Сценарий классного часа «Доброта-вещь удивительная"
классный час (3 класс) по теме

Цель.

Развивать нравственно-этические нормы поведения учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobrota-veshch_udivitelnaya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа

   «Доброта-вещь удивительная.»

Цель.

Развивать нравственно-этические нормы поведения учащихся.

Задачи.

                       Познакомить учащихся с высказываниями великих людей о добре. Раскрыть значение слов, обозначающих понятие доброты,благодарности, приветствий и пожеланий.

                      Научить понимать, что слова являющиеся приветствиями и пожеланиями, должны быть искренними и нести сердечную теплоту.

                     Вызывать потребность у детей доброго отношения ко всем людям через поступки в обычной жизни.

                    Развивать словарный запас учащихся, память, речь, воображение.

Оборудование.

                    Высказывания великих о добре, пословицы, поговорки, «цветок слов со словами доброты», «дерево со словами качеств доброго человека».

              Учитель: Митрошичева Таисия Геннадьевна.

              МБОУ « Таицкая СОШ»

            Гатчинского района,

              Ленинградской области.

Ход классного часа.

- Доброе утро ребята!

-Доброе утро, уважаемые гости!

-Наша встреча сегодня посвящена  доброте. Она так и называется – «Час добра».

-Добро…

Что означает это слово?

Вот как о добре писал Л.Н. Толстой:

«Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все положительное, хорошее, полезное».

Драматург В. Розов дал доброте свое определение:

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид».

-В словаре Ожегова дано объяснение этому слову: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Отметил он и качества, которые определяют доброту.

-Давайте посмотрим на наш «цветок доброты» и назовем эти качества.

Что значит добродетельный?

(Положительный)

Что значит добродушный?

(Отзывчивый)

Что значит доброжелательный?

(Дружелюбный)

Что значит добронравный?

(Мягкий, кроткий, спокойный)

Что значит добропорядочный?

(Дисциплинированный)

Что значит добросердечный?

(Участливый)

Что значит добросовестный?

(Честный)

-Все слова имеют два корня, и один из них от слова добро.

-А теперь, давайте посмотрим на дерево, которое нарисовали наши ребята. Прочитайте ребята слова, которые вы написали. Пожалуйста, объясните  всем, почему вы их написали?

Дети читают слова с листочков дерева: честь, совесть,душевность,

порядочность, сочувствие, сострадание, помощь, понимание, , искренность, забота, открытость.

-Когда вы писали эти слова, о каком человеке вы думали? Как одним словом его можно назвать?

(Добрый человек).

-Я совершенно с вами согласна.

-Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

        -В последнее время мы все ощущаем недостаток доброты и милосердия. В чем же дело?

Может, просто дело в том, что мы стали жестче друг к другу? Или стали ранимее?

Мы терзаемся от обид, нанесенных нам, и не замечаем, когда кого-то обижаем сами. Что же это – болезнь, которой мы заражаем друг друга – эгоизм и черствость?

В Евангелии от Матфея сказано: «… во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними».

Пусть эти ЗОЛОТЫЕ слова определяют все ваши поступки в жизни.

Каждый взрослый и ребенок на земле хочет, чтобы окружающие люди его любили, заботились о нем. Но не каждый знает, что это нужно заслужить. Ведь человек рождается и живет для того, чтобы делать людям добро. Добру всегда противостоит зло. Я, наверное, не открою для вас ничего нового, если скажу, что только тот заслуживает к себе хорошего отношения, если обладает качествами, с помощью которых распустился наш цветок.

Есть еще слова, которые определяют доброго человека. Подумайте и напишите на своих листочках, которые затем прикрепите к нашему дереву, но только это должны быть слова, каких ещё нет на дереве.

        (Вежливый, культурный, воспитанный, терпеливый, скромный, неунывающий, понимающий).

            -Скажите , а в каких произведениях мы чаще всего встречаемся с такими качествами? ( В сказках?)

-Скажите, а в каких сказках мы читали об этих качествах?

(«Морозко», «Двенадцать месяцев», «Про ленивую и радивую», сказки А.С. Пушкина).

-В этих сказках живет рядом добро и зло. А что в сказках побеждает? (Добро)

-Многие сказки заканчиваются словами. Скажите какими?

(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок).

-Что же это за урок?

(Только тот, кто делает добрые дела побеждает, зло наказывается).

-Чему учат сказки?

(Добру, помогать друг другу, верности, быть внимательными и не повторять злых поступков).

-А с чего начинается добро?

(С самых простых слов).

-А вот что это за слова, нам сейчас расскажут ребята, которым было задание подыскать стихи с такими словами.

             1 ученица.

Солнышко ясное встало

- Доброе утро! – сказало.

- Доброе утро! – кричу прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим,

- Доброе утро! –

Повсюду я слышу

Я слышу и вижу

В глазах у девчонок,

В глазах у мальчишек…

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно.

Доброе утро, друзья, все равно.

           2 ученица.

