Программа "Школьное лесничество"
проект (4 класс) на тему

Финяк Ольга Александровна

Школьное лесничество -  летняя занятость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkolnogo_lesnichestva.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Программа "Школьное лесничество". Экологическое воспитание школьников МБОУ ООШ №8 п. Садового Славянского района

В настоящее время в соответствии с национальным проектом “Образование” экологическое воспитание школьников становится одним из наиболее перспективных направлений. При школах организуются детские и подростковые экологические объединения. Они различаются по форме, методам, приемам и стилю работы, однако задачи у них одни: привить учащимся любовь к родному краю, научить их бережно относиться к природе, расширить знания в области биологии, экологии и других естественных наук, сформировать трудовые умения и навыки.

Программа "Школьное лесничество" МБОУ ООШ №8 п. Садового Славянского района

1. Информационная карта

1.1. Программа “Школьное лесничество”.

1.2. Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.

1.3. Авторы программы: Финяк О.А., заместитель директора по воспитательной работе; Подсвирова С.В., учитель химии и биологии

1.4. Адрес: Российская Федерация, Краснодарский край Славянский район поселок Садовый ул. Комсомольская, 2

1.5. Структура программы:

  • теоретическая часть – 3 ч;
  • практическая часть – 10 ч;
  • исследовательская часть – 6 ч.

1.6. Практическая часть осуществляется в МБОУ ООШ №8, берег реки Протока, лесопарковая зона Крымского района с июня по август.

1.7. “Зеленая лаборатория” школьного лесничества – “зона покоя” в п. Прибрежном.

1.8. Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научно-исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить в 5–7х, а также в 8–9х классах.

2. Цели и задачи программы

Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.

Задачи:

  • укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемой территории – Сочинского национальном парке (лиманы Славянского района);
  • развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка деревьев, кустарников, цветов; сбор лекарственного сырья; умение вести наблюдения; описания леса;
  • осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

3. Отличительные особенности программы

Разработанная программа школьного лесничества  учитывает национально-региональный компонент. Школьники, изучая природу и экологию родного края, приобретают знания о природно-культовом комплексе “Кубань”.

По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебнотворческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.

4. Тип и вид программы

4.1. Возрастной контингент обучающихся – 10–15 лет.

4.2. Статус – объединение.

4.3. Вид программы – межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).

4.4. Состав группы – постоянный.

4.5. Срок реализации программы – июнь-август 2012 г.

5. Формы и режим занятий

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, работа на экологических тропах, полевые экспедиции.

6. Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностносмысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

• умение осуществлять экологический мониторинг в закрепленном участке п. Садовый;

• практические навыки по выращиванию саженцев яблони, березы, тополя и уходу за ними;

• умение проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;

• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;

• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав;

• участие в экологических акциях: “Марш парков”, День леса, День птиц, День Земли;

• участие в экологическом марафоне “Заповедная волна”, работа в школе тьюторов “Сбережем и сохраним Кубань”,  научно-практических конференциях школьников “Шаг в будущее”;

• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”.

7. Подведение итогов реализации программы

Предусматриваются следующие формы:

• выставки;

• научно-практические конференции “Шаг в будущее”;

• школа тьюторов “Сохраним и сбережем Кубань”: выступления с докладами;

• пресс-конференции “Войди в лес с другом”;

• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;

• экологическая спартакиада;

• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.

 

8. Содержание программы

8.1. Основы лесоведения и лесоводства :

• Мой край Кубань. Легенды и рассказы старожилов.

• Охранная и заповедная зона Сочинского национального парка.

• Поля, лиманы – богатство Кубани.

• Грибное лукошко.

• Лесная аптечка.

• Культура общения с природой.

• Традиции кубанских  народов по охране растений.

• Народные промыслы.

• Посади свое дерево.

• Подведение итогов работы.

8.2. Исследовательская и практическая работа – 6 ч:

•  флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;

• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;

• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;

• фенологическое состояние растений;

• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;

• наблюдения на хвое листогрызущими насекомыми;

• исследовательская работа “Биоиндикация растительного покрова”.

Директор МБОУ ООШ №8                                                     В.В. Торгонский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет работы школьного лесничества "Зелёные береты"

Школьное лесничество одна из форм социального партнерства школы и предприятия. Отчет о работе школьного лесничества "Зеленые береты" за 2011 год. цели, задачи работы и направления работы.Достижения и ...

Реализация программы "Школьное лесничество" как источник образования, развития, воспитания школьников в процессе внеклассной работы.

Интересная и практически полезная форма внеклассной работы - школьное лесничество. Направления работы. Результаты....

Программа кружка "Школьное лесничество"

Данная программа дополнительного образования имеет практическую направленность и предназначена для детей 7-14 лет. Программа имеет природоведческий и природоохранный характер....

Презентация работы ОДО "Школьное лесничество"

В нашей школе с 2010 года работает школьное лесничество "Ивушка". Возраст обучающихся от 8 до 15 лет. На занятиях объединения ребята учатся не только любить природу, бережно к ней относиться, но и пол...

цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество. Тропинка.

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка разработан мною в качестве наглядного пособия для учащихся 2-4...

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами

Продолжая цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 3. Знакомство с водоемами...