Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Крещение Руси и его исторические последствия
методическая разработка по теме

Андриянова Елена Викторовна

Цель данной работы – изучить историческое событие X в. – Крещение Руси.

Задачи изучения: выяснить основные причины крещения; раскрыть значение и последствия данного исторического события для развития Руси, используя дополнительную историческую и научно – познавательную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreshchenie_rusi_i_ego_istoricheskie_posledstviya.doc665 КБ

Предварительный просмотр:

                         ВЫПУСКНАЯ   КВАЛИФИКАЦИОННАЯ   РАБОТА

Крещение Руси и его исторические последствия

                                                            Выполнила учитель начальных классов

                                                           МБОУ  гимназии №1

                                                           Андриянова Елена Викторовна

                                           

                                           г. Липецк  2012 г.

                                                Введение 

       История Русской православной церкви началась в X в., когда киевский князь Владимир (в крещении – Василий)  Святославович Красное Солнышко, Великий, Святой (942 – 15.07.1015) принял веру от православной Византии.         В 988 г. православие было принято в качестве официальной религии Русского государства. Крещение Руси - историческое событие отечественного и европейского значения. Оно явилось итогом долгих экономических, политических и культурных процессов, протекающих в Древней Руси.

      Значение принятия христианства на Руси велико. Оно учило людей быть добрее, справедливее, терпимее, мириться со своими болями и бедами, помогать бедным и несчастным, уважать власть государства, давало идеологическое обоснование развившимся феодальным отношениям.  Церковь сразу же вступила в борьбу с язычеством, способствовавшим племенной раздробленности.

       Укрепился международный авторитет Руси, более тесными стали связи с Византией.

       Крещение Руси, как научная проблема, сложна, ее всестороннее изучение требует усилий историков, религиоведов, философов, литературоведов, этнографов и искусствоведов. Неоднозначен их взгляд на сам акт крещения и на его духовные, политические и культурные последствия.

       Цель данной работы – изучить историческое событие X в. – Крещение Руси.

       Задачи изучения: выяснить основные причины крещения; раскрыть значение и последствия данного исторического события для развития Руси, используя дополнительную историческую и научно – познавательную литературу.

     

                                          Крещение Руси 

       В конце X в. в Киеве была предпринята попытка оживить язычество, поддержав его авторитетом государственной власти.  Язычество тогда переживало рассвет. Идолам приносились жертвы. Князь Владимир с горожанами одобряли эти ритуалы.

      Через несколько лет после княжения в Киеве Владимир отказался от язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданных.

      Характер исторического выбора , сделанного в 988 году князем Владимиром, был не случайным. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Владимир следовал не только пониманием государственной пользы христианства. Без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие, Владимир не смог бы действовать так решительно и последовательно, принуждая и побуждая к крещению жителей большой языческой державы.

       В «Повести временных лет» приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. В начале своего правления в Киеве князь Владимир был ярым язычником и даже соорудил в столице роскошное святилище со статуями языческих богов. Причем у наиболее почитаемого бога – Перуна – голова была сделана из серебра, а усы из золота.  Владимир послал бояр в разные страны для выбора лучшей веры, а потом принял решение остановиться на христианской вере византийского обряда. Византийское богослужение произвело на русских сильное впечатление.

        В 988г. началось крещение Руси. Жители Киева собрались на берегу Днепра. Князь Владимир объявил, что прийти должны все на реку. Люди, кто по пояс, кто по грудь входили в воду. Священники читали молитвы.

      И сейчас обряд крещения связан с водой. При этом, согласно христианскому вероучению, происходит очищение человека от зла, от всех грехов, его телесное и духовное преображение. Крещение для христианина – это символ будущего Воскресения, вечной жизни. Чтобы принять новую религию очищенным, как бы вновь рожденным, надо было погрузиться в воду. Многие не хотели креститься. Их загоняли в Днепр силой. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию. Отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Так же спокойно отнеслись к крещению жители южных и западных городов Руси. Они часто общались с иноверцами и жили в многоязычной среде.

       Большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. В Новгороде Великом дело дошло даже до уличных боев.  Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавляемая Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба. Они заявили о своем желании сохранить религию предков.

       Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам. Именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации. В южных и западных городах и селах языческие верования были как суеверия, а не как религия.

       Чтобы ничего не напоминало о старой вере, княжеские дружинники уничтожали статуи богов, которым раньше поклонялись славяне. Древние фигуры богов раскалывали на части и сжигали.

       Но, даже став христианами, жители Руси продолжали молиться древним богам. Формально Русь стала христианской, погасли погребальные костры, огни Перуна, но еще долго по деревням  насыпали языческие курганы, а после церковной службы люди шли поклониться огню – Сварожичу, солнцу, справлять буйные праздники старины. Еще долго сохранялась вера в домовых, леших, водяных.                                                                                                     Так  язычество начало свой долгий путь слияния с христианством.

                                   Христианизация Руси

       Двоеверие, существовавшее на Руси на протяжении десятилетий, веков, постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Элементы язычества очень устойчивы.

       Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов. Новая вера способствовала укреплению связей Руси со странами христианской Европы. Ее введение привело к распространению славянской азбуки и письменности.  В Киев из Византии привозились иконы, священные книги, был организован их перевод на славянский язык. По лучшим традициям других стран на Руси начали строить церкви и соборы.

       Особенностью византийского христианства стало то , что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.

       После принятия христианства на Руси детям стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре. Они были римского, греческого, древнееврейского происхождения. Многие из имен были позже постепенно приспособлены к русскому произношению: Иоанн – Иван; Георгий – Юрий и Егор; Иаков – Яков и др..

      Русскую церковь возглавлял митрополит и епископы. Они были присланы из Византии. Был создан церковный устав. Но скоро возникла необходимость в резком увеличении количества священнослужителей. Было открыто много школ, в которых готовили священников. Школы в большой степени содействовали делу просвещения.  Митрополит и епископы владели  землями, селами и городами.  У них были свои слуги, холопы, изгои и свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Монастыри стали одной из важнейших церковных организаций. Они строили жизнь по византийской идеологии.

     

             Значение и исторические последствия крещения Руси 

       

      Крещение стало знаменательным событием в истории страны. Принятие Русью христианства было явлением прогрессивным в общественной и духовной жизни. Были установлены тесные дипломатические связи Руси со многими европейскими странами, стали быстрее развиваться ремесла, налаживаться торговля, процветать культура, которая обрела новые черты и особенности. Начали чеканиться золотые и серебряные монеты.

      На Русь приехали иностранные специалисты. Ими были построены многие христианские храмы, например, в Киеве – каменная церковь Богородицы (Десятинная), сооруженная византийскими мастерами и ставшая первым русским музеем.    

      Во многих отношениях древнерусская культура обрела новые черты и новые особенности. Христианизация Руси явилась фактором, ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами. Начался процесс консолидации  этнического и государственного древнерусского сознания.

      С принятием христианства в области культуры есть и отдельные негативные моменты. Известно, что литература и словесность Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. Значительная ее часть не попала на бумагу, утрачена. В этом есть вина церковных кругов, отрицающих языческую культуру и боровшихся с ее проявлениями.

       Древнерусская литература, в которой велика роль христианской церкви,  возникает со времен правления Ярослава Мудрого – XI в. Ранние древнерусские писатели происходили из христиан Византии и Болгарии.

       Принятие Русью христианства послужило стимулом для ознакомления с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активно начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего востока.

       Крупные последствия имело крещение Руси в области просвещения. Киевская Русь получила после крещения письменность на славянском языке. Вся светская наука шла под знаком церковной. Произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной киево – новгородской литературы. Эту литературу создают представители самой образованной части населения – духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах.