          -Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро!».

Произнося их, мы желаем людям хорошего настроения, хорошего здоровья, чтобы день был радостным, светлым, добрым. Если даже плохая погода, на улице пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро» и на лице людей появляется улыбка, оно становится светлее и радостнее.

Услышав эти слова, мы не можем не улыбнуться в ответ. Они помогают отвлечься от грустных мыслей, забыть обиды.

-Мы уже сказали о том, с чего начинается добро, какие сказки рассказывают о добре, а в произведениях каких авторов вы еще читали о добре? Расскажите. (Дети, которые читали разные произведения рассказывают о прочитанном.)

1 ученик.

           -Готовясь к классному часу, я перечитала много рассказов и решила, что рассказ Волкова «Дедушка из Сванетии» очень подходит к нашему разговору о доброте, душевности, чуткости и внимании. Он учит нас сострадать. Делить радость пополам.

                2 ученик.

Я прочитала рассказ Астафьева «Бабушка с малиной». Этот рассказ учит нас уважать старших, помогать им в трудную минуту, быть участливыми, понимающими.

3 ученик.

            -А прочитал стихотворение, которое мне очень понравилось и я хочу вам его рассказать.

Достается недешево

Счастье трудных дорог

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды,

Может, вырастил деревце

Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

-В чем же проявляется добро?

(В самой обычной работе и поступках)

-А какие поступки могут совершать ваши сверстники?

(Помогать дома, не обижать слабых, любить всех кто нас окружает).

-Очень хорошо написала об этом А. Барто, и я попрошу прочитать его.

- У меня есть старший брат.

Очень умный парень! –

Уверяет всех ребят

Таня на бульваре. –

В красном галстуке он ходит,

В пионерской форме,

Сорняки на огороде

Вырывает с корнем!

И толстушка Валечка

Старшим братом хвалится:

- Если кто меня обидит,

Старший брат в окно увидит,

Если я заплакала –

Он проучит всякого.

Он готов меня спасти.

И от тигра лютого,

Десять лет ему почти.

Павликом зовут его.

Катя в красном платьице

Как расплачется:

- Я одна ничья сестра, -

Цапнул кот меня вчера.

Что ж, меня кусай, царапай:

Я одна у мамы с папой,

Нету братьев у меня,

Мама с папой – вся родня.

К ней подходит не спеша

Вовка – добрая душа.

Объявляет он ребятам:

- Буду Кате старшим братом.

С понедельника, с утра,

Будешь ты моя сестра.

Почему Вовка захотел стать девочке старшим братом?

(Пожалел девочку).

Какой он человек?

(Добрый, понимающий).

-А сейчас, мы узнаем как человек может изменить в себе некоторые недостатки.

-Другое стихотворение прочитайте.

А.Л. Барто «Укротитель»

Сам себя ругал Максим:

- Ты, Максим, невыносим!

Ты грубишь родителям!

Ты мне отвратителен!

Решено! – сказал Максим. –

Стану укротителем!

Хватит своеволия!

Если даже и на льва

Могут действовать слова,

На меня – тем более!

Он работал со словами

Сам себя он укрощал:

- У сестры фонарь под глазом!

Кто виновен – тот наказан!

Что поделать? Решено:

Не пойдешь, Максим, в кино!

Укротитель беспощаден:

Начеку все время будь!

Придерется то к тетрадям,

То еще к чему-нибудь.

Скажет будто невзначай:

- Своеволие кончай! –

И прибавит он печально:

- телевизор не включай,

Без футбола выпьешь чай.

- Как парнишка поумнел! –

Люди ахали,

А Максим спокойно ел

Клюкву в сахаре.

Сам себя за укрощенье

Выдавал он угощенье.

-Это, конечно, стихотворение-шутка.

-В народе всегда ценили добро. Каждое поколение людей передавали мудрые слова о добре. Вот они перед вами. Давайте прочитаем и объясним их значение.

Спешите делать добро.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

От добра добра не ищут.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Доброе дело дороже богатства.

-Я очень хочу, чтобы и вы эти мудрые высказывания могли и хотели применять в жизни и рассказывали о них тем, кто с вами живет.

Пусть ваша дорога в жизни будет «дорогой добра».

Этого вам желает  автор стихотворения и наш ученик, который вам его и прочитает.

Ю. Энтин «Дорога добра»

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по белу белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогую добра!

Забудь свои заботы

Падения и взлеты.

Не хнычь, когда судьба ведет

Себя не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Не уповай на чудо…

Спеши к нему, всегда иди

Дорогую добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что эта жизнь –

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогую добра!

А вот еще одно высказывание:

Добрые сердца – это сады,

Добрые слова – это корни,

Добрые мысли – это цветы,

Добрые дела – это плоды.

-Давайте назовем слова, которые являются корнями нашего дерева.

(Спасибо, здравствуйте, будьте добры, здравствуйте, доброго дня, до свидания и т.д.)

-Давайте назовем слова, которые являются листьями его.

