Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Я и Другие»
рабочая программа по теме

Людмила Владимировна Александрова

  

Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

«Я и Другие»по развитию коммуникативных способностей.

Цель: создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и развитие коммуникативных способностей, трудовых и исследовательских умений и навыков.

Задачи:

  1. Организовать систему оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику различных заболеваний.
  2. Создать эмоционально-нравственный комфорт во временном детском коллективе.
  3. Обеспечить условия выбора ребенком вида деятельности, своей позиции и способа поведения.
  4. Развивать коммуникативные способности, научить ясно и четко выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и пантомимики, устанавливать правильные взаимоотношения с окружающими, такт.
  5. Совершенствовать трудовые и исследовательские умения и навыки при проведении работ на учебно-опытном участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_drugie-2011.docx85.08 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра педагогики и коррекционной работы

Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Я и Другие»

        по развитию коммуникативных способностей         

Автор: Александрова

Людмила Владимировна,

МОУ Сапоговская СОШ

Подпись____дата______

Куратор: Боловцова Ю.А.

Подпись____дата______

Абакан 2011


Информационная карта программы

Полное название программы

Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием

«Я и Другие»по развитию коммуникативных способностей

Цель и задачи программы

Цель: создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и развитие коммуникативных способностей, трудовых и исследовательских умений и навыков.

Задачи:

  1. Организовать систему оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику различных заболеваний.
  2. Создать эмоционально-нравственный комфорт во временном детском коллективе.
  3. Обеспечить условия выбора ребенком вида деятельности, своей позиции и способа поведения.
  4. Развивать коммуникативные способности, научить ясно и четко выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и пантомимики, устанавливать правильные взаимоотношения с окружающими, такт.
  5. Совершенствовать трудовые и исследовательские умения и навыки при проведении работ на учебно-опытном участке.

Участники смены

Обучающиеся в возрасте 7-16 лет. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, воспитанники из многодетных и малообеспеченных семей.

Направление деятельности, специфика содержания программы

В соответствии с задачами воспитательного процесса программа делится на три блока, отражающие основные направления деятельности:

  1. «Крепыши» (спортивно-оздоровительное направление);

 Блок включает в себя:

  1. спортивные игры, соревнования, спортивные секции;
  2. занятия в конно-спортивной школе;
  3. профилактические и тематические беседы;
  4.  тесты для проверки силы и ловкости;
  5. психологические тренинги;
  6. экскурсии;
  7. проведение минуток здоровья, упражнений для глаз, осанки, систему закаливающих процедур.
  1.  «Я и Другие» (коммуникативное направление);

Основной целью является развитие коммуникативных способностей ребенка. Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать:

  1.  мотивационную («я хочу общаться»);
  2.  когнитивную («я знаю, как общаться»);
  3.  поведенческую («я умею общаться»).

Коммуникативные способности, являющиеся главным элементом процесса общения, предполагают развитие в человеке коммуникативной культуры, которая выступает основой становления личности. С помощью сказочного путешествия дети смогут справиться с различными психологическими проблемами, научиться общаться с другими.

Диагностика коммуникативных способностей и личностных особенностей школьников. Составление и выполнение программы психокоррекционных игр по профилактике и преодолению трудностей общения. Повторная диагностика коммуникативных способностей в группе воспитанников.

 Данная подпрограмма включает в себя:

  1. игры: «Планета людей», «Интервью», «Имена», «Глаза в глаза», «Слепые», «Комплименты», «Я и другие», «Эмоции»
  2. конкурсы, игровые ситуации: Давайте познакомимся», «Телефонный разговор».
  3. тренинги, упражнения (мимика, жесты[1])
  4. приемы сказкотерапии: «Слоненок с шариками», «Ссора»
  1. «Я и Галактика» (трудовое направление);

Подпрограмма предусматривает трудовую направленность, необходимость получения опыта самостоятельного труда, развитие трудовых навыков( оформление цветочных клумб). Формирование исследовательских умений и навыков при проведении работ на учебно-опытном участке.

Виды опытов:

  1. выращивание растений фасоли из сухих и проросших семян
  2. влияние площади питания на урожай корнеплодов столовой свеклы
  3. влияние густоты посева на урожай корнеплодов моркови

Краткое содержание программы

Цель и задачи летнего лагеря реализуется через игру – путешествие «Дино-Галактика», участниками которой являются все дети и взрослые. Каждому отряду построить космический звездолет и осуществить путешествие по космическому пространству планет.[2]( 50 лет со дня полета в космос)

Ожидаемый результат

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  1. Приобщить детей и подростков к здоровому образу жизни.
  2. Улучшить психологическую и социальную комфортность в едином воспитательном пространстве лагеря.
  3. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
  4.  Развить коммуникативные способности каждого ребенка, повысить самооценку. Создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия между разновозрастными группами детей.
  5. Формировать мотивацию и позитивное отношение к труду. Внедрить новые формы и методы трудового воспитания.

