Программа духовно-нравственного воспитания и развития и социализации младших школьников. 1 класс.
рабочая программа (1 класс) по теме

Писарева Татьяна Максимовна

   Прект данной программы разработан совместно с родителями, представителями общественности села. Я предоставила его для рецензии в АКИПКРО, проект был одобрен. На педагогическом совете школы принят как локальный акт школы.

  С данной программой я познакомила своих коллег на РМО учителей начальных классов. Многие коллеги взяли мою программу за основу. 

   Буду рада, если и для других учителей он покажется ценным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dukhovno.docx56.87 КБ

Предварительный просмотр:

Программа утверждена

решением педагогического совета

МОУ Парфёновская СОШ

протокол № 6 от 23 мая 2011 года

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников

1 класса

Авторы-разработчики:

Писарева Татьяна Максимовна,

Никотина Евгения Алексеевна,

Кавардакова Наталья Владимировна,

Климантович Ольга Леонидовна,

Глазунова Татьяна Ивановна,

Субочев Иван Михайлович

(2011-2012 учебный год)

Содержание

  • Рецензия АКИПКРО на проект программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации 1 класса МОУ «Парфёновская СОШ».
  • Пояснительная записка.
  • 1-2 разделы: «Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».
  • 3 раздел: «Основные направления и  ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы».
  • 4 раздел: «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования».
  • 5 раздел: «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников».
  • 6 раздел: «Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на первой ступени образования».
  •    Приложения.

Пояснительная записка

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Рабочая  программа класса спроектирована  в согласии со школьной Программой духовно-нравственного развития и воспитания и социализации начальной школы. В разработке проекта рабочей программы класса участвуют родители: Никотина Е.А., Кавардакова Н.В., Климантович О.Л.; представители общественных организаций    (председатель женсовета Глазунова Т.И.);  заместитель директора районного ДЮЦ  Юрьева Т.Г.  и другие субъекты: инструктор по спорту при Администрации сельского Совета Евдокимов Н.И., руководитель народного ансамбля ложкарей Заслуженный деятель искусств РФ   И.М. Субочев.  

  Программа внеурочной деятельности класса входит в Программу духовно-нравственного воспитания и социализации как составляющая часть рабочей программы духовно-нравственного воспитания и социализации класса.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни класса принадлежит педагогам: учителю начальной школы – классному руководителю (Писарева Т.М., Почётный работник общего образования РФ), учителям – специалистам: музыки (Ситникова М.А.), хореографии (Шестакова С.А.), изобразительного искусства (Шиповалова Г.А.),  ОБЖ (Бондаренко В.И.), педагогу-психологу  школы (Бондаренко О.А.).

   Программа «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация младших школьников»  состоит из  шести разделов.

   

1-2 разделы. 

   «Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников».

   Воспитание ориентировано на достижение определённого воспитательного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно- исторических, социокультурных условиях.


                 
  Стратегическая цель:

   Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

   Ключевые воспитательные задачи:

   В сфере личностного развития воспитание младших школьников должно обеспечить: 

  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

   В сфере общественных отношений  духовно-нравственное воспитание и  развитие  младших школьников  должно обеспечить:

  • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений.  

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

  • формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.

Педагогическая цель:

Воспитание обучающегося в духе любви к Родине,  уважения к культурно-историческому наследию России, развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

   Ключевые воспитательные задачи: 

*  овладение начальными навыками адаптации;

*  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;      развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

*  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

*  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

 Программная цель:

   Создать условия для реализации духовно-нравственного воспитания, развития и социализации младших школьников в соответствии с требованиями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания», ФГОС второго поколения в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи, социума, дополнительного образования.

