Урок ОРКСЭ "Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Бирюкова Марина Викторовна


Конспект урока ОРКСЭ  по теме "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_dobro_i_zlo.docx13.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ в 4 классе

Тема: Добро и зло

Цель: осмысление главных моральных понятий в жизни — добра и зла.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей.

2. Развивать устную речь, умения выражать ясно свои мысли.

3. Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

Оборудование: учебник «Основы светской этики»,  проектор, компьютер, презентация, песни В. Мигули «Доброта», «Дарите добро». На каждой парте лист, разделенный на две части.

№ п/п

Название слайда

Содержание урока

Солнышко

1. Организационный момент, настрой на рабочий лад.

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

«Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо…»

а).  Работа с эпиграфом.

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Добро – все положительное, хорошее, полезное.

А эпиграфом к нашему уроку станут слова А. Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

- Ребята, как вы думаете, что такое добро? (дети говорят то, что они думают о добре, доброте)

Словарная работа.

Добро

Зло

б).  Словарная работа.

Да! Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое добро. А более точно посмотрим в «Толковом словаре русского языка» (у детей на столах словарь Ожегова, в котором они ищут определение)

Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

- А что такое зло?

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?

Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего урока  «Добро и зло».

Поступки людей

Назовите поступки, которые вы считаете морально добрыми. Часто ли вы так поступаете?

Назовите поступки, которые вы считаете злыми.

Чтение текста учебника «Основы светской этики» (стр. 12 - 13)

Работа с дополнительным текстом.

 Чтение и анализ притчи В. Сухомлинского (Читает учитель)

  • Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
  • Как поступают первый, второй и третий проезжие?

(первый – равнодушный, второй - делал для своей выгоды, третий - милосердный, великодушный, благородный)

  • В чем вы видите разницу между их поступками?
  • Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
  • Как дед отозвался про второго путника? Почему он сказал «И это ЕЩЕ не человек?»
  • Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?
  • Каким еще человеком его можно назвать? (отзывчивым, добрым, великодушным, заботливым, милосердным)
  • Какое качество автор считает главным для человека?
  • Согласны ли вы с автором?
  • Почему притча называется «Обыкновенный человек»?  
  • Как еще можно назвать этого человека? (неравнодушным, добрым)

(Обыкновенный человек отличается щедростью души: ему не надо чужого, не жаль своего, он открыт для всех. Он не ждет ни благодарности, ни похвалы – это его образ жизни).

Вывод: Если в человеке есть чуткость, доброта, вежливость, понимание и милосердие, он как человек состоялся.

 Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.

Если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и, когда приходят трудные минуты, он остаётся один.

Любовь к ближним и обществу определяется, прежде всего, отношением к родителям, к друзьям, к животным,  к родному краю.

 Конечно, мы ещё не совсем взрослые и не всегда имеем возможность помочь всем, но к этому нужно стремиться.

Дети, а можно сказать: «Он добрый человек, потому что относится к людям хорошо»? А если он мучает животных, портит природу, разве он добрый? Разве можно быть к людям добрым, а к животным злым?

 -Нет. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо относится ко всему и всем.

Доброта — способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, то есть то, чему можно научиться. Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

Да, это трудно — всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.

Физкультминутка

Упражнения на разминку.

Портреты философов и их высказывания.

г).  Работа с высказываниями писателей.

- Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к рассказу?

 «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (Мигель Сервантес)

  «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» (Жан Жак Руссо)

 «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» (Вильям Шекспир)

 «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях» (Блез Паскаль)

«Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» (М. Пришвин)

Заставка

5. Прослушивание песни  «ДОБРОТА» в исполнении В. Мигули

Д.С.Лихачев, считал, что самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Какие акции доброты, прошедшие в нашем районе, городе вы можете вспомнить?

Работа в парах.

6. Группировка понятий. Работа в парах. На парте лист, разделенный на две части: зло (слова уже записаны, прочитайте их, подумайте над их смыслом) – добро. Запишите подходящие слова в графе добра.

  • Что вы можете сказать о словах добро и зло?   (Антонимы)  
  • Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
  • Пред нами дерево, которое выросло из корня зла. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы отрубить корень зла, а вырастить дерево добра.  Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и будем рубить этот корень зла. Называйте слова добра.

Добро

Внимательность к людям

Помощь

Отзывчивость

Вежливость

Верность

Сердечность

Порядочность

Совестливость

Благодушный

Мягкосердечный

Добрососедство

Доброжелательность

Любовь к людям

Щедрость

Взаимовыручка

Уважение

Понимание

Улыбка

Радость за других

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Помогает человеку совершать добрые дела дружба, любовь, уважение, вежливость, доброта, понимание, улыбка. Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Релаксация

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми.

Ведь делать добро – это здорово.

Стать добрым волшебником, ну-ка, попробуй!

Лучами земля опоясана,

Тут хитрости вовсе не нужно особой.

Цветами земля опоясана,

Понять и исполнить желанье другого –

Ходите дорогами ясными,

Одно удовольствие, честное слово!

Летайте высокими трассами,

Орбитой любви и привета

Пусть мчится вся наша планета.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

 - Давайте листок со злом скомкаем, разорвем в мелкие клочья и выбросим в мусорное ведро, чтобы никогда не делать зла! А все доброе – сохраним для себя.

  Вывод: главное человеческое качество – доброта, сочувствие и сострадание, забота и ответственность за другого.

  Сознание сделанного добра — это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Быть добрым — значит совершать хорошие поступки, делать людям добро не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно.

Домашнее задание

Подобрать пословицы о добре и зле, подходящие к притче.

Подготовить письменно ответ на вопрос: что я могу сделать, чтобы наш мир стал добрее?

Читать учебник (стр.12-13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...