Авторы программы

Александрова Людмила Владимировна, учитель начальных классов.

Соотнесение программы с федеральными программами

Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Всемирная Декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Целевые установки по организации отдыха и оздоровления детей № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»,программа РФ «Дети России».

Адрес организации

РФ Республика Хакасия МОУ Сапоговская СОШ

655119 ул. Майская, 10, аал Сапогов, Усть-Абаканский район.

Телефон, факс, электронный адрес

Тел. 8(39032) 2-81-49 E-mail: school_19_186@inbox.ru

География участников

Республика Хакасия

Усть-Абаканский район аал Сапогов

Количество участников программы

60 детей

Сроки проведения

Июнь 2011 г – 21 день

Опыт реализации программы в других условиях

Реализуется в первый раз


Пояснительная записка

Летняя пора в жизни детей – это время укрепления здоровья, получения новых знаний. Летом дети учатся играть в новые игры, находят новых друзей.

Во Всемирной Декларации «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» записано:«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Их время должно быть временем радости и мира игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве. Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовывать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях.»

Программа позволяет сделать так, чтобы каждый день в лагере стал не просто бессистемным калейдоскопом увлекательных дел, а был подчинен определенной идее, которая организует игры и занятия, начиная с утренней гимнастики и кончая итоговыми ежедневными линейками. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  1. повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях села;
  2. обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  3. необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, те. реализуется в течение лагерной смены. Основной состав лагеря – это обучающиеся в возрасте 7-16 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.

Сегодня на слуху сетования на так называемую ненормативную речь не только на улице, в среде не очень воспитанных подростков, но и в средствах массовой информации, на радио и телевидении. Недостаточный словарь, плохое владение грамматическими формами могут быть обусловлены тем, что родители уделяют мало внимания речевому общению со своим ребенком. Коммуникативное общение становится бедным или вообще отсутствует, что приводит к разобщенности и потере речевых контактов. Большинство детей в области общения испытывает проблемы и страхи, затрудняется в таких вопросах как умение слушать другого, считаться с мнением своего собеседника, что свидетельствует о необходимости формирования коммуникативных навыков.

Создание условий для формирования умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения – проблема, которая актуальна для каждого воспитателя.

Ведущие понятия:

1. Оздоровление:

  1. Физическое путем вовлечения детей в спортивно-массовые мероприятия;
  2. Духовно-нравственное путем создания благоприятного климата в детском коллективе, организации творческой деятельности, способствующей духовному развитию;

2. Развитие:

  1. Коммуникативных способностей ребенка через приёмы бесконфликтного общения друг с другом; основные невербальные средства коммуникации; способность контролировать собственное поведение в общении;
  2. Практической деятельности, привлекая ребенка к участию в мероприятиях, приобщая его к трудовой деятельности, увлекая исследовательской работой в «творческих мастерских»;
  3. Досуговой деятельности через игры, увлечения, занятия любимым делом, участие в праздниках.

Цель: создание благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и развитие коммуникативных способностей, трудовых и исследовательских умений и навыков.

Задачи:

  1. Организовать систему оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику различных заболеваний;
  2. Создать эмоционально-нравственный комфорт во временном детском коллективе;
  3. Обеспечить условия выбора ребенком вида деятельности, своей позиции и способа поведения;
  4. Развивать коммуникативные способности, научить ясно и четко выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и пантомимики, устанавливать правильные взаимоотношения с окружающими, такт.
  5. Совершенствовать трудовые и исследовательские умения и навыки при проведении работ на учебно-опытном участке.

Ожидаемые результаты:

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  1. Приобщить детей и подростков к здоровому образу жизни.
  2. Улучшить психологическую и социальную комфортность в едином воспитательном пространстве лагеря.
  3. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
  4.  Развить коммуникативные способности каждого ребенка, повысить самооценку. Создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия между разновозрастными группами детей.
  5. Формировать мотивацию и позитивное отношение к труду. Внедрить новые формы и методы трудового воспитания.

