Вазы Эрмитажа
методическая разработка (2 класс) по теме

Романова Ольга Дмитриевна

Методический паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazy.docx51.31 КБ

Предварительный просмотр:

Автор(ы) проекта

Романова Ольга Дмитриевна

Название проекта

Вазы Эрмитажа

Тип проекта

Творческий, практически ориентированный

Краткое содержание проекта

Краткий   обзор   проекта   включает   тему  учебного проекта в рамках предмета (предметов), его структуру, этапы,   практическую  направленность.  Актуальность проекта.   Доминирующая   деятельность   участников проекта,     компетенции,     знания     и     умения     из государственных   образовательных   стандартов,    на достижение которых учащимися ориентирован проект. Отметьте только те пункты стандарта, которые ваши ученики освоили в результате участия в проекте.

Тема учебного проекта в рамках предмета (предметов)

Использование поделочных камней в изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства, представленных в экспозиции Эрмитажа.

Его  структура

  1. Введение    в   проект
  1. Определение направленности проекта
  1. Подготовительный
  1. Составление плана работы над проектом
  2. Определение направлений работы над проектом
  3. Выбор материалов для работы над проектом
  4. Определение возможностей и маршрутов защиты проекта
  1. Основной
  1. Уточнение представлений учащихся о богатстве и разнообразии полезных ископаемых нашей страны, их использовании в жизни человека.
  2. Расширение представлений учащихся  о предметах декоративно прикладного искусства как памятников истории и культуры народа (на материале экспозиции Эрмитажа).
  3. Знакомство учащихся с историей и культурой русского народа на примере сказов П.Бажова.
  4. Формирование представления о труде русских мастеров-камнерезов на примере сказов П.Бажова, предметов декоративно-прикладного искусства (из экспозиции Малахитовой гостиной Эрмитажа).
  5. Изготовление изображений предметов декоративно-прикладного искусства (ваз) из малахита.
  1. Заключительный
  1. Представление выставки  работ в классе, представление результатов работы в Школьном Центре Эрмитажа.
  2. Коллективное  обсуждение, оценка результата и процесса работы.

 Актуальность проекта.  

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок  (самостоятельно или в партнерстве со взрослым) познает окружающий мир: вещи, предметы, явления, находящиеся в определенных связях и отношениях. Нужно, чтобы учащиеся имели не только теоретические знания об окружающем мире, его объектах, явлениях, но и могли применять эти знания в практической жизни. Так в процессе изучения темы «Полезные ископаемые» в рамках предмета «Окружающий мир» необходимо предоставить учащимся возможность познакомиться с практическим применением полезных ископаемых, научиться находить полезные ископаемые (гранит, мрамор) в декоративном оформлении городских зданий и памятников, видеть красоту предметов из поделочных камней, представленных в экспозиции Эрмитажа.

Доминирующая   деятельность   участников проекта

Познавательно – исследовательская.

 Компетенции,     знания     и     умения     из государственных   образовательных   стандартов,    на достижение которых учащимися ориентирован проект.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Окружающий мир:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Изобразительное искусство:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

Технология:

  1. усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  2.  приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  3. использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  4. приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Предметы

Предметы,   основные   понятия   и   концепции   которых рассматриваются в рамках учебного проекта (проект должен  быть  направлен  на освоение  стандартов по выбранным предметам)

Окружающий мир, литературное  чтение, изо, технология

Классы

2

Продолжительность проекта

Месяц

Образовательные результаты

Перечислите    результаты    достижений    учащихся, которые   оценивались   после  завершения  проекта,   в терминах личностных, метапредметных и предметных умений. Начните заполнение этого раздела с фразы «

После    завершения    проекта   учащиеся    приобрели следующие умения:

-        личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-        метапредметные:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  7.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  8.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  11.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  12. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  13. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  14. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  15. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

-        предметные:

Литературное чтение:

  1. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
  2. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  3. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  4. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Окружающий мир:

  1. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

Изобразительное искусство:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

Технология:

  1. усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
  2. овладение технологическими приемами ручной обработки материалов;
  3. использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  4. приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  5. приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Описание этапов проекта

Указать конкретные мероприятия в каждом из этапов (введение   в   проект,    подготовительный,    основной, заключительный)

  1. Введение    в   проект

Определение направленности проекта

  1. Подготовительный

Составление плана работы над проектом

Определение направлений работы над проектом

Выбор материалов для работы над проектом

Определение возможностей и маршрутов защиты проекта

  1. Основной

Уточнение представлений учащихся о богатстве и разнообразии полезных ископаемых нашей страны, их использовании в жизни человека.

  • Знакомство с группами полезных ископаемых.
  • Работа со справочной литературой.
  • Изучение коллекции полезных ископаемых.
  • Составление списка объектов, в которых могут быть использованы отделочные камни.

