Главные вкладки

    Классный час (2 класс) по теме:
    Классный час о птицах

    Nовикова Надежда Владимировна

    Классный час о птицах подмосковных лесов. Загадки о птицах, викторины, кроссворды, краткие научные сведения в доступной форме

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    klassnyy_chas_o_pticah.doc458.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КЛАССНЫЙ ЧАС

    НА ТЕМУ

    «ДЕНЬ ПТИЦ»

    во 2 Б классе

                                                                                   

                                                                       

                                           2013

    Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц; развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе, расширять кругозор учащихся.

    Оборудование: открытки и рисунки с изображением птиц, о которых говорится; кроссворд «Орнитология»; листы с домашним заданием; запись птичьих голосов.

    Ход классного часа.

    Организационный момент

    -Давайте, ребята, отправимся с вами… за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые – и те встречаются с неведомым, таинственным, удивительным. А уж вы, ребята! Что ни шаг, то для вас, новое чудо!

    Когда ты идёшь по тропинке лесной,

    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

    Одно «почему» меж деревьями мчится,

    Летит по пятам за неведомой птицей,

    Другое пчелою забралось в цветок,

    А третье – лягушкою скок в ручеёк.

    Пойдём-ка, дружок, по тропинкам вдвоём

    Ответы искать под зелёным шатром.

    - Тема нашего классного часа спрятана в загадке:

    Снится ночью пауку

    Чудо-юдо на суку:

    Длинный клюв и два крыла

    Полетит – плохи дела.

    А кого паук боится?

    Угадали? Это … (птица)

    -Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в апреле проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полёты, мелодичное пение.

    Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдения за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.

    До сих пор работают учёные над интереснейшей научной проблемой – тайной ежегодных перелётов птиц.

    Сегодня День птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы.

    Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.

    Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

    Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

    Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

    Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

    Птичьи портреты

    - Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывают более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от вашего дома, надо знать.

    Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.

    (Звучит запись птичьих голосов)

    -Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

    «Синь-синь!» - посвистывает синица.

    «Чи-чи» Чи-чи!» - вторит ей чиж.

    «Гра-гра!» - представляется грач.

    «Сквор-сквор!» - поют скворцы.

    Имя зарянка подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.

     (По ходу рассказа учитель показывает иллюстрации птиц))

    В чаще лесной у полянки

    Рада вечерней поре.

    Птичка лесная зарянка

    Песню запела заре.

    Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост крвсного цвета, который всё время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.

    Чёрно-белая манишка,

    Подвижной, с рыжинкой хвост…

    На селе любой парнишка

    Сразу скажет: «Горихвост!»

    Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, зябкое, как говорят у нас в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали её зябликом.

    Название птицы клёст произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.

    Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово «свирест» со значением «свист», «визг». Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.

    Удивительно происхождение слова «цапля». Оно происходит от глагола «чапати», то есть медленно передвигаться, образовано от звукоподражательного «чап». Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: «Чап-чап!» Отсюда и глагол «чапати». Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука ч произносят звук ц. В слове цапля звук ц закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

    Физкультминутка.

    Цапля

    Очень трудно так стоять

    Ножку на пол не спускать.

    И не падать, не качаться,

    За соседа не держаться.

    Перелёт птиц

    - Учёные выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, кулики зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелёты совершает близкая родственница чаек – полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров.

    Кроссворд

    1. У неё глаза большие,

          Хищный клюв – всегда крючком.

          По ночам она летает.

          Спит на дереве лишь днём.   (Сова)

    1. Гнездо своё он в поле вьёт,

          Где тянутся растения.

          Его и песни, и полёт

          Вошли в стихотворения!

          Хочет – прямо полетит.

          Хочет – в воздухе висит,

            Камнем падает с высот

            И в полях поёт, поёт!       (Жаворонок)

    3.  Окраска – сероватая,

            Повадка – вороватая.

            Крикунья хрипловатая –

            Известная персона. Это … (Ворона)

    1. Спинка зеленоватая,

    Животиком желтоватая,

            Чёрненькая шапочка

            И полоска галстучка.    (Синица)

          5.   Кто там прыгает шуршит,

            Клювом шишки потрошит?

            Голоском речистый,

            Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом.   (Клёст)

    1. Он прилетает каждый год

    Туда, где домик его ждёт.

    Чужие песни петь умеет,

    А всё же голос свой имеет.   (Скворец)

          7.   Весь день рыбак в воде стоял,

            Мешок рыбёшкой набивал.

            Закончив лов, забрал улов,

            Поднялся ввысь – и был таков.   (Пеликан)

    1. Прилетел к нам наконец

    Лучший наш певец.

    Дни и ночи напролёт

    Он поёт, поёт, поёт.    (Соловей)

    1. Сероспинный, круглогрудый,

    В зимних рощах обитает,

    Не боится он простуды,

    С первым снегом прилетает.   (Снегирь)

        10.   Серенькая птичка,

            Птичка-невиличка,

            Шеей вертишь ты всегда.

            Разве в этом есть нужда?   (Вертихвостка)

    1. Кто в беретке ярко-красной.

    В чёрной курточке атласной,

    На меня он не глядит,

    Всё стучит, стучит, стучит.    (Дятел)

    - Прочитаем хором слово в выделенной строке.  (Орнитология)

    - Орнитология – наука, изучающая жизнь птиц.

    Закрепление

    - А теперь проверим: сможете ли вы узнать птиц по их изображениям? Названия птиц мы запишем в кроссворд.

    (Учитель показывает рисунки птиц (поползень, снегирь, зяблик, ласточка, дятел, сова, воробей, журавль, чечётка, синица, чиж, галка, сойка, цапля) вразнобой. Дети называют птиц.

    - Молодцы! Прочитайте, что получилось в выделенной строке (Птичья столовая)

    - Птицы нуждаются в нашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц? А чем вы их кормите? (Ответы детей)

    * Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьёв.

    * Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки

    * Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.

    * Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечётки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клёна, ясеня, липы.

    * Ягоды рябины, бузины, черёмухи очень любят снегири и свиристели.

    * А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.

    Подведение итогов.

    - Что интересного вы узнали о птицах? Что  запомнили?

    -Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

    Я узнал, что у меня

    Есть огромная родня:

    И тропинка, и лесок,

    В поле – каждый колосок,

    Звери, птицы и жуки,

    Муравьи и мотыльки…

    Всё, что рядышком со мною. –

    Это всё моё родное!

    Как же мне в краю родном

    Не заботиться о нём!