Ключевые воспитательные задачи:

* выявление и развитие способностей младших школьников через систему клубов, секций, кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе посильной социальной практики;

* воспитание и развитие младшего школьника, любящего свой народ, своё село и Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

* любознательного, активного и заинтересованно познающего мир; доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

* выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм  (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине).
Социальная солидарность  (свобода личная и национальная, доверие к людям,  справедливость, милосердие, честь, достоинство).
• Гражданственность   (правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания).
• Семья  (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших,).
* Труд и творчество  (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость).
• Наука  (ценность знания, стремление к истине, научная картина мира).
• Традиционные российские религии  (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;  искусство и литература: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие).
• Природа  (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание).
• Человечество  (мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

* Искусство и литература.

*Здоровье.

 Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:
    Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.

 

 


3 раздел.  «Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы »

Ценности

Гражданственно-патриотическое воспитание

Воспитание нравственных чувств

Воспитание трудолюбия

Здоровый образ жизни

Эстетическое воспитание

Отношение к природе

Патриотизм

Активизировать уроки (окружающего мира,  литературного чтения, русского языка), которые несут патриотическую тематику. Включить учащихся во внеурочную деятельность: игра «Зарничка»,  уроки Мужества, часы общения, встреча с ветеранами, посещение школьного музея и др.; во внешкольную деятельность: митинги, участие в народных праздниках села.

Формировать этику отношений во время урочной, внеурочной, внешкольной деятельности; понимание условности ситуации обучения, роли ученика; ознакомить с Уставом школы; разработать и  принять Устав класса; формирование навыков правильного поведения в общественных местах.

Воспитание трудолюбия через учебную деятельность; вовлечение во внеурочную общественно-полезную деятельность: уборка территории школы, уход за комнатными растениями и школьным цветником; вовлечение в посильную социальную деятельность: совместно с родителями – уход за цветами у памятников.

Формировать ценностное отношение к своему здоровью через спортивные кружки и кружок хореографии; вовлечение в спортивные соревнования, организация экскурсий, походов.

Активизировать уроки  литературного чтения, технологии, изобразительного искусства, которые несут патриотические идеи и ценности; включить учащихся во внеурочную деятельность: кружок «Оч, умелые ручки», выставки детского творчества; организовать участие в конкурсах районного, регионального и др. уровней.

Воспитывать  уважительное отношение к природе своего села, края, Родины; освоение доступных способов изучения природы через уроки окружающего мира, технологии; походы экологическими тропами и посильное участие в экологических акциях: «Кормушка», «Здравствуй, птица» и др.; создание экологических проектов.

Гражданственность

Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения учащихся через уроки литературного чтения, окружающего мира, русского языка и др.; принятие моральных норм, нравственных установок через изучение Кодекса учащихся МОУ Парфёновская СОШ; первоначальное ознакомление с государственными символами России.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов через уроки;  развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки через систему часов общения и внеклассных мероприятий по нравственному воспитанию; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях: в семье, школе, социуме.  

Развитие навыков учебной деятельности через все уроки; получение первоначальных представлений о нравственном значении труда в жизни человека и общества через внеурочную и внешкольную деятельность; приобретение первоначальных навыков самообслуживания (в классе, школьной столовой, в семье).

Формирование первоначальных представлений о физической культуре, спорте, физическом труде, их значении для здоровья человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; через уроки физической культуры, технологии, общественно-полезный труд – о физическом здоровье и культуре как факторах учёбы и социализации; вовлечение в посильную помощь родителям по дому.

Через уроки литературного чтения, музыки, изобразительного искусства формировать представление о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; опыт творческой деятельности (участие в концертах художественной самодеятельности класса, школы; использование художественных образов при создании театрализованных и других композиций).

Активизировать уроки окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, способствующие формированию основ экологической грамотности; формировать правила нравственного поведения в мире природы; норм поведения в природной и социальной среде.

Социальная солидарность

Активизировать уроки, которые несут идеи социальной солидарности (литературного чтения, окружающего мира, русского языка и др.);  через внеурочные и внешкольные формы общения (игры, праздники, утренники, кружки, часы общения)  развивать социальную зрелость младшего школьника.

Через учебную, внеурочную и внешкольную деятельность формировать равноправные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих интересах; умения правильно и гибко общаться с одноклассниками, родителями, взрослыми и младшими.  

Через уроки технологии, изобразительного искусства и др.; через внеклассные мероприятия формировать навыки сотворчества, совместного труда в школе, семье и социуме. Проект «Снежный городок – малышам детского сада».

Через урочную и внеурочную деятельность формировать уважительное отношение к физическим и психологическим особенностям каждого соученика, взрослого, малыша; внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями, пожилым, прежде всего, своим бабушкам и дедушкам.

Через уроки литературного чтения, музыки, технологии, изобразительного искусства, внеклассные мероприятия формировать представление об особенностях национальной культуры разных народов края, страны,   народных обычаях и традициях.

Ознакомление с разнообразием природы родного края, Родины; воспитание бережного отношения к природным ценностям через уроки, экскурсии, походы и другие формы работы.

Семья

Изучить с родителями Концепцию программы духовно-нравственного воспитания младших школьников, организовать активное участие родителей для составления программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся класса; привлечь родителей как активных партнёров в патриотическом  воспитании детей (совместные утренники, проекты, походы и др.).

Организация исследовательской работы по  изучению своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, песен и игр родителей и бабушек, вклада семьи в дело Победы.

       

Координация процесса воспитания школьника в семье, повышение уровня педагогической культуры родителей                 (беседы и лекции,   индивидуальные беседы, посещение семей,  ознакомление  родителей с нормативно-правовой базой: нормами оценок, основными требованиями учебных программ по предметам,  орфографическим режимом, Уставом школы;  с законом «Об ответственности родителей за содержание и воспитание детей»).

Организация школьников на самообслуживание дома, в школе; совместное участие в трудовых операциях (субботники, генеральные уборки класса); общественно-полезный труд; собственный пример трудолюбия – как фактор воспитания ребёнка (праздник семьи, ознакомление с профессиями). Педагогическое сопровождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности.

Организация  работы с родителями по формированию у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью: памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения, беседы о мерах безопасности во время каникул; часы общения по антинаркотическому воспитанию с участием родителей; родительские собрания по здоровому образу жизни.

Организация родителей на развитие творческих способностей детей в семье, создание творческих мини-проектов, участие в конкурсах детских  рисунков, прикладного искусства. Совместная деятельность по эстетическому воспитанию в классе: оформление кабинета к праздникам, сценические костюмы детей и др.

Формирование ценностного отношения к природе через совместную деятельность школы, семьи и общественности: создание уголка природы в классе, семейный проект «Мой школьный цветник», воспитание бережного отношения к домашним животным; походы и экскурсии.

Труд и творчество

Активизировать работу через сюжетные и ролевые игры: «Я и другие люди», «В музее»; беседы о достижениях учащихся и педагогов школы, выпускников; просмотр фильмов.

Через сюжетно-ролевые игры «Как правильно поздороваться», «Вспомни, какие поступки ты совершил за день. Нарисуй, расскажи о них»; деловая игра «Культура поведения человека»; первоначальное включение в детскую благотворительность; через беседы, цитаты писателей и поэтов, пословицы, поговорки; чтение и обсуждение художественных произведений.

Через проведение сюжетно-ролевых игр: «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок по школе и дома»; просмотр мультфильмов, фильмов («Золушка»).

Организация спортивных соревнований, праздников «А ну-ка, мальчики!», «Папа, мама и я – спортивная семья»; беседы о школьных спортсменах,  олимпийских играх и чемпионах.

Через организацию выставок (совместно с родителями); рукоделие и все виды творческой художественной деятельности.

Конкурсы рисунков о природе; беседы «Человек в природе»; «Природа в произведениях искусства».

Наука

Через уроки в процессе непрерывного образования; организацию классной, домашних библиотечек; посещение школьной, сельской библиотек; приобщение к чтению справочной литературы; через часы общения, видеофильмы, презентации о достижениях учёных края, страны, о космосе и космонавтах.

