Внеклассное занятие по окружающему миру."Как нам жить в дружбе с природой".
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Назарова Анастасия Ивановна

Показать актуальность проблем охраны окружающей среды, формирование ценностных экологических ориентаций.

 Активизация экологической деятельности через осмысление сделанного, развитие артистизма, искусства декламации

Нравственное воспитание детей: умение совершать самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по  окружающему миру.

Учитель: Назарова Анастасия Ивановна, МБОУ «СОШ № 11»г.Нижнекамска.

Тема: Как нам жить в дружбе с природой.(программа 2100 )

Класс:3А

Цели: 1). Показать актуальность проблем охраны окружающей среды, формирование ценностных экологических ориентаций.

2). Активизация экологической деятельности через осмысление сделанного, развитие артистизма, искусства декламации

3).Нравственное воспитание детей: умение совершать самостоятельный выбор своего поступка, своей линии поведения.

Оборудование:

ТСО

Запись лесных звуков ( диск)

Костюмы героев сказки

Декорации к сказке

Иллюстрации природы

Слова-опоры для схемы

Выставка книг - энциклопедий

Выставка поделок детей и родителей «Вторая жизнь»

Ход занятия.

1.Прослушивание записи лесных звуков.

-Сегодня мы окажемся с вами среди природных звуков  и поговорим о природе, о том, как жить с нею в дружбе.

2. Стихотворение читает учитель.

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна по имени природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечетлив навеки

В душе ее прекрасные черты-

Поля, леса, луга, моря и реки.

Читают дети

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей,

В увеселительных походах

 Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

                                                             Она – союзница души.

                                                              Не жги ее напропалую,

                                                              И не исчерпывай до дна,

                                                              И помни истину простую:

                                                              Нас много, а она одна!

3. Инсценирование экологической сказки «Колобок».

-Наши животные погрустнели. Давайте посмотрим, почему?

Экологическая сказка «Колобок».

Ведущий:

 Здравствуйте, гости дорогие,

Да и вы ,хозяева родные

Отгадайте-ка загадку:

Покатился без оглядки

Через поле и лесок

Наш румяный …( Колобок)

Плачет баба, плачет дед,

Колобка и следа нет.

Покатился по дорожке,

Не догонят резвы ножки.

Покатился без оглядки-

Засверкали только пятки-

Через поле и лесок

Наш румяный Колобок.

Не скоро сказка сказывается ,а скоро главное случается.  

Заяц:

Ох-ох-ох…Не дай бог…

Что за запах аппетитный?

Колобок? Так поедим!

Стой, ни с места!

Ох-ох-ох…

Колобок:

Ты ,чего это ,косой?

И побитый и хромой?

Заяц:

Попрошу не обзываться!

А косой ты знаешь кто?

Колобок:

Уж не я ли?

Заяц:

 Нет, не ты!

Есть , кругляш, у нас такие,

Кто вчера здесь отдыхал,

А потом бутылками пустыми

По кустам, прицелившись, стрелял,

А я как раз под кустиком лежал-

Ну… культурно отдыхал.

Колобок:

 Вот беда! А  что потом?

Заяц:

Что? Ты даже не поверишь.

Мусор , грязь ,осколки ,банки,

Целлофан, бумага, склянки.

Это ж надо же подумать!

Это разве ж были люди!?

Ведь поранятся зверята,

Несмышленые ребята.

Ты катись-ка дальше ,друг,

Всех предупреди вокруг.

Ведущий:

Покатился без оглядки

Наш румяный Колобок,

А навстречу ему - Волк.

Колобок:

Здравствуй, серый! Аль не рад?

Еле ты волочишь ноги.

Довели тебя тревоги?

Волк:

Это верно , Колобок,

Круглый и румяный бок.

Был я резвым и веселым,

Никогда не был голодным.

Добывал я пищу сам,

Быстро бегал по лесам.

А потом связался с ним!

Колобок:

С кем?

Волк:

Да барана я стащил…

Съел барашка я того,

Обглодал его и вот…

Живот пучит, лапы крючит,

Зубы сводит, череп рвет.

