Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".
методическая разработка (3 класс) по теме

Леонова Серафима Михайловна

Методицеская разработка  по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

тема: «Послушание. Дети и родители».

Цели:

Обучающие:

  • Формирование работы над текстом, словом;
  • Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой.

Дидактическая:

  • Использование динамического чтения.

Воспитательная:

  • Формирование правильного представления об окружающем мире;
  • Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине;
  • Умение слушать.

Развивающие:

  • Развитие фонематического слуха;
  • Формирование и развитие думать, анализировать, обобщать;
  • Работа над укреплением памяти, внимания, воображения, сообразительности;
  • Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов.

Оборудование:

  • УМК “Истоки” (учебник, тетрадь);
  • Карточки;
  • Компьютер;
  • Проектор.

Вступление.

Милые ребята! Дорогие наши бабушки, мамы! Уважаемые гости! Мне приятно видеть ваши добрые лица, чувствовать близость общения с вами.

Давайте отправимся в очередное и душеполезное путешествие к нашим Истокам. По мере своих сил будем помогать друг другу в дороге.

  1. Присоединение к теме.

1) Инсценирование сказки «Гуси-лебеди»

- Почему случилась вся эта история?

(девочка не вспомнила наказ родителей, ослушалась.)

Сегодня мы поговорим о послушании и почитании своих родителей. Узнаем кого нужно слушать и слышать? К чему прислушиваться?

  1. Основная часть.

Ребята, как вы думаете что обозначает слово «послушание» (ответы детей). Послушание — это умение слушаться и повиноваться.

- Чему оно учит?

Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учит уважать старших и исполнять законы государства.

- Послушание-это не бездумное выполнение чьих-то указаний, выбор поступка, действия по совести.

Это труд по благословению. Это служение людям.

 (слайд)

Как правило, ответы на вопросы, которые ставит нам жизнь, мы ищем в опыте предков. Обратимся к нему и сейчас.

1) Чтение текста с. 64.


                                    Выбор по совести
Послушание
                                    Труд и служение

Выбор: послушай совет, поступи по совести.

Почему важно доверять опыту послушания наших предков?
(Он знают и умеют неизмеримо больше тебя. Обладают бесценным сокровищем – жизненным опытом.

- Как опыт послушания соединяет прошлое, настоящее и будущее?

(Они учились у предыдущих поколений. В жизненном опыте одного человека соединяется опыт веков).

- Какие слова на Руси были высшей оценкой для детей?
(
Послушный сын», «послушная дочь». Они приносят радость родителям, доверяют их жизненному опыту.
Такие дети – надежда семьи.)

- Какое наставление древнего мудреца нужно всегда помнить?

(«Начало всякого дела — размышление, а прежде всякого действия — совет»).

  1. Активное занятие. Работа в четверке.

Задание. Вам предстоит важное дело. Построите логическую цепочку своих действий, следуя этому наставлению, то есть что нужно сделать сначала, а что-потом.

На доске:                       Дело                Размышление               Совет

           Итоги работы:           Размышление               Совет            Дело

Беседа.

В жизни часто происходит всё по-другому.

К сожалению, далеко не все дети радуют своих родителей. Многие причиняют им одни только печали. Больно сжимается сердце, когда видишь детей, не почтительных к своим родителям.

Проснулся ребёнок — мать просит его встать, умыться; а он как будто не слышит слов матери; разве когда отец прикрикнет на него, тогда только он встрепенется и как будто приступит к делу, медленно, нехотя..... Многие дети привыкли капризничать за столом: привередничают, отказываются от еды — одно сладкое им подавай. Есть дети ленивые, которые не хотят выполнить даже легко поручение своей матери. Попросит его мама сходить куда-нибудь, а он, вместо того, чтобы исполнить её просьбу, наговорит ей кучу возражений: «Да как я пойду, да я не знаю дороги, да я боюсь туда идти....» Или же прежде поторгуется, выпрашивая гостинцев за исполнение дела. А иной и совсем не послушается матери, убежит куда-нибудь надолго и там играет с подобными себе озорниками, пока не захочется ему есть. Тогда только вспомнит про мать: лисьими шагами подходит к дому и всякими неправдами  старается увернуть от заслуженного наказания. Постепенно эти дети теряют уважение к родителям: их не трогают ни уговоры, ни наказания. Такие дети-печаль и позор родителям.

  • Как нужно относиться к родителям?

(ответы детей)

Надо помнить о божьей заповеди почитания родителей.

«Почитай отца твоего и мать твою»

Ребята, а что значит почитать родителей?

1) Быть всегда вежливым и внимательным к своим родителям.

  • Быть вежливыми мы должны со всеми людьми, тем более со своими родителями. Вежливое отношение может выражаться в вашей заботе о них: спросите, как они себя чувствуют, в чём нуждаются. Например: «Мама, как ты себя чувствуешь? Папа, чем я могу тебе помочь?». Утром можно сказать:  «Доброе утро!». Но не капризничать и не быть недовольным; вечером можно пожелать и доброй ночи. Конечно, это незначительное внимание, но и это очень ценно и приносит радость.

