Положение о внеурочной деятельности (ФГОС НОО)
материал по теме

Бодрова Рита Владимировна

 

об организации внеурочной деятельности  в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в государственном казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV, V вида № 6»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_vneurdeyat.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Введено в действие

приказом №___ от _____________20___

Директор ГКC(к)ОУ «Волгоградская С(к)ОШИ № 6»

______________________  Н. В. Соловьёва

                  «____» ____________ 2013 г.

УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета школы-интерната № 6

протокол №_____

от ____________________2013 г.   

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации внеурочной деятельности  в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в государственном казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волгоградская  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III, IV, V вида № 6»

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее  Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011г. №2357), Типовым положением о специальном (коррекционном)  образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей,  санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03», «Санитарно-эпидемиологические требования к общеобразовательным учреждениям СанПиН 2.4.2.2821-10» и регулирует организацию внеурочной деятельности обучающихся, воспитанников начальной школы.
  2. В соответствии с федеральными государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная программа начального общего образования реализуется школой-интернатом, в том числе, через внеурочную деятельность.
  3. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, воспитанников 1 – 4  классов, осуществляемая  в формах, отличных от классно-урочной, и направленная   на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости   обучающихся на первой ступени в их свободное время.
  4. Время, отводимое общеобразовательным учреждением  на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, воспитанников,  но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы начального общего образования.
  5. Внеурочная деятельность может осуществляться в одновозрастных и разновозрастных объединениях (группах) по  направлениям развития личности. Каждый   обучающийся на первой ступени имеет право заниматься в объединениях разной направленности, в нескольких объединениях, а также менять их. При приёме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка.
  6. Внеурочная деятельность может быть использована на введение учебных курсов, для углублённого изучения отдельных обязательных учебных предметов, обеспечивающих различные интересы  обучающихся, воспитанников.
  7. Руководителями внеурочной деятельности в  общеобразовательном учреждении являются заместитель директора по воспитательной работе и (или) заместитель директора по  коррекционной логопедической работе, которые организуют деятельность и несут ответственность за ее результаты.
  8. Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности,  свободного выбора каждым ребёнком  вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого ребёнка.
  9. Школа-интернат оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь в преодолении затруднений в процессе, как учебной, так и внеурочной деятельности.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Целью внеурочной деятельности является формирование единого образовательного пространства, обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования  для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.
  2. Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
  • обеспечение необходимых условий личностного развития создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, воспитанников, укрепления их здоровья;
  • личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников на;
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей  к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся, воспитанников на первой ступени;
  • воспитание у обучающихся начальной школы гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;
  • обеспечение необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга.

  1. НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования школы-интерната. Охват всех направлений и видов не является обязательным. Подбор направлений, форм и видов деятельности должен обеспечить достижение планируемых результатов обучающихся, воспитанников в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования школы-интерната.
  2. Внеурочная деятельность организована по направлениям: 
  • духовно-нравственное;
  •  спортивно-оздоровительное;
  •  социальное;
  •  общеинтеллектуальное;
  •  общекультурное.

 по видам: 

  • игровая;
  • познавательная;
  • досугово-развлекательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  • научно-техническое творчество;
  • общественно-трудовая деятельность;
  • социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность);
  •  спортивно-оздоровительная деятельность;
  • проектная деятельность.

в формах: 

  • экскурсии, походы, прогулки (в том числе и виртуальные);
  • кружки, секции, клубы;
  • конкурсы, олимпиады;
  • беседы, лекции, тренинги;
  • викторины, интеллектуальные игры;
  • соревнования, первенства (личные и командные), спартакиады;
  • поисковые и творческие исследования;
  • через совместную организацию деятельности обучающихся со сверстниками, педагогами, родителями (праздники, концерты, спектакли, фестивали и др.)

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Исходя из задач и особенностей специального (коррекционного) образовательного учреждения, внеурочная деятельность может осуществляться через модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп с круглосуточным пребыванием и  групп продленного дня.

Данную модель характеризует:

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды школы-интерната и выделением разноакцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, коррекционного и развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание и проживание.