Через уроки, часы общения, чтение произведений о писателях, поэтах, учёных; формирование умения сознательно оценивать отношение к себе, другим людям, обществу.

Формирование УУД в процессе деятельности на уроках; развитие интереса к изучаемым предметам средствами нетрадиционных уроков.

Организация уроков здоровья («Разговор о правильном питании», «Занятия по правилам дорожного движения»), СМИ по антинаркотическому воспитанию; через уроки физической культуры.

Через овладение способами создания творческих проектов; формирование первоначального представления о жанрах изобразительного искусства, музыкальных произведений.

Формирование первоначальных представлений о науках, помогающих школьнику изучать окружающий мир (экология, астрономия, биология и др.); через актуализацию уроков окружающего мира; изучение справочников (А.А. Плешаков «От земли до неба», «Великан на поляне», «Зелёные страницы), СМИ.

Религия

Формирование первоначальных представлений о православной вере как факторе, обеспечивающем единство народов, через часы общения, уроки (литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства), о героях-богатырях, патриотах- защитниках Отечества (Георгий Победоносец, Александр Невский и др.); образе Святой православной Руси.

Чтение и обсуждение детской библии, организацию праздников «Светлая Пасха», «Рождество Христово»; возрождение народных традиций (колядка).

Воспитание уважения к труду через различные формы деятельности (совместно со старшеклассниками и родителями).

Через часы общения: «Здоровым быть – Родине служить», уроки физической культуры, овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, подвижные игры).

Организация участия в конкурсах художественного творчества («Православная Пасха», «Георгий Победоносец», «Рождественский сувенир») муниципального, регионального всероссийского уровня (Интернет; формирование первоначальных представлений о роли традиционных религий в культуре человека через уроки изо, литературного чтения, технологии, музыки.

Формирование первоначального представления о связях живой и неживой природы, осознание целостности окружающего мира, влиянии человека на окружающую среду; воспитание основ экологической культуры.

Природа

Формирование представлений о разнообразии природы родного села, края, Родины; через часы общения, утренники открывать красоту окружающей природы и природы родной страны, воспитывая чувство гордости.

Через уроки и внеурочную деятельность; этические беседы: («Что такое хорошо и что такое плохо?», «Твои четвероногие друзья»); чтение художественных произведений (рассказы                М. Дудина, М. Пришвина и др.).

Организация деятельности по уходу за растениями в классе, дома; за домашними животными.

Организация прогулок в рощу, на пруд, в поле; игр на свежем воздухе; формирование первоначального представления о значении природы для здоровья человека; правил поведения во время купания, грозы и т.д.

Через организацию деятельности на уроках изо, технологии, окружающего мира; выставки детского творчества («Чудеса природы»), проекты («Интересное под ногами»), изготовление творческих проектов из природного материала.

Организация экскурсий, походов (совместно с родителями), очистка родника на берегу пруда Прохоровского; повседневные правила поведения в природе; уголок природы в классе; ознакомление с Красной книгой Алтая, России.

Человечество

Формирование первоначальных представлений о многонациональной нашей Родине на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, многообразии народов мира, международном сотрудничестве (совместные космические полёты).

Идея мира во всём мире через игры, утренники, уроки Мужества; ознакомление с международными детскими организациями.

Через организацию урочной и внеурочной деятельности освоение основами сотрудничества в парах, группах; беседы о совместном труде детей и взрослых.

Овладение начальными навыками адаптации в окружающем мире, знаниями о международных олимпийских играх, проведении игр в России.

Представление о многообразии культур народов России; ознакомление с фольклором народов России; воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Через организацию деятельности на уроках (окружающего мира, литературного чтения, музыки) и внеурочной (заочное путешествие по родному краю, стране; презентации) формирование первоначального представления о разнообразии и богатстве природы планеты Земля.

Искусство. Литература

Через организацию урочной и внеурочной деятельности формировать первоначальное представление о культуре и искусстве родного села (народный ансамбль ложкарей, самобытные художники), Алтая, России.

