радуга в руках
тест по теме

Жаркова Ирина Николаевна

важность сенсорного воспитания для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_v_rukah.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Радуга в руках».

Воспитатель МДОУ «ЦРР –

детский сад № 17 «Ладушки»

г. Вольска Саратовской области»

Жаркова Ирина Николаевна

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  1. является основой для интеллектуального развития;
  2. упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  3. развивает наблюдательность;
  4. готовит к реальной жизни;
  5. позитивно влияет на эстетическое чувство;
  6. является основой для развития воображения;
  7. развивает внимание;
  8. дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  9. обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  10. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  11. влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  12. влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти[2].

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  1. Формирование у детей систем перцептивных действий
  2. Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  3. Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  1. Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  2. Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  3. Три величины; большая, средняя, маленькая.

В 2011-2012 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет.

В начале года мною была проведена диагностика по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определение уровня подготовленности детей к обучению.

Были проверены сенсорные способности малышей. Диагностика показала, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

В работе были намечены следующие условия для выполнения задач:

  1. использование дидактических игр,
  2. создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.

Работа проводилась поэтапно. Сначала дети обучались различать величины и цвета, подбирая тождественные, не связывая представления о цвете со словом. Малыши выполняли задания по раскладыванию однородных предметов на две группы по величине. В задачи обучения входило формирование у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький.

Развитию у ребят памяти, внимания, логического мышления способствовали дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др.    Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Были использованы и игры самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото[1]. «Цвет и форма», мобиль «Карусель» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, сначала использовались красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Так же подбирались игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Дальнейшее сенсорное развитие детей осуществляется в процессе обучения рисованию красками. Малыши рисовали «огоньки ночью», «листочки деревьев» и т. п. На этих занятиях дидактической задачей являлось дальнейшее формирование у ребенка отношения к цвету, как к важнейшему свойству предметов. Детей подводили к самостоятельному выбору цвета (из четырех предложенных), обучали технике нанесения мазка способом примакивания.

Включение заданий, направленных на сенсорное воспитание, в различные виды деятельности (предметную, изобразительную, элементарную продуктивную) позволяет с наибольшей полнотой и глубиной формировать у ребенка восприятие окружающей действительности.

Работа по цветовосприятию продолжилась в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.

Ребята учились узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, детям предлагалось найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»

Детей знакомили с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности: предметной, элементарной конструктивной. Действуя со строительным материалом, малыши овладевали умением учитывать форму и величину предметов; играя с кубами-вкладышами, они закрепляли умение соотносить объекты по величине. При этом учет сенсорных свойств предметов обусловливает практический результат. Так, если ребенок правильно учтет величину кубов, они все войдут один в другой.

Таким же образом создавались условия для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливали сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки.
Обращалось внимание детей на сенсорные свойства предметов и при наведении порядка в группе. (Игрушки небольшого размера размещают в маленьких коробках и ящиках, на полках; большие игрушки имеют свои более просторные места для хранения и т. п.)[3].

Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.

Проводилась работа и с родителями. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказано родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформлялась выставка дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Проведены консультации взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

В конце учебного года вновь была проведена диагностика, которая показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне.

В результате сенсорного воспитания дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

Литература:

  1. Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.
  2. Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
  3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
  4. Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: "Отец и ребенок - рука в руке, ладонь в ладони"

"Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты, пансионы" - Н.М. Карамзин. На родительском собрании - встретились  отцы и дети. Совместная деятельность еще более сбл...

Эссе "Твоя рука в моей руке"

Размышления о роли педагога в жизни и воспитании его учеников....

Радуга.Отчего бывает радуга.

В последнее время появилось осознание важности изучения предмета "Окружающий мир" не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального  и особенно для духовно-нравственного ра...

Почему нужно чистить зубы и мыть руки Практическая работа Как правильно чистить зубы и мыть руки.

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 1 классе  "Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа: Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

Презентация к уроку окружающего мира " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы и мыть руки".

Презентация к уроку окружающего мира: " Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа:Как правильно чистить зубы и мыть руки"....

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....


 

Комментарии

Жаркова Ирина Николаевна

Занимайтесь с детьми и ваши дети уже скоро порадуют вас своими успехами!