Расширение представлений учащихся  о предметах декоративно прикладного искусства как памятников истории и культуры народа (на материале экспозиции Эрмитажа).

  • Экскурсия в Эрмитаж: знакомство с предметами интерьеров парадных залов дворца, использование в украшении интерьеров поделочных камней (мрамора, яшмы, лазурита, малахита).
  • Беседа по итогам экскурсии.

Знакомство учащихся с историей и культурой русского народа на примере сказов П.Бажова.

  • Чтение сказов П.Бажова «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка»
  • Просмотр эпизодов фильма «Каменный цветок»
  • Беседа о мастерстве русских камнерезов.

Формирование представления о труде русских мастеров-камнерезов на примере сказов П.Бажова, предметов декоративно-прикладного искусства (из экспозиции Малахитовой гостиной Эрмитажа).

  • Экскурсия в Эрмитаже по Малахитовой гостиной.
  • Знакомство с техникой изготовления предметов из малахита.
  • Сравнение знаний и представлений, полученных при знакомстве со сказами Бажова и в ходе экскурсии.

Изготовление изображений предметов декоративно-прикладного искусства (ваз) из малахита.

  • Анализ особенностей предметов, изготовленных из поделочного камня.
  • Выбор предметов (ваз,  которые будут изображать дети.
  • Нахождение шаблонов (трафаретов) ваз.
  • Выбор формы вазы, наиболее похожей на представленные в музее.
  • Анализ и выбор техник, в которых могут быть оформлены работы (рисунок, аппликация, смешанная техника).
  • Изготовление работ.
  1. Заключительный

Представление выставки  работ в классе, представление результатов работы в Школьном Центре Эрмитажа.

 Коллективное  обсуждение, оценка результата и процесса работы.

Результат проекта

Продукт,  полученный в ходе выполнения проекта,  с указанием    возможности    его    тиражирования    и использования в дальнейшей работе.

Внешний продукт: расширение кругозора учащихся, знакомство с разнообразием предметов декоративно-прикладного искусства в Эрмитаже; расширение представлений о поделочных камнях и изделиях из них (малахита, лазурита,  яшмы); изготовление изображений «Малахитовых ваз».

Внутренний продукт: получение эмоционального удовлетворения от творчества, развитие интереса к экспозициям различных музеев,

Методы оценивания проекта

Формирующее     оценивание,     самооценка,     рефлексия, портфолио и др.

Ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Оборудование, технические средства и другие ресурсы (программное обеспечение

Демонстрационный материал, цифровой фотоаппарат, TV, DVD-плеер, компьютер, мультимедийная система,

 материалы на печатной основе

Санкт-Петербург. Детям о музеях./сост. Алексеева О.Н. – СПб.: Паритет, 2012.

О.Тарутин Что я видел в Эрмитаже. Прогулка по музею в стихах.- СПб., ДЕТГИЗ, 2011. 

П.Бажов Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. – Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1950.

Русский народ/ В 3-х книгах. – М., «Белый город», 2005.

интернет-ресурсы

http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm89_0_1_65.html

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://festival.1september.ru/articles/625743/

http://tineydgers.ru/load/41-1-0-3798

http://www.catalogmineralov.ru/

организация экскурсий в рамках программы сотрудничества с Школьным центром Государственного Эрмитажа «Наш Эрмитаж»

помощь    родителей

Ссылка в Интернет на результат проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальное путешествие по Эрмитажу

В презентации учащимся предоставляется возможность пройти по самым красивым залам дворца. Полюбоваться экспонатами, узнать много интересного о музее....

Эрмитаж

После посещения Эрмитажа, через некоторое время, очень захотелось вспомнить все, что было рассказано на экскурсии. Так появилась  эта презентация. Очень надеюсь, что она поможет и другим учителям...

Новый Эрмитаж

Презентация по истории города С.-Петербурга ....

Боги и герои Древней Греции в шедеврах Эрмитажа

Презентация подготовит младших школьников к тематической экскурсии в Эрмитаж  "Скульптура"...

Античные залы Эрмитажа

Прогулки по удивительным местам исторических ценностей Северной столицы. Виртуальная экскурсия  предоставляет Вам  возможность посетить  отдельные  залы ...

Театрализованное представление. Праздник, который дарит нам книга. Рыцарские сказки. Лия Лившиц. Сказочный Эрмитаж.

Методическая разработка театрализированного представления по книге  Лии Лившиц "Рыцарские сказки. Сказочный Зрмитаж"."Сказки предлагаются как материал для Вашего собственного творчества. Их можно...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Декоративная ваза (Натюрморт декоративная ваза)" (УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: Дать представление о декоративной композиции вазыЗадачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с  приемами графического изображения натюрморта.2. Закрепить умение выполнять гра...