Все, лечиться надо мне.

На поляне дальше есть

Травка, что мне надо съесть.

Лекарственная!

Колобок:

Ты лечись, Волк ,поскорее!

Впредь же будешь ты умнее.

На поляне аккуратней:

Там бутылки, банки, склянки.

Себе лапы не порежь!

Волк:

Вот спасибо, круглый бок.

Ну, катись, и будь здоров!

Колобок:

И тебе здоровья тоже!

Что творится-то! О боже!

Ведущий:

Покатился Колобок

Волку он уже помог-

Помогать не стыдно ведь.

Глянь-сюда идет… Медведь.

Колобок:

Здравствуй , Миша-генерал!

Тоже что ли захворал?

Медведь:

Здравствуй-здравствуй ,Колобок,

Круглый и румяный бок!

Я, друг мой, не заболел.

Я в своем родном лесу

Чуть живьем, брат , не сгорел.

Колобок:

Как же Миша так случилось?

Правило то надо знать,

Что в лесу нельзя медведям

Ведь со спичками играть.

Медведь:

Да не я! Я что же глупый.

Чтобы спичками шалить.

Шел грибник, окурок бросил-

Ума нет, чтоб потушить!

Вспыхнул лес, трещал валежник-

Еле ноги я унес.

А хотел берлогу строить…

Да с бедою не построить.

Птичек жалко, жалко белок ,а ежата…

Вот беда!

Колобок:

Ой-ой-ой! Вот уж беда!

Чем помочь такому горю?

А в соседнем то околке

Под большой ветвистой елкой

Места разве не найдешь?

Медведь:

Ты о чем , румяный бок?

Нет околка: изрубили!

Елок тоже нет : спилили!

Что за люди, не пойму?

Сеют лишь одну беду.

Ну счастливо , Колобок!

Не скучай и будь здоров!

Колобок:

Ох-ох-ох! Да что тут скажешь?

Ведущий:

Покатился Колобок,

Дует в спину ветерок.

Что ж, катись, коль не сидится.

Глянь, сюда бежит … Лисица.

Колобок:

Ба! Лисица! Вот так диво!

Ты куда это спешишь?

На меня и не глядишь!

Не узнала что ль меня?

Колобок я – глянь сюда!

Лиса:

Колобков уже не ем:

На диете я теперь.

Я тебя давно бы съела,

Да боюсь полнеть не в меру.

Ты в сельмаге не бывал?

Курочки там не видал?

В лесу птиц совсем не стало,

А я чуть- чуть оголодала.

С каждым днем в лесу все хуже,

Потравили даже лужи.

Страшно воду пить в реке-

Жизни нет зверью нигде!

Колобок:

Нет, не зря я совершил прогулку эту!

Леса без птиц, и земли без воды.

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды!

Ведущий:

Как это страшно- вымиранье рода,

Всех поголовно, всех до одного,

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего!

И поползет проказа запустенья,

И пересохнут ниточки воды,

И птицы вымрут, и падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти не ищи ты,

Земля защиты требует, защиты,

 Она  спасенья просит у людей!

4. Беседа с элементами рассказа.

- Чем мы можем помочь нашей Земле ( ответы детей ), лесу ?

- Все чаще мы произносим «ЭКОЛОГИЯ». Как вы объясните это слово? ( « ЭКО» - дом, «ЛОГОС»- наука. Наука о связи между человеком и природой. )

В ходе беседы на доске появляется схема:

ЭКОЛОГИЯ

ЧЕЛОВЕК – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

УТИЛИЗАЦИЯ МУСОРА

СБОР    СОРТИРОВКА      ПЕРЕРАБОТКА

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

5.Работа со статьей ( стр.130 учебника Вахрушева « Окружающий мир» 3 класс )

-Что вы узнали о мусоре? (Новые искусственные материалы мусорщики в природе не перерабатывают, это должны делать люди.)

-Кто соберет мусор в лесу? (Надо не мусорить, помогают добровольцы- волонтеры ).

  • Пластиковый стакан, брошенный в лесу, истлеет за 100 лет.
  • Телефонная карта – за 1000 лет.
  • Стеклянная бутылка – за 4000 лет.

