Государственная символика России.
классный час по теме

Морозова Светлана Николаевна

Материал для проведения классного часа в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klas.chas_o_simvolike.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная символика России

Цель и задачи. Познакомить детей с символами Российской Федерации, показать, что государственная символика – это общечеловеческая, государственная ценность; воспитывать бережное отношение к символам своего государства, любовь к Родине.

Оборудование. Гербы и флаги Российской Федерации, других государств;  герб  Москвы, Тулы и Белева; запись гимна Российской Федерации; портреты Ивана III  и  Петра I, карта России, глобус.

Форма.  Классный час для учащихся начальных классов.

Методы. Рассказ с элементами беседы и игры с учащимися.

Ход занятия

УЧИТЕЛЬ.  – Ребята, что такое Родина? (Выслушиваются ответы всех детей)

- Послушайте одну историю.

   Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».

   По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе «на душе кошки скребут».

   - Почему же Человек заскучал?   (Выслушиваются ответы  детей).

   - Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.

   Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по Родине. Дети, а с чего для вас начинается Родина?

   Дети отвечают. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «С чего начинается Родина?» М.Исаковского.

   - Каждый человек должен любить свою Родину, делать все для ее блага, защищать ее от врагов. Давайте вспомним героев, которых мы знаем, прославивших свою Родину. (Выслушиваются ответы всех детей)

   - Но и в мирное время каждый из нас принимает участие в общем деле, вкладывает свои труд, мысли, талант в развитие Отчизны. Поэт говорит о том, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать, а разве можно не любить маму? Разве можно ее бросить, без нее обойтись? Россия – самая большая в мире страна. Здесь добывают полезные ископаемые, варят сталь, осваивают космос, выпускают огромное количество автомобилей  и т.д. Среди более чем тысячи городов есть  крупнейшие города: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород… В России много самого-самого. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это  5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, то самое большое _ Каспийское, а самое глубокое – Байкал. В России растет самый большой лес на земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Эта безграничность  полей, лесов, эти необъятные равнины и создали, наверное, русский характер. В нем широта души и долготерпение. В сборнике Владимира Ивановича Даля есть пословица: «Велика святорусская Земля, а везде солнышко». Как вы понимаете ее смысл?

   Дети отвечают.

   - В России проживает огромное число русских. Другие нации и народности, живущие в Российской Федерации, тоже корнями связаны с этой землей, с его многовековой историей. Без них не было бы того пути, который прошла Россия от далеких времен до наших дней.  12 июня 1990 года Россия объявила о государственном суверенитете (независимости), а в декабре 1991 года прекратил свое существование СССР. Так начался новый  этап российской истории. У России новый флаг. Она – член ООН. Государством управляет Президент и Правительство на основе законов, которые принимает высший законодательный орган Российской Федерации – Государственная Дума.

      Главный символ любого государства – его герб.

      Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство, фамильное достоинство». Так в  XI –XII веках называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому он принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Он становился символом земель. Возникла наука геральдика – об искусстве составления и толкования гербов. Чаще всего на гербах изображены лев и орел – гордые, могучие  животные, никому не подвластные и господствующие над всеми. Они стали излюбленными символами и по сей день сохранились на гербах многих городов и государств. В Византии был герб с двуглавым орлом, который указывал на два центра некогда могучей Римской империи. Именно  из Византии пришла на Русь христианская религия.

  Герб России – двуглавый золотой орел, более четырехсот лет олицетворяет нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился он в 1497 году. Впервые ввел его царь Иван III – великий князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, Российской Империи, а теперь России. Внутри герба – герб Москвы. Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные одной лентой, символизирующей кровное братство и единую историю трех восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу Земель Русских.

   Гербы – это не только красивые картинки: они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербу своей страны и родного города – символам славных традиций, дошедших до нас из глубины веков.

Каждая страна, каждый город имеют свой герб. Давайте рассмотрим и сравним гербы городов Тулы и Белева.

   Дети рассказывают о гербах Тулы, Белева. 

   - Теперь поговорим о гимне. Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос», что означает «вдохновение, торжественная песня».

   Многие поэты из разных стран посвящали торжественные стихотворения своей Родине, композиторы – музыку. Когда исполняется государственный гимн страны? (Выслушиваются ответы  детей).

  - Верно, при подъеме Государственного флага, при вручении наград, при официальных встречах и проводах представителей других государств, во время торжественных собраний и других мероприятий. Гимн слушается стоя.

Гимн – торжественная песнь, прославляет историю государства, красоту и богатство природы, традиции народа.

Гимны чрезвычайно разнообразны: государственные, военные,  религиозные,  в честь исторического события или героя.

С 1 января 2001 года государственным гимном нашей страны стало произведение с современным текстом С.Михалкова на музыку В.Александрова.

Текст утвержден Государственной думой и президентом. (Знакомство с текстом гимна).

   Дети слушают гимн России.

  -  Что же такое гимн? Дети отвечают.

  -  Есть еще один важный символ – это флаг. Где мы могли видеть Государственный флаг?  Дети отвечают.

Слово «флаг» - греческого происхождения, от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг». Оно сохранилось и в наше время, хотя используется не так часто.

    Государственный флаг, как и герб, является символом государства.  Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают почести и чтят его, как святыню.

  - Трехцветный флаг России был утвержден первым российским императором Петром Первым. Петр очень уважал Голландию, самую передовую  страну в тогдашней Европе. Он многое заимствовал оттуда. Заимствовал он и идею флага, лишь изменив порядок цветов. В то время цвета истолковывались так: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ. Позднее эти цвета стали обозначать следующее: белый считается выражением чистоты устремлений, синий – стремление к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Существует несколько других версий выбора цвета полос флага:

  1. Содружество стихий: моря, земли, неба.
  2. Содружество трех славянских народов.
  3. Олицетворяют: белый – веру, чистоту, синий – небо, благородство, верность, красный – любовь.
  4. Белый – вера, синий – надежда, красный – любовь.

Каждый, кто любит свою страну с уважением относится и к ее флагу – ведь под ним совершено так много подвигов! В бою знамя воинской части  оберегают как самую большую ценность. Если враг сумеет захватить знамя, то воинская часть расформировывается как опозоренная. И наоборот: когда политические демонстранты хотят выразить свое неодобрение действиями другого государства, они нередко сжигают его флаг.

По решению Государственной думы и президента Россия вступила в  XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом. Знаменем Вооруженных Сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были и русские щиты.

   - А теперь я предлагаю вам нарисовать флаг России (или выполнить аппликацию).

   Учитель.   В заключение нашего классного часа проведем викторину.

  1. Название нашей страны и ее столицы.
  2. Назовите государственные символы нашей страны.
  3. Что собой представляет герб России.

                  Где его можно увидеть?

      Что означает двуглавый орел?

                  Что означает щит на его груди?

                  Опишите гербы городов Тулы и Белева.

           4)  Назовите цвета государственного флага.

                  Что они обозначают?

           5) Что такое гимн?

               Когда он исполняется?

               Какое чувство мы испытываем, прослушивая гимн?

Учитель.  Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали, хорошо потрудились, теперь сами можете рассказать  о государственных символах нашей любимой Родины, имя которой Россия.  Ребята, вы – будущее нашей страны. И, если вы вырастите достойными гражданами, то страна наша будет только процветать, будет сильной и богатой.

Литература.

  1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Моя Родина – Россия. Государственные символы России. (Пособие для 3-4 классов начальной школы). - Москва, 2002.
  2. Голубева Т.С. Государственная символика России.// Журнал «Начальная школа», №7, 2001.
  3. Савин О.М. Слово о родной земле. – Край мой, единственный в мире. – Саратов, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие. Государственная символика России.

Конспект внеклассного мероприятия....

конспект урока окружающий мир "Государственная символика России"

Конспект урока по окружающему миру  4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России"

Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);способствовать развитию умения анализировать, об...

Государственная символика России

Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации.  Предлагаемая разработка ориентирована на младший...

Статья "Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой России"

Государственная символика является частью истории и культуры страны.            Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных ...

Государственная символика России

Данный материал поможет педагогу организовать урок, классный час по теме "Государственные символы России". В представленном материале можн оузнать историю происхождения символов, их значение, область ...