Содержание программы

В соответствии с задачами программа «Я и Другие» реализуется через игру – путешествие «Дино-Галактика» и делится на три блока, отражающие основные направления деятельности: «Крепыши» (спортивно-оздоровительное направление ); «Я и Другие» (коммуникативное направление); «Я и Галактика» (трудовое направление);

Назва-ние

блока

Краткое описание

        

Крепыши

Этот блок программы предлагает ребятам учиться искусству побеждать: в спортивных соревнованиях, интеллектуальных конкурсах, а также настроение, плохие привычки и даже собственные неудачи. Блок включает в себя:

  1. спортивные игры, соревнования, спортивные секции;
  2. занятия в конно-спортивной школе;
  3. профилактические и тематические беседы;
  4.  тесты для проверки силы и ловкости;
  5. психологические тренинги;
  6. экскурсии;
  7. проведение минуток здоровья, упражнений для глаз, осанки, систему закаливающих процедур.

Мероприятия:«Веселые старты», «Путешествие в страну Спортландия», «Звездный бой», «Сумасшедший футбол».

Беседы:

  1. Здоровое питание.
  2. Семейные традиции и образ жизни.

Игры на свежем воздухе, игры с мячом и скакалкой, катание на велосипеде. Игры «Веселый светофор», «Красный, желтый, зеленый».Чтение книг, детских журналов. Конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни».Настольные игры.

Я и Другие

Основной целью блока является развитие коммуникативных способностей ребенка. Способность к общению, или коммуникативная способность, включает три составляющих, на которых она основывается и без которых не может существовать:

  1.  мотивационную («я хочу общаться»);
  2.  когнитивную («я знаю, как общаться»);
  3.  поведенческую («я умею общаться»).

Коммуникативные способности, являющиеся главным элементом процесса общения, предполагают развитие в человеке коммуникативной культуры, которая выступает основой становления личности. С помощью сказочного путешествия дети смогут справиться с различными психологическими проблемами, научиться общаться с другими. Диагностика коммуникативных способностей и личностных особенностей школьников. Составление и выполнение программы психокоррекционных игр по профилактике и преодолению трудностей общения. Повторная диагностика коммуникативных способностей в группе воспитанников.[3]

Данная подпрограмма включает в себя:

  1. игры: (Планета людей, Интервью, Имена, Глаза в глаза, Слепые, Комплименты), конкурсы, игровые ситуации: (Давайте познакомимся, Телефонный разговор.)
  2. тренинги, упражнения ( мимика, жесты),приемы сказкотерапии: «Слоненок с шариками», «Ссора» Мероприятия:«Космический парад», «Звездный час», «Я+ТЫ=МЫ», «Чудеса поднебесной», «В погоне за космическими призраками», «Земля!Земля!Земля!»

3

Я и Галактика

Подпрограмма предусматривает трудовую направленность, необходимость получения опыта самостоятельного труда, развитие трудовых навыков. (оформление цветочных клумб.) Формирование исследовательских умений и навыков при проведении работ на учебно-опытном участке. Работа на участке научит основным приемам ухода за культурными растениями, выработает навыки и умение наблюдать за жизнью растений.

Виды опытов:

  1. выращивание растений фасоли из сухих и проросших семян
  2. влияние площади питания на урожай корнеплодов столовой свеклы
  3. влияние густоты посева на урожай корнеплодов моркови

Мероприятия: «Эй, ухнем!», «Вершки и корешки», «Бунт», «Аукцион трудовых сюрпризов».

Формы[4] реализации программы:

Массовые формы: игры, конкурсы, состязания и др., способствуют включению всех детей в разнообразную деятельность и обеспечивают свободный массовый доступ к занятиям по интересам, создают эмоциональный фон жизнедеятельности детского коллектива

Спортивные мероприятия, дают огромный положительный заряд, укрепляют организм.

Поход или выезд в театр, расширяет кругозор детей, воспитывает культуру поведения.

Профилактические тренинги, приемы сказкотерапии, помогают раскрепоститься, почувствовать себя значимым, способствуют улучшению психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря

Кружки, позволяют самостоятельно включаться в работу нового для себя коллектива и вида деятельности, дают возможность не зависеть от сложившегося в школе стереотипного мнения о ребенке и показать себя в новой роли, проявить свои невостребованные ранее способности.

Утренняя гимнастика, помогает создать у детей хорошее настроение; поднять мышечный тонус

Основные принципы для успешной реализации программы

Принципы ценностно-смыслового равенства – для более эффективного взаимодействия «педагог – ребенок», «взрослые – дети».

Принцип свободы выбора занятия.

Принцип креативности.

Принцип сотворчества взрослых и детей.

Принцип индивидуально-личностного подхода: творческие возможности детей реализуются через развивающий и воспитывающий характер обучения, т.к. деятельность на занятиях направлена на развитие личности и индивидуальности подростка.

Принцип культуросообразности: знакомство с историей страны: имена, события.( 50 лет со дня полета в космос).

Принцип коллективности: работы, выполненные для показа на «концерт-шоу», требуют особого внимания и старания. Работа в коллективе сплачивает подростков, позволяет проявить себя каждому.

Кадровое обеспечение программы

В течение 1 лагерной смены по штатному расписанию лагеря работают:

Начальник лагеря, инструктор по физкультуре и спорту, музыкальный руководитель, психолог, социальный педагог, мед. работник, воспитатели, руководители кружков:

  1. Шахматный клуб
  2. Чудесный лист (бумагопластика) .
  3. Дизайнер (работа с природным материалом)
  4. Салон красоты(культура поведения, твой стиль, искусство общения)
  5. Музыкальная карусель
  6. Акварелька
  7. Пресс-центр
  8. Фантазеры

Руководители секций:

  1. Футбол
  2. Пионербол

Работники столовой, техперсонал.

Финансовое обеспечение

Финансирование за счет субсидий из областного бюджета.


        Механизмы реализации программы        

В реализации программы участвуют опытные педагоги, прошедшие обучение по организации работы с детьми в летний период на заседаниях «Педагогических мастерских»[5].

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап включает:

  1. подбор кадров;
  2. комплектование отрядов, разработку документации.
  3. работа педагогических мастерских;

II. Организационный этап включает:

  1. знакомство;
  2. выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
  3. сплочение отрядов;
  4. формирование законов и условий совместной работы;
  5. подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Дети:

  1. познают, отдыхают, трудятся, укрепляют свое здоровье;
  2. делают открытия в себе, в окружающем мире;
  3. помогают в проведении лагерных мероприятий,
  4. учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
  5. развивают способность доверять себе и другим.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков

IУ. Заключительный этап.

  1. Анализ результатов.

Методическое обеспечение

 При реализации программы используются следующие методы и формы работы:

комплексный подход к образованию других форм воспитания:

  1. мастер-классы;
  2. викторины;
  3. тренинги;
  4. обсуждение видеоматериалов, книг;
  5. интервьюирование;
  6. посещение музеев;

самореализация, самоуправление через различные творческие дела:

  1. участие в соревнованиях, праздниках, играх
  2. поисково-исследовательский:
  3. самостоятельная работа в бригадах с выполнением различных заданий на экскурсиях, в походах;

рефлексия.

Организации образовательно-воспитательной деятельности будут способствовать:

группы методов по Ю.К. Бабанскому:

  1. методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;
  2. методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, приучение, создание воспитывающих ситуаций;
  3. методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;
  4. методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, анализ результатов деятельности, опросные методы.

группы методов по В.А. Караковскому :

  1. воспитание словом;
  2. воспитание ситуацией;
  3. воспитание делом;
  4. воспитание игрой;
  5. воспитание общением;
  6. воспитание отношениями.

группы методов по Н.Е. Щурковой:

  1.  методы убеждения;
  2. методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения;
  3. методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.

Технологии воспитания:

  1.  Технология организации «Ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой)
  2.  «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм.
  3. Воспитательная система В.А. Сухомлинского, гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

Схема управления программой

Для повышения эффективности работы будет осуществляться взаимодействие с различными организациями и заинтересованными лицами:

  1. Сапоговский сельский дом культуры – предоставление помещения и аппаратуры для проведения мероприятий, подбор литературы и оказание помощи.
  2. Абаканский зоопарк – экскурсия.
  3.  Абаканский, Минусинский музеи – экскурсии.
  4. Усть-Абаканская СЭС – контроль за качеством питания.
  5. Хакасский театр «Читиген» - постановка спектакля по мотивам хакасского эпоса и фольклора.
  6. Хакасский национальный театр кукол «Сказка».
  7. Сапоговская сельская библиотека.
  8.  Комитет физкультуры и спорта МО Усть-Абаканский район.
  9. МУЗ Сапоговская амбулатория.
  10. Абаканский центр медицинской профилактики.