Организация чтения художественных произведений       (М. Зощенко,           Л. Пантелеева); просмотр мультфильмов («Двенадцать месяцев»), которые помогают заложить основы нравственного выбора.

Через организацию деятельности на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, изо; внеурочной деятельности: этические беседы («Зачем быть трудолюбивым?», «Спешите делать добро!»); формирование потребности в систематическом чтении.

Через урочную и внеурочную деятельность формирование представлений о значении труда в жизни человека; усвоение правил безопасности; физическом труде и физической культуре как факторах здоровья.

Организация сюжетно-ролевых игр «В театре», «В кино»; через уроки литературного чтения, изо, технологии, музыки формирование первоначального представления об искусстве слова, живописи как явлении культуры; вовлечение в занятия народного ансамбля ложкарей, кружка хореографии и художественного творчества.

Нравственное отношение к природе, пониманию её проблем, посильное участие в их разрешении; природа как бесценный источник красоты и гармонии – через урочную и внеурочную деятельность.

Здоровье

Через организацию урочной (физическая культура, литературное чтение, технология, окружающий мир), внеурочной деятельности (чтение рассказов о Суворове             С. Алексеева) формирование первоначального представления о ценности здоровья для человека, здорового человека для семьи, общества.

Организация бесед: «Береги здоровье смолоду!», «Украшает ли сигарета девочку, мальчика, артиста?»; проведение утренника «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»; рейды доктора Айболита

Кружок подвижной игры, организация на участие в посильном общественно-полезном труде; зимние забавы и летний лагерь дневного пребывания.

Создание программы класса «Здоровье», часы общения по выполнению режима дня, питания; организация подвижных игр на переменах, физкультминуток на уроках; участие в соревнованиях; система часов общения по социальной адаптации; вхождение в районный волонтёрский проект «Ручеёк здоровья».

Конкурсов рисунков «Я здоровье берегу!», Участие в региональном конкурсе «Пусть всегда буду Я!»

Через организацию урочной и внеурочной деятельности формирование первоначального представления о природе как бесценном источнике здоровья, отдыха и красоты; ознакомление с лекарственными растениями родного края.


4 раздел.  «Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»

   Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с  опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий  и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр  для младших школьников:

1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них». «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»;  «На дне рождения»;  «Если другу плохо?»;  «Учимся общаться».

           Формы внеурочной работы с детьми:

  • Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.
  • Первые шаги по организации участия в детской благотворительности.
  • Разнообразные проекты.
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Организация спортивных соревнований, праздников.
  • Проведение совместных праздников школы и общественности.
  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Создание воспитывающей среды – уклад классной жизни:

   Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

   Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из  задач деятельности школы.

    В школе организованы подпространства, оформление стен, способ их покраски, стенды и баннеры,  позволяющие учащимся:

Изучать и осваивать

  •  символы российской государственности и символы родного края;
  • общенациональные, муниципальные и школьные праздники;
  • историю, культурные традиции;
  • афоризмы о нравственности и др.;
  • цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины;
  • портреты национальных героев и краткие данные  о них (олимпийские чемпионы, герои страны);
  • уголок имени Героя СССР Д.П. Маматова;
  • музей;
  • учебник для учащихся начальных классов по истории села Парфёново (авторы А.А. Митина, Н.А. Рибзам).

Узнавать

  • достижения учащихся и педагогов школы;
  • выпускников школы, которыми она гордится;

Ощущать  гордость быть учеником, учеником  данной школы, жителем района, населенного пункта, страны

  • баннеры с торца школы, над входом в школу («Мы – будущее России»);
  • баннеры в коридорах школы, в кабинетах, в залах («Образование – путь к успеху», «Твой образ жизни определяет твое здоровье» и др.)

Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами  (тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);

  • выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты);
  • ценности здорового образа жизни  (оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие стенда о достижениях школьных спортсменов, спортивный зал и стадион);
  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов: актовый зал). 

Примерные темы к размышлению для  этических  бесед:

  • Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший - радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?
  • Кто создал правила человеческого поведения?
  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
  • Зачем быть вежливым?
  • Неразлучные друзья – взрослые и дети.
  • Как выбирать друзей?
  • Отзывчивость и доброта.
  • Как мы выглядим.
  • О лени и лентяях.
  • Причины обид.
  • Правда и ложь – какие они?
  • Мир без улыбки. Какой он?
  • Кем  и каким я хочу быть?
  • Маленький, да удаленький.
  • Если б не было цветных красок…
  • Человек в природе и его здоровье.
  • Дом, в котором ты живешь.
  • Прогулки в лес.

Примерные темы информационных проектов:

   Любую из тем для этических бесед и классных часов можно превратить в тему проекта:

  •  «Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности»
  • «Что в дружбе главное?»
  • «Славные сыны  родного края»
  • «Отважные герои Руси»
  • «Писатели и поэты нашей Родины»
  •  «Трус не играет в хоккей!» и др.

Примерные списки книг, мультфильмов, художественных фильмов для совместного ознакомления, для обсуждения, для родителей (на 1-4 классы):

  • Книги для чтения
  • Андерсен Х. К. «Дюймовочка»
  • Барто А. Л. Стихи
  • Братья Гримм. Сказки
  • Добронравов Н. «Если отец герой!»
  • Дудин М. «Берегите землю»
  • Драгунский В. Ю. Рассказы
  • Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок»
  • Маршак С. Я. Стихи
  • Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Милн А. «Винни-Пух и все-все-все»
  • Михалков С. В. Стихи
  • Мошковская Э. Э. Стихи
  • Носов Н. Н. Рассказы
  • Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович»
  • Осеева В. А. Стихи
  • Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус»
  • Перро Ш. «Золушка»
  • Пляцковский М. «Мама»
  • Пушкин А. С. Сказки
  • Родари Дж. «Чем пахнут ремесла»
  • Толстой Л. Н. Рассказы
  • Чуковский К. И. Сказки
  • Яковлев Ю. «Мама»
  • Мультфильмы
  • «Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда»
  •  «День рождения ослика Иа»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Лиса и журавль»
  • «Теремок»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  • «По щучьему веленью»
  •  «Кот, петух и лиса»
  •  «Морозко»
  • «Двенадцать месяцев»
  •  «Антошка»
  • «Малыш и Карлсон»
  • «Крокодил Гена и Чебурашка»
  • «Дудочка и кувшинчик»
  • «Цветик- семицветик»
  • Фильмы
  •  «Новогодние приключения Маши и Вити»
  • «Приключения желтого чемоданчика»
  • «Приключения Буратино»
  • «Золушка»
  •  «Аленький цветочек»

Направления

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Семья

Социум

ДЮЦ

Гражданственность

«Окружающий мир»: «Что мы знаем о нашей стране и о нашем селе?»; «На что похожа наша планета?»; «Зачем летают в космос?».

«Литературное чтение»: А. Майков «Христос Воскрес!»; Я. Аким «Моя родня».

Военно-патриотический кружок «Ирбис»; музей; библиотеки

 Кружок проектной деятельности.

Совместные проекты

Митинги, праздники села

Нравственных чувств

«Окружающий мир»: «Когда ты станешь взрослым». «Литературное чтение»:  М. Бородицкая «Разговор с пчелой»; С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»; русские народные сказки: «Петух и собака», «Теремок», «Рукавичка», песенки, потешки. Рассказы: Л. Толстой «Зайцы и лягушки», Я. Тайц «Волк»; Н. Артюхова «Саша-дразнилка»; К. Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Гусь и журавль», «Худо тому, кто добра не делает никому». Ю. Ермолаев «Лучший друг»; Е. Благинина «Подарок»; В. Орлов «Кто первый?»; С. Михалков «Бараны»; Р. Сеф «Совет»; В. Берестов «В магазине игрушек»;. И. Пивоварова «Вежливый ослик».

 «Утренники, часы общения.

Кружок познавательной деятельности.

Проект «моя игрушка – маленькому другу».

Трудолюбия

«Окружающий мир»: «Что окружает нас дома?»; «Как ухаживать за кошкой и собакой?»; «Как мы находили ответы на свои вопросы?». «Литературное чтение»: О. Григорьев «Стук»; К. Чуковский «Телефон»; М. Пляцковский «Помощник»; С. Маршак «Хороший день».

Общественно-полезный труд. Обязанности самообслуживания по школе.

Уход за цветником у памятников.

Уход за домашними животными; домашние обязанности.

Проект «Снежный городок – малышам детского сада»

Здоровый образ жизни

Окружающий мир: «Почему нужно много есть фруктов?»; «Зачем мы спим ночью?»; «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»; «Что вокруг нас может быть опасным?»

Программа «Здоровье»; Спортивные кружки и секции. Соревнования. Кружок «Ритмика». Летний лагерь.

Походы, экскурсии

Помощь по дому. Совместные подвижные игры. Соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья!».

Спортивные кружки: хоккей, футбол

Участие в районном волонтёрском проекте «Ручеек здоровья»

Эстетическое

Окружающий мир: «Почему радуга разноцветная?»;

«Литературное чтение»: И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»;

Кружок «Оч,умелые ручки». Конкурсы рисунков и творческих работ.

Конкурсы различного уровня.

Сельский дом культуры. Народный ансамбль ложкарей

Отношение к природе

Окружающий мир: «Как зимой помочь птицам?»; «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?»; «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»; «Почему мы слышим слово »экология»?»; «Откуда берётся и куда девается мусор?». «Литературное чтение»: по М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»; Э. Энтин «Про дружбу»; С. Михалков «Трезор»; Р. Сеф. «Кто любит собак»; В. Осеева «Собака яростно лаяла»; И. Токмакова «Купите собаку»; Г. Сапгир «Кошка»; В. Берестов «Лягушата»; В. Лунин «Никого не обижай»; С. Михалков «Важный совет»; Д. Хармс «Храбрый ёж»; Н. Сладков «Лисица и ёж»; С. Аксаков «Гнездо».Раздел: «Апрель, апрель! На дворе звенит капель…» (стихи И. Токмаковой, Е. Трутневой, В. Берестова, Р. Сефа);

 

Походы, экскурсии; основы поведения в природе.

Очистка родничка на берегу пруда.

5 раздел. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников»

   Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:

  • общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и   воспитания;
  • условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
  • Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,   «мой дом».

   Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет.

        Родители -   активные партнёры классного руководителя, школы в воспитании детей. К Программе духовно-нравственного развития и социализации 1 класса прилагается программа «Родительская школа».

       Основные направления:

- соблюдение преемственности между дошкольным и школьным воспитанием;

- координация процесса воспитания школьника в семье, педагогическое сопровождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности ребёнка;

- организация воспитательной работы в классе с активным привлечением семьи.

 Собрания в подготовительный период:  «Создадим семейный клуб»; «Подготовка к школе. Уровни готовности ребёнка»; «Подготовка к школе. Социальная готовность ребёнка».  Изучение представления дошкольного психолога, консультации с психологом, изучение медицинских документов, консультации с детским врачом.  1 сентября 1 класса - праздник семьи и школы: «Здравствуйте, мои дорогие! »

        Повышение уровня педагогической культуры родителей.  Формы работы:

  • индивидуальные беседы с целью изучения физиологических и психолого-педагогических особенностей развития детей;
  • ознакомление  родителей с нормативно-правовой базой: нормами оценок, основными требованиями учебных программ по предметам, законами, орфографическим режимом, Уставом школы.  С законом «Об ответственности родителей за содержание и воспитание детей»;  Конвенцией о правах детей и др.;    
  • совместная  работа с родителями по формированию у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью: памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения, беседы о мерах безопасности во время каникул; родительские собрания «О вреде телевизора и компьютера»; «Игры вашего детства и игры ваших детей»; спортивные соревнования, походы, экскурсии;
  •  праздники  с участием родителей: «День защитника Отечества»; «8 Марта»; «День матери»; «День отца»; «День семьи».
  •  Совместная работа над детскими проектами: «Семейные фотографии».
  •   Развитие творческих способностей детей:   создание творческих мини-проектов.