2) Никогда не стыдиться родителей и оказывать им высокое внимание.

  • Имеется в виду не то, какое положение они занимают в обществе, а то кем они являются для вас. В мире они, может, и не на почетном месте, простые рабочие, не имеющие образования.

Но кем бы ни были ваши родители в жизни, он для вас суть представители Бога. Огорчить их-значит огорчить Господа.

Никогда не стыдитесь своих родителей. Они отдают свое здоровье, отказывают себе во многом, даже в последнем куске хлеба.

(рассказ о мальчике)

3) Почитать родителей — это значит ответить любовью на их любовь.

4) Но самое главное почитание есть послушание.

Быть послушным — значит не только делать, что от тебя требуют, (машины и рабы тоже исполняют, что от них требуют), но это значит: подчинить свою волю воле другого и исполнять свой долг с любовью.

  • Но почему же нам трудно слушаться?

Даже если понимаешь, что тебе говорят правильные вещи, всё равно подчиниться не просто.

  • Что нам мешает быть послушными?

(Мешает своеволие, упрямство, дух протеста).

Слово «послушание» происходит от слов слушать, слышать. Послушный (слушающий, слышащий есть тот, кто исполняет то, о чём ему говорят, что от него требуют. Исполняет-значит слушает, значит слышит.

Именно поэтому Иисус Христос говорил о непослушных людях так: «Имеют уши и не слышат». (Мф.13.,13).

  • Можно ли так сказать и о непослушных детях?
  • Почему?

(Ответы детей).

Грех непослушания с. 39-40

  • Хотим ли мы, чтобы родители нас любили понимали?

(ответы детей)

Родительская любовь, как и любовь Божия, подобна солнышку, которое посылает на нас благодатные лучи тепла и света. В этих лучах нам радостно, уютно и спокойно.

Но вдруг становится прохладно, куда-то пропадают согревающие нас лучи, и мы оказываемся в тени....

Набежит туча и спрячется от нас красное солнышко. Это наше непослушание. Малое непослушание — малая тучка, большое непослушание — большая туча, которая может совершенно закрыть от нас солнце. Тогда нам станет очень неуютно.  

Польёт дождь, загремит гром и засверкает молнии. Мы промокнем и продрогнем....

Это гром и молния — все беды обрушивающиеся на нас из-за непослушания.

Чтение притчи.

- Послушайте «притчу об отце и сыне»

У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец. Подумал и сделал вот что. Отец вкопал против дома столб и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как весь столб бы утыкан гвоздями. Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на столбе не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и столб остался без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то на столбе не осталось ни одного, но посмотри на него – он весь испещрен зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.

- Гвоздей нет, но дырки  от них остались.

- Раны  на столбе израненные души любящих сына родителей.

Активное занятие. Работа в парах.

А теперь вам предстоит важное задание.

Из таблицы выберите те качества, которые мешают послушанию в левый столбик, а в правый то, что приобретаешь с послушанием.

Лень

Преодолеваю лень

Плохое настроение

Гаснет раздражительность

Утомительно

Сделаю доброе дело

Поссорились с этим человеком

Доставлю радость

Вредный характер

Сохраню добрые обычаи

  • Как вы думаете, как можно воспитать в себе послушание?

Надо тренировать свою волю, сдерживать себя. Главное в послушании, чтобы он стало добровольным и осознанным. Поначалу далеко не все нам нравится, в чем нас заставляют слушаться, но нужно самому принуждать себя к дисциплине. Когда человек увидит от этого пользу для себя — и послушание будет ему не в тягость. Послушание родителям — это долг

детей. Ведь они учат нас только добру, которое требует от нас Господь. И наше послушание им есть послушание самому Богу.

  • А сейчас я прочитаю вам интересную сказку. Слушая её, подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли назвать эту сказку поучительной?

Сказка про Ваню.

Жил-был мальчик Ваня. Проснулся он как-то утром, а ему мама говорит:

  • С добрым утром, Ванечка!

Ваня ей отвечает:

  • Ничего оно не доброе. Дождик идёт на улице.

Разогрела мама ему завтрак и зовут его:

  • Ванечка! Мой ручки и иди кушать.

А он ей в ответ:

  • Зачем их мыть? Они и без того чистые.

И вот так целый день он разговаривает с мамой.

Настал вечер. Уложила мама Ваню спать, и приснился ему сон, будто пришел он с мамой в магазин, увидел конфеты и говорит:

  • Мама! Купи мне, пожалуйста, конфеты.
  • А мама отвечает:
  • Это не конфеты, котлеты. Ты же не любишь котлеты.

Ваня удивился, ничего не сказал. Вышли они из магазина, идут по улице.

Заметил Ваня у дороги цветок и говорит:

  • Ой, мама! Посмотри, какой красивый цветок!

А мама ему отвечает:

  • И совсем это не цветок, а чей-то пестрый носовой платок.
  • Ваня ещё больше удивился.

Пришли они домой, просит он маму:

  • Свари, пожалуйста, мне на обед картошечки.

А мама отвечает:

  • Зачем её варить? Она и без того вкусная.