                        

Дети


Результаты:

  1. Физическое и психическое оздоровление детей.
  2. Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
  3. Приобретение навыков самоорганизации, самоуправления, саморегуляции.
  4. Развитие коммуникативных способностей, формирование коммуникативной культуры.
  5. Формирование и совершенствование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении работ.

Риски:

  1. Отсутствие специалистов : психолога, социального педагога повлияет на рост негативных социальных явлений среди детей.
  2. Дождливая погода помешает проведению исследовательской работы на опытном участке, вовлечению воспитанников в различные формы организации досуга.

Список литературы:

  1. Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению / А. В. Батаршев – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
  2. Воспитательная работа в школе.№2, 2005, с.120-125
  3. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база/сост.Е.А.Гурбина.-Волгоград:Учитель,2006.
  4. Научно-методический журнал зам.директора школы по воспитательной работе №2, 2005,с.99
  5. Народное образование №3. 2010, с.265
  6. Позывные лета.-2./Под.общ.ред.И.В.Макаренко. – М.: Народное образование. Илекса: Ставрополь: Сервисшкола,2003.
  7. Практика административной работы в школе №4, 2007,с.56
  8. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – М.: 1973. – 200 с.
  9. Столяренко, Л.Д, Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. «Серия 2. Учебники. Учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1999. – С. 227 – 228
  10.  Фадеева, Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие / Е.И. Фадеева. – М.: ЦГЛ, 2003. – 96 с.
  11. Щуркова, Н.Е.Педагогическая технология. Второе издание, дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


Приложение 1

План-сетка работы лагеря

День

Мероприятие

 1 день

День знакомства

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»

2.Операция «Уют»

 3. Старт «Земля - живая планета». «Земля!Земля!Земля!»

 4.Подвижные игры на воздухе.

 5. Занятия социального педагога. Игровые ситуации: «Давайте познакомимся», «Телефонный разговор»

2 день 

День защиты детей

1. Минутка здоровья « Закаливание»

2. Беседы по ТБ и ПДД

3. Праздник, посвященный Дню защиты детей

4. Подготовка к конкурсу талантов.

5. Игра-тренинг «Презентация личности» Выбор лидера.

3 день 

День открытий

1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»

2.Меркурий- планета жары и холода. «Беседа «Осторожно огонь »

3. Выборы. Избирательный участок. Органы самоуправления.

4 Подготовка к дню талантов 

5. Занятия психолога«Я+ТЫ=МЫ».

4 день 

День талантов

1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

2. Венера - оранжевая красавица. Конкурс « Минута славы»

3. «Фабрика звезд -1» караоке

4. Игры на свежем воздухе

5. Игра «Интервью»

5 день 

День здоровья

1.Минутка здоровья «Книги о здоровье»

2. Малая спартакиада .Марс-планета силачей

 Под девизом: «Мы  за здоровый образ жизни»

 Первенство лагеря по различным видам спорта.

4.. Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни» 

5 Занятия социального педагога и психолога Игры:

 « Глаза в глаза», «Имена».

6 день 

День окружающей среды

1.Минутка здоровья «Здоровое питание»

2.Экологический десант.

 3. Организация работы на пришкольном участке. Опытничество «Вершки и корешки»

4. Подготовка к конкурсам «Самый фантастический проект,«Сказка на новый лад.

 5. Тренинг « Я и другие»

7 день 

День «Волшебных сказок»

1.Минутка здоровья«Осанка –основа красивой походки»

2. «Там чудеса…» викторина по сказкам

3. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры»- встреча с сотрудниками библиотеки

4. Культпоход в театр.

5. Подготовка к конкурсам «Самый фантастический проект», «Сказка на новый лад.

8 день 

День «Фантазий и юмора»

1.Минутка здоровья  «Правильное питание»

2. Театр-экспромт. Сказка на новый лад.

3«Веселые старты»

4.Подготовка к конкурсу« Путешествие в страну дорожных знаков».

 5. Занятия социального педагога и психолога. Игра «Комплименты»

9 день 

День « Спасайкина»

1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая  помощь при ожоге»

2. Юпитер-планета великан. Практические занятия по  ГО и ЧС со специалистами МЧС(на базе школы)

3. Операция «Вперед спасатели».

4. «Мой друг велосипед»- конкурсная программа на территории

5. Занятия психолога. Тренинги, упражнения ( мимика, жесты).

10 день 

День кино

1.Минутка здоровья  «Закаливание»

2. Культпоход в кинотеатр «Наутилус»

3 Шахматный турнир

4. Подготовка к КТД «В погоне за космическими призраками»

 5.Подвижные игры на воздухе.