       Крещение оказало огромное влияние на развитие техники в Киевской Руси. В земледелии оно выразилось в повышении техники огородничества. Христиане стали употреблять в пищу много овощей, участвовать в церковных постах.

       Очевидно влияние византийского христианства в области строительной техники. Греческие архитекторы познакомили с каменной кладкой церквей. От них узнали о технике кладки стен, сводов, куполов, колонн. Названия строительных материалов в древнерусском языке  все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, построены греческими архитекторами.

       Принятие Русью христианства оказало большое влияние на развитие ремесел. Из Византии заимствована техника резьбы по камню. Ею украшены Софийский собор и гробница  Ярослава. Греческая мозаика и фресковая живопись  стали употребляться для украшения церквей и дворцов. В некоторых видах ремесел русские мастера сравнялись с греками. Их тематика в большинстве случаев церковная.

       Ярко влияние крещения выразилось в художественной области.  До нас дошли ценные образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства в лучших образцах византийского строительства эпохи его расцвета.

     С принятием христианства изменилась и повседневная жизнь русского народа, его быт и отдых. Народ Древней Руси жил как в больших городах, так и в селах. Религия охватывала все сознание человека. Развитие культуры было неотделимо от религии. Центром сосредоточения культуры были монастыри. Они становились центрами книжности, где монахи переписывали летописи и манускрипты. Там процветала живопись, творчество.

       Источником вдохновения великих мастеров средневековья была вера в Христа.

                                               Заключение

       В заключительной части работы можно сказать, что поставленная  цель достигнута, задачи выполнены.

       Крещение Руси – историческое событие не только отечественного, но и общеевропейского значения. Крещение славянских земель явилось длительным и трудным событием, итогом долгих и сложных социальных, политических, экономических, культурных процессов.

       Работать над темой помогала следующая литература:

  1. Данилов А.А. Россия и мир. – М. : 1995г.                                            
  2. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. : 1987г.                                                                                                            
  3. Культурология. История мировой культуры. – М. : 1988г.                            
  4. Рапов О.М. История России в лицах с древности до наших дней. – М. : Русское слово, 1997г.
  5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVIII в. М. : 1998г.

                                          Приложения 

     

                                         ВИКТОРИНА

 1. Где находилась библиотека Ярослава Мудрого?

 2. Где встретились князь Ю. Долгорукий с князем Святославом?

 3. Объясни значение слов: фреска, мозаика, пергамент.

 4. Где выбирали посадника?

 5. Где писали на бересте?

 6. Где записаны рассказы о жизни Иисуса Христа?

 7. В каком месте были построены Софийские соборы?

 8. Где имелись «Золотые ворота»?

                                       ЗНАЧЕНИЯ   ИМЕН

  Андрей – мужественный                           Анастасия – бессмертная

  Александр – защитник                              Виктория – победа

  Виктор – победитель                                 Галина – тихая

  Иван – красивый, богатый                        Евгения - благородная

  Павел – маленький, изящный                   Елена – избранная, светлая  

  Кирилл – владыка                                      Екатерина – чистая, непорочная

  Константин – твердый                               Мария – смаковница

 

     

     

               

   

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ЗОЖ на уроках

Презентация, демонстрирующая упражнения, используемые в моей работе на уроках с целью сбережения здоровья учащихся.Задача:- Научить обучающихся доступным физкультурным  знаниям, двигательным умен...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Современный уровень формирования  культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов  начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОСТИГНУТЫХ КАФЕДРОЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ ГИМНАЗИИ №1 Г. ЛИПЕЦКА

Обобщение работы кафедры начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка.Цели и задачи кафедры вытекают из общегимназических: «Создание условий, способствующих реализации доступности, качества и эффекти...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Забота о здоровье учащихся является приоритетным направлением в работе по новым образовательным  стандартам.  Не секрет, что поступая в первый класс, первоклассники имеют целый ряд ра...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...