В нашем городе Нижнекамске строится мусороперерабатывающий завод, который частично решит вопрос утилизации мусора и улучшит экологию города. Наши ребята вместе с родителями тоже использовали бросовый материал и сделали интересные поделки.

-Какие материалы использовали для этого?(обсудить несколько поделок )

ВИКТОРИНА.

I  тур. «Устами младенца, или не спешите выбрасывать свое будущее (отходы)»

( За  ответы командам – рядам 4-3-2-1 фишка )

ЗАДАНИЕ 1.

  • Его производит обыкновенная корова.
  • В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения в садах- огородах.
  • Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
  • При попадании в водоемы он разрушается. Рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

Его необходимо компостировать. (НАВОЗ)

ЗАДАНИЕ 2.

  • У меня очень много игрушек сделано из нее.
  • Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
  • Предметы, сделанные из нее весят мало.
  • Если поджечь, то появится черный едкий дым.

Ее нельзя выбрасывать, т. е. в природе она не разлагается.(ПЛАСТМАССА)

ЗАДАНИЕ 3.

  • Его делают из песка.
  • Чаще всего оно прозрачное.
  • Когда падает, разбивается.
  • Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

Брошенное в лесу, оно может стать причиной пореза.(СТЕКЛО)

ЗАДАНИЕ 4.

  • Это получается, когда становится старым и ломается.
  • Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
  • Это можно сдать и получить деньги.
  • Это можно переплавить, чтобы сделать что- то новое.
  • Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги. (МЕТАЛЛОЛОМ)

ЗАДАНИЕ 5.

  • Его изобрели китайцы.
  • У нас ее получают из древесины.
  • Она легко горит.
  • Из нее получается очень много мусора.
  • На ней обычно рисуют или пишут.(БУМАГА)

ЗАДАНИЕ 6.

  • Его много в городе, но мало в деревне.
  • Особенно силен он в промышленном городе, где много  заводов, фабрик, машин.
  • От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится еще больше.
  • Его издают разные приборы и машины.
  • Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. (ШУМ)

УЧИТЕЛЬ:

-Шум – враг №1. Он – физический наркотик, калечит тело и душу. Тишина нужна миру. «Обуздание шума» - одна из острейших проблем 21 века. «Шум- такой же медленный убийца»(Клудсен, США), который утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться.

У 20% молодых людей слух снижается и становится, как у 85- летних стариков. ( ДОКЛАД о шуме делает ученица Алена Э.)

II тур викторины «ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ОДИН?»

ЗАДАНИЕ: закончить фразы.

  • Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… ( использовать много раз, сдать в магазин)
  • Одежду, которую ты уже не носишь можно… (отдать нуждающимся)
  • Не выбрасывать старые игрушки и книги: они могут… (кому-то понадобится)
  • Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и… (сдать туда ненужную бумагу)
  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (ее выбросить)
  • Старайся не использовать пенопласт, т. к. он практически… (не разлагается в природе)
  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно…( сдать)

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ).

- Будем же беречь нашу Землю! Другой планеты у нас не будет! Голубая планета – величайшее чудо, она у нас одна.

ЧИТАЮТ ДЕТИ:

Волнуется природа неспроста.

Не существует лишнего в природе,

 Природа гармонична и сложна,

 И если катаклизмы на подходе,

Волнуется Природа неспроста.

Она предупреждает Человека…

Пора остановиться! Не спешить!

Придет тот день- опомнится бедняжка:

Куда спешил, зачем ломал дрова?

И трудно жить становится и тяжко-

Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,

Что все живое превратится в прах.

Вот это Человеку не простится!

Как не пугает Человека страх?!

Лишь миг, всего одно мгновенье-

И все живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Все разнесет глобальная беда.

О люди! Надо быть мудрее!

Любите, берегите шар земной, (поднимает вверх глобус)

Терпимей будьте, мягче и добрее

И навсегда покончите с войной…

( С.С. Нефедова г. Кузнецк )

- Покончим же с войной против самих себя и будем жить в дружбе с природой.( звучит музыка лесных звуков)