-Давайте назовем слово, которое может быть плодом этого дерева.

(Уважение. Доверие.)

(Уважайте и помогайте старшим, уступайте место взрослым, пропускайте в двери девочек, женщин, будьте вежливыми всегда).

Посмотрите, оказывается как просто быть добрым. Все слова и поступки доступны и просты, только их надо принять умом и сердцем. И тогда, ваша жизнь превратится в такое прекрасное дерево. Наш час добра подходит к концу. Пожелать хочу я всем: «Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет, а главное не стесняйтесь доброты своей. Помните: красоту уносят годы, доброту не унесут.

Спасибо всем кот был сегодня с нами!

  • А теперь, я очень хочу, чтобы вы ответили на несколько моих вопросов, да и сами узнаете насколько вы добры. Подписывать листочки не надо. Напротив каждого вопроса поставьте ответ: «да» или «нет».

Тест.

1. У тебя появились деньги. Смог ли ты истратить все на подарки друзьям и родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тебе это не интересно, ты остановишь его или дослушаешь до конца?

3. Твой друг и  играете в какую-то настольную игру. Будешь ли поддаваться ему, если ты всё время выигрываешь, а он проигрывает, чтобы товарищ не потерял интереса к игре?

4.  Нравится ли тебе говорить приятное людям?

5.   Будешь ли ты мстить человеку, если он тебя обидел?

6.   С желанием ты оказываешь помощь другим или только для того, чтобы тебя похвалили?

7.  Ты уверен в своей правоте, но не все с тобой согласны, будешь ли ты выслушивать мнение других?

8. Будешь ли ты выполнять работу, если она не входит в твои обязанности?

9.   Станешь ли ты передразнивать кого-либо, чтобы повеселить друзей?

10.   Твой друг поссорился с одноклассником и всячески старается поссорить его со всеми другими, будешь ли ты его поддерживать в этом?  

Подсчёт.

Одно очко за каждый утвердительный ответ.

Более 8 очков.

Ты любезен, умеешь общаться с людьми. У тебя есть друзья, но не позволяй им злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков.

Твоя доброта- вопрос случая: ты добр не скаждым. Старайся быть ровным со всеми, чтобы не было обид.

Менее 4 очков.

Тебе надо много работать над собой.

Самоанализ классного часа.

Основная задача данного классного часа решалась через знакомство обучающихся с высказываниями о добре великих людей. В беседе о добре, используя словарь, дети подбирали подходящие в смысловом отношении к слову добро. Сделали вывод,какими качесвами обладает добрый человек и что нужно для того, чтобы быть добрым не надо искать исключительных случаев, а им можно быть в самом обычном деле, каждый день и каждый час. Ребята привели много примеров из рассказов и стихов разных авторов.

Главное, что большинство учащихся поняли Что все слова должны быть искренними, а за добрые поступки не надо ждать благодарности. Использование самых обычных слов может помочь людям поднять настроение, отвлечь от неприятностей.

При подготовке к данному мероприятию дети много читали, учили стихи,подбирали пословицы о добре, объясняли их значение.

Итогом данного классного часа стал тест. Результаты теса показали, что 91% учащихся понимают осознанно, что добро самое необходимое качество по отношению к окружающим и готовы пожертвовать личным и дорогим для своих друзей, родных и близких, знакомых. Для 7% учащихся — доброта- это дело случая. Они добры, но не со всеми. 2% учащихся должны работать над собой.

Вывод:

Данный результат показал, что нужно продолжать работу с учащимися по закреплению осознанного понимания необходимости  быть добрыми по отношению  окружающими и особое внимание уделять тем,кто не осознал совершенно, что доброта одно из самых важных человеческих качеств.

Литература:

  1. Э.Г.Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома».
  2. Н.В. Бердникова «Весёлая ярмарка».
  3. Е.М. Алжиева «50 сценариев классных часов».
  4. Б.В. Бушелева «Поговорим о воспитанности».
  5. В.П.Сергеева «Классный руководитель в современной школе».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Удивительное рядом"

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении пр...

Сценарий "Классный классный" визитная карточка 2

Сценарий написан для визитной карточки Понаморёвой М.Ю - замечательного человека и талантливого учителя химии....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Конспект классного часа по теме «Удивительное – рядом»

Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природны...

Конспект классного часа на тему: " Удивительное рядом"

Тема урока:  «Удивительное рядом»Цели:-Расширить представление детей о необычных явлениях вокруг них;Планируемые результаты:Личностные: - Вызвать чувство удивления, восхищения;- Воспи...

Презентация к классному часу "Необычные и удивительные места планеты"

Презентация использовалась на классном часе и в летнем образовательном лагере...

КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА «Проводник в удивительный мир знаний»

Дата проведения классного часа: 02.10.2017ФИО учителя: Боярина Людмила МихайловнаКласс: 4 «В»Тема: «Проводник в удивительный мир знаний»Цели:- расширение представление детей о ...