Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по теме:
    Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Юный гражданин России»

    Корякина Наталья Владимировна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    vneurochnaya_deyatelnost_microsoft_word.doc132 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 9

                                                                           

                                           Утверждаю

                                                                                Директор МБОУ гимназии № 9

                                                                                Сапунова В.М. _____________  

                                                                             ____ ____________ 2012 г.    

    Программа по внеурочной деятельности

    духовно-нравственного направления

    «Юный гражданин России»

    Возраст детей 7-8 лет

    Срок реализации программы 1 год

                                                               Составители:

                                                       

     Волкова А.Б.,  учитель начальных классов МБОУ СОШ №37 г. Ставрополя        Григорьева О.В., учитель начальных классов МБОУ КШ  им. генерала   Ермолова А.П. г. Ставрополя

     Корякина Н.В., учитель начальных классов МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя

    Романенко С.А., учитель начальных классов МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя

    г. Ставрополь

    2012 г.

    Пояснительная записка

         Духовно – нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно – нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, потому что детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

         На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Зато пробуждающие силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

         Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.

        Программа внеурочной деятельности «Юный гражданин России» носит личностно - ориентированный характер.  

         Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

        Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

    - создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников;

    - формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

    - утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, города;

    - совершенствовать физическое развитие учащихся, вырабатывать у них потребность в здоровом образе жизни;

    - развивать систему патриотического воспитания учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

    - формировать гражданскую компетентность через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования;

    - воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через краеведческую работу, совместную деятельность школьников с советами ветеранов войны и труда;

    - повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

              Средствами внеурочной деятельности целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

         Особенностью программы «Юный гражданин России» является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Она использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки и физической культуры.

         В основе методики преподавания курса «Юный гражданин России» лежит проблемно -  поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и в музее, на улице, в библиотеке.

         Занятия курса разделены  на теоретические и практические.

         В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, города, школы; портреты участников ВОВ, великих полководцев; набор открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомов. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

         Учащиеся должны знать:

    - название страны, региона, родного города, где живут;

    - символику страны, края, города, школы;

    - государственные праздники;

    - имена великих полководцев и название городов-героев, изученных в курсе.

    Должны уметь

    - описывать изученные события истории Отечества;

    - оценивать поступки других с позиции добра и зла;

    - уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

    - поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

    Работа по данной программе проводится в течение учебного года.

    Всего 33 часа (1 час в неделю), рассчитана на детей 7-8 лет.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Разделы, темы

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    Вид деятельности

    Раздел I. Я – гражданин (9 ч)

    1

    Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

    3

    1

    2

    Беседа, прослушивание гимна России, стихотворений о Родине.

    2

    Родной Ставропольский край – частица России. Символика края.

    1

    1

    Презентация

    3

    Ставрополь - город мой родной.

    1

    1

    Презентация

    4

    Экскурсия «Улица имени Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой»

    1

    1

    экскурсия

    5

    Мой школьный дом.

    1

    1

    экскурсия

    6

    Дом, в котором я живу.

    1

    1

    беседа, составление семейной родословной

    7

    Традиции семьи. День пожилого человека.

    1

    1

    Игра. Поздравление дедушек и бабушек.

    Раздел II. Живые страницы прошлого (7 ч)

    8

    Как жили наши предки славяне.

    1

    1

    Урок-путешествие

    9

     Славна богатырями земля русская.

    1

    1

    Урок-игра

    10

    Сказочного богатыря узнаешь на поле брани.

    1

    1

    Викторина по сказкам

    11

    Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской.

    1

    1

    Презентация

    12

     Русские полководцы. А.В.Суворов.  

    1

    1

    Презентация

    13

    «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов)

    1

    1

    Учебный диалог

    14

    «Потешные бои» юного царя Петра I

    1

    1

    Презентация, игра

    Раздел III. Прошлое рядом (14 ч)

    15

    Путешествие по городам – героям.

    4

    4

    Презентация

    16

    Ставрополь в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в Музей Памяти на Комсомольской горке.

    1

    1

    Экскурсия

    17

    Женщины-авиаторы в ВОВ (М. Раскова, В. Гризодубова, П. Осипенко)

    1

    1

    Презентация

    18

    День защитника Отечества.

    1

    1

    Встреча

    19

     Военная летопись моей семьи.

    1

    1

    Устный журнал

    20

    Дети войны.

    1

    1

    Презентация

    21

    День космонавтики.

    1

    1

    Урок-путешествие

    22

    День Победы.

    1

    1

    Музыкально-литературная композиция

    23

    Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

    1

    1

    Конкурс

    24

    Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к памятнику Леониду Севрюкову.

    1

    1

    Встреча, экскурсия

    25

    Экскурсия в краевую детскую библиотеку.

    1

    1

    Экскурсия

    Раздел IV. Заключение (3 ч)

    26

    Военно-спортивная игра «Богатырские потешки»

    1

    1

    Игра-соревнование

    27

    Конкурс рисунков «Мы за мир!»

    1

    1

    Конкурс

    28

    Что мы узнали и чему научились за год.

    1

    1

    Учебный диалог

    Итого

    33

    19

    14

    Содержание программы «Юный гражданин России»

    Раздел I.  Я – гражданин (9 ч)

    1. Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.