  1. На уровне классов, групп реализуются образовательные программы внеурочной деятельности.
  2. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются школой-интернатом самостоятельно. Возможно использование авторских программ.
  3. Образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов:
  • комплексные;
  • тематические;
  • ориентированные на достижение результатов;
  • по конкретным видам внеурочной деятельности;
  • индивидуальные.
  1. Структура образовательной программы внеурочной деятельности:
  • Пояснительная записка;
  • Учебно-тематический план;
  • Содержание программы;
  • Ресурсное обеспечение реализации программы;
  • Ожидаемые результаты;
  • Список литературы.
  1. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет школа-интернат.
  2. На внеурочную деятельность в неделю отводится не более 10 часов на класс, класс-комплект.
  3. Внеурочная деятельность может быть организована
  • по месту проведения: на базе школы-интерната, учреждений дополнительного образования детей (учреждений культуры и спорта), загородных лагерей, баз отдыха;
  • по времени: в утреннее доурочное время, во второй половине дня, во время каникул.
  1. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться воспитателями, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования и другими специалистами образовательного учреждения.
  2. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм внеурочной деятельности.
  3. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования и разрабатывается  для школы-интерната, класса, группы или параллели в конце учебного года.

Предварительный выбор общеобразовательных дополнительных программ внеурочной деятельности на следующий учебный год обучающимися на первой ступени и их родителями (законными представителями) производится во втором полугодии.

Для  первоклассников набор направлений и программ внеурочной деятельности предлагается на родительском собрании в августе.

  1. В сентябре формируются группы для проведения занятий внеурочной деятельности в кружках, секциях и клубах. Состав обучающихся может быть переменным.
  2. Во время летних каникул  внеурочная деятельность общеобразовательного учреждения может продолжаться (если это предусмотрено общеобразовательными дополнительными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, лагерей разной направленности и т.п.
  3. Расписание внеурочной деятельности  составляется в начале учебного года администрацией общеобразовательного учреждения по представлению педагогических работников с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, воспитанников и утверждается директором общеобразовательного учреждения.
  4. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации общеобразовательного учреждения и оформляется документально.
  5. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2-х классов, и не более полутора часов в день – для остальных классов первой ступени обучения.

Просмотры телепередач и кинофильмов  можно проводить не более двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1-3-х  классов  и  1,5 час. –  для обучающихся 4-х  классов.

  1. УЧЁТ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Учет проведённых занятий внеурочной деятельности осуществляется воспитателем и классным руководителем в Журнале учета.
  2. Журнал учета должен содержать следующую информацию: дата проведения занятия, класс, ФИО обучающихся, содержание и форма проведения занятия, ФИО педагога.
  3. Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы внеучебной деятельности.
  4. Контроль проведения занятий  внеурочной деятельности осуществляет заместитель директора по воспитательной работе по следующим направлениям: оценка содержания и качества программ внеурочной деятельности, организация проведения занятий, система оценивания обучающихся.

  1. УЧЁТ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Основной формой учёта достижений обучающихся, воспитанников является Портфолио ученика.
  2. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
  3. Портфолио  помогает решать важные педагогические задачи:
  • создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
  • поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • поощрять его активность и самостоятельность;
  • формировать навыки учебной деятельности;
  • содействовать индивидуализации образования ученика;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
  1.  Портфолио может иметь следующую структуру:
  • Титульный лист;
  • Первый раздел «Мой мир»;
  • Второй раздел «Портфолио документов»;
  • Третий раздел «Портфолио работ»;
  • Четвёртый раздел «Портфолио отзывов».
  1.  Результаты воспитательной внеурочной деятельности обучающихся, воспитанников распределяются по трём уровням:
  • Первый уровень – приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогом;
  • Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, группы.
  • Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными объектами за пределами школы-интерната.

  1. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, организуемую в школе-интернате, осуществляется в пределах средств субвенции бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
  2. В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.
  3. Для стимулирования работы педагогов и других сотрудников образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности предусмотрено:
  • моральное стимулирование – награждение грамотами, дипломами, свидетельствами и сертификатами, а также объявление благодарности;
  • материальное стимулирование – установление надбавок, доплат к заработной плате или премий педагогам и сотрудникам школы-интерната из средств стимулирующей части фонда оплаты труда в зависимости от качественных и количественных показателей работы (производится при наличии соответствующих средств).

Разработано: ______________ Р. В. Бодрова, заместитель директора по воспитательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности (ФГОС)

Организация внеурочной деятельности школьников в рамках ФГОС...

Внеурочная деятельность ФГОС

Внеурочная деятельность ФГОС...

Положение о внеурочной деятельности в школе

Положение о внеурочной деятельности в начальных классах МБОУ СОШ №2...

Положение о внеурочной деятельности

Данное Положение составлено в соотвествии с ФГОС НОО при оптимизационной моделе школы полного дня....

Положение о внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности....