Во саду ли, в огороде
классный час по теме

Морозова Светлана Николаевна

Праздник осени (праздник уроая)  для младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_oseni.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

 Цели:

- повторить знания учащихся о растениях, растущих в огороде;

- познакомить с историей некоторых растений; рассмотреть роль и значение растений огорода;

- составить экологические правила по охране урожая;

- развивать познавательные и творческие способности детей;

- развивать мышление, речь учащихся;

- воспитывать экологическое мышление.

Оборудование: иллюстрации с изображением растений огорода; кроссворд «Овощи»; овощи, рисунок с изображением кролика для игры, карта полушарий.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору исторического и иллюстративного материала по теме «Овощи»;
  • рассматривание на уроках изо репродукций картин: А.Куприна «Натюрморт с кабачками и корзиной», Ван Гога «Картофель» и др.;
  • проведение конкурса рисунков, поделок, сочинений на тему: «Осень – щедрая пора»;
  • включение в уроки математики текстовых задач на тему «Уборка урожая»;
  • чтение стихотворений,  сказок, пословиц и поговорок про овощи;
  • использование для словарной работы на уроках русского языка слов на тему «Наш богатый огород»;
  • разучивание на уроках музыки песен  об осени, уборке урожая, овощах;
  • разработка папки-альбома «Вкусные загадки», «Овощная азбука»;
  • составление книжки-малышки «Простые и доступные рецепты блюд из овощей»;
  • оформление выставки овощей, выращенных детьми совместно с родителями и собранных со школьного участка;
  • изготовление декораций и костюмов для праздника.

  Этот праздник – своего рода презентация творческого проекта, результат поисковой, исследовательской и творческой деятельности младших школьников.

Ход праздника.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы праздника.

Учитель. Ребята, сегодня в нашей школе проводится праздник, посвященный одному из прекрасных времен года – осени. И я приглашаю вас принять участие в развлекательно-познавательной  программе «Во саду ли, в огороде…».

Чтец.. Осень! Славная пора!

            Любит осень детвора.

            Сливы, груши, виноград –

            Все поспело для ребят,

            И арбуз увидев важный,

            Оживится детвора –

            И радушно скажет каждый:

  Все:   Здравствуй, осени пора!

Звучит песня «Листопад».

Вед.    Золотое время года –

           Осень добрая пришла.

            Расскажите, садоводы,

            Как у вас идут дела.

            Ну, а кто вам помогает

            Урожаи собирать?

            Кто вам землю согревает,

            Я хочу у вас узнать.

1-й.      Солнышко греет,

            Дождик поливает,

            Овощи на грядках

            Быстро созревают.

2-й.      Дождику спасибо,

            Солнышку спасибо,

            А без них на ветках

             Фрукты не росли бы.      

3-й.      Чтобы урожая

             К осени добиться,

             Мы отлично знаем –

             Надо потрудиться.

 Вед.    Ну, и кто вам мешал,

             Кто работать не желал?

             Кто не сеял, не пахал,

             Огород не поливал,

             Кто бездельничал все лето?

             Назовите, кто же это?

Лентяи.   Когда  же все созреет –

                 За стол хотим мы сесть?

                 Зовите нас скорее,

                 Мы будем фрукты есть!

 

  Вед.         Кто не хочет потрудиться,

                  А за стол спешит садиться,

                  Тем ответим в тот же час:

                  «Угощенье не для вас!»

                  Чтоб добиться урожая,

                   Нужна нам дружба трудовая.

                   И, конечно, без сомненья –

                   И старанье, и уменье.

                   Любите землю с детских лет –

                    Вот всем лентяям наш ответ.

  Лентяи.    Пожалуйста, простите!

                     На праздник нас пустите!

                     Мы на следующий год

                     Вспашем целый огород,

                     В поле дальнее с утра

                     Поведем мы трактора.

                     Будем сеять, будем жать,

                     И полоть, и поливать.  

   1-й.          Так и быть, мы вас простим

                    И на праздник пригласим,

                    Всех досыта угостим!

    2-й.           Только помните, ребята,

                      Лишь тогда земля богата,

                      Если солнце, дождик, труд,

                      Взявшись за руки, идут.    

Звучит песня «Урожай собирай!».

Ведущий. Вырос в поле чудный город Огород. Улочки-грядочки чистые, опрятные, ровненько стоят. Сегодня мы отправимся в интересное путешествие в город Огород.

Ученики (инсценируют):

  1. Нет, не зря, не зря, ребята,

От рассвета до заката

При любой почти погоде

Мы трудились в огороде.

  1. Щедро грядки поливали,

С сорняками воевали,

В эти жаркие недели

Мы без дела не сидели.

  1. Нашим школьным урожаем

Даже взрослых поражаем.

Эх, какое было это

Замечательное лето.  

 Учитель биологии сообщает, какой урожай был выращен на пришкольном участке, называет фамилии ребят, хорошо потрудившихся летом и осенью.

  1. Жители города Огорода.

Ведущий (показывает на план города Огорода). Добро пожаловать, в город Огород. В этом городе на улочках-грядках живут дружные ребятки. Отгадайте, как их зовут.

 Звучат загадки, учитель прикрепляет отгадки-картинки на плане города Огорода.

  • Захотелось плакать вдруг –

Слезы лить заставил … (лук).

  • Набирай скорее в миску

Краснощекую … (редиску).

  • Под кустом копнешь немножко –

Выглянет на свет … (картошка).

  • Отыскали наконец

И зеленый … (огурец).

  • Летом зеленеет,

А осенью краснеет. (Помидор).

  • Завалился на бочок

Лежебока … (кабачок).

  • Разве в огороде пусто,

Если там растет … (капуста).

  • За ботву, как за веревку,

Можно вытащить … (морковку).

  • Над землей трава,

Под землей алая голова. (Свекла).

  • Кто, ребята, не знаком

С белозубым … (чесноком).

  • Держится за землю крепко,

Вылезать не хочет … (репка).

-Молодцы! Вот они – жители города Огород – вкусные и полезные овощи!

  1. Историческая станция в городе Огороде.

 Появляется под музыку «Во саду ли, в огороде»  бабушка Лукерья с корзиной и лейкой.

Лукерья. Ох, уморилась. Здравствуйте, здравствуйте! Разрешите представиться: я – хозяйка Огорода, бабушка Лукерья. Много дел летом в Огороде. Недаром в народе говорят: «Летний день за зимнюю неделю», «Что летом родится, то зимой и пригодится», «Что летом потопаешь, то зимой и полопаешь», «Летний день зиму кормит».

   Нас тоже ждет работа в городе Огороде: мы познакомимся поближе с жителями этого города. А поможет нам в этом мой друг и  страж порядка – огородное Пугало.

 Под музыку выходит огородное Пугало. Одежда рваная, старая шляпа. Танцует.

Пугало. Добрый день! Вы меня узнали?

   Тело мое деревянное,

   Одежда рваная,

   Не ем, не пью,

   Огород стерегу.

   В огороде стою,

   Ничего не говорю.

   Сам не беру

   И воронам не даю.

Все: Пугало!

- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, что я  люблю и уважаю в этом огороде больше всего.

   Прежде чем мы его съели,

   Все наплакаться успели. (Лук)

- Верно, это лук. Кто-то его не любит, а кто-то очень уважает, как, например… (Ф. И. ученика).

Ученик. В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

    Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У славянского народа есть поговорка: «Лук от семи недуг».

    Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Доказано, что, если в течение 3 минут пожевать лук, то его сок способен убить во рту все бактерии. Лук содержит особые вещества – фитонциды, убивающие болезнетворные микробы.

   В России выращивают лук повсеместно, он неприхотлив. Выведено много сортов лука. Самые известные из них: Штутгартер, Стригуновский, Тимирязевский, Бессоновский, Даниловский, Стурон, Центарион, Ред Барон и др.

Игра.

Лукерья. Отгадайте следующую загадку:

   Кругла, рассыпчата, бела,

   На стол с полей она пришла.

   Ты посоли ее немножко.

   Ведь правда вкусная … (картошка).

- Верно. Это картофель или, как говорят в народе, – наш второй хлеб. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» - о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди  не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Слово знатоку истории … (Ф.И. ученика).

Ученик. Родиной картофеля считается Южная Америка (Показывает на карте). Еще в 16 веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил  в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

   В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

   Но был в России в 18 веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка». Нет, наверное, у россиян овоща, из которого можно было бы приготовить такое количество блюд, как из картофеля.

    Посмотрите инсценировку литовской сказки.

Сценка.

         Раз батрак опоздал на работу. Помещик его начал бранить.

  • Как ты посмел опоздать на работу! Солнце давно взошло!
  • Пан, извините, пожалуйста. Я опоздал, потому что ел 20 блюд.
  • Ты? 20 блюд? Какие еще 20 блюд? Отвечай!
  • Картошку вареную, картошку жареную, картошку печеную, картошку моченую, картошку тушеную, картошку толченую…»
  • Иди работать!

Игра.

Пугало. Ребята, послушайте, загадку, которую сочинил русский  народ об этом жителе Огорода (читает).

     Красный нос в землю врос,

    А зеленый хвост снаружи,

    Нам зеленый хвост не нужен,

    Нужен только красный нос.

- Верно, это морковь.

- Поднимите руки, кто любит морковку! Ну а больше всех ее уважает …(Ф.И. ученика).

 Ученик. Более четырех тысяч лет назад люди полюбили морковку. Она превосходит многие овощи по содержанию витаминов и других, полезных для нашего организма веществ.

   В средние века у европейцев морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

      В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови: Королева осени, Король осени, Нантская, Шантанэ, Лосиноостровская, Витаминная, Самсон, Детская  и др.

Игра

 Лукерья. Ребята, закончите мою загадку:

   Что за скрип? Что за хруст?

   Это что еще за куст?

   Как же быть без хруста,

   Если я … (капуста).

- О капусте нам расскажет … (Ф.И. ученика)

  Ученик.  Большинство огородников выращивает белокочанную капусту, но у нее есть родственники: цветная, брокколи, савойская, краснокочанная, кольраби, брюссельская и  другие виды.

  Большие круглые кочаны капусты белокочанной напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

  Капуста была известна еще жителям древнего Египта в Африке (показывает на карте). Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.    Капуста была основой русских национальных блюд. Ее называют третьим хлебом.

  Великий полководец А.В.Суворов любил «кипящие» русские щи.

  Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды.  Сок ее улучшает пищеварение. В капусте содержится много витамина С.

Игра

   Пугало. Знаешь, Лукерья, мне кажется, мою загадку ребята не отгадают.

  Лукерья.  А давай, проверим.

  Пугало. Слушайте…

      Золотая голова

      Велика, тяжела.

      Золотая голова

      Отдохнуть прилегла.

      Голова велика,

      Только шея тонка. (Тыква)

 Пугало. А что вы знаете о тыкве интересного? Пожалуйста, …  (Ф.И. ученика).

Ученик.  В Средней Азии из тыквы делают различную посуду: бутылки, ведра, ложки. В больших тыквах хранят зерно и крупу. В Африке в дождливую погоду путешественники прячут в тыкву свою одежду. Используют тыквы и при переправе через реку, сооружая из них плот.

   В Индии оригинально используют тыкву для ловли обезьян. Просверлив в большой тыкве небольшое отверстие, индусы насыпают в нее немного риса или других семян. Зоркие обезьянки чрезвычайно любопытны и жадны. Только успеют скрыться люди, как обезьянки быстро спускаются с дерева, бросаются к тыквам и, заметив отверстие, запускают в него лапку. Что там? Лапка нащупает зерна риса, наберет их полную горсть. Но сжатый кулачок не проходит в отверстие, и ковыляет обезьянка на трех лапах, волоча большую тыкву. Даже когда прибегают люди, она продолжает держать кулачок в тыкве: жалко выпускать зерна, и охотники легко забирают жадного зверька.

   Тыква относится к диетическим продуктам и используется в вареном, жареном, печеном, тушеном виде, а также для приготовления повидла, варенья, маринадов.

Игра

Лукерья. В городе Огороде живет много иностранцев. И хорошо, между прочим, живут там, процветают. Ребята, отгадайте, кто же это?

  1. Растут на грядке зеленые ветки,

А на них красные детки. (Помидоры).

Верно, родина томатов – Центральная Америка.

2) В огороде сидит, «ку-ку» говорит. (Кукуруза).

    Кукуруза тоже родом из Америки.

3) В суп попала, а ноты знала. (Фасоль).

    Фасоль и бобы – тоже американцы.

4) В огороде у дорожки

    Стоит солнышко на ножке,

    Только желтые лучи

    У него не горячи. (Подсолнух).

  Ученик.  Если внимательно понаблюдать за подсолнечником, то можно догадаться, откуда взялось такое название: эти растения всегда смотрят прямо на солнце. Утром их головки направлены на восток, в течение дня они медленно поворачиваются на стеблях и вечером уже устремлены на запад.

  Подсолнух растет у нас повсюду. Поэтому многие удивятся, узнав, что подсолнечник – «иностранец». А это действительно так. Его родина – далекая Мексика. Когда-то он считался священным растением. Соцветия подсолнечника казались древним мексиканцам чудесными маленькими солнцами, спустившимися на землю. Древние мексиканцы назвали растение «солнечным цветком», отливали его соцветия из золота и устанавливали в храмах.

   Мода на «солнечный цветок» перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели лишь прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза.

    И только в России крепостной крестьянин Даниил Бокарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян масло. Было это в 1829 году. Лишь тогда крестьяне поняли огромную выгоду от разведения подсолнечника и принялись спешно переселять его на поля.

    Прошло немало времени, и «солнечный цветок» стал нашим главным масленичным растением.

Пугало. Подсолнух все любят, особенно непослушные вороны-шалуны. Кыш! Кыш! Работа у меня тяжелая, и в град, и в дождь на посту стою, и никто меня не пожалеет. (Плачет)

Лукерья (успокаивает Пугало). 

  Не печалься, Пугало,

  Ты не зря помучилось,

  Потрудилось ты недаром,

  Сберегло наш урожай,

  И поэтому в подарок

  Рукавицы получай!

 Лукерья дарит Пугалу рукавицы. 

5. Музыкальная станция.

Пугало. Спасибо, ребята, вам за подарки, я тоже в долгу не останусь: хочу спеть вам  вместе с друзьями веселые частушки «Огородные»

 Звучат частушки про овощи..

  1. Экологическая станция.

Лукерья.  У каждого урожая есть свои вредители. Назовите вредителей картофеля, яблони, огурцов, моркови, лука.

- Как же человек может сохранить свой урожай?

Задание 1.

 Найдите в правом столбике, что повреждают перечисленные животные. Соедините линиями.

Колорадский жук.                                  Листья яблонь и других культурных

        растений.

Яблонная плодожорка.                          Листья картофеля.

Тли.                                                          Зерновые культуры.

Полевки и мыши.                                    Яблоки.

Задание 2.

Составьте, используя карточки, схемы цепей питания:

а) в поле;

б) в саду;

в) в огороде.

Пшеница – полевки – совы; яблоки – яблонная плодожорка – скворцы; картофель – колорадский жук – жужелица.

 Задание 3.

 Выберите экологические способы сохранения урожая:

На доске:

а) использовать химические средства;

б) повесить скворечники;

в) ловить бабочек;

г) собирать колорадского жука вручную;

д) поставить пугало в огороде.

7. Занимательная станция в городе Огороде.

1) Викторина «Что растет на грядке?»

2) Кроссворд «Овощи»

3) Игра  «Назовите в каждом ряду «лишнее» слово»

 - пшеница, рожь, морковь, ячмень;

 - томат, капуста, лук, слива;

 - яблоня, кукуруза, вишня, абрикос;

 - огурец, пион, лилия, нарцисс;

 - капуста, картофель, подсолнечник, кукуруза.

4) Игра «большой – маленький»

 Огурец - …(огурчик).

Помидор – помидорчик.

Чеснок – чесночок.

Лук – лучок.

Перец – перчик.

  1. Игра «Вершки и корешки». Условными знаками показать, что употребляется в пищу у: капусты, морковки, картофеля, щавеля, свеклы, репы, лука, укропа.
  2. Игра «Назови, какой это сок». Ведущий бросает мяч и называет овощ, игрок бросает мяч обратно и отвечает название сока этого овоща:

Морковь - … морковный.

Капуста -  капустный.

Свекла – свекольный.

Помидор – томатный.

Тыква – тыквенный.

  1. Игра «Составь предложение».

Лук горький, а морковка - …

Помидор круглый, а огурец - …

Огурец зеленый, а помидор - …

Помидор кислый, а чеснок - …

  1. Творческая станция.

Учитель.  К этому празднику мы долго готовились, получив интересные  творческие задания. Давайте, познакомимся с результатами нашего поиска.

 Дети демонстрируют  свои творческие работы, сопровождая описательным рассказом.

  1.  Рассказ об урожае, собранном со школьного участка. Показ овощей-гигантов.
  2.  Презентация папки-альбома «Вкусные загадки», «Овощная азбука».
  3.  Презентация книжки-малышки «Простые и доступные рецепты блюд из овощей».
  4.  Подведение итогов конкурса рисунков, поделок, сочинений. Награждение победителей.

  1. Итог праздника.

Лукерья. Молодцы, ребята, порадовали вы меня, как много вы знаете и умеете!

А теперь объясните пословицы:

  • Огород для семьи подмога.
  • Огород – семье доход.

Да, не зря говорят, что осень – щедрая пора.

Всем спасибо за внимание! Предлагаю исполнить всем ребятам и гостям праздника известную песню «Листья желтые».

  А праздник наш продолжается чаепитием, да играми забавными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Во саду ли, в огороде"

Мероприятие проводится совместно сродителями осенью. С учащимися готовится театрализованное представление. Дети участвуют в конкурсах викторинах....

конспект урока "Во саду и в огороде"

сценарий урока составлен для  учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

Открытый урок по окружающему миру и по татарскому языку в 1 классе на тему: «Во саду ли в огороде».

Цель:  систематизировать и расширить знания детей об овощах и о фруктах; познакомить с витаминами,  их значением  для человека; учить соблюдать правила гигиены при употреблении ов...

Урок литературного чтения "Кто помогает человеку в саду и в огороде?"

Урок литературного чтения для 1 класса по программе 2100....

Занятие "Во саду, ли в огороде"

коррекционно-развивающее занятие...

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Во саду ли, в огороде."

Этот урок с обучающими структурами 21 века. Дети работают в группах, в парах по обучающим структурам, что позволяет ученикам работать в команде, где все ученики работают слаженно и сообща. Цели урока:...

Обучение грамоте 1 класс Урок 5 Кто помогает человеку в саду и в огороде?

Презентация к уроку обучения грамоте по программе "Школа 2100"...