"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
статья на тему

Холодкова Ирина Викторовна

О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_vospitatelnogo_potenciala_uroka.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение  воспитательного  потенциала  урока - важнейшее  условие  организации  эффективного  воспитательного  процесса.

   Поскольку на уроках дети проводят основную часть учебного  времени, очень важно, чтобы урок выполнял не только образовательные, но и воспитательные функции.

   Учителю необходимо реализовывать воспитательный потенциал содержания учебного материала на уроке, выделяя аспекты, которые в наибольшей степени ориентируют младших школьников на овладение   мировоззренческими, нравственными, эстетическими представлениями. Для начальной школы в этом направлении открываются самые большие возможности, т.к. многообразие предметов, которые ведёт учитель начальных  классов,  позволяет затронуть любую тему в воспитательном процессе.

      Само содержание учебного материала определяет воспитательные  цели. На  уроке природоведения - это  воспитание бережного отношения к природе, эстетического восприятия. На уроке истории воспитание любви к  родине, формирования чувства патриотизма. На уроках чтения самое богатое  содержание учебного материала по всем воспитательным направлениям. Все произведения в учебной книге сгруппированы в тематические разделы, и каждое из них вносит нечто новое в воспитательный аспект темы чтения. Так ещё в букваре помещены тексты и картинки, которые дают возможность обратить внимание детей на нравственные аспекты жизни. Воспитательное влияние работы над текстами усиливается, если раскрываемые в них события, поступки  людей оказывают сильное эмоциональное воздействие  на детей, вызывают у них чувство сопереживания, побуждают их к нравственным поступкам. Здесь большую роль играет слово учителя, его умение эмоционально воздействовать на ребёнка. Обязательно нужно связывать прочитанный материал с жизнью. Дети должны  рассказать о том, что больше всего их поразило в прочитанном произведении. Необходимо научить их давать оценку поступкам героев, важно поговорить о том,  как надо было поступить в данной ситуации.

   На уроках русского языка и математики содержание многих задач и упражнений тоже имеют воспитательный потенциал. При подготовке к уроку важно использовать содержание дидактического материала в воспитательных  целях, подбирать дополнительный материал, осуществляя тематический  подход. Это могут быть такие  направления: «Человек и общество», Человек  и природа», «Труд», «Учись учиться», «Я и мой коллектив». При такой  общей ориентации легче отобрать материалы, способствующие расширению у детей представлений об общественных явлениях и событиях, воспитанию важных качеств личности.

   Ориентируясь на содержание воспитательных моментов в учебном материале, и используя его для достижения воспитательных целей, при таком  подходе  уроки будут способны влиять на общий уровень  воспитанности.