11 день 

День труда

1.Минутка здоровья  ««Как снять усталость с ног»

2. Сатурн- властелин колец. КТД «В погоне за космическими призраками»

3. Трудовой десант«Эй, ухнем!».

4.Подготовка к Дню бантиков.

5.Подвижные игры на воздухе

12 день 

День игр, игрушек, шариков и бантиков

1.Минутка здоровья«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

2. Спортивный час «Звездный бой»

3. Подготовка плакатов к Дню независимости России.

4. Интеллектуальная игра «Звездный час»

5. Занятия социального педагога и психолога . Игра-тренинг «Эмоции»

13 день 

День России

1.Минутка здоровья «Семейные традиции и образ жизни.»

2. Путешествие в страну «Спортландия».

3. Конкурсная программа « Русские традиции»

4. Викторина «Государственная символика»

5. Конкурс рисунков  « Я люблю тебя, Россия!

14 день

День природы

1.Минутка здоровья«»

«Зеленая аптечка»первая помощь при укусах насекомых.

2. Уран-планета лежебока. Поход

3.Веселая спортивная эстафета

4. Викторина «Природа Хакасии»

5. Игра «Комплименты»

15 день 

День музыки

1.Минутка здоровья«»

2. Викторина «Музыкальный калейдоскоп»

3. «Сумасшедший футбол»

4. Подготовка к конкурсу- фантастический проект

5. Культпоход в зоопарк. 

16 день 

День профилактики

1. Минутка здоровья «Первая помощь при порезах»

2. Конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»

3. Игра «Веселый светофор»

4. Первенство лагеря по футболу

5.. Занятия социального педагога. Игра «Слепые».

17 день 

День успехов

1. 1. Минутка здоровья«В здоровом теле-здоровый дух»

2. Нептун-синий ураган. Конкурс ««Чудеса поднебесной», Самый фантастический проект

Организация работы на пришкольном участке. Опытничество.

3.«Аукцион трудовых сюрпризов».

4.. Подготовка к Дню памяти

5.Занятия психолога .сказкотерапия: «Слоненок с шариками».

18 день 

День музея

1. Минутка здоровья  «Движение- это жизнь»

2. Игра «Красный, желтый, зеленый».

3 Культпоход в музей.

4. Подготовка к конкурсу военной песни.

5. Спортивные игры на воздухе.

19 день 

День памяти

1. Минутка здоровья  «»

2. Конкурс военной песни и стихов.

3. Вахта памяти « Никто не забыт , ничто не забыто!

4. Конкурс рисунков  «Мир».

5. Подготовка к  выставке детского творчества.

20 день 

День творчества 

1. Минутка здоровья  «Мой рост и мой вес»

2. Трудовой десант  «Бунт»

3. Выставка изделий детского творчества. Конкурс рисунков «Волшебные краски»

4. Занятия психолога. сказкотерапия: «Ссора».

5. Космический футбол.

21 день 

 День прощания

1.Минутка здоровья  «Гигиена в доме»

2. Крошка Плутон-финиш. Праздничный концерт«Космический парад».

3.Турнир- состязание с воздушными шариками.

4.Апельсиновая дискотека.


Приложение 2

Логика развития игры

Игра – путешествие «Дино-Галактика».

Игра ориентирована на развитие общей культуры детей, на укрепление их здоровья, на обеспечение необходимых условий для личного роста, на развитие мотивации ребенка к творчеству и познанию, на организацию его содержательного досуга.

Капитан Дино дает задание отрядам доставить угощение на «Праздник планет» своим друзьям, живущим на Плутоне. Тот отряд, который первым доставит угощение с Земли на дальнюю планету, считается победителем. Для игры –путешествия понадобятся космические звездолеты.

Каждому отряду необходимо построить космический звездолет и осуществить путешествие по космическому пространству планет.(В конце смены «Праздник планет»).С первых дней дети начинают активное строительство своего звездолета. Путешествуя по галактике, каждый отряд получает от капитана Дино задание, посвященное именам, событиям, изобретениям в космосе. Старт – Земля.

Земля – живая планета.

Меркурий – планета жары и холода

Венера – оранжевая красавица

Марс – планета силачей

Юпитер – планета великан

Сатурн – властелин колец

Уран – планета лежебока

Нептун –с иний ураган

Крошка Плутон – финиш.

