Права и обязанности
классный час (2 класс) на тему

Чооду Аясмаа Чан-ооловна

Классный час о правах и обязанностях школьников может раскрыть права детей очень занимательно и доступно всем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klchas_pravaobyazannosti.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Права и обязанности

Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нём.

Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.

Ход классного часа

Беседа

-Что означают слова «права» и «обязанности»?

(Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова: «Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. «Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.)

- Какие обязанности и права есть у ребёнка в школе?

(Ответы детей записываются на доску)

Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

Игра «Если бы директором был я»

- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т.д.)

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

  • В школе я должен …
  • В школе я имею право …
  • Дома я должен …
  • Дома я имею право …
  • На улице я должен …
  • На улице я имею право …
  • Как понимаете выражение «право на ошибку»? (высказывания детей)
  • Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (ответы детей)
  • Как понимаете выражение «На ошибках учатся»?

Вывод

Делать ошибки – это нормально. На ошибках мы учимся. Главное – научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка

Мы печём пшеничные

Пироги отличные.

Кто придёт к нам попробовать

Пироги пшеничные?

(«Приглашающие» движения руками)

Мама, папа, брат, сестра,

Пёс лохматый со двора.

(Указательный палец показывает на всех приглашённых)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

(«Приглашающие» движения)

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы.

(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов)

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

(Движение обеими руками вперёд – сажают пироги в печь)

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(Имитация кормления крошками птицы)

-Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Разговор о домашних обязанностях

- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т.д. (выслушиваются ответы детей)

- А у кого из вас свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по дому)

Итог

Примерные обязанности

  • Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи – создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, её вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.
  • Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
  • Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
  • Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приёмом пищи

  • Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
  • Вымойте за собой посуду.
  • Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие)

Правила, связанные с самообслуживанием

  • Волосы подстригайте, причёсывайте или заплетайте в косы.
  • Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.
  • Придя из школы или с прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щёткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
  • Умейте постирать носовой платок, носки.
  • Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.
  • Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте её перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
  • Содержите в порядке своё рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, всё необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учёбы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов. 

- Какие права есть у учащихся?

- Какие есть обязанности?

- Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Дополнительный материал для учителя

Нельзя:

  1. Бездельничать, когда все трудятся.
  2. Смеяться над старостью и старшими людьми – это невежливо; о старших надо говорить с уважением.
  3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.
  4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
  5. Делать то, что обсуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
  6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твоё общение бывают единственной радостью в её жизни.
  7. Садиться обедать, не пригласив старшего.
  8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.

Беседа

- Что такое право? (Правила, по которым живут люди)

- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учёбу)

Всё начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Обсуждение ситуации

-Вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

-Почему обижали маленького утёнка? (Он был совсем не похож на других)

-Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

-Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?

Вопросы:

  • Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?
  • Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
  • Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?
  • Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдёт ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?
  • Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?
  • Кто защищает ваши права? (государство)
  • Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (быть дружными)
  • Какие права ты считаешь главными для человека?
  • Ещё одна обязанность школьника – беречь свои вещи и учебные принадлежности.

(Вспомнить правила обращения с книгой)

МОУ Кок-Тейская начальная общеобразовательная школа №2

муниципального района «Кызылский кожуун»

Классный час на тему:

Провела: Чооду А.Ч.

пгт. Каа-Хем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...