллектуальные соревнования, конкурсы, олимпиады и т.д.).

    Работа с родителями



    Школьное образование - эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка.
    Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:
    1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
    2. Чтение лекций для родителей.
    3. Подбор научной и практической литературы для родителей.
    4. Систему обучения детей в системе дополнительного образования.
    В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:

    - Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол.
    - Интроверсия. Психологические аспекты одаренности.
    - Профориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.

    Развитие и обучение одаренных обучающихся



    Начальная школа – при обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.

    Средняя ступень (V – VIII классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по интегрированным программам и по индивидуальным.

    Старшая ступень (XI – XI классы) – акцент работы с одаренными детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются элективные курсы, факультативы, кружки.

    Предметные олимпиады школьников


    Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.
    Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.
    Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.
    В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.

    Портрет одарённого ребёнка
    1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
    2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
    3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
    4. Склонен к рискованным действиям.
    5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
    6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
    7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
    8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
    9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
    10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.