Другие формы работы с родителями:

  • Совместные родительские собрания с детьми («Первые уроки школьной оценки»; «Семейная гостиная»);
  • посещение семей;
  • анкетирование (с целью подготовки родительского собрания; изучения уровня удовлетворённости работой школы и др.);
  • тренинги (совместно с психологом школы);
  • проведение совместно с детьми трудовых операций (субботник, уход за цветами у памятников; генеральные уборки в классе);
  • создание уголка природы;
  • подготовка учебного кабинета к новому учебному году;
  • оборудование игрового уголка (а это – одно из самых необходимых условий как для постепенного перехода детей с полноценно сформированной игровой деятельностью к деятельности учебной (в рамках сюжетно-ролевой игры, игры по правилам и режиссерской игры высокого уровня), так и для компенсации недостаточности развития игровой деятельности  у части детей класса);
  • работа по реализации коллективных и индивидуальных детских проектов.

            В  результате тесного сотрудничества с родителями должны быть выработаны  единые нравственные критерии, ориентиры на ребёнка, родители  научатся принимать школу как дом души и сердца своего ребёнка.  

   Взаимодействие с общественностью:

   Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации школьника при определённых условиях:

- выполнение функций компенсации недостатков первичной социализации;

- коррекция детских комплексов;

- расширение воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;

- обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.

Формы работы:

  • сотрудничество с  детским садом «Колосок» (первоначальные основы формирования способов волонтёрской деятельности);
  • вовлечение школьников в кружки при сельском ДК: народный ансамбль ложкарей;
  • вовлечение мальчишек в спортивные кружки при администрации сельского Совета: хоккей, футбол;
  • районный ДЮЦ:  волонтёрский проект «Ручеек здоровья»;
  • договор с настоятелем Михайло-Архангельского храма о совместном проведении православных праздников: «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «День славянской письменности»;
  • сотрудничество с районным центром «Семья и дети» (участие в выставках детского творчества «Рождественские сказки» и «Светлая Пасха»);
  • работа с неблагополучными семьями в сотрудничестве с женсоветом при администрации сельского Совета.

6 раздел. «Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на первой ступени образования»

Предполагаемые результаты реализации программы:

   Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

   Уровни. Результат и критерии

Воспитание гражданствен

ности

Воспитание нравственных чувств

Воспитание трудолюбия

Здоровый образ жизни

Эстетическое воспитание

Отношение к природе

1 уровень (1 класс)

 Знания о символах России, о традициях памяти героев ВО войны; знания о семье и семейных традициях.

Знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры.

Знания о принятых в школе и дома правилах самообслуживания, о правилах групповой работы.

Знания о народных играх, способах организации совместных игр; режиме дня и личной гигиене.

Знания о культуре села, края; о способах создания творческих проектов.

Знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, знания о правилах ухода за растениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Эрудит» как средство развития дивергентного мышления младших школьников

Данный кружок включает в себя специально подобранные упражнения и задания для развития дивергентного мышления и обеспечивает учащихся и учителей материалом для преодоления стереотипов и шаблонов мышле...

Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.

Литературное краеведение Самарского края   - программа курса внеурочной деятельности....

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей младших школьников на уроках ОПК и через внеклассные мероприятия»

Развитие духовно-нравственных качеств учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Мы, учителя, как никто другие, способны пом...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования

Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...

Дифференциация обучения и воспитания на основе гендерного подхода - эффективное средство развития и социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями.

В статье рассматриваются вопросы использования гендерного подхода обучения и воспитания детей  в логопедической практике....