По итогам дня, за участие в КТД и выполнение режимных моментов, за выполненное задание – отряд получает строительный материал – летающие тарелки разных по высоте размеров и цвету. Размер и цвет заработанных тарелок для строительства звездолета зависит от результатов выполнения работы. Чем активнее и качественнее отряд работает, тем быстрее он заканчивает строительство каркаса своего звездолета.

За личное участие в жизни лагеря (в конкурсах и КТД) дети также получают очки космического путешественника, только разных цветов:

красные – за трудолюбие;

оранжевые– за тепло и доброту;

желтые – за активную работу;

зеленые – за любовь к природе;

голубые – за хорошие заметки для лагерной газеты «Галактика»;

синие – за единство;

фиолетовые – за хорошее настроение.

Значки:

красный – спортсмен;

оранжевый – исследователь;

желтый – художник;

зеленый – патруль;

голубой – астроном;

синий – друг животных;

фиолетовый – мастер на все руки.

Заработавший 5 значков получает « Звезду».


Приложение 3

        Тематика занятий педагогических мастерских        

До начала смены с марта по июнь 1 раз в неделю проводится педагогическая мастерская для педагогов летнего лагеря.

Теоретические занятия (2 часа).

 Лекция «Возрастные закономерности развития личности и их учет в работе педагога» - (1 час).

  1. Лекция «Самые трудные первые три дня в лагере, адаптация ребенка в отряде» —  (1 час).

Практические занятия (3 часа).

  1. Круглый стол «Несколько добрых советов». Разбор педагогических ситуаций -  (1 час).
  2. Семинар-практикум «Как организовать деятельность детского коллектива? Функции педагога и навыки взаимодействия в процессе коллективной организаторской деятельности»  - (1 час).
  3. Семинар «Неудобные дети» - (1 час)

Игротехнический практикум (5 часов).

  1. Игры на выявление лидера, умение действовать в коллективе.
  2. «Когда идет дождь».
  3. Развивающие игры.
  4. Интеллектуальные игры.
  5. Ролевые игры.
  6. Игры на общение.

Деловой практикум (2 часа)

  1.  Оформление отрядных помещений.
  2. Девиз, название, речевка – путь к успешной работе с отрядом.

Приложение 4

        Алфавит жестов        

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 6 групп.

  1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения указатели («указующий перст»); пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом.
  2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».
  4. Жесты-адапторы – специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела, б) касания, пошлепывания партнера, в) поглаживание, перебирание предметов; ( карандаш, пуговица и т.п.)
  5. Жесты-аффекторы- жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.[6] Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, подергивания губ и пр.

План-сетка работы лагеря

День

Мероприятие

 1 день

День знакомства

23 июня

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» Игровые ситуации: «Давайте познакомимся», «Телефонный разговор»

2.Операция «Уют»

 3. Старт «Земля - живая планета». «Земля!Земля!Земля!»

 4.Подвижные игры на воздухе.

 5. Презентация «70 лет с начала Великой Отечественной войны» Конкурс рисунков «МИР»

2 день 

День рождения отряда

24 июня

1. Минутка здоровья « Закаливание»

2. Беседы по ТБ и ПДД

3. Игра-тренинг «Презентация личности» Выбор лидера.

4. Подготовка к конкурсу талантов.

5. Игра  «Я и другие»

3 день 

День открытий

25 июня

1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»

2.Меркурий- планета жары и холода. «Беседа «Осторожно огонь »

3. Выборы. Избирательный участок. Органы самоуправления.

4 Подготовка к дню талантов 

5. Посвящение.

4 день 

День борьбы с наркоманией

26 июня

.Минутка здоровья «Книги о здоровье»

2. Малая спартакиада .Марс-планета силачей

 Под девизом: «Мы  за здоровый образ жизни»

 Первенство лагеря по различным видам спорта.

4.. Конкурс рисунков «Здоровый образ жизни» 

5 день 

День талантов

27 июня

1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами»

2. Венера - оранжевая красавица. Конкурс « Минута славы»

3. «Фабрика звезд -1» караоке

4.Конкурс актерского мастерства.

6 день 

День профессий

28 июня

1.Минутка здоровья «Здоровое питание»

2.Экологический десант.

 3. Организация работы на пришкольном участке. Опытничество «Вершки и корешки»

4. «Аукцион профессий»

7 день 

День «Волшебных сказок»

29 июня

1.Минутка здоровья«Осанка –основа красивой походки»

2. «Там чудеса…» викторина по сказкам

3. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры»- встреча с сотрудниками библиотеки

4. Культпоход в театр.

5. Подготовка к конкурсам «Самый фантастический проект», «Сказка на новый лад.