Ваня так удивился всему этому, что проснулся. Проснулся, подумал про свой сон и …... вдруг покраснел от стыда. А тут слышит, мама говорит ему:

- С добрым утром, Ванечка!-улыбнулся Ваня и, хотя за окном моросил дождь, радостно ответил:

  • С добрым утром, мамочка!
  • Можно ли эту сказку назвать поучительной?
  • Почему ему стало стыдно?
  • Давайте поделимся друг с другом тем, что каждый знает и думает про совесть?

- Послушайте мысли о совести мальчика Матиуша из книги Я. Корчака «Мысли короля Матиуша».

Что происходит в мозгу, когда человек думает? Наверно, в голове у нас много маленьких человечков, и каждый что-то знает, говорит свое. Иногда они спорят, ссорятся, потом мирятся, стремятся помочь друг другу.........

А может, и в сердце эти человечки живут? Соберется много человечков грустных, и на сердце ложится тяжелый груз. А  развеселятся шалуны-и становится легко и радостно.

А что такое совесть? Наверно, это самый главный человечек, который знает, что можно делать, а что нельзя. Все остальные его слушаются. А когда не слушаются, человек совершает дурные поступки.

  • Да, окружающие оценивают нас просто по поступкам, когда выбор между добром и злом, между хорошим и плохим уже сделан. А как правильно осуществить выбор? Этому учит послушание совести.
  • В народе говорят: «В ком стыд, в том и совесть». Есть словосочетания: сделать на совесть, жить со спокойной совестью, грызет совесть.

Работа с учебным пособием. (статья «Послушание совести»)

В народной памяти есть два очень похожих выражения о совести.

«Добрая совесть — глас Божий и Добрая совесть — глаз Божий»

Совесть — голос Божий, указующий, как нужно жить. Она оглашает законы добра и чести, веры и надежды. Но совесть одновременно и глаз Божий. Она видит как мы живем на самом деле. От глаз людских можно скрыть дурной поступок, утаить грех, а от совести — никогда.

  • Что значит поступить по совести?

Послушание совести пробуждает в человеке привычки к добру. Она оглашает законы добра и чести, веры и надежды.

Глаза — мера, душа — вера, а совесть — порука.

Совесть-порука, то есть поручается помочь человеку.

Получается, совесть-это нравственный закон внутри нас.

             Послушайте стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».
Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

  • В каждом ли человеке есть совесть? (Совесть есть в каждом человеке. Только у некоторых она спит, молчит. Её нужно разбудить. Помогают в этом правила и законы.) Ежедневно и ежечасно каждый из нас выполняет определенную роль. На уроке я — ученик. В семье — сын иди дочь, брат или сестра. В автобусе я — пассажир. В походе мы — туристы. В библиотеке мы — читатели.

Кем бы мы ни были, совесть учит нас жить по правилам и законам, жить, уважая других.

Есть правила, обязательные для исполнения всеми гражданами — законы.

Ресурсный круг.

Дорогие ребята, сегодня к нам на урок пришли самые близкие самые близкие вам люди — мамы, бабушки.

  • Подумайте, что бы вы им могли сказать.
  • Всегда ли вы поступали по совести?
  • Было ли стыдно вам за свои поступки?
  • Уважаемые родители, чему вас учили ваши родители, воспользовались ли вы советами своих родителей?

А теперь я предлагаю сделать аппликацию под названием «Плоды послушания и непослушания».

Плоды послушания имеют — красный цвет, а непослушания — зелёный. Ребята, если вы довольны своим поведением берете красное яблоко, а если вы понимаете, что не всегда поступаете правильно, тогда берете зеленое яблоко.

Итог.

  • Что дал вам урок для дальнейшей жизни?

Слова учителя.

  • Я хотела бы пожелать всем вам помнить самую важную заповедь Божию, «Почитать отца своего и мать свою», за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботится о них.

Неуважение родителей есть великий грех.

В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать наказывали смертью.

Пусть ваши семьи будут самые дружные, пусть в них царит дружба, понимание, любовь, помощь, уважение, забота, согласие.

Спасибо всем за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе («Воспитание на социокультурном опыте в рамках программы «ИСТОКИ»)

Дата проведения: 05.12.2009г.ТЕМА:  Защитники земли Русской.ЦЕЛИ: 1) Раскрыть детям образ «богатыря, защитника, Родины».             2)...

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

Модель "Школа - социокультурный центр"

Воспитательная работа в группе продленного дня...

Классный час. Социокультурные истоки. "Послушание".

Методицеская разработка классного часа  в 3 классе.по предмету "Социокультурные истоки" на тему "Послушание"....

Общешкольные мероприятия, как составная часть социокультурной и образовательной среды начальной школы (творческая группа классных руководителей Кашапова Р.Р., Сивчук Л.П., Страшко Е.А.)

Школа - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, повер...

Программа «Социокультурные истоки» как системный проект по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей учащихся

      Программа «Социокультурные истоки», являясь по сути своей системным проектом в области образования, создает необходимые условия для организации такого воспитате...