    Понятия: «герб», «флаг», «гимн», «символ», значение цветов и образов.

    2. Родной Ставропольский край – частица России. Символика края. Ставропольский край – житница России. Символика края. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

    Понятия: «гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».

    3. Ставрополь - город мой родной. Основание Ставропольской крепости. Город Ставрополь в наши дни. Символика города (флаг, герб). Достопримечательности  города Ставрополя.

    Понятия: «герб», «флаг», «горожанин», «достопримечательность».

     4. Экскурсия «Улица имени Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой».

    Знакомство с улицами родного города. История названий улиц. Правила поведения на улице.

    Понятия: «улица», «дом».

    5. Мой школьный дом. Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

    Понятия: «ученик», «традиция».

    6. Дом, в котором я живу.  Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

    Понятия: «семья», «родословная», «труд», «отдых».

    7. Традиции семьи. День пожилого человека. Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье. Старшее поколение семьи.

    Понятия: «семейная традиция», «праздник».

     

    Раздел II. Живые страницы прошлого (7 ч)

    8. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

    Понятия: «предки», «друг», «заповедь».

    9. Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством  художника В. Васнецова «Богатыри».

    Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь», «долг», «бескорыстие».

    10. Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

    Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».

    11. Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской.  Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

    Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».

    12. Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А. В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в городе Ставрополе.

    Понятия: «здоровье», «сила духа», «училище».

    13. «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

    Понятия: «оплот Родины», «солдат», «дисциплина».

    14. «Потешные бои» юного царя Петра I. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

    Понятия: «держава», «армия», «флот».

    Раздел III. Прошлое рядом (14 часов)

    15. Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

    Понятия: «город–герой», «защитник».

    16. Ставрополь в годы Великой Отечественной  войны. Экскурсия в Музей Памяти на Комсомольской горке. Город в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

    Понятия: «война», «подвиг», «награда».

    17. Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. М. Раскова, В. Гризодубова и П. Осипенко.

    Понятия: «авиатор», «полк».

    18. День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.

    Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».

    19. Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

    Понятия: «летопись», «династия».

    20. Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Женя Алферов, Володя Гайдай, Сережа Попов. Современные войны и судьбы детей.  

    Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».

    21. День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

    Понятия: «космос», «космонавт».

    22. День Победы. День Победы. История праздника. Ветераны войны. Песни военных лет.

    Понятия: «победа», «ветеран», «поколение».

    23. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.

    Понятие: «современник», «творчество».

    24. Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к памятнику Леониду Севрюкову. Ветераны боевых действий. Подвиг Леонида Севрюкова.

    Понятия: «ветеран», «подвиг».

    25. Экскурсия в краевую детскую библиотеку. Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.

    Понятия: «библиотека», «хранилище», «выставка».

    Раздел IV. Заключение (3ч)

    26. Военно-спортивная игра « Богатырские потешки». Проведение военно-спортивной игры  «Богатырские потешки».

    Понятие: «потешки».

    27. Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете.

    Понятия: «мир», «планета».

    28. Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания.

    Методическое обеспечение программы

    Формы занятий

    Приемы и методы

    Техническое оснащение

    Формы подведения итогов

    Беседа

    Познавательная беседа

    Беседа- рассуждение

    Практикум

    Игра-путешествие

    Игра-соревнование

    Урок-игра

    Музыкально-литературная композиция

    Круглый стол

    Викторина

    Исследовательская работа

    Учебный диалог

    Экскурсия

    Объяснительно-иллюстративный

    Наглядный

    репродуктивный

    Мультимедийное оборудование

    Презентация

    Спортивный инвентарь

    Рефлексия

    Список литературы для учителя:

    1. Голубева Т.С. Государственная символика России // «Начальная школа», №7, 2001.- с. 14-16.

    2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей. / сост. Л.А. Зыков.: – Л.: - 1988.

    3. Воспитать патриота. / сост. Е.А. Воронова.: - Ростов н/Д.: «Феникс».: - 2008.

    4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы).: - М.: «ВАКО».: - 2008.

    5. Печень Н.А. Символы воинской славы.: – М.: «ВЛАДОС».: - 2004.

    6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты!: – М.: «ВАКО».: - 2006.

    7. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.: – М.: «ТЦ Сфера».: - 2005.

    Список литературы для учеников и родителей:

    1. Серия книг «История России».: – М.: «Белый город».: - 2006.

    2. Я познаю мир.: Дет. энцикл.: История. / под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».: - 1998.

    3. Народные русские сказки.: Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: «Художественная литература».: - 2003.

    4. Литература Ставрополья.: Учебник для начальной школы.: - Ставрополь.: «Сервисшкола».: - 2000.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Образовательная программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « РОССИЯ- РОДИНА МОЯ»

    Образовательная программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия-Родина моя"...

    Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Юный патриот"

    Программа  внеурочной деятельности "Юный патриот" для учащихся 1 - 4 классов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"

    Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

    Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

    Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

    Педагогическая цель работы с первоклассниками - научить учащихся учиться. Необходимо формировать нормы поведения, развив...

    РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ КУРСА «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

    Выступление  на  районном семинаре «Управление внедрением ФГОС в МОУ «Каслинская СОШ №27»...

    Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Красота спасёт мир»

    Курс имеет духовно – нравственную направленность, которая определена особой актуальностью образования в современных усло...

    Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"

          Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономически...