материалы к конкурсу«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 3- 4 классов.»
статья на тему

Бочка Ирина Александровна

ПОРТФОЛИО

 

 

Бочка  Ирины  Александровны

 

 

участника муниципального этапа краевого конкурса

лучших классных руководителей

«Современные подходы к определению  содержания в организации  воспитательного процесса в классе»

 

 

В номинации: «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности    классного руководителя 3- 4 классов.»                       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_dlya_konkursa_klassnyy_rukovoditel.docx30.36 КБ
Файл prilozheniya_k_rabote.docx1.07 МБ
Файл bochka_i.a.pptx623.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 12

 имени С.Н.    Кравцова станицы   Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

ПОРТФОЛИО

Бочка  Ирины  Александровны

участника муниципального этапа краевого конкурса

лучших классных руководителей

«Современные подходы к определению  содержания в организации  воспитательного процесса в классе»

В номинации: «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности    классного руководителя 3- 4 классов.»                          

2013 год

В разное время педагогическая наука дает различные трактовки понятия «воспитание». Однако, на мой взгляд, наиболее верным и доступным является понятие, предложенное Х. И. Лийметсом: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель и наставник. Он организует и направляет воспитательный процесс в группе, объединяет воспитательные усилия родителей и общества. В деятельности классного руководителя органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии личности ребенка, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе.

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружный коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний.

Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса, его соответствие целям нравственного, патриотического воспитания и активного участия в нём детей. Большая роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания учащихся принадлежит начальной школе, поскольку в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями

Традиционно в России первостепенной задачей воспитания было формирование духовно-нравственных элементов характера. Человек не может жить вне связи с другими людьми, но вступать в отношения с ними он может по-разному: сотрудничать и соперничать, любить и ненавидеть, заботиться и быть  безразличным. Форма этих отношений закладывается в детстве.

Изучение учащихся является необходимым условием повышения эффективности нравственного воспитания. По своему характеру, по уровню морального развития учащиеся неодинаковы. Одни из них более подвижны, другие медлительны, неповоротливы. Одни - смелые и решительные, другие – застенчивые и стеснительные. Одни отличаются организованностью и настойчивостью, другие не обладают этими качествами. В общем, учебный класс объединяет не похожих друг на друга детей. Их характеры, интересы, настроения и желания, мотивы поведения, навыки и привычки, как правило, различны. Не может быть одинаковой и мера воздействия на них. На одних школьников хорошо влияет простое замечание, просьба, доверие к ним, По отношению к другим более эффективны приказание, строгий подход. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю применять определенные меры воздействия и добиваться больших успехов в воспитании. С этой целью я провожу (с согласия родителей или законных представителей) различные психолого- педагогические исследования: (ПРИЛОЖЕНИЕ I) «Методика «Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка», автор Богдан Татьяна Владимировна;   Диагностику уровня школьной тревожности (тест Филлипса) (ПРИЛОЖЕНИЕ II) исходя из результатов данного теста я могу  помочь ребенку преодолеть ту  или иную тревожность, тем самым сделать его пребывание в школе более комфортным, а следовательно учение более успешным об этом свидетельствует диаграмма с результатами   за последние 4 года в моем классе (ПРИЛОЖЕНИЕ III). Для того, чтобы качественно осуществлять воспитательное воздействие на детей я исследую темперамент, используя метод «Наблюдений» (ПРИЛОЖЕНИЕ IV). Пользуясь результатами данного исследования (ПРИЛОЖЕНИЕ V) личности ребенка я лучше нахожу подход к каждому и используя личностно- дифференцированные методы воспитания и обучения, на основании полученных результатов исследования даю соответствующие рекомендации родителям, (ПРИЛОЖЕНИЕ VI) как лучше воспитывать детей с тем или иным типом темперамента. Так же в своей деятельности пользуюсь различными методиками по изучению различных познавательных процессов.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всей школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. С этой целью, в 2012 году я разработала инновационный проект по теме «Активизация учебной мотивации посредством применения метода исследований во внеурочной деятельности». И на основании сертификата (ПРИЛОЖЕНИЕ VII) о муниципальной экспериментальной площадке  осуществляю свою деятельность. По оценкам психологов около 38% учащихся нуждаются в повышении мотивации к учению, а это обеспечит успешность ученика. Главная задача учителя начальных классов: сформировать устойчивый мотив к учению. А это возможно, использовав на уроках и во внеурочное время исследовательский метод в работе.         Различные конкурсы, олимпиады- это возможность для ученика проявить себя и сформировать мотив: учиться- интересно.         Мой  проект направлен на создание устойчивой мотивации к учению у учеников начальной школы.

