Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
проект (1 класс) по теме

Соловьева Ирина Валерьевна

Работа "Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье" включает в себя историю традиции семейного чтения в России, ответы на вопорс "Почему важно возродить эту традицию в современных семьях, обозначен круг детского чтения, описываются виды семейного чтения.

В данной работе представлен проект "Семейные чтения", который был реализован в нашей школе.

В приложениях можно найти сценарий родительского собрания, игровой прогаммы, примеры анкет "Изучение читательских предпочтений" и др.

В работе представлен список используемой литературы и ссылки на сайты, где можно найти материал по теме "Семейные чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsionnye_kulturnye_tsennosti_-_kopiya.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционные культурные ценности

как основа воспитания в семье

                                                                   Выполнила: 

                                                                   Соловьева Ирина Валерьевна,

                                                                   учитель начальных классов,

                                                                   

В нашей стране традиция семейного чтения имеет глубокие корни.

Длинные зимние вечера. В большой уютной комнате собирается вся семья — несколько поколений. Кто-то сидит за огромным столом, стоящим посредине комнаты, освещенным яркой лампой, кто в удобном кресле… У женщин в руках рукоделие — шитье, вышивание или вязание. Кто-то рисует, лепит. Чувство единения, семейного уюта, душевной и духовной близости…

     Что же собрало всех вместе, что объединило семью? Книга. Традиционный вид семейного досуга — совместное чтение вслух. Читают в основном глава семьи или те, у кого это лучше всех получается, но чаще — по очереди. Не составляют исключения и старшие дети. А малыши учатся не мешать, не перебивать, запоминать свои вопросы «на потом», внимательно слушать, чтобы затем суметь пересказать. Расцвет семейных чтений приходится на XVIII—XIX век.

Во второй половине XIX века в России быть человеком читающим – «homo legens» - становится престижным. «Человек с книгой» появляется на полотнах русских художников в жанровых сценках и портретной живописи.

    В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух – стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьей, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н.С. Лесков, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и многие другие.

В первой половине ХХ века чтение вслух в кругу семьи продолжало оставаться распространенным явлением. Определился и круг литературы, книги особо почитаемых русских и зарубежных авторов, «полезное чтение», передаваемое из поколения в поколение. Николай Любимов, замечательный переводчик, вспоминает детские годы, проведенные в городе Перемышле. В 1918 году его бабушка, дочь псаломщика, ослепла. «До самой смерти  она просила дочерей и меня, чтобы ей читали вслух, но только непременно таких писателей, которых она считала хорошими. В числе хороших значились у нее Бичер-Стоу, Пушкин, Лермонотов, Гоголь, Тургенев, Виктор Гюго, Гончаров, Лев Толстой, Шпильгаген, Чехов, Гусев-Оренбургский. Гусева она ценила как бытописателя и знатока ее среды – среды сельского духовенства. Моя попытка приобщить бабушку к советской литературе окончилась неудачно. Когда я прочел ей что-то, напечатанное в «Красной Ниве», она мне сказала: – Ты мне эту пустоту больше не читай».

Сегодня эта семейная традиция несколько утрачена, т.к. из-за развития техники и компьютерных технологий у людей практически пропал стимул обращаться к книге. Однако чтение является не только источником знаний, а и тем духовным оплотом, который должен быть у каждой личности. Не важно, какой стиль литературы вы предпочитаете, главное, что в нем вы находите отдушину для реализации ваших мыслей.

Почему важно возродить традицию именно семейного чтения?

Во-первых, это один из главных способов воспитания подрастающего поколения. Именно совместно проведенное время становится тем мостом, который соединяет отцов и детей. Даже чтение первых четверостиший совсем еще несмышленому крохе является неоценимым вкладом в развитие его личности. Малыш слышит мамин голос, ощущает себя в безопасности, а это залог спокойствия и уверенности.

Во-вторых, семейное чтение с первых месяцев жизни ребенка формирует у него правильное отношение к книге и литературе. Если ребенок с малых лет видит читающих родителей, то он будет копировать их модель поведения и в будущем сам пристрастится к литературе. Семейное чтение стимулирует внимание малыша к книге, дает первоначальные представления о художественных образах, особому стилю изложения. Кроме того, когда ребенок слышит, как читает ему мама, он овладевает навыками правильной речи.

     Как утверждают психологи, вхождение ребенка в книжную культуру надо начинать с первого года жизни. Ориентируясь на рекомендации специалистов и возрастные возможности ребенка, очертим круг необходимых для развития малыша книг и других печатных изданий.

     Для пятимесячного ребенка, любящего манипулировать предметами, полезны книжки-подушки со страницами из ткани; непромокаемые книги для "чтения" в ванне; издания для самых маленьких с твердыми картонными или пластмассовыми страницами - их интересно пробовать на зубок, переворачивать, ощупывать.

Шестимесячный ребенок способен рассматривать предметы. Для него хорошо приобрести надувные книжки-игрушки, которые он может перекладывать из рук в руки. В семь-восемь месяцев ребенок уже узнает знакомую книжку. Для него хорошо иметь в домашнем собрании книги из серии "Мои первые слова" издательского дома "Нева". Полезны для игр в этом возрасте "книжки-раскладушки".
 

 Девятимесячный ребенок, как известно, любит листать книги и вместе с тем рвать их. Для этой цели можно использовать старые иллюстрированные журналы. В 10-12 месяцев почти у каждого ребенка уже есть любимая книга. Предметом его интереса становятся звуковые книжки и книжки  -"пищалки". 

         

           В годовалом возрасте ребенку нужны книги с простыми и четкими картинками, изображающими знакомые предметы или животных. Годовалым детям очень нравятся стихи, в которых описываются действия и истории, содержащие повторения. Подобные повторения можно найти и в таких любимых детьми сказках, как "Репка", "Колобок", «Теремок», «Три медведя».
         У двухлетних детей особенно заметно желание общаться с книгой вместе со взрослыми, рассматривать ее, вслушиваться в голос читающих родителей. У детей 2-3 лет очень любима стихотворная форма, которую они предпочитают прозе. При этом малыши тяготеют к динамическим ритмам, радостной плясовой мелодике. Вот почему для них так важен детский фольклор. Одним из лучших изданий подобного фольклора для детей специалисты называют сборник народных потешек, песенок и прибауток. Эта книга - находка для детей ясельного возраста и может на несколько лет стать настольной книгой для всей семьи. Для двухлетнего ребенка очень хороши книги-игрушки. Среди них особенно ценны книги-игрушки В. Сутеева - например, "Под грибом", "Цыпленок и утенок", "Как цыпленок голос искал" и др.
             

Круг чтения дошкольника

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники "Русские сказки", "Жили-были". Из изданий фольклора специалисты рекомендуют "Трыпцы-брынцы, бубенцы" - русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.
       Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно приобретать прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
            Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки "Для детей") и Л. Толстого ("Для детей" и "Азбука"). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках "Живая шляпа" (1986) "Бобик в гостях у Барбоса" (1991). Нельзя родителям пройти мимо издания сборника "Алеиушкины сказки" в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов ("Львенок и черепаха"), Г. Циферов ("Сказки старинного города").
               Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", бр.Гримм "Бременские музыканты".    
            Среди лучших книг о живой природе следует назвать "Большие и маленькие" Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.
       
Одним из самых популярных и любимых детьми поэтов нашего времени является Георгий Остер - автор более 30 книг. Наиболее известны среди них "Вредные советы" и "Вредные советы-2". Хотя отношение к ним со стороны взрослых подчас негативное, дети же их любят и воспринимают так, как задумано автором, то есть "наоборот".

           
Из писателей второй половине XX века в круг детского чтения дошкольников прочно вошли В. Драгунский с его "Денискиными рассказами", В. Голявкин с его "Тетрадками под дождем", Н. Носов со знаменитыми "Приключениями Незнайки и его друзей", Э. Успенский с "Крокодилом Геной" и "Дядей Федором", Т. Александрова с "Кузькой". Кроме того, к "классике" детского чтения относят и произведения других писателей, среди которых нельзя не назвать Сергея Козлова и его книги "Ежик в тумане", Юрия Коваля и его пародии на детектив "Приключения Васи Куролесова", а также его лирическую книгу "Чистый Двор", выдержавшую много изданий. Для дошкольников интересен писатель Г. Циферов и его книга "История про поросенка".
          Настоящим подарком детям будет также объемная книга А. Милна "Винни-Пух и Все-Все-Все и многое другое". Не одно поколение дошкольников выросло на книге Д. Родари "Приключения Чипполино". Детям в возрасте 6-7 лет уже доступно одно из самых знаменитых произведений Астрид Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне".

Нельзя не сказать и еще об одной книге - книге австрийского писателя Ф. Зельтена "Бемби". По всему миру прошел мультфильм Диснея, сделанный по мотивам этой сказки.

Круг чтения младшего школьника

              Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный но объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного. Трудно представить развитие ребенка этого возраста без произведений Р. Погодина, В. Воскобойиикова, B. Крапивина, В. Медведева, Е. Велктистова, Ю. Олеши, а также А. Толстого, М. Зощенко, Е. Шварца и др.
           Особый интерес у младших школьников способны вызвать книги, герои которых такие же школьники, как они сами, например: "Витя Малеев в школе и дома" Н. Носова, "Многотрудная, полная невзгод и опасностей, жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника" Л. Давыдычев, "Ольга Яковлева" C. Ивановой и др.
          Для детей младшего школьного возраста непреходящую ценность имеют книги С. Лагерлеф "Приключения Нильса с дикими гусями", Пройслера "Маленькая Баба Яга", О. Уальда ("Мальчик-звезда"), Д. Толкина ("Властелин колец"), Р. Киплинга ("Маугли"), А. Экзюпери ("Маленький принц"), Я. Корчака ("Король Матиуш I"). Для мальчиков издана и пользуется большим спросом книга Г, Белля "Долина грохочущих копыт" и Ф. Бернетт "Маленький лорд Фонтлерой". Эти книги пробуждают у детей чувства добра и сострадания.
          Особое место в книжном собрании для детей младшего школьного возраста принадлежит Библии, а также "Мифам древней Греции", без чтения которых невозможно понять великие произведения искусства, созданные на их сюжеты. Так, младшим школьникам адресована книга "Вавилонская башня и другие библейские предания". Особую ценность имеют переиздания детской Библии. Для выборочного чтения можно рекомендовать младшим школьникам познакомиться с книгой Н. Куна "Легенды и мифы древней Греции" или книгой В. и Л. Успенских "Мифы древней Греции.

   Получить информацию о лучших книгах для детей (с годовалого возраста и до 14 лет) помогут родителям специальные указатели литературы. Фундаментальным справочником является трехтомник "Писатели нашего детства. 100 имен".


                 Как возродить в семье традицию семейного чтения?

           Наиболее легко это сделать молодым родителям. Еще до рождения ребенка подумайте, какое место будет отведено книге в процессе воспитания подрастающего поколения. Начинать читать малышу можно с первых дней его жизни, и это будет основой вашего с ним общения. Заведите традицию читать перед сном, только не допускайте, чтобы малыш засыпал в процессе, иначе он будет воспринимать чтение не как путешествие в сказочный мир, а как простой ритуал. Хорошо, если вы сами попытаетесь придумать сказки именно для вашего крохи. Не ленитесь уделять хоть 15 минут после работы, чтобы посидеть в обнимку с ребенком и почитать ему.

            Обязательно подбирайте репертуар книг согласно возрасту ребенка. Вспомните, какие произведения нравились вам, папе, старшим детям, тогда в процессе чтения вы сможете показать и раскрыть ребёнку наиболее значимые моменты.

            Заботьтесь о создании собственной домашней библиотеки, пополняйте ее изданиями, купленными «наперед». Так вы будете стимулировать малыша к чтению, ведь все новое очень притягивает детское внимание.

          Также семейное чтение – средство эстетического воспитания личности. Замечено, что те дети, с которыми родители проводили много времени за книгой, более приспособлены к общению в социуме.

          Даже при повышенной занятости родителей малыша может подстраховать целая армия умеющих и любящих читать бабушек и дедушек. Сейчас ведь множество прекрасных красочных изданий для детей, море детской познавательной литературы, книжки-игрушки.          

        Пользу чтения с малышом просто невозможно переоценить. Оно развивает самостоятельность мышления, воображение, умение понимать и критически осмыслять текст, выявлять и выражать главную мысль произведения. В последнее время можно наблюдать настоящую родительскую гонку за интеллектуальным развитием малыша, на чем неплохо зарабатывают специальные школы, центры и группы раннего развития. Но за всем этим можно проглядеть развитие эмоционально-волевой сферы, нравственное и духовное формирование личности, которое происходит преимущественно в семье.

         

         В тех семьях, где малыш достаточно долго огражден от основных «врагов чтения» — телевизора и компьютера, приучить его читать проще. При этом не стоит соревноваться с современными способами развлечения и получения информации. Ни в коем случае книга не должна стать наказанием, отлучением от притягательного экрана. Гораздо продуктивнее ненавязчиво восполнять те пробелы в воспитании и развитии, которые неизбежны при перекосе в сторону мониторно-экранного досуга. Почитать можно перед сном, в выходной день, в хорошую погоду на прогулке, на пляже. Да и дачу можно обустроить без лишней электроники.

                                     Виды семейного чтения
         Чтение бывает опосредованным, чтением-сотворчеством и самостоятельным.

Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:
- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;
- ярко и выразительно подавать материал;
- следить за реакцией ребенка

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. По своему опыту родители знают, что через страницу начинает одолевать зевота и клонит в сон. А случается это тогда, когда чтение ребенку воспринимается как обязанность. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого. Будьте готовы реагировать на внезапно возникающие по ходу чтения вопросы и комментарии ребенка и его проявлению отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор, и если вы обрываете ребенка: «Сначала послушай, разговаривать будем потом», он почувствует себя брошенным и ненужным.

      Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Учите ребенка отмечать положительные и отрицательные стороны героев книги как можно раньше, ведь высказанная вслух симпатия или антипатия к герою поможет малышу осознать, почему нравится один и не нравится другой герой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество позволяет незаметно привить у ребенка желание читать самому.

      Самостоятельное чтение – самый сложный вид чтения. Легко запоминая буквы, ребенок сталкивается с проблемой соединения их в слоги, а затем в слова. На фоне неудач у него может пропасть интерес к чтению. Введите элементы игры в процесс овладения чтением.

 В нашей школе был реализован проект «Семейные чтения».

Цель проекта: Воспитание у  родителей культуры семейного чтения

Задачи проекта:

•        Привлечение  внимания  родителей к детской литературе, к  возрождению традиции семейных чтений;

•        Повышение культуры чтения в семье;

•        Помощь  родителям в осознании  ценности  детского чтения, как эффективного средства развития личности, образования и воспитания, как залог жизненного успеха.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

•        Увеличение количества семей, объединённых общими интересами и стремлением воспитать умных, любящих книги и чтение детей.

•        Развитие культуры чтения обучающихся и их родителей

Календарный план реализации проекта

Наименование работ и основные этапы его выполнения

Исполнители

Сроки исполнения

Ожидаемый результат

1 этап

Подготовительный (моделирующий)

1

Проведение теоретического исследования «Традиции семейного чтения в России”

Соловьева И.В., учитель начальных классов

Сентябрь

Обзорный реферат

2

Изучение опыта работы   школьного библиотекаря по теме «Виды семейного чтения».

Октябрь - ноябрь

Картотека

3

Участие в родительских собраниях

Классные руководители

В течение года

Выступление на родительских собраниях

(Приложение 1)

4

Презентация проекта на родительских собраниях

Классные руководители

В течение года

2 этап -

Практический (экспериментальный)

1

Марафон родительских собраний

В течение года

Формирование родительского актива

2

Акция родителей «Подарим библиотеке книжки»

Классные руководители

Январь

Пополнение фонда библиотеки

3

«Посвящение в читатели»

Школьный библиотекарь, родительское сообщество

Февраль

Привлечение новых читателей в библиотеку

(первоклассники)

4

Предметная неделя «Чтение – лучшее умение»

Учителя начальных классов

Март

Пропаганда лучших книг

(Приложение 2)

5

Конкурсная программа “Лето с книгой на острове Сокровищ”

Школьный библиотекарь, родительская общественность

Апрель - май

Стимулирование чтения летом, расширение кругозора детей

6

Конкурс сочинений, рисунков «Мы – читающая семья»

Классные руководители

В течение года

Стимулирование семейного чтения

3 этап -

Аналитико-обобщающий

1

Отчет по проекту на общешкольном родительском собрании

Соловьева И.В.

Май

Решение общешкольного родительского собрания

2

Информирование школьного сообщества о проекте

Школьные корреспонденты

Апрель

Статья в школьную газету

3

Работа школьной библиотеки по поддержке семейного чтения

Школьный библиотекарь

В течение года

Библиотечные уроки

4

Анкетирование учащихся, родителей, сбор отзывов о мероприятиях

Классные руководители, родительская общественность

В течение года

Диагностика, отзывы родителей

(Приложение 3)

5

Информационное сопровождение проекта в виртуальном пространстве

Классные руководители, родительская общественность

В течение года

Публикации на сайте школы, в Дневник.ру

6

Подведение итогов реализации проекта

Классные руководители, родительская общественность

Отчет, обобщение опыта работы над проектом

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школа может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

        Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Приложение 1

Книги в нашей жизни

Родительское собрание

                                                                                      Подготовила:

                                                                                     Соловьева Ирина Валерьевна,

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     МБОУ СОШ №173

                                                                                    с углубленным изучением

                                                                                    отдельных предметов

Книги в нашей жизни

Родительское собрание

Цель:

 - познакомить родителей с результатами развития читательских способностей учащихся класса, умением работать со школьным учебником;

- развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги;

- способствовать развитию потребности в чтении у подростков.

Вопросы для обсуждения

1. Значение книги в жизни школьника.

2. Как работать со школьным учебником.

3. Культура чтения школьника. В чём она заключается?

Подготовительная работа к собранию

1. Анализ читательских интересов учащихся (по результатам исследования библиотекаря, результатам исследования учащихся).

2. Анкетирование детей и родителей по теме собрания.

3. Памятки для родителей по развитию читательских умений детей, по работе со школьным учебником.

4. Статистика собрания.

7. Конкурс на самое лучшее знание книги.

Исследование читательских способностей учащихся

ФИО учащихся

Количество  прочитанных книг на момент исследования

Читательские интересы школьника

Эффективность читательских способностей: (+/ - )

- способность рассказать о прочитанной книге;

- способность делать собственный вывод о прочитанном

Соотношения читательских способностей с учебными результатами по устным предметам

Анкета для учащихся № 1 (см. Приложение)

Анкета для родителей

 Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

        Уважаемые мамы и папы! Вы хотите, чтобы ваш ребёнок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!

•        Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства. Читайте вслух вместе с ребёнком не менее 30 минут в день. Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.

•        Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

•        Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

•        Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.

•        Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги. Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь, никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

•        Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст. Спрашивайте ребёнка, чему учит книга? Что больше всего запомнилось?

•        Предложите ребёнку самостоятельно проиллюстрировать прочитанную книгу.

•        Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

•        Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

•        Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

•        Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

•        Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Правила чтения для учащихся

Памятка

1. Если хочешь развить свой интеллект, кругозор, старайся читать не менее получаса в день.

2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читая, не торопись, обращай внимание на детали текста, интересные фразы, сравнения. Они помогут лучше запомнить содержание книги.

5. Если будешь обращать внимание на время при чтении, скоро забудешь смысл читаемого текста.

6. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв,  а затем продолжи чтение.

7. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

8. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

9. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.

10. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

11. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя или по собственному желанию.

Ход собрания

«Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным благодаря книге».

Ричард Бах

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись  без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Сегодня в современном мире всё меньше внимания уделяется книге. Её часто подменяют просмотром телевизора или игрой на компьютере. Но книга играет первоочередную роль в развитии ребёнка – она способствует расширению горизонтов знания о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования представлений о прекрасном. Читая вместе с детьми, а затем обсуждая прочитанное, мы преподносим им урок умственного, нравственного, эстетического воспитания.

        Важно, чтобы родителей интересовало не только то, что ребёнок читает, но и как он усваивает прочитанное. Не менее важно знать, что привело ребёнка к пониманию прочитанного. Ведь книга может по-разному воздействовать на ребёнка: закрепить те знания, которые он имел, может заставить задуматься и привести к открытию для себя чего-то нового. Способность обнаружить это новое, привязать к имеющимся знаниям, сделать соответствующие выводы – это и есть показатели сформированности у ребёнка логического мышления. Развитие мышления, как и развитие воображения – это результат столкновения ребёнка с новым знанием, способным заставить его задуматься. Большинство книг могут стать материалом для обсуждения с детьми тех проблемных ситуаций, которые в них отражены, выработать пути решения этих ситуаций. В ходе обсуждения необходимо задавать ребёнку вопросы, которые способны его подтолкнуть к размышлению. Например, как бы он поступил в этой ситуации, или что бы он посоветовал герою. Для такой работы с ребёнком необходимо подобрать произведения, которые описывают неоднозначные, противоречивые события.

        Надо научить детей любить книги. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить ребёнка быстро и выразительно читать. Большинство из нас желает привить интерес к книге, т.к. книга – хороший воспитатель, учитель, друг. А.П.Чехов говорил: «Чтобы воспитать, нужны непрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Детям нужно не только помочь постичь азы чтения, но и помочь научиться любить книгу. Только от нас зависит, как дети станут относиться к чтению. Неумение, нежелание читать влияет как на успеваемость, так и на общее развитие ребёнка. Опросы показывают, что дети не только мало, но и безуспешно читают. Чаще всего они не вникают в суть прочитанного. Причины такого положения дел кроются в нежелании родителей обсуждать прочитанное с детьми. Скоро на вопрос: «Как книга?» ребёнок будет отвечать: «Нормально». А словарный запас детей будет равен запасу Эллочки-«людоедки».

        Чтение стимулирует развитие творческого мышления и воображения детей. Но это возможно лишь при обсуждении прочитанной книги. Конечно, обсуждение надо направить в нудное русло, и сделать это могут лишь родители. Ещё раз подумайте над содержанием книги. Попытайтесь объяснить действия героев. Пусть ребёнок объяснит вам, как он понял мораль произведения. Главное – не навязывать ему свою точку зрения, научить его обосновывать и доказывать свою. Если вы заметили затруднения в оценке событий и поступков, помогите ребёнку проявить творчество и воображение при работе с книгой. Попробуйте превратить текст в объект «экспериментирования», ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими ребёнка, он активно их познаёт, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же экспериментировать с текстом? Попробуйте поиграть с ребёнком в и игру «А если…». Замените героя или событие противоположным по смыслу или лишь немного отличающегося от оригинального. Предложите ребёнку придумать новый вариант сюжета, исходя из внесённых вами изменений. В процессе игры вы указываете ребёнку на те противоречия, к которым может привести отступление от логики текста. Экспериментируя с содержанием текста, ребёнок лучше понимает логику событий, учится рассматривать отдельные детали и события, но не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Это способствует формированию у детей творческого подхода к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.

        Почти в каждом современном доме имеется домашняя библиотека. Но многие семьи не позволяют детям пользоваться книгами из-за неумения обращаться с ними. Иначе говоря, книги отторгнуты от детей. Безусловно, книга – это ценность, но пользование ею не есть врождённый дар, ему нужно учить детей. Сначала детям следует объяснить некоторые правила пользования книгой. Например, брать книгу только чистыми руками, не перегибать книги и листы в них, а пользоваться закладкой, и т.д. Приучайте детей прочитанные книги класть на место. Затем в домашней библиотеке выделите полку для личных книг ребёнка. Очень хорошо, если книги в свою библиотеку ребёнок будет подбирать сам, а родители окажут финансовую помощь и помощь в выборе книг. Но именно помощь, а не настойчивость. Хорошо, если родители будут рассказывать ребёнку о книгах своего детства, возбуждая интерес ребёнка к чтению.

        Полезно ещё одно, забытое родителями: чтение вслух всем вместе. Лучше начинать с ваших любимых книг, продолжая уже любимыми книгами вашего ребёнка. Очень скоро он пожелает сам выступать в роли чтеца, а если нет, то предложите ему это в ненавязчивой форме. Чтение вслух раскрепощает ребёнка, учит высказывать своё мнение, формулировать мысль, правильно ставить ударения, развивает речевые данные, учит культуре речи. Чтение вслух, конечно, требует от родителей времени и усилий. В связи с этим можно практиковать его по выходным дням. Кроме того, совместное чтение сближает семью и делает отношения более близкими и откровенными.

Анализ читательских интересов.

Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой литературы, которую желательно иметь в доме.

Список обязательной и рекомендуемой литературы для внеклассного чтения по различным предметам.

Обсуждение и анализ памяток

Анализ техники чтения учащихся класса

Фамилия, имя ученика

Количество слов в тексте

Количество незнакомых слов

Количество прочитанных слов в минуту

Количеств терминов

Выразительность (+ / -)

Осознанность (+ / -)

Типичные ошибки:

-

-

-

- повтор слов и слогов

- искажение окончаний

- неправильное ударение

                

Приложение 2

Предметная неделя в начальной школе «Чтение – лучшее умение»

Задачи предметной Недели:

· Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.

· Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся

· Развивать интерес учащихся к чтению и художественной литературе;

· Способствовать повышению образовательного уровня;

· Обучать детей самостоятельности и творчеству;

· Повысить уровень мотивации изучения литературы.

План проведения Недели литературного чтения

МЕРОПРИЯТИЯ

УЧАСТНИКИ

Продукты деятельности

 1

Открытие Недели литературного чтения.

Смотр сохранности учебников.

Литературная викторина по сказкам «В гостях у сказки»

Библиотекарь.

1 – 4 классы

Подведение итогов по классам.

2 

Конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой сказке.

Конкурс кроссвордов и ребусов.

Конкурс чтецов на тему «Зимушка – зима». (По классам)

1- 2 классы

3 – 4 классы

1 – 4 классы

Выставка иллюстраций к сказкам.

Выставка лучших работ.

По одному ученику от класса на школьный тур конкурса.

3

Конкурс скороговорок.

Олимпиада знатоков чтения.

1 – 2 классы

3 – 4 классы

Подведение итогов.

4

Сочинение на тему «Моё любимое произведение».

3-4 классы

Лучшие сочинения - на награждение.

5 

Конкурс чтецов на тему «Зимушка – зима». Школьный тур.

Закрытие Недели литературного чтения.

1 – 4 классы

Фотоотчёт.

Победители по номинациям.

Приложение 3

Анкеты

Анкетирование учащихся

  • Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
  • Нравится ли тебе читать книги?
  • Какие книги ты читаешь с удовольствием?
  • Нравится ли тебе получать книги в подарок?
  • Какую книгу ты теперь читаешь?
  • Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?
  • У вас дома много книг?
  • Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Анкетирование родителей

  • Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
  • Сколько времени он проводит за книгой?
  • Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?
  • Какие книги он предпочитает?
  • Как вы поощряете его читательские стремления?
  • Дарите ли вы своему ребёнку книги?
  • Есть ли у вас на этот счет какие – то убеждения?
  • Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?
  • Считаете ли вы себя активным читателем?
  • Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?

Анкетирование

       

всего

учащиеся

1-4 классов

учащиеся 5-8 классов

учащиеся 9-11 классов

Мне нравится читать

                      

            

Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители

                      

            

Ненавижу читать, скучное занятие

                       

            

Чтение сейчас никому не нужно

                       

           

Анкетирование

Родителям  предложить оценить чтение своих детей через определенного рода высказывания:

Позитивные высказывания о чтении:

«Чтение – это мир, где можно понять самого себя и других» – %,

«Чтение – это наша жизнь» – %,

«Читать – это классно» – %.

Негативные высказывания о чтении:

«Делать мне нечего, что ли, чтобы читать» – %,

«Только и слышу: читай, читай. Надоело!» –  %,

«Читать – это скучно, нудно, муторно» – %.

Анкетирование

1. Ваша настольная книга?

2. Какую литературу, помимо специальной, вы читаете?

3. Если бы вас по распределению направили в Африку, как знаменитого доктора Айболита, произведения каких авторов вы бы с собой взяли?

4. Какие детские книги необходимо читать малышам с самого рождения?

5. Продолжите фразу: «Читать...»

Список использованной литературы

  • Ахмедова, Л. Кто выбирает книгу? / Л. Ахмедова // Первое сентября. – 2006. – 24 апр. – С. 6.
  • Безрукова, С. В. Я люблю читать: книга для детей и родителей / С. В. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 146 с.
  • Большакова, Е. Волшебный мир книг / Е. Большакова // Няня. – 2009. - № 3. – С. 76-78.
  • Воронова, Л. Там котик усатый, или Место, где свет / Л. Воронова // Библиотека в школе. – 2004. - № 10. – С. 44-46.
  • Глозман, Ж. Расскажи мне сказку / Ж. Глозман // Нач. школа. – 2006. - № 14. – С. 37-39.
  • Гриценко, З. А. «Ты детям сказку расскажи…» / З. А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
  • О привлечении детей к чтению и не только : эссе / Н. Добрынина // Домашняя школьная библиотека. – 2005. - № 1. – вкл.
  • Кожевникова, М. Её величество книга / М. Кожевникова // Счастливые родители. – 2007. - №8. – С. 14-16.
  • Костина, И. По местам становись / И. Костина // Игра и дети. – 2003. - №6. – С. 6-7.
  • Кразаева, А. Уроки чтения / А. Кразаева // Аистёнок. - 2006. - № 10. – С. 44-46.
  • Лутошкина, И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание. – 2004. - № 1. – С. 7-8.
  • Мавлевич, Н. Кому книги в руки / Н. Мавлевич // Семья и школа. – 2003. - № 1. – С. 12-14.
  • Репьева, И. Как мы с Машей читаем русские сказки / И. Репьева // Домашнее воспитание. – 2003. - № 4. – С. 47-48.
  • Трофимова, М. Как хорошо уметь читать / М. Трофимова // Здоровье школьника. – 2009. - № 10. – С. 12-16.
  • Хитрова, Т. День, прожитый в рифму / Т. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 38-40.

Литература:

1. Корнев С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение. - http://kitezh.onego.ru/traditio.html

2. Левидов, А.М. Автор - образ - читатель / А. М. Левидов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1977

3. Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. - М. : РГБ, 2003

Тихомирова И.И. Школа чтения. Опыт, теории, размышления. Хрестоматия., М., 2006

б) дополнительная:

Корнев С. Традиция, постмодерн и вечное возвращение. – http://kitezh.onego.ru/traditio.html

Степичева Т.В. Возрождение традиции семейного чтения: что может библиотека. http://www.uraledu.ru/node/26750

Федотова, Ю. В. Семья как феномен и носитель культурных традиций: Европа с древности до начала XX века: Дисс. на соискание степени кандидата культурологических наук / Ю. В. Федотова. – М. : РГБ, 2003

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

сайт «Учимся быть семьей». Семейные традиции и вечные ценности. Маслова Т. Семейное чтение. http://sem-obuchenie.ru/semejnoe-chtenie.html

Глухова Л.В., Либова О.С. Традиции семейного чтения. http://www.rusreadorg.ru/issues/hl/hl3-10.htm сайт Русской ассоциации чтения.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слайд-презентация "Культурные ценности семьи и их значение в жизни ребенка"

В данной презентации представлены основные направления нравственного воспитания в семье.Предложены возможные пути реализации принципов воспитания культуры в семье.Также можно ознакомиться с мыслями де...

Семья с ее культурными ценностями

Выступление на педсовете...

Обобщение опыта по теме: "Воспитание уважения к культурным ценностям".

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государст...

Родительское собрание на тему: Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка

Воспитание  человека начинается в семье. Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире. В семье у ребенка формируется уме...

Презентация к родительскому собранию по теме: "Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка"

Презентация к родительскому собранию по теме: "Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка"...