8 день 

День «Фантазий и юмора»

30 июня

1.Минутка здоровья  «Правильное питание»

2. Театр-экспромт. Сказка на новый лад.

3 Шахматный турнир

4.Подготовка к конкурсу« Путешествие в страну дорожных знаков».

9 день 

День « Спасайкина»

1 июля

1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая  помощь при ожоге» «Собака друг и помощник!»

2. Юпитер-планета великан. Практические занятия по  ГО и ЧС со специалистами МЧС(на базе школы)

3. Операция «Вперед спасатели».

4. «Мой друг велосипед»- конкурсная программа на территории  

10 день 

День кино

2 июля

1.Минутка здоровья  «Закаливание»

2. Культпоход в кинотеатр «Наутилус»

3 . Подготовка к КТД «В погоне за космическими призраками» 

11 день 

День труда

3 июля

1.Минутка здоровья  ««Как снять усталость с ног»

2. Сатурн- властелин колец. КТД «В погоне за космическими призраками»

3. Трудовой десант«Эй, ухнем!».

12 день 

День игр, игрушек, шариков и бантиков

4 июля

1.Минутка здоровья«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»

2. Спортивный час «Звездный бой»

3. Турнир по мини - футболу

13 день 

День художника

5 июля

1.Минутка здоровья «Семейные традиции и образ жизни.»

2. Праздник цветных карандашей

«Хакасский национальный костюм»

Орнамент. Вышивка.

3. Конкурс рисунков  « Волшебные краски!

14 день

День Хакасии

6 июля

1.Минутка здоровья«»

«Зеленая аптечка»первая помощь при укусах насекомых.

2. Уран-планета лежебока. Поход

3. Викторина «Природа Хакасии»

4. «Аукцион трудовых сюрпризов».

15 день 

День Нептуна

7 июля

1. Минутка здоровья «Первая помощь при порезах»

2. Конкурс рисунков «Я выбираю здоровый образ жизни»

3. Космический футбол.

16 день 

День зеленого огонька

8 июля

1.Минутка здоровья«»

2. . Игра «Веселый светофор»

3. «Сумасшедший футбол»

17 день 

День успехов

9 июля

1. Минутка здоровья«В здоровом теле-здоровый дух»

2. Нептун-синий ураган. Конкурс ««Чудеса поднебесной», Самый фантастический проект.

3.Организация работы на пришкольном участке. Опытничество.

18 день 

День моды.

10 июля

1.Минутка здоровья

2.Развлекательная программа« Все дело в шляпе»

3.Турнир- состязание с воздушными шариками.

19 день 

День туриста

11 июля

1. Минутка здоровья  «Движение- это жизнь»

2. Конкурс рисунков на асфальте

3 Веселая спортивная эстафета

4. Подготовка к  выставке детского творчества

20 день 

День творчества 

12 июля

1. Минутка здоровья  «Мой рост и мой вес»

2. Трудовой десант  «Бунт»

3. Выставка изделий детского творчества. Конкурс рисунков «Волшебные краски»

21 день

День прощания

13 июля

1.Минутка здоровья  «Гигиена в доме»

2. Крошка Плутон-финиш. Праздничный концерт«Космический парад».

3. Апельсиновая дискотека.



[1] См. приложение 4 «Алфавит жестов»

[2] См. приложение 2, «Игра-путешествие «Дино-Галактика»

[3] Методика «КОС-1»

[4] См. приложение 1 «План-сетка работы лагеря»

[5] См. приложение 3 «Тематика занятий творческих мастерских»

[6]Столяренко, Л.Д, Самыгин, С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. «Серия 2. Учебники. Учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1999. – С. 227 – 228


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Организация детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ «Камызякская СОШ №4»

Каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения...

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёный островок»

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний ...

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа  детского  оздоровительного  лагеря  с дневным  пребыванием  детей   спортивно-оздоровительного  направления...

Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Большое космическое путешествие"

Вся программа строится на игре, по программе «Большое космическое путешествие».Погружение осуществляется с момента начала смены. Формируются отряды (экипажи). Каждый отряд планирует свою р...

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Мир»

Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотн...

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "ИСТОК"

Программа ДОЛ "Радость лета" с дневным пребыванием детей "ИСТОК"...

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя Петровская академия»

В основе программы лежит ролевая игра между двумя факультетами (отрядами) «Путешествие во времени» и экскурс в эпоху Петра I, к его Указу «Юности честное зерцало». Участни...