Программа экскурсионной деятельности "Мир природы"
рабочая программа (4 класс) по теме

Недошивкина Ольга Юрьевна

Программа  состоит из трех основных тем, которые соответствуют учебным темам в курсе «Окружающий мир» для 3 и 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursionnaya_deyatelnost_mir_prirody.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсионная деятельность "Мир природы" для  4-х классов

Пояснительная записка

       Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным возможно лишь через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием разнообразных методов: наблюдения, эксперимента, проектно-исследовательских, творческих и др.

        Наиболее ценным является взаимодействие ребенка с социоприродной средой, т.к. он приобретает личный экологический опыт, который в будущем влияет на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом.

         Она состоит из трех основных тем, которые соответствуют учебным темам в курсе «Окружающий мир» для 3 и 4 класса. Во время экскурсий у учащиеся происходит актуализация знаний, полученных во время основных учебных занятий.

 

Основные темы:

  • Растительный мир
  • Животный мир
  • Природа и Человек

Экскурсионная программа «Мир природы» организуется во второй половине дня или в субботние дни – дни развивающих занятий, в зависимости от погодных условий. Деятельность насыщена практическими заданиями и заданиями творческого и развивающего характера. В программе используются различные приемы и методы, но предпочтение отдается деятельности учащихся с учетом их возрастных способностей – проектно-исследовательским методам.

           

Программа

Название

Экскурсия

Месяц

1. Растительный мир (6ч)

1) Травянистые растения

2) Садовые растения

3) Комнатные растения

4) Энергетика комнатных растений

5) Деревья

6) Лекарственные растения

7) Грибное царство

8) Необычные растения

Парк

Ботанический сад (Тепличное хозяйство)

        

-

Цветочный магазин

Парк

Музей леса

Биологический музей

Биологический музей

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

2. Животный мир (3ч)

1) Домашние животные

2) Дикие животные

3) Пернатые друзья

 

4) Экзотариум

5) Террариум

6) Знакомьтесь, динозавр!

(Зоопарк)

Зоологический

Дарвиновский

Зоопарк

Зоопарк

Палеонтологический

Январь

Февраль

Март

3. Природа и человек (2ч)

1) Природа. Значение природы для человека

2) Полезные ископаемые

Дарвиновский музей

Музей Самоцветы или

Геологический музей

Апрель

Май

  1. «Растительный мир» ( 6 часов)

Тема 1. «Травянистые растения» (1 час)

      В течение сентября учащиеся знакомятся с разнообразием растений, видами растений, значением  растений в жизни людей. Рассматривают гербарий растений леса и луга, смотрят видеофильм «Растения-хищники». Проводится экскурсия в парк около школы. В конце месяца составляется собственный  гербарий травянистых растений, произрастающих около школы. По желанию дети составляют кроссворд.

Тема 2. «Садовые растения» (1 час)
  В ходе игры учащиеся знакомятся с разнообразием кустарниковых и ягодных садовых растений, способами  размножения садовых растений, узнают, какие витамины в них содержатся и какую пользу они приносят человеку. Готовят стенгазету фотографий садовых растений, сделанные ребятами в летнее время. Проводится экскурсия в
Ботанический сад или Тепличное хозяйство.


Тема 3. «Комнатные растения» (1 час) 
    В ходе практического занятия дети знакомятся с разнообразием комнатных растений, родиной комнатных растений, необходимыми условиями жизни комнатных растений в нашем климате, особенностями ухода за комнатными растениями. Составляется словарь с названиями комнатных растений, альбом с рисунками комнатных растений.

Тема 4. «Энергетика комнатных растений» (1 час)
    Изучаются  воздействия отдельных комнатных растений на организм человека (традесканция, герань, алоэ, фикус, золотой ус, фиалка, толстянка и др.). Рассматривают правила расстановки комнатных растений. Проводится экскурсия в
цветочный магазин. Составляется  памятка для любителей комнатных джунглей.

Тема 5. «Деревья» (1 час)
   
Знакомятся с хвойными и лиственными деревьями, со «съедобными» деревьями, ролью деревьев в жизни людей и животных.  Составляется гербарий веточек лиственных и хвойных деревьев.  Проводится экскурсия в парк около школы.

Тема 6. «Лекарственные растения» (1 час)
     Учащиеся рассматривают лекарственные растения, места произрастания лекарственных растений,  способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай), правила сбора лекарственных растений. Записывают  рецепты и изготовление отваров из лекарственных трав. Выполняют презентацию. По итогам проводится экскурсия в музей леса.
Раздел 2. «Животный мир» (3 часа)

Тема 1. «Домашние животные» (1 час)
      Вспоминают, какие животные относятся к домашним животным. Узнают отрасли животноводства, породы домашних животных, особенности жизни и содержания домашних животных. Экскурсия в
музей коневодства. 

Тема 3. «Дикие животные» (1 час) 
     Знакомятся с дикими животными, условиями жизни и выживания, особенностями размножения и питания. Определяют значение диких животных в природе и жизни человека, понятия браконьерство, защиты диких животных. Экскурсия в
зоологический музей. Работа по созданию презентации «Дикие животные».

Тема 4. «Пернатые друзья» (1 час)
    Изучают самых маленьких и самых больших птиц, летающиих нелетающих, особенности питания птиц (растениеядные, насекомоядные, хищники), птиц перелетных, оседлых, кочующих, птиц наших лесов. Охрана птиц.
Экскурсия Дарвиновский музей.

Раздел 3. «Природа и человек» (2 часа)

Тема 1. «Природа. Значение природы для людей» (1 час)
     Рассматривают природу живую и неживую, значение природы для людей, методы охраны природы. Экскурсия в лесничество.


Тема 2. «Полезные ископаемые» (1 час)
     Знакомятся с видами и свойствами полезных ископаемых, местами и способами добычи полезных ископаемых, с использованием человеком природных богатств. Узнают, как проводится охрана полезных ископаемых. Экскурсия:
музей Самоцветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Друзья природы"

Программа направлена на формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников....

Программа экскурсионной деятельности в начальной школе.

Обобщение опыта работы по теме "Экскурсионная деятельность как средство активного взаимодействия семьи и школы". Программа экскурсионной деятельности в начальной школе....

Программа экскурсионной деятельности "Мир вокруг нас"

Программа нацелена на комплексное изучение родного края на основе экскурсионной деятельности, в результате которой у детей закладываются основы интереса к окружающему миру, создаются условия для форми...

Авторская программа экскурсионного воспитания

Авторская программа экскурсионного воспитания "Знаю и люблю свой край" учителя начальных классов МБОУ Весёловская СОШ№1 п. Весёлый Кобылат Елены Николаевны.Авторская программа экскурсионного...

Паспорт-рецензия на авторскую программу экскурсионного воспитания

Паспорт-рецензия на авторскую программу экскурсионного воспитания "Знаю и люблю свой край". Данный педагогический проект – авторская программа экскурсионного воспитания «Зна...

Программа "Экскурсионная деятельность" 1 класс

Экскурсии – особый вид познания, который может быть бесконечно разнообразен в своем культурном контексте......

Программа экскурсионной деятельности "В мир прекрасного"

Программа экскурсионной деятельности "В мир прекрасного"...