Результаты в ходе реализации проекта  говорят сами за себя:

  • повысилось  качество знаний в классе на 12 %.
  • Мои учащиеся- победители и призеры  муниципального этапа олимпиады для учащихся начальной школы по математике; призеры Всероссийского рейтинга по русскому языку (ПРИЛОЖЕНИЕ VIII)
  • ученики самостоятельно приобретают необходимые знания, могут их эффективно применять  на практике.
  • активно применяя данный метод в своей работе мои учащиеся умеют творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления поставленных задач, выдвигать новые идеи;
  • грамотно работают с информацией: умеют собирать необходимые для исследований факты, анализируют их, делают необходимые выводы. Среди моих учащихся 2 победителя (2011, 2013гг) муниципального этапа конкурса «Семейный экологический проект»; 3 призера муниципального  этапа  краевого конкурса  учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» (ПРИЛОЖЕНИЕ IX) (Малой академии наук учащихся Кубани в 2012-2013 учебном году).
  • Победитель краевого конкурса научно- исследовательских работ. (ПРИЛОЖЕНИЕ X);
  • Победитель муниципального и зонального  этапов краевого конкурса учебно- исследовательских проектов школьников «Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук Кубани. (ПРИЛОЖЕНИЕ XI).

В этом заключается большая обучающая сила такой работы.

Я формирую мотивацию к учению каждого отдельного ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создаю благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления.

В период с сентября 2012 по май 2013 трижды была проведена Диагностика

школьной мотивации детей младшего школьного возраста по методике   Н.Г. Лускановой. По результатам (ПРИЛОЖЕНИЕ XII).Прослеживается динамика роста учебной мотивации.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей учащихся, забота об охране здоровья. Для достижения этой цели я в своей работе использую различные  воспитательные технологии. Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Профессиональное овладение педагогическими технологиями дает возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.

Подробнее остановимся на воспитательных технологиях, которые я чаще всего использую в своей практике.

Диалоговые технологии

Дебаты (ПРИЛОЖЕНИЕ XIII)

Цель использования:

- развитие умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии; творческих способностей школьников; общей культуры и интеллекта;

- развитие воли, памяти, мышления,

-развитие и совершенствование умения вести полемику, сопоставлять и анализировать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, подвергать сомнению бесспорные истины, отстаивать и применять полученные знания в жизни;

- формирование готовности противостоять “информационному зомбированию”;

 - развитие умения осознанно вырабатывать жизненную позицию. (ПРИЛОЖЕНИЕ IVX)Данную форму использую часто на различных уроках. . Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей. (ПРИЛОЖЕНИЕ XVI).

Активно использую шоу-технологии (ПРИЛОЖЕНИЕ XVII)

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

- деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

- соревновательность и артистичность на сцене;

Классный руководитель организует.  Он также взаимодействует с учениками на основе уважения, взаимопонимания. Классный руководитель – член педагогического коллектива. Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает не только словом, но и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, высокая требовательность к себе и своим ученикам.

Успех работы классного руководителя зависит и от наличия у него информационных знаний и умений. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изложить свою мысль, умело убедить, привлечь к себе.

К основным качествам, необходимым классному руководителю, следует отнести тактичность, выдержку и самообладание, отзывчивость, наблюдательность, искренность, находчивость, аккуратность и внешнюю опрятность. Его почетное дело – непосредственное воспитание детей, формирование жизнерадостного, трудолюбивого, физически и нравственно здорового поколения. (ПРИЛОЖЕНИЕ X IX)

Классный руководитель ставит и осуществляет единые воспитательные задачи. Так, он стремится приучить детей  к трудолюбию, организованности, правдивости. Но пути, средства и методы достижения этих задач могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Одних нужно вовремя поощрить, других – умело наказать за нарушение правил поведения. А для этого нужно глубоко и всесторонне их изучить.

Основные функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования учащихся  в школе для  успешной жизнедеятельности, содействия разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению.

В качестве важнейших функций (от лат. function – исполнение, обязанность) классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностические, организаторско-стимулирующие, объединительно-сплачивающие, координирующие и личностно-развивающие.

а) Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учёбе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе преподавателей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.

б) Организаторско- стимулирующая функция обуславливается тем, что участие детей  во внеклассной работе является добровольным делом. Оно несовместимо ни с понуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся. Главное здесь, умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к её проведению. Даже самые традиционные виды работы (классные часы) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие красочные формы.

в) Объединительно- сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение коллектива, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге.

г) Координирующая функция обусловлена координацией деятельности учащихся и осуществления единого подхода к ним. Подобную работу необходимо проводить также с родителями и привлекать их к совместной воспитательной работе.

д) Личностно-развивающая функция. Её осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков. Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.

В круг этих обязанностей входит тесное сотрудничество (ПРИЛОЖЕНИЕ XX) с другими структурами, например районной библиотекой, районным музеем, кинотеатром и другими структурами.

Для практической работы классного руководителя больше всего подходят следующие методы воспитания:

- методы убеждения, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, призывы, убеждения);

- методы упражнений (приручений), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, создание ситуаций успеха);

- методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности (критика, поощрения, замечания, наказания, ситуация доверия, контроля).

Классный руководитель организует общение детей в различных формах, содействует их взаимной заинтересованности и духовному взаимообогащению. Это достигается в различных путешествиях (ПРИЛОЖЕНИЕ XXI) путём поощрения учащихся при выполнении общих дел, стимулирования добровольной взаимопомощи, поощрения дружбы, взаимовыручки и чувства сплоченности коллектива, как единого целого.

 Вместе с тем, опираясь на коллективное мнение, классный руководитель предупреждает и пресекает появление кличек, сплетен, нездоровых группировок. Мной, как классным руководителем проводится большая работа по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, результат этой работы- полное отсутствие преступлений и правонарушений среди моих воспитанников (ПРИЛОЖЕНИЕ XXII).

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями (ПРИЛОЖЕНИЕ XXIII).

        Еще важная роль классного руководителя, как педагога- организатора. Я часто являюсь инициатором проведения различных тематических школьных праздников и мероприятий, о чем свидетельствует отзыв (ПРИЛОЖЕНИЕ XXIV) заместителя директора по ВР. Проводя различные школьные мероприятия классный руководитель совмещает все методы и формы работы с классным коллективом, давая возможность раскрыться многообразию талантов учеников. (ПРИЛОЖЕНИЕ XXV)

Изучение, обобщение, распространение и внедрение педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы классного руководителя. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными. Классный руководитель всегда стремится стать положительным примером для своих учеников, и собственный сайт ему в этом незаменимый помощник (ПРИЛОЖЕНИЕ XXVI).

«Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях…».           

        К.Д. Ушинский


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 имени С.Н. Кравцова станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Бочка Ирина Александровны участник муниципального этапа краевого конкурса лучших классных руководителей «Современные подходы к определению содержания в организации воспитательного процесса в классе»

Слайд 2

Жизненное кредо «МЫ РАДУЕМСЯ, ПОСТИГАЯ ИСТИНУ. ЕСЛИ ЖЕ РАДОСТИ НЕТ ЭТО ОЗНЧЕТ, ЧТО МЫ ТОЛЬКО ЗНАКОМЫ С ИСТИНОЙ, НО НЕ СУМЕЛИ ПОСТИЧЬ ЕЕ". Р . Тагор

Слайд 3

Исключительное счастье человека — быть при своём постоянном любимом деле

Слайд 4

Я люблю жизнь такой, какая она есть в ее реальности, в ее вечном движении, в ее гармонии и в ее ужасных противоречиях .

Слайд 5

Сама себе вот-вот на днях Такой вопрос я задала, Озвучу я его в стихах, Так легче выразить слова. А почему я в своей жизни Такую выбрала дорогу? И почему я так решила Зачем я стала педагогом?

Слайд 6

Вопрос , скажу я вам, серьёзный И я решила рассуждать. Быть может, мне ещё не поздно Свою работу поменять? Ведь сколько в мире есть профессий Достойных, денежных, других? От маляров до фотосессий , Полдня перебирала их.

Слайд 7

В итоге, перебрав не мало, Я поняла, укрывшись пледом, Не зря я в жизни выбирала Педагогическое кредо. Ведь я осознанно, с желанием Вошла на путь педагогический, И вот теперь в образовании Уже специалист фактически. Дверей так много распахнулось: И творческая жизнь, и знания Себя щипнула, не проснулась, А значит, нахожусь в сознании .

Слайд 8

Прекрасный мир добра и детства, Дорога в жизнь для поколений. Богаты методы и средства Для начинаний и свершений . И я прошла эту дорогу, Но сам пройти не каждый может. Моё призвание педагога Надеюсь, путникам поможет .

Слайд 9

А Сухомлинский в завещании Сказал – отдайте сердце детям! Имел в виду не только знания, Но ещё качества вот эти: - Любить детей, а как иначе, Ведь это главная задача. - И к каждому иметь подход, Не может быть наоборот. - Оценку правильно давать. - О доброте не забывать.

Слайд 10

- Быть педагог не может злым И в мастерстве своём скупым. - Ну и, конечно, педагог Не может провалить урок. Все эти важные законы Я непременно соблюдаю, Веду я поезда - вагоны За каждый лично отвечаю. В моих вагонах едут дети И наш маршрут по направлениям, Мы, прокатившись по планете, Прибудем к пункту назначения .

Слайд 11

И каждому ребёнку нужно Уменья, знания давать, Но позабыть нельзя про дружбу, Нельзя про радость забывать . Взяла я правила вот эти, Чтоб счастье каждому дарить. Всегда должны смеяться дети, Ну и, конечно, в мире жить.

Слайд 12

И пусть один малыш проказник, А тот, другой, как ангелок, Я подарю им светлый праздник, Я дам им праздничный урок. Детей люблю я всей душою И для себя я поняла, Что не хочу я быть другою, Я этот путь сама нашла .

Слайд 13

Прислушиваюсь к замечаниям, К своим коллегам обращаюсь, Хожу на курсы к новым знаниям, Собой усердно занимаюсь. Педагогическое кредо – Любить детей, ценить коллег. И главное в моей работе – Я – педагог! Я – человек!

Слайд 14

Принцип моей работы заключается в следующем: Не останавливаться на достигнутом, заниматься самообразованием. Всех результатов добиваться своим трудом Изучать и внедрять инновационные образовательные технологии. Вести экспериментальную деятельность. Принимать участие в исследовательских проектах школы, республики Казахстан. Принимать участие в городских, республиканских конкурсах. Любое начатое дело доводить до конца.

Слайд 15

«Истинный деятель, вступив на путь, сразу видит перед собой столько дела, что не станет жаловаться, что ему не дают делать, а непременно отыщет и успеет что-нибудь сделать». Ф.М. Достоевский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы МО классных руководителей начальных классов

План  поможет руководителям МО классных руководителей начальных классов правильно организовать воспитательную работу в школе. В нем отражены различные направления деятельности классных руков...

Статья "Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в ГПД 1-4 классов"

В статье раскрываются особенности работы группы продленного дня, основные формы организации учебно-воспитательного процесса....

Организация и содержание воспитательного процесса для детей с ОВЗ.

В данной статье описывается работа по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»

«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»...

Воспитательный план для классных руководителей 3 класса

Материал для классных руководителей...

"Содержание воспитательного процесса"

Ключевые понятия: воспитательные процесс, структура воспитательного процесса, воспитательная ситуация, содержание воспитательного процесса, программа воспитания, базовая культура личности. Вопрос...