Права и обязанности детей.
классный час на тему

Иванова Наталья Леонидовна

классный час.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.ch_._prava_i_obyazannosti_detey.docx40.6 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.17 МБ

Предварительный просмотр:

БОУ г. Омска « Средняя общеобразовательная школа №11»





Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы».

4 класс







                                                    

                                                           Классный руководитель

                                                           Иванова Н.Л.

Классный час на тему

«Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

(4 класс)

Цель: Повышение социально – правовой компетентности посредством  обучения  навыкам реализации своих прав и обязанностей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.

 Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Задачи:

образовательные: приобретение учащимися знаний о  правах и обязанностях ребенка в обществе, правилах поведения в школе. Познакомить с основным законом – Конституцией России,  с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей

развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания, используя дополнительную литературу. Разностороннее развитие личности,  наблюдательности.

воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.

социальные: формирование навыка сотрудничества.

Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование:  иллюстрации, аудиозапись, отрывки из литературных произведений, словари.

Ход классного часа

Звучит песня: «С чего начинается Родина» (музыка: В. Баснера, слова: М.Матусовский)

  1. Вступительное слово учителя:

- Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? (ответы детей)

-Как называется то место, где вы родились, где вы выросли? (ответы детей)

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня или город, улица, дом, где он родился.

- Это его маленькая родина из множества таких уголков и состоит наша большая, великая родина.

- А как называется наша Родина? (Россия)

- Какой город является столицей нашей необъятной родины? (ответ)

- Почему необъятной? (ответы детей)

- Как называют людей, живущих в России? (Гражданин)

- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Каким должен быть маленький гражданин?»

Письмо от волшебника. «Уважаемые ученики 4 класса! Я отправляю вам посылку – волшебную шкатулку. В ней – самое ценное сокровище планеты Земля. Кто хочет его увидеть, может заглянуть. Берегите это сокровище и преданно относитесь к нему» ( Дети заглядывают, в шкатулке – зеркало, дети видят свое отражение).

- Так что вы увидели в волшебной шкатулке? Кто там? (Мозговой штурм)

- Дать ответ на вопрос «Кто я?»

  1. Символы государства.

-Мы с вами  жители России и обязаны знать символы государства.

- Напомним друг другу, какие гocyдарственные символы имеет наша страна. Для этого поработаем в группах.

(Для каждой группы свое задание: выбрать лишние буквы из каждого слова и собрать их в слова – государственные символы России)

оггонь                                    шарфф                          иггра

леето                                      иглла                             лииса

рроссия          герб                зааяц          флаг           домм        гимн

роббот                                   оггонь                           окнно

(каждая группа рассказывает о государственном символе России)

-Что представляет собой наш государственный флаг? (.Государственный флаг России- прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса- белая, средняя- синяя, нижняя- красная. Считается, что белый цвет- выражает чистоту устремлений, синий- обозначает волю к миру, красный- готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг России был принят в 1991 году ) 

- Следующий символ- это гимн. (Гимн- официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка- Георгия Александрова, новый текст- Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента РФ от 30.12.2000 г. Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных  парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины)

- Следующий символ- это герб. Так выглядит наш герб. (Герб РФ представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Двуглавый орел- древний символ царских династий. В России впервые появился в 1497 году при Иване III. Орел увенчан двумя малыми коронами и- над ними- одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой- держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона)

- Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. - перечислить (Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции ).

  1. Знакомство с Конституцией.

-Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

     Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст ранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое - законы?( ответы детей).

- Как разъясняется это слово в толковом словаре С.И. Ожегова? (работа со словарями).

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.  Законы бывают разные, но главный (основной) за кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

- Вот она , какая Россия – Русь, широкая и великая! И везде живут люди, люди разных национальностей. И мы должны уважать людей других национальностей. Об этом записано … Где? ( В Конституции).

- А теперь проведем небольшую викторину.

Викторина 

  1. Как называется наша страна?
  2. Как называют людей, живущих в нашей стране?
  3. Что такое символы?
  4. Какие символы государства знаете?
  5. Как называют основной закон государства?
  6. Составьте слова из слова КОНСТИТУЦИЯ

кон      нитки     сутки      кости       кино     утки     ток       нос

тик      суп         сон         кит           сито

  1. Закончите пословицы: а)  если народ един …   (непобедим)

                                      б) как аукнется, так и … (откликнется)

                                      в) человек без родины, что соловей … (без песни, голоса)

IV. «Путешествие» по стране Правознайке.

Сценка «Игра». (Показывают дети).

Ведущиц:

После уроков ребята решили поиграть.

Коля:

Давайте поиграем в войну!

Ваня:

Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша:

А я не хочу.

Коля:

Чего не хочешь?

Саша:

Играть в войну.

Ваня:

Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша:

Я не хочу.

Коля:

Захочешь.

Саша:

Что же вы меня заставите?

Ведущий:

Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?

- Давайте поговорим. Как поступил Ваня и Коля? Почему они не правы? Прав ли Саша? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем точки зрения).

У ч и т е л ь. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

В оп р о с ы учащимся:

1) Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам.)

2) Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку.)

3) Кто кого в сказке «Лиса и заяц» лишил права владеть имуществом? (Лиса - зайца.)

4) Кто кого в сказке «Золотой ключик» лишил имущества? (Лиса Алиса и кот Базилио – Буратино.)

5). Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь- Дюймовочку.)

 На доске 3 листа:

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

У ч и т е ль. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Бурати но». Давайте разберемся какие конституционные права  были нарушены в данной сказке:

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосред ственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».

- Какие же права есть у вас, школьников?

У ч е н и к.

1.Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3.Право на каникулы.

4.Право на занятия в кружках и секциях.

V. Наши обязанности.

- Каждый ребенок должен знать свои права. Но не менее важно помнить, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

 - Что такое обязанности? (работа со словарем)

(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

-А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

  • Уважать права, честь и достоинство всех учеников;
  • Прилежно учиться;
  • Иметь аккуратный вид;
  • Соблюдать правила техники безопасности;
  • Беречь школьное здание, оборудование;
  • Придерживаться общепринятых правил поведения;

VI. Заключительная часть.

У ч и т е ль. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.

Блиц-опрос

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)

3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Какие государственные символы России?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

Блиц – опрос Что такое конституция? Где записаны права и обязанности граждан России? Когда была принята новая Конституция? Какие государственные символы России вы знаете? ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Права и обязанности детей

права и обязанности детей...

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Внеклассное мероприятие по теме "Права и обязанности детей"

В рамках месячника "Ты - о законе, закон - о тебе" в 3 кл. проводилось внеклассное мероприятие, на котором дети смогли ознакомиться со своими правами и обязанностями....

БЕСЕДА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ

Права детейДекларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его фи­зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призв...

Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".

Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит  с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоват...