Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
методическая разработка на тему

Третьякова Елена Александровна

воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»

   В последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости; мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Именно поэтому появилась необходимость разработать программу "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" и апробировать ее на учащихся младшего школьного возраста, тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

 

                                                                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование актуальности программы.

В последнее время воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Важное звено в модернизации воспитательной практики – обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимосвязи с детьми и их родителями. От того, как изменится его работа, во многом зависит  успешность всех осуществляемых преобразований. Каким должен быть классный руководитель? Что следует изменить в содержании его работы? Как построить процесс воспитания школьников в новых условиях? Какие критерии могут выступать в качестве измерения эффективности деятельности классного руководителя? На эти и другие вопросы пытаются найти ответ ученые, методисты и практики.

 Занимаясь проблемой организации воспитания в классном коллективе, осознаешь необходимость обновления и совершенствования  не отдельных элементов работы классного руководителя, а системы в целом.

Воспитательная система « РЕСПУБЛИКА СОЛНЦА » позволяет не только работать по какому-то определенному направлению, а создает условия для развития индивидуальных способностей ребенка через воспитательную систему класса. Такой путь преобразований системного подхода позволяет рационально  распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе, сформировать лицо класса, его неповторимый  облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества.

Данная программа предусматривает изменения в организации воспитательного процесса. Они связаны с реализацией ряда новых принципов в организации воспитательной работы в 1-4 классах. К числу новых принципов наряду с общепринятыми: (природосообразности, целостности, сотрудничества), относятся следующие:

1. Принцип деятельностно-отношенческого подхода к воспитанию личности. Суть его заключается в том, что личностные изменения могут происходить только в процессе деятельности учащегося и возникающих при этом отношениях. Организации собственной деятельности детей следует учить с раннего возраста. Роль классного руководителя заключается в том, чтобы оптимизировать осуществление субъективной функции учащихся во всех сферах школьной жизни. Таким образом, организация деятельности является главным условием обеспечения системы воспитания.

2. Принцип успешности. Оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения. Успех не только помогает жизни раскрытию потенциала, Нои открывает новые возможности.

Условием эффективной реализации вышеперечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнерства учащихся, учителей-предметников, классного руководителя, педагогов дополнительного образования, родителей, старшей вожатой.

Педагог должен профессионально владеть новыми  технологиями воспитания, уметь организовать воспитательный процесс в конкретной педагогической ситуации, совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

 

1.   Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

 

2.   Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.

 

3.   Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

 

4.   Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

 

5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

 

Основная цель программы:

 формирование у детей навыков толерантных отношений.

 

Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

 

 

•     ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

•     ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;

•     социально адаптированный ребенок.

 

Представленная система классных часов и коллективно - творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

 

Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным вариантом их реализации является организация системы дел в каждом классе на протяжении 4-х лет.Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (социометрия, анкетирование интервьюирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно - творческим делом.

 

 

1 класс "Я и моя семья"

 

Для учеников младшего школьного возраста характерны следующие особенности:

 

•     возникновение и закрепление личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности;

•     безграничное доверие к взрослым, главным образом родителям и учителям, подчинение и подражание им.

 

Учитывая эти возрастные особенности, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что - то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей.

Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Все эти действия помогут первоклассникам легче перенести адаптационный период при переходе в начальную школу.

 

Цель воспитательного процесса в 1 классе: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника.

 

Задачи воспитательного процесса в 1 классе

1. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;

2. Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

3. Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;

4. Помочь первоклассникам легче перенести адаптационный период.

 

                          

 

 

 

2 класс "Ты, да я, да мы с тобой"

 

Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенка необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушить ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.

 

   Целью воспитательного процесса во 2 классе становится формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.

 

Задачи воспитательного процесса во 2 классе:

• обучать детей взаимодействию при решении проблем в коллективе;

• обучать детей разделению труда при выполнении заданий;

• воспитывать у ребят умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

• Формирование традиций классного коллектива.

Предлагаемые формы работы

Беседы

Классный час

Игра

Конкурсы

Праздники

Спортивные состязания

 

 

класс "Вместе лучше!"

 

 

В наши дни, в связи с тем, что ситуация в мире неспокойная, очень много людей - мирных жителей оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Поэтому к нам в школу с каждым годом приходит все большее количество детей разных национальностей. Важно внушить ребятам мысль, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир.

 

   Целью воспитательного процесса в 3 классе становится формирование толерантных отношений между детьми, с какими - либо различиями (национальными, религиозными, половыми), развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

 

Задачи воспитательного процесса в 3 классе

• воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;

• формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

• воспитывать у ребят любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.

 

 

Предлагаемые формы работы

Тематические классные часы

Беседы

Читательские конференции

Экскурсии

Праздники

Игры

Конкурсы

 

класс "Учимся договариваться"

 

Как уже отмечалось, для младших школьников необычайно важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ребенка как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.

 

Поэтому целью воспитательного процесса в 4 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

 

Задачи воспитательного процесса в 4 классе

• создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;

• развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

 

 

Наряду с этическими беседами, формирующими нравственные ценности ребенка, с праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают детям реальные пути выхода из конфликта. Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.

Психологические знания, полученные четвероклассниками на занятиях, помогут им завершать конфликты без насилия и во взрослой жизни.

Также следует отметить, что если в классе постоянно случаются конфликтные ситуации, то ребенок может искать комфортную для себя группу за пределами класса и даже школы.

Предлагаемые формы работы

 

Беседы

Тематические классные часы

Конкурсы

Концерты

Праздники

Спортивные состязания

Экскурсии

Игры

Психологические тренинги